Научная статья на тему 'Использование интерактивных форм обучения студентов при изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»'

Использование интерактивных форм обучения студентов при изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1101
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ЭКОЛОГОВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / INTERACTIVE EDUCATION / INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL TRAINING OF BACHELORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелчкова Нина Николаевна, Тюмасева Зоя Ивановна, Орехова Ирина Леонидовна

Статья посвящена проблеме интерактивного обучения. В ней приводятся примеры интерактивных форм обучения студентов, которые используются в процессе преподавания учебного курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» как составляющей экологовалеологической подготовки бакалавров педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щелчкова Нина Николаевна, Тюмасева Зоя Ивановна, Орехова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of interactive forms of students education in «Аge anatomy, physiology and hygiene» course of study

The article deals with the problem of interactive education. The author describes the interactive forms of students’ education, which are used in the process of teaching of the course «Age anatomy, physiology and hygiene», as a part of ecological and valeological training of bachelors of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных форм обучения студентов при изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»»

УДК 613.4:371.01 ББК 51.204:74.202.15

Н.Н. Щелчкова, З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова

использование интерактивных форм обучения студентов при изучении курса «возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Статья посвящена проблеме интерактивного обучения. В ней приводятся примеры интерактивных форм обучения студентов, которые используются в процессе преподавания учебного курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» как составляющей эколого-валеологической подготовки бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные формы и методы, эколого-валеологическая подготовка бакалавров.

N.N. Shchelchkova, Z.I. Tyumaseva, I.L. Orekhova

THE USAGE OF INTERACTIVE FORMS OF STUDENTS EDUCATION IN «AGE ANATOMY, PHYSIOLOGY AND HYGIENE» COURSE OF STUDY

The article deals with the problem of interactive education. The author describes the interactive forms of students' education, which are used in the process of teaching of the course «Age anatomy, physiology and hygiene», as a part of ecological and valeological training of bachelors of pedagogical education.

Key words: interactive education, interactive forms and methods of ecological and valeological training of bachelors.

Современное высшее образование ставит основной целью развитие у студентов потребности самообразования и самосовершенствования. В условиях перехода на уровневую систему педагогического образования резко возрастает роль и значение отбора содержания, методов и средств организации образовательного процесса, способствующего достижению студентами уровня профессиональной компетентности, достаточного для эффективного осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и

наклонностей. Для формирования компетентности в процессе профессиональной подготовки необходимо использовать технологии обучения, требующие самостоятельности студентов, а также изменения характера взаимодействия преподавателя и студентов. При этом студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором.

Одно из требований к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС ВО является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес таких занятий должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

X

ф

т >.

со

с ш

о н

X

ф Ä ч ГО

ф S

£ i ю Е

0 о

Ü. Ü ft

1 i

I- о

£ I-

го го й!

ф ГО IX

к

го *£

со со

соШ .0 «

<5 я

с ° 5 £

го m о х <u

О

со

<я ш

о ^

т

5

и: I

Само понятие «интерактивное обучение» не является новым для педагогической теории и практики (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, Г.П. Ще-дровицкий и др.), но целостная теория интерактивного обучения до сих пор не выстроена. Своими корнями вышеназванное понятие уходит в другой термин -«активное обучение». В обобщении опыта активной педагогики соединились лучшие традиции зарубежной (Г. Гегель, А. Дистервег, Д. Дьюи, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фре-бель и др.) и отечественной (Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, а также А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линский и др.) педагогической практики и науки.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского лексикона, interact имеет следующий перевод: inter - взаимный, act - действовать. «Интерактивный» означает находящийся в режиме взаимодействия (беседы, диалога) с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется субъект-субъектное взаимодействие между, например, педагогом и студентом, а также между студентом и студентом. Сущность интерактивного обучения становится более ясной в сравнении основных форм взаимодействия педагога и обучающихся.

Процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения, носит название «метод обучения». Взяв за основу степень осознанности восприятия учебного материала, методы обучения можно разделить на три группы: пассивные, активные, интерактивные. Каждая из вышеназванных групп методов имеет свои особенности.

Пассивные методы представляют собой такую форму взаимодействия преподавателя и студентов, когда преподаватель является основным действующим лицом, именно он управляет всем ходом

учебного занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на таких учебных занятиях осуществляется посредством транслирования информации (лекции), опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Пассивные методы признаются наименее эффективными в процессе обучения. Но в вузе, где учатся студенты, имеющие вполне осознанные, четко обозначенные для себя цели, направленные на глубокое изучение предмета, они являются эффективными.

При использовании активных методов обучения студенты играют роль не пассивных слушателей, а являются активными участниками образовательного процесса. Между преподавателем и студентами устанавливаются субъект-субъектные взаимоотношения.

Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом на приоритете активности студентов в процессе обучения. Функция преподавателя на занятиях, где используются интерактивные методы обучения, состоит в направлении деятельности студентов на достижение целей занятия. Основными составляющими интерактивных занятий, нацеленных на получение новой информации, знаний и умений, а также на закрепление изученного, являются интерактивные упражнения и задания, которые разрабатываются преподавателем, но выполняются студентами.

В теоретических обзорах литературы, представленных Т.С. Паниной, Г.К. Селевко подчеркивается, что широкий ряд исследователей (Б.Ц. Бад-маев, С.М. Кашапов, А.М. Смолкин, Л.Г. Семушина, В.А. Скакун, С.Д. Смирнов, А.П. Панфилова и др.) в ряду методов, активизирующих познание, выделяют интерактивные методы обучения. Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов обучения.

Мы, разделяя точку зрения Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой на интерактивное

обучение, под интерактивностью понимаем межсубъектную активность в процессе педагогического образования: знание, добываемое в совместной деятельности через диалог, полилог субъектов образования, деловое сотрудничество, направлено на формирование и развитие профессиональной компетентности будущих педагогов. Под методами интерактивного обучения будем понимать совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию образовательного процесса и создающих условия, которые мотивируют студентов к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения студентов, а также в процессе общения с преподавателем. Таким образом, формирование у студентов профессиональной компетентности основывается не просто на подаче и овладении адекватно необходимыми знаниями, умениями, способами действий, но на использовании их в каче-

стве средства для эффективного решения реальных и актуальных задач, стоящих перед общим образованием, ориентированном на формирование комплексного благополучия подрастающего человека и поколения. В этой связи обратимся к формам интерактивного обучения как организованному взаимодействию преподавателя и студента.

Говоря об эффективности интерактивных форм обучения по сравнению с традиционными, необходимо отметить, что они не только могут противопоставляться, но должны эффективно дополнять друг друга. Объединяет эти формы степень активности студентов в процессе обучения. Активность студентов проявляется в четырех видах: мышление, действие, речь и социально-психологическая адаптация. Проанализируем, как используемые в процессе обучения интерактивные формы влияют на развитие активности и самостоятельности студентов (табл. 1).

Табл. 1. Влияние интерактивных форм обучения на развитие активности и самостоятельности студентов в процессе педагогического образования

№ п/п Интерактивные формы обучения Коэффициент активности и самостоятельности студентов

1 Учебная деловая игра, дидактическая игра 1,0

2 Исследовательская лабораторно-практическая работа, дидактическая игра на условном материале 0,75

3 Научно-исследовательская работа, дидактическая игра на реальном материале без дискуссии 0,75

4 Игровая ситуация, ролевая игра 0,75

5 Доклад по результатам исследования, реферат на специальную тему 0,75

6 Практическое занятие 0,5

7 Дискуссия, спор 0,5

8 Решение реальных задач 0,5

9 Лабораторная работа с отчетом 0,5

10 Публичное выступление 0,5

11 Лекция, самостоятельная работа, решение творческих задач, игровой прием 0,25

12 Работа по образцу 0,25

13 Изложение, доклад, сообщение 0,25

14 Экскурсия, демонстрация макета, учебного фильма 0,25

В процессе исследования нами была разработана методика использования интерактивных форм обучения при

изучении студентами небиологических профилей интегрированного курса «Возрастная анатомия, физиология и гигие-

го ш о

X ф

^ О

со

го" ей О ¡£ т

5

I I

на» на основании требований ФГОС ВО и с учетом целей и задач эколо-го-валеологического образования, нацеленного на формирование готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях.

Методика предусматривает комплексное использование интерактивных форм, различных методов и средств; осуществление взаимосвязи деятельности педагога и студента в процессе эколого-валеологической подготовки; непрерывное поэтапное формирование эколого-валеологических компетенций; систематическое использование заданий здоро-вьесберегающего характера.

Методика использования интерактивных форм обучения студентов при изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» включает в себя следующие этапы:

Подготовительно-ознакомительный этап имеет целью изучение уровня подготовки студентов, воспроизведения имеющихся знаний, умений и применения этих умений на практике.

Диагностический этап включает в себя определение, построение алгоритмов действий студентами и пробное использование усвоенных компетенций под руководством педагога, оказание необходимой помощи в виде групповых или индивидуальных консультаций.

Содержательный этап обеспечивает усвоение студентами содержания учебного материала по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» с использованием интерактивных форм и методов.

Процессуальный этап предназначен для использования усвоенных знаний, умений в разных ситуациях путем самостоятельного выполнения определенных заданий.

Преобразующий этап включает самостоятельные действия студентов, осуществляемые на основе новых приобретенных знаний в созданных условиях.

В курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» мы комплексно используем различные формы и методы интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными формами.

Процесс интерактивного обучения предполагает организацию различных видов деятельности студентов: выявление информированности и активизацию личного опыта (проведение «мозгового штурма»), проблематизацию рассматриваемых положений, выполнение исследовательских заданий при выполнении лабораторных работ, создание и обсуждение проблемных задач в парах, малых группах, в общей группе; анализ конкретных ситуаций, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций и т.д.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций, чаще всего эвристического характера, с элементами проблемного обучения, диалога со студентами, с применением компьютерных технологий. Лекция в вузе была и остается важнейшей формой обучения, так как она обеспечивает живое общение лектора со студентами. В учебном процессе вуза в настоящее время используются различные виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, с применением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, слайды, презентации), лекция-диалог, лекция-пресс-конференция. Лекции, построенные с применением компьютерных технологий, имеют особое качество. Они рассчитаны на работу нескольких органов чувств, усиливающих восприятие и запоминание материала: наглядность сопровождается визуальным запоминанием, пояснения лектора воздействуют на слуховой анализатор, а при нацеливании на запись увиденного приводит в работу тактильную чувствительность.

На лабораторных занятиях по возрастной анатомии, физиологии и гигиене используется комплекс интерактивных форм обучения, обеспечивающий включение студентов в активную учебно-творческую деятельность на основе: 1) решенияличностно-ориентированных задач; 2) диалога, как особой дидактико-коммуникативной среды, которая обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности; 3) обсуждения вопросов по плану лабораторного занятия; 4) анализа уст-

ных сообщений студентов и информационных текстов; 5) анализа конкретных ситуаций; 6) наблюдений, проведения экспериментов, выполнения исследовательских заданий и т.д.

С точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разномуможетсказаться нарезуль-тативности учебного процесса. Эта форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий студентов по решению поставленных на занятии образовательных задач. Приведем конкретный пример. На лабораторном занятии, посвященном изучению типологических особенностей высшей нервной деятельности человека и возрастным особенностям ВНД детей и подростков, нами используется метод расширяющейся групповой дискуссии с элементами исследовательской деятельности. На первом этапе студенты, объединившись в пары, определяют индивидуальные особенности ВНД на основе тестовой оценки свойств нервной системы и по психомоторным показателям (используется теппинг-тест) обсуждают полученные результаты. На втором этапе происходит объединение студентов в мини-группы (3-4 человек) для выполнения ассоциативного экс-

перимента, который применяется для обнаружения условных рефлексов на условные раздражители. В мини-группах студенты в течение 10-15 минут обсуждают полученные результаты работы. На третьем этапе представители мини-групп излагают полученные результаты, аргументируют выводы и обобщения. Возникает дискуссия, например, обсуждается вопрос: можно ли повлиять на основные свойства нервных процессов в ходе обучения и воспитания, и если можно, то как. Результатом обсуждения является выработка общегрупповой позиции по обсуждаемой проблеме.

Большое внимание при изучении вышеназванной дисциплины отводится организации самостоятельной работы студентов. Она включает задания по самонаблюдению, подготовке докладов и сообщений, такие виды творческой деятельности, как составление и решение тестовых заданий, ситуативных задач, подготовку к работе тематического «круглого стола», подготовку презентаций, написание рефератов, участие в проектной деятельности и т.д.

В табл. 2 мы обобщили используемые нами интерактивные формы обучения применительно к учебному курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Табл. 2. Использование интерактивных форм и методов при изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

№ п/п Название темы занятия Используемые интерактивные формы Используемые интерактивные методы

1 2 3 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модуль 1. Основы строения тела человека. Регуляторные системы организма

1 Нервная система: значение и структурно-функциональная организация. Формирование отделов ЦНС в онтогенезе Лекция с использованием компьютерного сопровождения Мозговой штурм Диалог Разбор ситуаций из практики Вопрос-ответ

2 Рефлекторный принцип нервной деятельности. Строение и функции спинного мозга Исследовательская лабораторная работа Мозговой штурм Эксперимент: исследование спинномозговых рефлекторных реакций человека на примере коленного рефлекса Наблюдение Рефлексия

X

ф

т >.

со

с ш

о

IX

ф «

ч <0

ф ^ £ I

ю Е о о с;

4*

- I

со I

Ё ° ГО Го й! ф ГО IX

ф

X

го

к го

X

13

го

Й СО

о°

соШ

.0 V

<5 ^

5 £

1 2 3 4

3 Регуляторные системы организма Лабораторная работа с отчетом Работа в парах Работа в малых группах Анализ конкретной ситуации Рефлексия

Модуль 2. Моторные и висцеральные функции организма. Физиология ВНД и сенсорных систем

4 Определение гармоничности физического развития по антропометрическим показателям. Профилактика нарушений опорно-двигате-льного аппарата Исследовательская лабораторная работа Мозговой штурм Работа в парах Дискуссия (факторы, способствующие нарушению структуры и функций опорно-двигательного аппарата) Рефлексия

5 Оценка функционального состояния сердечно-сосудис-той системы Исследовательская лабораторная работа Мозговой штурм Работа в парах (определение гемодинамических показателей; исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы расчетными методами) Дискуссия (влияние вредных привычек на состояние сердечнососудистый системы) Рефлексия

6 Оценка функционального состояния дыхательной системы. Возрастные преобразования Исследовательская лабораторная работа Мозговой штурм Работа в парах Исследование (исследование гуморальных механизмов регуляции дыхания с помощью выполнения функциональных проб) Диалог Рефлексия

7 Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Возрастные особенности ВНД детей и подростков Исследовательская лабораторная работа Метод расширяющейся групповой дискуссии Исследование (исследование основных свойств нервных процессов с помощью тестов, теппинг-теста) Обсуждение в полголоса Рефлексия

Модуль 3. Санита] рно-гигиенические основы школьного образования

8 Санитарно-гигиени- Лабораторная работа Анализ сообщений

ческое сопровождение учебно-воспита- с отчетом Работа в малых группах Работа в парах

тельного процесса

в школе

2 2 н

В процессе проведенного нами мно-" голетнего исследования мы пришли к т выводу, что преподаватель вуза должен обеспечить целенаправленную мотивацию студентов на активную эколого-валеологическую подготовку к оздоровительной деятельности, «вживание»

их в технологию диверсифицированной здоровьесберегающей деятельности, основанной на упреждающем оздоровлении образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия. В этой связи учебный курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» отведена

важная роль. В ходе его преподавания необходимо использовать следующие приемы организации обучения студентов:

• инициирование индивидуальной и групповой эколого-валеологичес-кой активности студентов, как будущих педагогов;

• оснащение способами продуктивной эколого-валеологической деятельности, работы с разными источниками информации, результатами диагностики физического развития учащихся и функционального состояния органов и систем организма;

• стимулирование индивидуального выбора и мотивация творчества в области создания здоровьесберегающей образовательной среды, реализации при-родосообразного образовательного процесса и субъект-субъектного педагогического взаимодействия;

• обеспечение развития критичности мышления в области здоровьесберегаю-щей деятельности;

• активизация сотрудничества в групповой эколого-валеологической работе, нацеленной на овладение технологиями формирования комплексного благополучия подрастающего человека в гармонии с окружающей социально-природной средой;

• тренинг моделей профессионального поведения в разных ситуациях эколого-валеологического характера и коммуникативных умений при решении эколого-валеологических задач;

• помощь в самоуправлении самостоятельной здоровьесберегающей деятельностью, рефлексивной деятельности, принятии решений.

Характерной особенностью преподавания курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», как составляющей эколого-валеологической подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, является ориентация на фундаментальную теоретическую подготовку в сочетании с самостоятельной исследовательской, поисковой, творческой работой студентов. В этой связи студенты в условиях использования интерактивных форм обучения выполняют следующие учебные задания:

• на понимание и объяснение реальных явлений и фактов: анализ данных, полученных в результате разного вида исследований в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены, выступления на семинарах, конференциях, эссе, тематические листовки, плакаты, газеты и др.;

• на овладение методами исследовательской комплексной практики в области здоровьесберегающей деятельности: составление перечня возможных критериев и показателей здоровьесберегаю-щей образовательной среды, природо-сообразного образовательного процесса, субъект-субъектных образовательных отношений; ознакомление со стратегиями качественных исследований по мониторинговой оценке здоровья подрастающего человека и выбор одной из этих стратегий для проведения собственного исследования в обозначенных выше областях; подготовка реферата по результатам исследований, ведение дневника развития здоровья ребенка и др.;

• на развитие рефлексивного опыта, способностей к решению актуальных эколого-валеологических проблем: анализ отечественного и зарубежного опыта решения проблем здоровьесберегающей деятельности; разработка социально-оздоровительного проекта (например, «Школа экологии и здоровья», «Школа здорового поколения);

• на принятие индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия в области охраны здоровья подрастающего человека: по результатам проведенных в ходе выполнения лабораторных работ исследований функционального состояния систем органов представление «макета» публичного отчета образовательной организации о деятельности в области создания условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся и др.

Таким образом, из проведенного многолетнего исследования в Институте здоровья и экологии человека можно сделать следующий вывод.

Деятельностное участие студентов в изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» с использовани-

X

ф

т >.

со

с ш

о

IX

ф «

ч <0

ф ^ £ I

ю Е о о с;

4*

- I

со I

Ё ° ГО Го й! ф ГО

— к го

X

13

го

X

со ¡о

о° лШ .о «

§ я 5 £

ем интерактивных форм и методов обеспечивает:

• во-первых, получение личностного опыта субъект-субъектного взаимодействия и практического опыта работы в команде в процессе поэтапной разработки и возможной реализации творческого проекта;

• во-вторых, получение опыта сравнительного анализа различных мнений и подходов, а также выработка умения отстаивать свое мнение, что помогает критически осмыслить имеющийся личный опыт и свое представление о проблемах развития здорового ребенка;

• в-третьих, формирование и развитие толерантности к мнению других студентов, их творческой активности в решении эколого-валеологических образовательных проблем;

• в-четвертых, повышение мотивации к здоровьесберегающей деятельности в отношении субъектов образования и образования как среды, процесса и педагогического взаимодействия.

Рассмотренные выше интерактивные формы и методы, которые мы использовали в процессе преподавания курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», активизируют мыслительную деятельность студентов, усиливают мотивацию обучения, способствуют пониманию сложных вопросов развития организма подрастающего человека, а также межличностных взаимосвязей. Их применение позволяет достичь широкого спектра учебных целей намного полнее, чем при традиционных формах обучения.

го са о х <и

О

со

(О са о

Т

5

I I

Библиографический список

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. -97с. - Режим доступа: www.nngasu.ru/education/high_education/education_manual.pdf.

2. Андронова, Т.А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров [Текст] / Т.А. Андронова, О.А. Тарасенко // Юридическое образование и наука. - 2013.-№ 2. - С.33-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

4. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

5. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретикометодологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.- С. 20-26.

6. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М.В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 1995. -176 с.

7. Леонова, М.О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] / М.О. Леонова // Вестник КАСУ: он-лайн версия журн. - 2008. - № 2. - Режим доступа: www. vestnikkafu. info/joumal/14/538/.

8. Орехова, И.Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / И.Л. Орехова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 340 с.

9. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

10. Плаксина, И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании [Текст]: метод. пособие / И.В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 163 с.

11. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс]: метод. рекомендации для преподавателей / Е.А. Реутова. - Новосибирск: НГАУ, 2012. - Режим доступа: nsau.edu.ru/file.

12. Тюмасева, З.И. Здоровьесберегающие интерактивные технологии как системообразующий фактор природосообразного образовательного процесса [Текст] / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - № 4 (24). - С. 27-31.

13. Тюмасева, З.И. Интерактивное оздоровление в педагогических вузах - залог здоровья подрастающего поколения [Текст] / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решений: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 24-27 октября 2008 г. - Уфа: Изд-во БГПУ. - Ч. 2. - С. 206-209.

References

1. Active and interactive educational technologies (formats of conducting lessons) in higher school: a tutorial. Nizhniy Novgorod: NNSABU, 2013 P. 97 p. Available at: http:// www.nngasu.ru/education/high_education/ education_manual.pdf. [in Russian].

2. Andronova T.A. Active and interactive forms of conducting lessons for bachelors and masters. Juridicheskoe obrazovanie i nauka. Legal education and science. 2013. № 2. Pp. 33-37. [in Russian].

3. Babansky Yu.K. Optimization of the process of learning Babansky. M.: Pedagogika, 1977. P. 254. [in Russian].

4. Verbitsky A.A. Competence approach and the theory of contextual learning. M.: ITs PKPS, 2004. P. 84. [in Russian].

5. Zimnyaya I.A. Competence approach. What is its place in the system of modern approaches to the education problems? (Theoretical and methodological aspect) Vysshee obrazovanie segodnja. 2006. № 8. P. 2026. [in Russian].

6. Klarin M.V. Innovations in the world of pedagogy: learning through research, discussion and game (Analysis of foreign experience). Riga: Eksperiment, 1995. P. 176. [in Russian].

7. Leonova M.O. The lecture method of teaching. Interactive lectures. Vestnik KAFU: online version of the Journal. 2008 № 2. Available at: http://www.vestnikkafu. info/joumal/14/538/. [in Russian].

8. Orekhova I.L. Ecological valeologization of diversified training of students to being activities in educational institutions. Chelyabinsk: Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta 2012. P.340. [in Russian].

9. Panina T.S. Modern methods of activization of leaning: a tutorial. M.: Akademija, 2008. P. 176 [in Russian].

10. Plaksina I.V. Interactive technologies in education and upbringing: a tutorial. Vladimir: Izd-vo VlGU. 2014. P. 163. [in Russian].

11. Reutova E.A. Application of active and interactive teaching methods in the educational process of high school a method recommendations for teachers of Novosibirsk. SAU. Novosibirsk: NGAU. 2012. Available at: http:// nsau. edu.ru/file. [in Russian].

12. Tyumaseva Z.I. Health-safety interactive technologies as a backbone factor of nature related educational process. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2014. № 4 (24). P. 27-31. [in Russian].

13. Tyumaseva Z.I. Interactive improvement in pedagogical high schools - the guarantee of health of the younger generation. Zdorov'e i bezopasnost'zhiznedejatel'nosti molodezhi: problemy iputi reshenij: mater. Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. October 24 -27, 2008 .Ufa: Ufa: Izd-vo BGPU. Part 2. P. 206-209. [in Russian].

Сведения об авторах: Щелчкова Нина Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

Information about the authors: Shchelchkova Nina Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate professor.

Department of Life Safety and Basic Medical Knowledge,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

о ca го

Œ

с

CQ

0 IC

Ф

^ I

1 О

^ _

О)

ç

о

с

ф

о

О ф

т

.0 X

¡5

о

X .0

го

X

о

О ^ * «

S Го о х

ф

го

— ш

Тюмасева Зоя Нвановна,

доктор педагогических наук, профессор,

кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск. &mail: zit@cspu.ru

орехова Ирина леонидовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

Tyumaseva Zoya Ivanovna,

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor,

Department of Life Safety and Basic Medical Knowledge, Chelyabinsk State Pedagogical University E-mail: zit@cspu.ru

Orekhova Irina Leonidovna,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate professor,

Department of Life Safety and Basic Medical Knowledge

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk.

ro

CO

о

X

a) ^

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.