Научная статья на тему 'Использование института «Анонимного содействия» в противодействии террористическим актам и иным латентным преступлениям'

Использование института «Анонимного содействия» в противодействии террористическим актам и иным латентным преступлениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / АНОНИМ / СОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRORISM / TERRORIST ACT / ANONYM / ASSISTANCE / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свистильников А.Б.

В данной статье рассмотрены отдельные вопросы использования института «анонимного содействия» в противодействии экстремистским проявлениям, террористическим актам и иным латентным преступлениям. Проанализирована нормативная правовая база противодействия, предложены пути решения имеющихся проблем.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свистильников А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article some issues of using the institution of «anonymous assistance» in countering extremist manifestations, terrorist acts and other latent crimes are considered. The legal framework for counteraction has been analyzed, and ways of solving existing problems have been proposed.

Текст научной работы на тему «Использование института «Анонимного содействия» в противодействии террористическим актам и иным латентным преступлениям»

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТИТУТА «АНОНИМНОГО СОДЕЙСТВИЯ» В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТАМ И ИНЫМ ЛАТЕНТНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

USING THE INSTITUTE OF «ANONYMOUS PROMOTION» IN COUNTERING TERRORIST ACTS AND THE OTHER LATENT

CRIMES

УДК 34

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 55-71-34

A.B. SVISTILNIKOV,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в данной статье рассмотрены отдельные вопросы использования института «анонимного содействия» в противодействии экстремистским проявлениям, террористическим актам и иным латентным преступлениям. Проанализирована нормативная правовая база противодействия, предложены пути решения имеющихся проблем.

Ключевые слова: терроризм, террористический акт, аноним, содействие, оперативно-разыскная деятельность.

Abstract: in this article some issues of using the institution of «anonymous assistance» in countering extremist manifestations, terrorist acts and other latent crimes are considered. The legal framework for counteraction has been analyzed, and ways of solving existing problems have been proposed.

Keywords: terrorism, terrorist act, anonym, assistance, operational-search activity.

На современном этапе исторического развития российского государства одну из главных угроз для национальной безопасности и социально-экономической стабильности нашей страны представляет терроризм. Динамика развития терроризма как крайней формы экстремизма дает основания полагать, что активность террористов в ближайшие годы сохранится. Преступления террористической направленности влекут за собой тяжкие, порой необратимые последствия, создают обстановку неуверенности граждан в своей безопасности и возможностях государственной власти по ее обеспечению. При этом отметим, что наши правоохранительные институты не всегда реагируют на изменения обстановки действенно и эффективно.

Поэтому неудивительно, что российские ученые-правоведы продолжают поиск оптимальных механизмов обеспечения правопорядка и, в частности, деятельности органов внутренних дел, которые бы соответствовали современным потребностям общества. В этой связи роль оперативно-разыскной науки должна сводиться к разработке новых и совершенствования имеющихся форм и методов борьбы с преступностью.

В оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел России особое место занимает вопрос совершенствования института «анонимного содействия» как достаточно результативной формы борьбы с преступлениями террористической направленности и иными латентными преступлениями.

Под термином аноним (от греческого anonymos - безымянный) в теории ОРД понимают лицо, скрытно, без личного представления, оказавшее (оказывающее) одностороннее содействие осуществлению оперативно-разыскной деятельности.

Значимость и результативность использования анонимного содействия для успешной борьбы с преступностью в настоящее время среди ученых и практиков не вызывает сомнений. Тем не менее, в правоохранительных органах рассматриваемой форме содействия уделяется недостаточно внимания.

Анализ общеправовой и специальной литературы, публикаций в научных и правоприменительных печатных изданиях, также личное изучение автором статьи различных аспектов использования анонимного содействия в Германии и Великобритании позволяют сделать вывод о том, что правоохранительные органы этих и иных стран в своей работе результативно используют анонимные источники получения информации.

Исследование показало, что абсолютное большинство населения этих экономически развитых стран никак не отождествляет себя с преступным миром и в целом относится одобрительно или нейтрально к использованию специальных методов расследования уполномоченными на то органами. Поэтому в практике полиции зарубежных стран в принципе не возникает вопросов о правомерности и целесообразности проведения оперативно-разыскных мероприятий в связи с анонимными сигналами о противоправной деятельности отдельных лиц или преступных групп. Сказывается также традиционная законопослушность граждан этих стран, довольно высокий уровень общественного правосознания. Имеются и вполне реальные исторические корни. Так, в Великобритании, еще до создания постоянной полицейской системы, с начала XVIII века действовала система «Do it yourself». Каждый гражданин мог самостоятельно передать правосудию преступника, рассчитывая на часть возвращенного похищенного или иную награду.

Врожденное уважение к закону большинства граждан во многих странах позволяет и сегодня широко использовать такие полицейские программы, как, например, канадские «Соседский догляд» или «Схвати за руку». Схема действия последней такова. Любой житель Оттавы, заметив чьи-либо подозрительные действия, может позвонить в полицию и рассказать о своих наблюдениях. Если подозрения подтвердятся и приведут к аресту преступника, источник, сообщивший анонимную информацию, получит материальное вознаграждение [2, с. 28-32]. Лицам, сообщившим сведения о преступлении или преступнике, гарантируется

полная анонимность [1, с. 208-220]. Ю.Н. Адаш-кевич в 1993 г. на форуме по проблемам борьбы с организованной преступностью доложил опыт использования анонимного содействия в борьбе с преступностью в зарубежных странах. Проблема использования анонимного содействия поднималась неоднократно и другими исследователями. Однако до настоящего времени анонимное содействие широкого и системного использования в ОВД нашей страны не получило.

В ряде городов США, в том числе и в Вашингтоне, действует достаточно эффективная программа, в рамках которой население оказывает существенную помощь полиции, информируя ее по телефону о готовящихся или совершенных преступлениях. Важным достоинством данной программы является ее анонимность, так как вышедший на связь с полицией гражданин вправе не называть свою фамилию и не выступать свидетелем в суде по делу, о котором он предоставил информацию. Во время первого телефонного контакта с полицией им присваиваются определенные кодовые номера, которыми пользуются и при дальнейшем общении с этими гражданами.

Если полученные сведения оказались полезными для полиции (содействовали задержанию с поличным, аресту, возмещению материального ущерба и т.п.), то при очередном телефонном разговоре с анонимом оговаривается сумма вознаграждения, а также способ и место ее передачи. Вознаграждение информатор получает после завершения расследования, поэтому он проявляет заинтересованность в его успешном исходе, и эти мотивы побуждают источник к постоянным контактам с полицией. С таким типом информаторов сотрудник полиции чаще всего общается по телефону или по почте, в том числе и электронной.

Данный фактор обеспечивает широкое вовлечение населения в противодействие преступности. Исследователи отмечают, что если на начальном этапе реализации программы в полицию поступало около трех анонимных звонков в день, то в настоящее время ежедневно регистрируется от 55 до 60 сообщений. Примерно 25% граждан, предоставляющих полиции информацию, заявляют, что они делают это не за деньги, а в интересах очищения города от преступных элементов.

В полицейском управлении Вашингтона создан специальный отдел расследований, который занимается проверкой и раскрытием преступлений, о которых стало известно полиции из анонимных сообщений по телефону. Если информация способствовала аресту преступника или раскрытию преступления, то сообщивший ее гражданин может получить денежное вознаграждение в размере от 100 до 1000 долларов [3, с. 100].

Во многих странах Европы полиция также организовала системную работу с лицами, предоставляющими анонимную информацию криминального характера. Так, полиция Германии постоянно проводит акции «Бдительный сосед», направленные на вовлечение населения в противодействие правонарушителям и обеспечение порядка и общественной безопасности. Её суть заключается в том, что любой гражданин может анонимно или гласно сообщить о любом известном ему совершенном правонарушении. За предоставленную результативную информацию, в зависимости от ее важности (тяжести совершенного преступления), начальник полиции города может выдать информатору денежное вознаграждение в сумме до пяти тысяч евро.

В беседе сотрудники полиции земли Саксония отмечали, что в настоящее время граждане активно участвуют в борьбе с правонарушителями посредством предоставления информации как в анонимной, так и в гласной формах. Причем в подавляющем большинстве случаев они предоставляют её бескорыстно и гласно, хотя ранее в полицию чаще поступала анонимная информация. Участие граждан в борьбе с преступностью в Германии поддерживается на всех уровнях власти и гражданского общества. Объективно и с положительной стороны эта деятельность освещается в средствах массовой информации.

Изложенное, без сомнения, дает возможность по-новому взглянуть на собственный опыт использования института анонимного содействия в деятельности органов внутренних дел России. Изучение современного состояния и наличия возможности широкого использования анонимного содействия в нашей стране представляется целесообразным начать с анализа нормативной правовой базы.

Ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует порядок рассмотрения отдельных обращений, в том числе письменных, в которых не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес, но содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Такие обращения подлежат направлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией [4].

В ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-разыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность [5].

Ст. 13 Федерального закона «О полиции» также предоставляет полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей право устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе [6].

Наше обращение к этим правовым нормам показало, что законодатель во всех случаях предоставляет возможность гражданам конфиденциально оказывать содействие полиции, однако виды содействия не раскрывает. Этот пробел частично восполняется на уровне ведомственного правового регулирования содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Ведомственный нормативный правовой акт МВД России закрытого характера, регламентирующий организацию и тактику оперативно-разыскной деятельности, устранил вышеуказанные пробелы законодателя, определил содержательную сущность содействия лиц в оперативно-разыскной деятельности, классифицировал его на виды и раскрыл механизм функционирования каждого из видов, в том числе и анонимного содействия лиц с органами внутренних дел. Однако он не способствовал активизации работы ОВД с анонимными источниками информации, поскольку у граждан отсутствует возможность ознакомления со всеми аспектами осуществления анонимного содействия, а оперативным работникам запрещено раскрывать закрытую информацию.

Дальнейший анализ вышеуказанных законов показал, что законодатель предусмотрел возможность выплаты вознаграждений лицам за результативное содействие, независимо от его формы.

Так, в п. 5 ст. 18 Федерального закона «Об ОРД» указано, что «лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты», а п. 34 ст. 13 Федерального закона «О полиции» также предоставляет полиции право «объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей».

Завершая анализ правового регулирования института «анонимного содействия», можно утверждать, что оперативные подразделения полиции в России имеют достаточную законодательную и требующую серьезного совершенствования ведомственную нормативную базу, руководствуясь которой можно успешно организовать результа-

тивную работу по противодействию преступлениям террористической направленности и иным латентным преступлениям.

Закономерно может возникнуть вопрос, если имеется достаточная нормативная правовая база, позволяющая использовать анонимное содействие, тогда почему органы внутренних дел не реализуют эту возможность в полном объеме?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Интервьюирование сотрудников ОВД, работающих в разных должностях, которое проводилось автором с 2011 по 2016 гг. (интервьюировались начальники полиции и их заместители по оперативной работе, начальники отделов уголовного розыска и их заместители, сотрудники оперативных подразделений (более ста человек) в период прохождения ими курсов повышения квалификации), показало, что значительная их часть в своей практической деятельности системно анонимное содействие в борьбе с преступностью использовали крайне редко либо вообще не использовали.

Основной причиной низкого качества работы с анонимными источниками информации, по мнению 65% респондентов, является отсутствие открытого (не секретного) нормативного правового акта МВД России, подробно регламентирующего все аспекты анонимного содействия, 23% считают отсутствие критериев оценки деятельности оперативных подразделений с источниками анонимной информации, 12% полагают, что в этом вопросе недостаточно активную позицию занимает население страны.

Несмотря на различие во мнениях относительно причин низкого качества работы с анонимными источниками информации, подавляющее большинство респондентов (87%) согласились с тем, что в оперативно-разыскной деятельности должна использоваться анонимная информация, однако способы её получения и организация работы с ней должны совершенствоваться.

Особенностью рассматриваемого вида содействия граждан органам внутренних дел является то, что инициатива в предоставлении информации полностью исходит от анонимов. Опрошенные нами лица, проходящие по уголовным делам в качестве свидетелей и потерпевших, отметили, что Федеральных законов «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О полиции» они не читали и содержание правовых норм, регламентирующих содействие и механизм его реализации, не знают. Однако на бытовом уровне им известно о возможности анонимного содействия полиции в раскрытии преступлений. Среди основных причин отказа от сотрудничества с полицией гражданами были названы: незащищенность личности в обществе, боязнь мести со стороны уголовного мира, утрата доверия правоохранительным орга-

нам, невозможность противодействия криминалу, коррумпированность и т.п.

В силу этих и иных причин в настоящее время представляется нереальным пассивное ожидание массового притока граждан, готовых оказывать анонимное содействие правоохранительным органам. Это однако не означает, что в органах внутренних дел задействованы все ресурсы для использования в оперативно-разыскной деятельности института «анонимного содействия». Напротив, по нашему мнению, именно сейчас наступило время для наиболее эффективного использования оперативными подразделениями полиции этого вида содействия для организации противодействия преступлениям террористической направленности и иным латентным преступлениям.

Продолжающаяся в настоящее время реформа системы органов внутренних дел направлена на разработку новой нормативной правовой базы, совершенствование организационно-тактических форм противодействия преступности, стремление обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Реализация вышеуказанных законодательных установлений предполагает стремление органов внутренних дел к распространению положительного общественного мнения при оценке содействия граждан в предупреждении и раскрытии рассматриваемого вида преступлений. Органы внутренних дел с целью позиционирования собственных достижений должны вести разъяснительную работу среди населения, направленную в том числе и на активизацию анонимного содействия граждан оперативным подразделениям ОВД.

С целью достижения максимальной эффективности в применении анонимного содействия представляется необходимым на основе зарубежного опыта работы правоохранительных органов и во исполнение ст. 8 Федерального закона «О полиции» разработать открытый ведомственный (ещё лучше межведомственный, единый для всех субъектов ОРД) нормативный правовой акт, который бы подробно регламентировал все аспекты использования института «анонимного содействия» в противодействии всем видам преступлений.

Думается, что принятие открытого нормативного правового акта, регламентирующего все аспекты использования института «анонимного содействия», доведение содержания его правовых норм и механизма функционирования до граждан предоставит им реальную возможность устанавливать деловые отношения с сотрудниками полиции и выражать свою гражданскую позицию в деле борьбы с преступлениями террористической направленности и иными латентны-

ми преступлениями путем передачи анонимной информации.

Бесспорно, в настоящей статье рассмотрены не все возможные аспекты анонимного содействия и возможные формы его использования в правоприменительной деятельности органов

внутренних дел. Представляется, что в последующих публикациях ученые и практики продолжат нашу дискуссию по разработке и внедрению перспективного, не требующего значительных затрат института анонимного содействия в деятельность органов внутренних дел своих регионов.

Литература

1. Адашкевич Ю.Н. Агентурный метод в борьбе с преступностью в зарубежных странах. Выступления в рамках «круглого стола» Организованная преступность-2 / под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова / Криминологическая Ассоциация. - М., 1993.

2. Бобров В.Г. К вопросу об анонимном содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Оперативник (сыщик). 2011. № 2.

3. Стефанишин С.С., Смирнов В.А. Состояние и меры противодействия преступности в крупных городах зарубежных государств / Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе: сборник научных трудов. - М., 1994.

4. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф».

6. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф».

= References =

1. Adashkevich Y.N. An agent method in the fight against crime in foreign countries. Speeches within the «round table» Organized crime-2 / Ed. A.I. Dolgovoy, S.V. Dyakova / Criminological Association. - M., 1993.

2. Bobrov V.G. On the issue of anonymous assistance of citizens to the bodies that carry out operational-search activity // Operative (syzhchik). 2011. № 2.

3. Stefanishin S.S., Smirnov V.A. State and measures to combat crime in large cities of foreign countries / Criminological problems of combating crime in the super-large city: Collection of scientific papers. - M., 1994.

4. Federal Law of May 2, 2006, № 59-FZ «On the Procedure for Considering Appeals of Citizens of the Russian Federation» // Consultant Plus: Version of Prof.

5. Federal Law of August 12, 1995, № 144-FZ «On Operative-Search Activity» [Electronic resource]. Access from ATP ConsultantPlus.Version of Prof.

6. Federal Law of February 7, 2011 № 3-FZ «On Police» [Electronic resource]. Access from ATP ConsultantPlus. Version of Prof.

(статья сдана в редакцию 30.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.