Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов филологического факультета'

Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов филологического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND METHODS / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX TRAINING / ELECTRONIC PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантыкина Наталья Игоревна

В статье рассматривается использование инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов филологического факультета. Охарактеризованы понятие «инновация», инновационные методы обучения. Также проанализировано использование электронных учебно-методических комплексов, электронного портфолио в процессе обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантыкина Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS AT THE FACULTY OF PHILOLOGY

The usage of innovative technologies in foreign language teaching to students at the Faculty of Philology is described. The author characterizes the concept of innovation and innovative methods. Also the usage of electronic educational-methodical complex training, portfolios in the learning process is analyzed.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов филологического факультета»

www.volsu.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ -

УДК [378.016:811]-048.35 ББК 81.2-9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Наталья Игоревна Пантыкина

Преподаватель кафедры английской и восточной филологии, Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко natik-pantykina@mail.ru

ул. Оборонная, 2, г. Луганск, Луганская Народная Республика

Аннотация. В статье рассматривается использование инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов филологического факультета. Охарактеризованы понятие «инновация», инновационные методы обучения. Также проанализировано использование электронных учебно-методических комплексов, электронного портфолио в процессе обучения студентов.

Ключевые слова: инновационные технологии и методы, электронный учебно-методический комплекс, электронное портфолио.

В связи с глобализацией мира в настоящее время приобретает огромное значение изучение иностранных языков. Количество информации, которое должны усвоить обучающие, увеличилось и продолжает возрастать. Согласно новым стандартам в образовании, на самостоятельную работу студен-^ тов отводится более 50 % от общего количества часов.

К

а Педагоги высшей школы в новых ус-| ловиях предлагают новые методы, в том ь числе применение инновационных техноло-д гий при обучении иностранному языку сту-© дентов [1-7].

Всякое инновационное развитие - это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, то есть инновационного потенциала в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.

Понятие «инновация» (нововведение) расшифровывается как внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повы-

шающих результативность этой деятельности [7, с. 238].

Само понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод которого означает «введение новаций». То есть, с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией).

В современном образовательном процессе преподаватели успешно используют инновационные методы обучения. Инновационные методы в образовании - педагогические методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий и направленные на повышение качества подготовки специалистов.

По характеру учебно-познавательной деятельности эти методы можно классифицировать следующим образом (см. рисунок).

По численности участвующих - на индивидуальные, групповые, коллективные, работа в диадах и триадах.

Основные направления использования инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов филологического факультета на современном этапе педагогами высшей школы представлены в таких видах, как создание электронных учебно-методических комплексов, изложение изучаемого материала на компьютере, электронное порт-фолио преподавателя и студента и др.

Электронный учебно-методический комплекс - это обучающая программная си-

стема комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Используя такой комплекс, педагоги предоставляют теоретический материал, обеспечивают тренировочную и информационно-поисковую деятельность.

Наиболее эффективным способом изучения иностранного языка является полное погружение в языковую среду. На наш взгляд, интересны для студентов филологического факультета, изучающих английский язык, электронные учебно-методические пособия: методический комплекс «LANG Master», мультимедийный курс «English Platinum», электронный учебник «The Heinemann TOEFL. Практические тесты». Эти электронные пособия могут быть использованы как вспомогательные учебники к основному учебнику, а также в системах дистанционного обучения через Интернет [1; 6].

В методический комплекс «LANG Master», представляющий деятельность московской компании «Новый диск», входят тринадцать продуктов на CD и DVD. Они построены на методиках, предназначены для пользователей с различными уровнями владения английским языком, причем среди них есть как традиционные обучающие курсы и словари, так и оригинальные диски из серии «English In Action», где за основу взяты видеофрагменты с «речами» известных политиков, бизнесменов, музыкантов и кинозвезд (Б. Клинтон, Б. Гейтс, Ст. Кинг, Джо Кокер, Том Хэнкс).

Инновационные методы обучения

«Учебный диск» содержит полный диагностический и два практических теста, аналогичных реальным, широкий обзор грамматики, 68 уроков с упражнениями для тренировки всех языковых навыков, промежуточные тесты в каждом разделе и дополнительный материал для чтения, аудирования (восприятия на слух) и расширения словарного запаса. На «практическом» CD-ROM размещены пять полных практических тестов, советы по построению стратегии сдачи экзамена и, наконец, комментированные ответы на вопросы всех имеющихся на диске тестов. Особенностью рассматриваемого программного комплекса является Персональный планировщик, способный работать с обоими дисками. Начиная курс, студент должен пройти пробный тест, а исходя из его результатов, Планировщик предложит оптимальную, на его взгляд, стратегию дальнейших занятий, выделит навыки, требующие дополнительной тренировки, и посоветует начать обучение именно с них. Принятый персональный план будет разделен на такие же составляющие, как и реальный тест TOEFL, а наиболее важные уроки окажутся выделенными красным цветом.

Немаловажное значение в электронном комплексе имеет Записная книжка, включающая также Ежедневник, что позволяет делать свои собственные добавления, писать комментарии, оставлять какие-то пометки на память. Еще одна интересная опция, доступная в Записной книжке, - создание собственных словарей. В разные папки расклад ыва-ются определенные группы слов (деловая, бытовая, специальная лексики). Английское слово может служить названием заметки, а ее текст будет содержать его перевод, объяснение или примеры использования. Кроме того, готовится папка с текстовыми заметками и ссылками на отдельные странички курса. Особенно удобен такой вариант для преподавателей, так как он позволяет в считанные минуты собрать материал для нескольких часов занятий [6].

Мультимедийный курс «English Platinum» основан на современной методике интенсивного изучения языка, основанной на принципе погружения в языковую среду. Всевозможные жизненные ситуации представлены в диалоговом окне, где на занятиях студенты слышат живую речь, пытаются ее понять, параллель-

но пополняя словарный запас и знакомясь с грамматическими формами. Общеобразовательные тексты знакомят со словами и терминами из биологии, химии, экологии, истории, физики, астрономии, экономики и т. д. Полнометражный фильм помогает понять, что такое современный американский английский язык. Грамматический раздел курса представлен теоретическим материалом и упражнениями по отработке навыков письменной речи. 15 000 иллюстрированных и озвученных слов, четыре этапа их освоения - раздел пополнения словарного запаса. Учебник позволяет многократно видеть, слышать, записывать и произносить слова под постоянным контролем виртуального учителя. Английская фонетика представлена в курсе отдельной обучающей системой. Это теоретический материал и более 1 000 упражнений по проработке каждого звука, интонации, ударений, скорости и ритмичности речи. Данный учебник оказывает неоценимую помощь преподавателям, желающим проанализировать успеваемость студентов. Следует отметить, что методическое пособие «English Platinum» обеспечено уникальной системой контроля и координации учебного процесса, которая состоит из системы сбора статистики успеваемости каждого пользователя по всем разделам и системы администрирования, которая позволяет привилегированному пользователю отслеживать успеваемость всех пользователей курса и гибко настраивать индивидуальные уровни сложности для каждого из них. Система «администратор» пригодна для использования в системах дистанционного обучения: статистические данные посредством Интернета отправляются на сервер Дистанционного Обучения, который также через Интернет оказывает управляющие воздействия на локальный компьютер пользователя в зависимости от результатов его успеваемости [1].

Методический комплекс «The Heinemann TOEFL. Практические тесты» представляет собой электронный учебник, который включает пять полных вариантов тестов TOEFL. Каждый тест состоит из трех частей: понимание услышанного (Listening Comprehension), грамматические конструкции (Structure and Written Expression) и понимание прочитанного (Reading

Comprehension). Предлагаемые в курсе стратегии выполнения тестов помогут успешно сдать экзамен. Содержащиеся в программе тесты полностью соответствуют современным (обновленным) требованиям, предъявляемым при сдаче TOEFL. Следует уточнить, что TOEFL (Test of English as a Foreign Language) -международный экзамен для оценки уровня знания английского языка как иностранного. Включает в себя четыре части: понимание услышанного (Listening Comprehension), грамматические конструкции (Structure and Written Expression), понимание прочитанного (Reading Comprehension) и сочинение. TOEFL разработан компанией Educational Testing Service (ETS), Принстонский университет, Нью-Джерси, США. Кроме того, TOEFL - обязательный экзамен для поступления в колледжи и университеты США и некоторых других стран. Многие научные и профессиональные сертификационные программы также требуют от претендентов успешного прохождения TOEFL [6].

Электронное портфолио представляет возможности для распространения передового педагогического опыта, помогает осуществлять рефлексию деятельности преподавателя и организовывает продуктивное взаимодействие преподавателя и обучающихся в процессе обучения. Также электронное порт-фолио выполняет накопительную (сбор дидактических и методических работ преподавателя) и модельную (является средством формирования модели индивидуального педагогического опыта) функции [5].

Электронное портфолио преподавателя может включать:

- материалы для проведения занятий (презентации, опорные конспекты и другие материалы);

- материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (описания практических и лабораторных работ, карточки-задания, раздаточные материалы, темы рефератов и других видов работ и т. д.);

- материалы для мониторинга результатов обучения (тесты, контрольные практические задания, средства рейтинговой оценки знаний);

- статьи для журналов, доклады на педагогических совещаниях, материалы выступлений на конференциях.

К основным преимуществам технологии электронного портфолио можно отнести: прекращение дублирования материала в нескольких источниках, доступность информации и открытость для студентов и преподавателей.

Портфолио преподавателей, реализованное в формате web-ресурса, являются также основой рейтинга научных достижений преподавателей вуза. Анализ контента порт-фолио результатов научной деятельности преподавателей позволяет совершенствовать систему критериев и показателей оценки эффективности научной деятельности кафедр вуза, упорядочить организацию, управление, а также документирование научной деятельности на основе современных информационных технологий [5].

Таким образом, применение инновационных технологий способствует изучению иностранного языка более практико-ориентиро-ванного, усиливает мотивацию обучения, повышает уровень культуры студентов, расширяет их кругозор, помогает преодолеть рутину в обучении и повысить компетенцию выпускников вузов в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности в интернациональном сообществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемова, В. С. Мультимедийное обеспечение процесса обучения иностранному языку в техническом вузе / В. С. Артемова // Информационные технологии в образовательном процессе: материалы Междунар. науч.-технич. конф. - Брянск. - 2013. -С. 85-90.

2. Напольских, М. Р. Специфика и стратегия тандемного обучения / М. Р. Напольских // Преподаватель XXI век. - 2012. - №№ 2. - С. 125-130.

3. Печинская, Л. И. Использование возможностей информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку магистрантов технических направлений / Л. И. Печинская, М. М. Степанова // Народное образование. Педагогика: сб. науч. трудов. Серия «Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». -2015. - С. 136-140.

4. Титова, С. В. Информационно-коммуникативные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика / С. В. Титова. - М. : Квинто-Консалтинг, 2009. - 240 с.

5. Хузина, С. А. Технология «портфолио» как основа рейтинга научных достижений преподавателей и студентов вуза / С. А. Хузина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. -Т. 69. - №№ 11. - С. 98-103.

6. Шмелева, А. The Heinemann TOEFL® Курс подготовки к экзамену [Электронный ресурс] // Биз-несс-образование в России. 2000. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.curator.ru/ e-books/e15.html. - Загл. с экрана.

7. Яювец, Ю. В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец. - М. : Экономика. - 2004. - 439 с.

REFERENCES

1. Artemova, V S. Mul'timedijnoe obespechenie processa obuchenija inostrannomu jazyku v tehnicheskom vuze / V S. Artemova // Informacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe: materialy Mezhdunar. nauch.-tehnich. konf. - Brjansk. - 2013. - S. 85-90.

2. Napol'skih, M. R. Specifika i strategija tandemnogo obuchenija / M. R. Napol'skih // Prepodavatel' XXI vek. - 2012. - №№ 2. - S. 125-130.

3. Pechinskaja, L. I. Ispol'zovanie vozmozhnostej informacionno-kommunikativnyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu jazyku magistrantov tehnicheskih napravlenij / L. I. Pechinskaja, M. M. Stepanova // Narodnoe obrazovanie. Pedagogika: sb. nauch. trudov. Serija «Gumanitarnye nauki: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Akmeologija. Juvenologija. Sociokinetika». Vyp. 1, tom 21. - Kostroma: Vfestnik KGU im. N. A. Nekrasova. -2015. - S. 136-140.

4. Titova, S. V Informacionno-kommunikativnye tehnologii v gumanitarnom obrazovanii: teorija i praktika / S. V. Titova. - M.: Kvinto-Konsalting, 2009. - 240 s.

5. Huzina, S. A. Tehnologija «portfolio» kak osnova rejtinga nauchnyh dostizhenij prepodavatelej i studentov vuza / S. A. Huzina // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 2010. - T. 69. - .№11. -S. 98-103.

6. Shmeleva, A. The Heinemann TOEFL® Kurs podgotovki k jekzamenu [Jelektronnyj resurs] // Bizness-obrazovanie v Rossii. 2000. URL: http:// www. curator. ru/e-books/e 15. html.

7. Jakovec, Ju. V Jepohal'nye innovacii XXI veka / Ju. V Jakovec. - M.: Jekonomika. - 2004. - 439 s.

THE USAGE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS AT THE FACULTY OF PHILOLOGY

Natalia Igorevna Pantykina

Lecturer at the Department of English and Oriental Philology Faculty of Philology,

Luhansk Taras Shevchenko State University

natik-pantykina@mail.ru

Oboronnaya str., 2, Luhansk, LPR

Abstract. The usage of innovative technologies in foreign language teaching to students at the Faculty of Philology is described. The author characterizes the concept of innovation and innovative methods. Also the usage of electronic educational-methodical complex training, portfolios in the learning process is analyzed.

Key words: innovative technologies and methods, electronic educational-methodical complex training, electronic portfolio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.