Научная статья на тему 'Использование инновационных подходов и технологий в организации физического практикума Донского государственного технического университета'

Использование инновационных подходов и технологий в организации физического практикума Донского государственного технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДГТУ / ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DSTU / INNOVATIONS / COMPETENCE APPROACH / TRAINING PROJECT / LABORATORY PRACTICE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликова Т.С., Мардасова И.В., Шкиль Т.В., Мардасова Е.А.

Реализация компетентностного подхода к результатам освоения основных образовательных программ высшего образования потребовала разработки различных инновационных способов и технологий оценивания компетенций и организации деятельности студентов определенным образом для проверки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций. Лабораторный практикум по физике является таким видом деятельности студентов, который удовлетворяет перечисленным требованиям, поскольку каждая лабораторная работа представляет собой как компетентностно-ориентированное задание, так и реализацию учебного мини-проекта по определению некоторых физических величин и констант, выявлению физических закономерностей и проверке основных законов физики. Авторами приводится систематизированная информация о практикуме кафедры «Физика» ДГТУ как о высокотехнологическом наукоемком комплексе, оснащенном современным многофункциональным оборудованием фирмы PHYWE, на базе которого студенты осваивают информационно-коммуникационные технологии. Измерения, как правило, выполняются с помощью программного обеспечения, которое дает возможность разноуровневого выполнения работы, что фактически соответствует различным уровням освоения образовательных программ. Статья публикуется в рамках форума "Победный май 1945".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беликова Т.С., Мардасова И.В., Шкиль Т.В., Мардасова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of innovative approaches and technologies in the organization of the physical workshop of the Don State Technical University

General educational programs of bachelor's and master's degrees require significant changes in connection with the introduction of new Federal state standards for higher education. The development of the basic educational programs of higher education in the framework of the competence approach requires the development of various innovative methods and technologies for assessing the competencies and organization of students ' activities in a certain way. To check the level of formation of General and professional competencies required competence-oriented tasks. Such a task should contain a clearly formulated goal, an incentive to perform, the source is necessary to perform the task information, a form for structured records and a tool to verify the reliability of the result. Within the framework of the competence approach it is required that the formation of students ' skills takes place in conditions as close as possible to the real professional activity, one of the varieties of which is the project activity. The project method of formation and development of competencies is considered to be one of the most effective due to its diversity. Laboratory practice in physics is such a type of activity of students that meets the above requirements, since each laboratory work is a competence-oriented task, and the implementation of the educational mini-project to determine some physical quantities and constants, identify physical patterns and check the basic laws of physics. The authors provide systematic information about the workshop of the Department of Physics of DSTU as a high-tech science-intensive complex, equipped with modern multifunctional equipment of PHYWE, on the basis of which students master information and communication technologies. Measurements are usually performed using software that enables multi-level execution of the work. The first level is aimed at students just starting to master such equipment; tasks of the second level are intended for students who already have some skills of working with installations and use of the software, that is mastered software of the solution of problems by means of various options. Students are invited to perform tasks at both levels, which actually correspond to different levels of development of educational programs. The article is published in the framework of the forum "Pobednyj maj 1945".

Текст научной работы на тему «Использование инновационных подходов и технологий в организации физического практикума Донского государственного технического университета»

Внедрение инновационных подходов и технологий при организации физического практикума Донского государственного технического

университета

Т.С. Беликова, Т.В. Шкиль, Е.А. Мардасова, И.В. Мардасова Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Реализация компетентностного подхода к результатам освоения основных образовательных программ высшего образования потребовала разработки различных инновационных способов и технологий оценивания компетенций и организации деятельности студентов определенным образом для проверки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций. Лабораторный практикум по физике является таким видом деятельности студентов, который удовлетворяет перечисленным требованиям, поскольку каждая лабораторная работа представляет собой как компетентностно-ориентированное задание, так и реализацию учебного мини-проекта по определению некоторых физических величин и констант, выявлению физических закономерностей и проверке основных законов физики. Авторами приводится систематизированная информация о практикуме кафедры «Физика» ДГТУ как о высокотехнологическом наукоемком комплексе, оснащенном современным многофункциональным оборудованием фирмы PHYWE, на базе которого студенты осваивают информационно-коммуникационные технологии. Измерения, как правило, выполняются с помощью программного обеспечения, которое дает возможность разноуровневого выполнения работы, что фактически соответствует различным уровням освоения образовательных программ. Статья публикуется в рамках форума «Победный май 1945».

Ключевые слова: ДГТУ, инновации, компетентностный подход, учебный проект, лабораторный практикум, информационно-коммуникационные технологии, деятельность студентов, компетентностно-ориентированное задание.

Как известно, инновационные технологии являются ключевыми элементами при формировании социальной и экономической стратегий развития России. Очевидно, создание и использование наукоемких технологий предъявляет высокие требования к знаниям и навыкам современных специалистов [1]. Одной из площадок подготовки таких специалистов является опорный университет Ростовской области - Донской государственный технический университет (ДГТУ), в котором реализуется широкий спектр образовательных программ различного типа и назначения.

Переход высшего образования на федеральные государственные стандарты нового поколения потребовал существенных изменений в общих образовательных программах бакалавриата и магистратуры. Цель таких изменений - реализация компетентного подхода к результатам освоения программ [2,3]. Общие и профессиональные компетенции включают в себя различные личностные характеристики человека и его способность к когнитивной, операционной, социальной, профессиональной и другим видам деятельности [4,5]. Как наиболее глубокие личностные качества, компетенции проявляются и могут быть оценены только в условиях реальных действий обучаемых. Для проверки уровня сформированности компетенций создаются компетентностно-ориентированные задания, которые определенным образом организуют деятельность студентов, а не просто воспроизведение ими усвоенной учебной информации [6-9]. Такое задание складывается из нескольких основных составляющих:

- стимула, то есть достаточно высокой мотивации достижения результата;

- четко сформулированной цели;

- источника информации, необходимой для достижения поставленной цели;

- бланка для структурированного выполнения задания и записи результата;

- инструментария проверки достоверности полученного результата (справочных таблиц, критериев выполнения задания, шкал оценивания, ключей - правильных ответов и т. п.).

При подготовке бакалавров и магистров среди дисциплин естественнонаучного блока особую роль играет физика - общий курс и отдельные главы, читаемые как спецдисциплины [10, 11]. Как правило, курс общей физики относится к базовой части образовательных программ и является одной из

основ любого технического образования. В процессе обучения при изучении курса проводятся теоретические занятия (лекции, семинары), обеспечивающий студентов системой профессионально важных знаний, и практические занятия (решение задач, выполнение лабораторных работ -физический практикум).

Именно практические занятия ориентированы, в основном, на формирование, развитие и коррекцию необходимых в профессиональной деятельности компетенций (навыков, умений, способностей, привычек действий и поведения).

В этом плане особое место занимает физический практикум [12, 13]. С одной стороны, каждая лабораторная работа представляет собой отдельное компетентностно-ориентированное задание. Методическое пособие для выполнения работы содержит четко сформулированную цель ее выполнения, краткую теорию (описание изучаемого закона или явления), подробное описание используемой литературы и самой экспериментальной установки, методику и порядок выполнения эксперимента, необходимые таблицы и формулы для расчетов искомых величин и погрешностей их измерений, т.е. всю информацию, необходимую для выполнения работы. В качестве инструментария проверки используются справочные таблицы физических величин и констант, контрольные вопросы, приведенные в конце пособия. Каждая работа выполняется на специальном бланке, содержащем таблицы для занесения параметров лабораторной установки и полученных экспериментальных данных, формул для расчета физических величин и их погрешностей, поле для построения графиков, записи окончательных результатов работы и их анализа.

С другой стороны, выполнение лабораторной работы можно рассматривать как реализацию своеобразного проекта по определению

какой-либо физической величины, выявления физических закономерностей или проверке закона.

Как известно, в рамках компетентностного подхода требуется, чтобы формирование умений и навыков студентов в ходе учебных занятий проходило в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности, одной из разновидностей которой является проектная деятельность. Проектная деятельность может осуществляться с различными целями, в различных условиях, в составе команд различной численности [14]; важнейшими компетенциями выпускников образовательных программ вузов являются их готовность и способность работать в команде и умение строить межличностные отношения. В настоящее время проектный метод формирования и развития компетенций считается одним из наиболее эффективных за счет его многоплановости, что дает возможность комплексной оценки ряда важнейших компетенций и практических навыков. Как следствие, необходима организация любого вида проектной деятельности для формирования и оценивания компетенций по результатам конкретной деятельности студентов при выполнении определенного задания. Предлагаемые задания должны быть достаточно сложными и комплексными, чтобы дать возможность обучаемым проявить компетенции в полной мере. Под учебным проектом понимается целенаправленная деятельность учащихся под руководством преподавателя для достижения определенной цели или решения поставленной задачи в течение заданного промежутка времени. Для студентов первых курсов, только начинающих обучение в вузе, таким заданием-проектом может являться лабораторная работа по физике.

За последние годы на кафедре «Физика» ДГТУ успешно осуществлена модернизация лабораторного практикума с использованием лабораторного оборудования фирмы PHYWE [15, 16]. В настоящее время физический

практикум представляет собой высокотехнологичный наукоемкий комплекс, на базе которого студенты могут выполнять порядка ста различных лабораторных работ по всем разделам физики. В состав комплекса входят более девяноста лабораторных установок фирмы РНУ^Б (некоторые в двух-трех экземплярах). Практикум размещается в шести аудиториях; в двух из них выполняются лабораторные работы по разделам «Механика. Молекулярная физика и термодинамика. Электричество», в двух - по разделам «Электромагнетизм. Оптика. Атомная физика». В остальных аудиториях выполняются лабораторные работы по всем разделам физики; в одной из них обучаются студенты, изучающие курс физики по сокращенным программам. Другая лаборатория - «Инновационные технологии преподавания физики и КСЕ» предназначена для углубленного изучения курса физика и, кроме лабораторного оборудования, оснащена стационарными компьютерами с соответствующим программным обеспечением, позволяющим выполнять виртуальный физический практикум, который также используется в учебном процессе.

Установки данной фирмы предполагают многофункциональное использование; в ряде случаев такие установки оказались задействованы не только в лабораторном практикуме по общей физике, но и в различных спецпрактикумах.

Так в спецпрактикуме по статистической физике установка «Распределение Максвелла» дает возможность решать задачи исследовательского характера: выявление зависимости формы получаемой экспериментальной кривой от массы частиц (используемых шариков), от исходного числа частиц в рабочей камере установки, от формы и размеров пропускной щели установки и т. п. Такое исследование дает возможность выявить оптимальные условия и режим работы установки. Полученная экспериментально при таких условиях функция распределения Максвелла

позволяет решить ряд задач расчетно-графического характера: построить график функции распределения частиц по скоростям и сравнить построенный график с графическим представлением закона распределения Максвелла, рассчитать с использованием графика все характерные скорости частиц (наиболее вероятную, среднюю арифметическую и среднюю квадратичную), проверить условие нормировки функции распределения и т. п.

На базе установки «Эффект Холла» в спецпрактикуме «Физические основы электроники» выполняются две совершенно разные работы: «Определение концентрации и подвижности основных носителей тока» и «Исследование зависимости сопротивления полупроводников от температуры», представляющие собой экспериментальное исследование полупроводников, их характерных особенностей и свойств.

В методических пособиях к работам подробно описываются все отдельные элементы установки и их функциональное назначение. Определение концентрации и подвижности основных носителей осуществляется с использованием персонального компьютера, на дисплей которого выводятся экспериментальные данные. Измерения выполняются с помощью программного обеспечения, которое дает возможность разноуровневого выполнения работы.

Первый уровень ориентирован на студентов, только начинающих осваивать подобное оборудование. Экспериментальные данные студенты могут снимать с определенным шагом и записывать непосредственно с дисплея компьютера в заранее подготовленные таблицы для записи результатов измерений; затем, используя полученные данные, строить графики исследуемых зависимостей и аналитически находить искомые величины и их погрешности.

Для студентов, имеющих навыки работы с установками фирмы РНУ^Е и использования программного обеспечения, то есть освоивших программные средства решения задач с помощью различных опций, сформирован другой уровень выполнения работы. Они могут сразу вывести на экран таблицу результатов измерений и экспериментальный график, а затем, по тангенсу угла наклона графика определить среднее значение искомой величины.

В методическом пособии к работе, разработанном авторами, имеются задания, соответствующие обоим уровням подготовки студентов, что фактически соответствует различным уровням освоения образовательных программ, т.е. степени сформированности соответствующих компетенций. Студентам предлагается выполнение обоих заданий и сравнение полученных различными способами результатов.

Исследование температурной зависимости полупроводника и определение ширины его запрещенной зоны проводится на той же лабораторной установке без использования персонального компьютера; экспериментальные данные снимаются в ручном режиме по показаниям мультиметров, подключенных дополнительно к соответствующим контактам базового модуля. Световое табло, расположенное на передней панели модуля, показывает температуру полупроводника.

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий - одно из условий, обеспечивающих качественное обучение в сфере высшего образования [17-19]. Современная наукоемкая материально-техническая база физического практикума позволяет студентам успешно осваивать информационно-коммуникационные технологии, что является залогом будущей успешной профессиональной деятельности.

Литература

1. Инновации в системе непрерывного образования ДГТУ. / Месхи Б.Ч., Беликова Т.С., Мардасова И.В., Шкиль Т.В. // Тез. Докл. на VI междунар. научно-практич конф. ИТНО-2018, п. Дивноморское, 6-7 сент. 2018 г. С. 465-469.

2. Formation of Professional Competence of Students in Engineering Education // Creative Education. Vol.3, 2012, pp. 104-106. URL: SciRP.org/journal/ce.

3. Zeidmane A. Development of Mathematics Competences in Higher Education Institutions // International Journal of Engineering Pedagogy V.3, 2013, pp.11-17.

4. Кузьминская А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. №16 (75), 2014. С. 349-351.

5. Компетенции как новая парадигма результатов образования / Шкиль Т.В., Мардасова И.В., Беликова Т.С. // Тез. докл. на X междунар. научно-метод. симпозиуме «Современные проблемы многоуровневого образования», п. Дивноморское, 22 сент.-2 окт. 2015. С. 279-281.

6. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2010. 383 с.

7. Литвинова Т.А., Подрезов Н.Н., Мецлер А.А. Деловая игра - как эффективный интерактивный метод обучения при изучении технических дисциплин // Инженерный вестник Дона. 2016. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3785.

8. Фасоля А. Н. Компетентностно ориентированные задачи // Издательская группа «Основа». №11 (47), 2015. URL: e-osnova.ru/PDF/osnova_9_47_13154.pdf.

9. Косогорова Ю.П., Пинчук Э.В., Годунов С.Ф., Пирожков Р.В. Использование современных образовательных технологий при изучении механики // Инженерный вестник Дона. 2016. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3748.

10. Современная физико-математическая подготовка в опорном региональном университете - основа формирования инженеров нового поколения / Сухинов А.И. // Тез. докл. на XIV междунар. конф. ФССО-2017, п. Дивноморское, 17-22 сент. 2017. С. 35.

11.Проблема гармонизации содержания и организации процесса обучения физике с современными запросами научно-технического развития / Остроумова Ю.С., Ханин С.Д. // Тез. докл. на XIV междунар. конф. ФССО-2017, с. Дивноморское, 17-22 сент. 2017. С. 32-34

12. Организация лабораторного практикума при изучении физики в вузе / Семенюк Е.А. // Материалы междунар. науч. конф. «Педагогика: традиции и инновации», г. Челябинск, окт. 2011. Т. II. С. 87-89. URL: moluch.ru/conf/ped/archive/19/1070/.

13.Смирнов В.В. Перспективы развития лабораторного практикума по общей физике на базе современного оборудования // Успехи современного естествознания. №10, 2009. С. 41-43.

14.Стародубцев В.А. Лабораторный практикум по курсу физики как проектная обучающая среда // Вестник ТГПУ. Вып. 4, 2012. С. 151-154.

15.Некоторые аспекты организации лабораторного практикума по физике / Шкиль Т.В., Мардасова И.В., Беликова Т.С. // Тез. докл. на XIV междунар. конф. ФССО-2017, с. Дивноморское, 17-22 сент. 2017. С. 458-460.

16.Смирнов В.В. Перспективы развития лабораторного практикума по общей физике на базе современного оборудования // Успехи современного естествознания. №10, 2009. С. 41-43.

17.Месхи Б.Ч. Инновационный подход к развитию образования // Гуманитарные науки. №4, 2016. С. 191-200.

18.Информационные технологии в естественнонаучном образовании / Калашников Н.П., Ольчак А.С., Чербачев О.В. // Тез. докл. на XIV междунар. конф. ФССО-2017, с. Дивноморское, 17-22 сент. 2017. С. 407-410.

19.Общие вопросы качества высшего образования / Бурлакова И.И. // Тез. докл. на XIII науч-метод. конф. Актуальные проблемы совершенствования высшего образования, г. Ярославль, 22-23 марта. 2018. С. 39-41.

References

1. Innovacii v sisteme nepreryvnogo obrazovanija DGTU [Innovations in the

system of continuous education of DSTU] Meshi B.C., Belikova T.S., Mardasova I.V., Shkil' T.V. Tez. Dokl. na VI mezhdunar. nauchno-praktich konf. ITN0-2018, p. Divnomorskoe, 6-7 sent. 2018 g. рр. 465469.

2. Creative Education. Vol.3, 2012, pp.104-106. URL: SciRP.org/journal/ce.

3. Zeidmane A. International Journal of Engineering Pedagogy V.3, 2013,

pp.11-17.

4. Kuz'minskaja A.V. Molodoj uchenyj. 2014. №16 (75). рp. 349-351.

5. Kompetencii kak novaja paradigma rezul'tatov obrazovanija [Competence as

a new paradigm of education results]. Shkil' T.V., Mardasova I.V., Belikova T.S. Tez. dokl. na X mezhdunar. nauchno-metod. simpoziume «Sovremennye problemy mnogourovnevogo obrazovanija», p. Divnomorskoe, 22 sent.-2 okt. 2015. рp. 279-281.

6. Efremova N.F. Formirovanie i ocenivanie kompetencij v obrazovanii [Formation and evaluation of competences in education.]. Rostov-na-Donu: Izd-vo DGTU, 2010. 383 p.

7. Litvinova T.A., Podrezov N.N., Mecler A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3785.

8. Fasolja A. N. Izdatel'skaja gruppa «Osnova». №11 (47), 2015. URL: e-osnova.ru/PDF/osnova_9_47_13154.pdf.

9. Kosogorova Ju.P., Pinchuk Je.V., Godunov S.F., Pirozhkov R.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3748.

10. Sovremennaja fiziko-matematicheskaja podgotovka v opornom regional'nom universitete - osnova formirovanija inzhenerov novogo pokolenija [Modern physical and mathematical training in the reference regional University-the basis of the formation of a new generation of engineers]. Suhinov A.I. Tez. dokl. na XIV mezhdunar. konf. FSS0-2017, p. Divnomorskoe, 17-22 sent. 2017. p. 35.

11. Problema garmonizacii soderzhanija i organizacii processa obuchenija fizike s sovremennymi zaprosami nauchno-tehnicheskogo razvitija [Problem of harmonization of the contents and organization of process of teaching physics with modern scientific and technological development]. Ostroumova Ju.S., Hanin S.D. Tez. dokl. na XIV mezhdunar. konf. FSS0-2017, s. Divnomorskoe, 17-22 sent. 2017. pp. 32-34.

12. Organizacija laboratornogo praktikuma pri izuchenii fiziki v vuze. Semenjuk E.A. [Organization of a laboratory practical work at study of physics in high school]. Materialy mezhdunar. nauch. konf. «Pedagogika: tradicii i innovacii», g. Cheljabinsk, okt. 2011. T. II. pp. 87-89. URL: moluch.ru/conf/ped/archive/19/1070/.

13. Smirnov V.V. Uspehi sovremennogo estestvoznanija. №10, 2009. pp. 41-43.

14. Starodubcev V.A. Vestnik TGPU . Vyp. 4, 2012. рр. 151-154.

15. Nekotorye aspekty organizacii laboratornogo praktikuma po fizike [Some aspects of organization of laboratory practical work in physics] Shkil' T.V., Mardasova I.V., Belikova T.S. Tez. dokl. na XIV mezhdunar. konf. FSS0-2017, s. Divnomorskoe, 17-22 sent. 2017. pз. 458-460.

16. Smirnov V.V. Uspehi sovremennogo estestvoznanija. №10, 2009. pр. 41-43.

17. Meshi B.Ch. Gumanitarnye nauki. №4, 2016. рp. 191-200.

18. Informacionnye tehnologii v estestvennonauchnom obrazovanii. Kalashnikov N.P., Ol'chak A.S., Cherbachev O.V. [Information technology in natural science education]. Tez. dokl. na XIV mezhdunar. konf. FSSO-2017, s. Divnomorskoe, 17-22 sent. 2017. рp. 407-410.

19. Obshhie voprosy kachestva vysshego obrazovanija [General questions of quality of higher education]. Burlakova I.I. Tez. dokl. na XIII nauch-metod. konf. Aktual'nye problemy sovershenstvovanija vysshego obrazovanija, g. Jaroslavl', 22-23 marta. 2018. pp. 39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.