Научная статья на тему 'Использование инновационного форсайта в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур'

Использование инновационного форсайта в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРСАЙТ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / STRATEGIC STABILITY / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / FORESIGHT / INNOVATION SYSTEM / MODERNIZATION OF BUSINESS STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лясников Н. В., Дудин М. Н., Секерин В. Д., Могуев Б. Д.

Стратегическое управление инновационным развитием становится методологией развития социума в XXI в. Одним из наиболее эффективных форматов исследований является форсайтное исследование. Использование исследования форсайт позволит предпринимательской организации повысить свой уровень конкурентоспособности за счет формирования «опережающей» стратегии, адаптации к новым технологиям и ограниченности ресурсов, предугадывание спроса и, как следствие, снижение рисков. В статье рассматриваются основы стратегического управления инновационным развитием предпринимательских структур России на основе использования Форсайта. В статье также рассмотрены теоретические аспекты инновационного форсайта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лясников Н. В., Дудин М. Н., Секерин В. Д., Могуев Б. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of innovative foresight in ensuring the competitiveness of business structures

Strategic management is the development of an innovative methodology for the development of society in the XXI century. One of the most effective formats of research is a foresight research. The use of foresight method for entrepreneurial organization allows to increase their level of competitiveness by forming "advanced" strategies, to adapt to new technologies and limited resources, prediction of demand and consequently risk. This article covers the basics of strategic management of innovative development of business structures in Russia using foresight. The article also presents theoretical aspects of innovative foresight.

Текст научной работы на тему «Использование инновационного форсайта в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур»

Серия 5. Социально-экономические науки.

Выводы

С одной стороны, XX век продемонстрировал опасности для существования человека технической цивилизации, а с другой - факт невозможности современного человека выжить вне мира техники. И все же технический прогресс при всей его жестокости неостановим. Выход состоит в том, что не нужно отказываться от технического прогресса, нужно придать новый облик науке. Результаты научных исследований должны соответствовать гуманистическим общечеловеческим ценностям.

Литература

1. Баранов A.M. Информационная экономика и трансформация стратегий развития Беларуси / Под ред. Б.В. Сорвирова. Гомель: ЦИИР. 2010. - 174 с.

2. Глущенко ИИ. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 128 с.

3. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Издательство НОРМА, 2008. - 572 с.

4. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 238 с.

5. Секерин В.Д., Горохова А.Е. Оценка инвестиций: Монография. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. - 152 с.

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. Лавриненко В.Н. - М.: Юристь, 2011. -512 с.

7. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 560 с.

8. Экономическое обоснование инженерных проектов в инновационной экономике: Учеб. пособие / A.B. Бабикова, Е.К. Задорожняя, Е.А. Кобец, Т.А. Макареня, М.А. Масыч, Т.В. Морозова, A.B. Тычинский, Т.В. Федосова; Под ред. доц. М.Н. Корсакова; доц. И.К. Шевченко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 144 с.

Использование инновационного Форсайта в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур

д.э.н. проф. Лясников Н.В., к.э.н. доц. Дудин М.Н.

Российская Академия предпринимательства д.э.н. проф. Секерин В.Д., Могуев Б.Д.

Университет машиностроения

Аннотация. Стратегическое управление инновационным развитием становится методологией развития социума в XXI в. Одним из наиболее эффективных форматов исследований является форсайтное исследование. Использование исследования форсайт позволит предпринимательской организации повысить свой уровень конкурентоспособности за счет формирования «опережающей» стратегии, адаптации к новым технологиям и ограниченности ресурсов, предугадывания спроса и, как следствие, снижения рисков. В статье рассматриваются основы стратегического управления инновационным развитием предпринимательских структур России на основе использования Форсайта. В статье также рассмотрены теоретические аспекты инновационного форсайта

Ключевые слова: стратегическая устойчивость, конкурентоспособность, инновационное развитие, форсайт, инновационная система, модернизация предпринимательских структур

О форсайте как научной категории и практико-ориентированном способе исследования будущего объектов и/или систем известно с последней четверти XX века. Но до настоящего времени научно-исследовательская среда не определилась с содержанием данной дефини-

Серия 5. Социально-экономические науки. ции, а также с сущностью и спецификой её использования в управлении большими и малыми социально-экономическими системами.

Определенно понятно, что взгляд в будущее (собственно перевод термина «foresight») необходим, но не как пассивное футуристическое представление картин и прогнозов будущего (многие из которых имеют свойство не сбываться), напротив - как активное конструирование будущего из настоящего.

Для предпринимательских структур активное конструирование будущего необходимо с целью обеспечения стратегической конкурентоспособности и устойчивого развития. Несомненно, что конкурентоспособность предпринимательских структур в современных условиях уже не может обеспечиваться простым обладанием факторами производств (труд, капитал, земля) и даже предпринимательский талант не является источником получения устойчивых или отличительных конкурентных преимуществ. Для получения устойчивых или отличительных конкурентных преимуществ, которые образуют стратегическую конкурентоспособность, предпринимательской структуре необходимо обладать знаниевой компонентой развития, в том числе способностью продуцировать и внедрять инновации, а также готовностью к изменениям. Знаниевая компонента развития предпринимательских структур - это интеллектуальный капитал, который активно используется посредством ключевых компетенций менеджмента в совокупности с объективной и релевантной информацией, служащей обеспечением любых управленческих решений.

Оптимальным и в то же время эффективным инструментом активного конструирования будущего предпринимательских структур для формирования стратегической конкурентоспособности в долгосрочной перспективе является инновационный форсайт.

Данный инструмент позволяет не только активно конструировать будущее предпринимательских структур уже на настоящем этапе развития, но и также трансформировать вектор развития с учетом возможного изменения долгосрочных средовых трендов.

Мы считаем, что реализацию инновационного форсайта необходимо рассматривать в прикладном аспекте теории длинных (больших) волн Н.Д. Кондратьева (четырехфазного цикла: оживление, подъем, спад, депрессия) и волн инноваций. Волновая природа экономического роста и появления инноваций является обоснованным научным фактом. Наложение длинных (больших) кондратьевских волн на волны инноваций позволяет говорить о том, что каждое приближение национальной или мировой экономической системы к депрессии и, соответственно, к дну цикла, означает предстоящий технологический сдвиг и появление базисных инноваций.

Если рассматривать интегрированную теорию длинных волн Н.Д. Кондратьева и волн инноваций применительно к отдельно взятой предпринимательской структуре, то длинная волна есть жизненный цикл предприятия, в свою очередь улучшающие и микро-инновации, являющиеся логическим продолжением базисных, рассматриваются как движущие силы и факторы интенсивного устойчивого и конкурентоспособного развития в долгосрочной перспективе. Это развитие обеспечивается использованием в качестве стимулов роста и конкурентоспособности эволюционных и революционных инноваций.

Эволюционность или революционность инноваций, используемых для активного конструирования будущего предпринимательских структур, в данном аспекте зависит от предшествующего развития предприятия. В частности, мы считаем, что эволюционные инновации, используемые для активного конструирования будущего предпринимательских структур с целью обеспечения стратегической конкурентоспособности, свойственны таким предприятиям, которые в предшествующие периоды уже показывали инновационную активность.

Эволюционные инновации, направленные на обеспечение стратегической конкурентоспособности предпринимательских структур, являются логическим продолжением ранее достигнутых научно-технических и технологических успехов. Для тех предпринимательских структур, развитие которых в предшествующие периоды характеризовалось экстенсивно-

стью, любые инновации, которые используются для активного конструирования будущего, будут революционными, фактически изменяющими специфику развития данной структуры, переводя ее в развитии с традиционного (экстенсивного) пути на инновационно ориентированный.

В теории форсайта принято, что данный инструмент представляет собой проектную сценарную технологию, которая направлена на выявление долгосрочных трендов и формирование долгосрочных планов развития, которые в большей степени описываются качественными параметрами, нежели количественными значениями. И если на макроэкономическом уровне в форсайты (инновационные, научные, технологические) включаются мировые проблемы, такие как:

• глобализация, смена мировых центров притяжения, выравнивание региональных различий;

• формирование общества знаний (информационного или ноосферного общества);

• обеспечение физического здоровья населения Земли и доступность всех видов социальной помощи;

• защита окружающей среды и способы повышения энергоэффективности мирового социума и др.

То на микроэкономическом уровне для инновационного форсайта имеется определенный континуум проблем, который в общем случае сводится к поиску таких решений, которые позволят аккумулировать организационные знания, преобразование их посредством ключевых компетенций менеджмента в относительно или абсолютно уникальные конкурентные преимущества. И поскольку инновационный форсайт как инструмент активного конструирования будущего наиболее приемлемо использовать в проектных методиках, мы считаем, что этапы построения проекта укладываются в следующую схему (рисунок 1).

Мы считаем, что построение инновационного форсайт-проекта включает шесть последовательных этапов и начинается с определения перечня макроэкономических трендов и тенденций, которые наиболее вероятностно будут определять обликовое состояние будущего национальной и мировой социально-экономической системы. На данном этапе происходит качественная оценка всех трендов, определяющих развитие общества, как правило, в четырех основных направлениях: политика, экономика, технологии и собственно сам социум. Итогом первого этапа является структурированный перечень тех эволюционных и революционных инноваций, которые, вероятнее всего, будут аутентично развиваться и изменяться в соответствии с базисным трендом. Способность инноваций к изменению в перспективе, а также к возможным трансформациям является основным условием их отбора в инновационный форсайт-проект.

На втором этапе формирования инновационного форсайт-проекта определяются стратегические ориентиры развития предпринимательской структуры. Здесь учитывается текущее состояние подсистем управления, а также стабильность бизнес-процессов в совокупности с формируемой (сформированной) корпоративной стратегией и когерентности ей функциональных стратегий. В идеальном представлении формирования форсайт-проектов корпоративная стратегия, а также согласованные с ней функциональные стратегии должны формулироваться параллельно проекту инновационного форсайта. Поэтому наиболее правильно второй этап построения форсайт-проекта совместить с разработкой корпоративной и функциональных стратегий, а также с формулированием соответствующих планов.

Итогом второго этапа построения инновационного форсайт-проекта является разработанный стратегический план, а также комплекс функциональных планов, которые согласованы между собой и направлены на обеспечение устойчивости развития, а также повышение конкурентоспособности предпринимательской структуры в долгосрочной перспективе.

Кроме этого, в рамках второго этапа необходимо выработать способы достижения стратегических ориентиров на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом дос-

тигнутого уровня развития предпринимательской структуры.

На третьем этапе построения инновационного форсайт-проекта формируются проектные сценарии или проектные альтернативы, которые основываются на оценке текущего состояния внешней и внутренней среды предпринимательской структуры, выявленных трендах макро- и микроэкономического развития. Мы считаем, что разработка проектных сценариев должна включать как минимум один базовый (контурный) сценарий, а также три сценария при возможной смене трендов: социально-политического, экономического, технологическо-

V

V

Определение перечня макроэкономических трендов и тенденций, которые вероятно формируют будущее

Определение стратегических ориентиров развития предпринимательской структуры и способы их достижения

Корпоративная стратегия Функциональные стратегии

Подсистемы управления Бизн ес-проц ессы

Формирование сценариев (альтернатив) реализации инновационного форсайта

Контурный (базовый) сценарий Сценарий при смене социально-политического тренда

Сценарий при смене технологического тренда Сценарий при смене экономического тренда

Оценка готовности и способности предпринимательской структуры к реализации инновационного форсайта (по каждому сценарию)

Формулирование форсайт-проекта на основании возможных сценариев и готовности/способности предпринимательской структуры к их реализации

Формулирование процедур контроля и мониторинга реализации форсайт-проекта, условий внесения изменений в проект

Рисунок 1. Схема построения инновационного форсайт-проекта

Итогом третьего этапа построения инновационного форсайт-проекта являются четыре сценария, которые включают конструкцию будущего состояния предпринимательской структуры, описанную в качественной терминологии, и нацелены на обеспечение стратегической конкурентоспособности данной структуры.

На четвертом этапе построения инновационного форсайт-проекта проводится непосредственная оценка готовности и способности предпринимательской структуры к реализации каждого из представленных проектных сценариев или альтернатив. Для данного этапа

рекомендуется разработать методику оценивания текущего уровня развития и наличия стратегической конкурентоспособности у предпринимательской структуры, а также вероятностную модель изменения определенных параметров развития и способности к конкуренции в будущем. При этом стоит помнить, что простая экстраполяция (от достигнутого) в данном случае будет ошибочной и может создавать искажения в оценке перспектив развития и сохранения стратегической конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Итогом четвертого этапа построения инновационного форсайт проекта является соотнесение разработанных проектных сценариев или проектных альтернатив с готовностью и способностью предпринимательской структуры к реализации каждого из разработанных сценариев.

На пятом этапе происходит окончательное формулирование в инвариантных терминах инновационного форсайт-проекта, направленного на обеспечение стратегической конкурентоспособности предпринимательской структуры с учетом всех ранее полученных данных, необходимых для разработки проекта и его альтернатив.

Созданный инновационный форсайт-проект включает в обязательном порядке процедуры контроля и мониторинга, а также должен предусматривать возможность внесения изменений в проект при появлении тех или иных условий (перечень данных условий внутреннего или внешнего характера является неотъемлемой частью форсайт-проекта). Процедуры контроля и мониторинга формулируются на шестом этапе построения инновационного форсайт-проекта проекта. При этом особенностью форсайт-проекта является возможность внесения изменений за счет возврата к любому из этапов построения проекта или его сценариев (альтернатив).

Поскольку любой инновационный форсайт-проект предусматривает возможность внесения изменений на любом этапе реализации возникают определенные трудности с технико-экономической оценкой разработанного проекта. Мы считаем, что в данном случае наиболее правильным будет проводить оценку эффективности и результативности реализации инновационного форсайт-проекта на основании достижения ключевых целевых показателей.

В частности, инновационные форсайты, направленные на формирование стратегической конкурентоспособности предпринимательских структур, в качестве ключевых показателей должны рассматривать основные внешние и внутренние конкурентные параметры.

При этом важно рассмотреть соответствие указанным параметрам достигнутых конкурентных позиций предприятия, а также наличие и уровень использования инновационного потенциала.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, считаем необходимым отметить, что инновационный форсайт, направленный на повышение стратегической конкурентоспособности предпринимательских структур, будет, пожалуй, наиболее востребованным инструментом исследования и активного конструирования будущего современных предприятий и организаций. Данный инструмент интегрирует отдельные методические подходы к формулированию ориентиров и направлений интенсификации развития предпринимательских структур за счет инноватики, а также учитывает долгосрочные тренды социального, политического, технологического и экономического характера, определяющие общую и частную специфику развития бизнес-среды.

Литература

1. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Форсайт как инструмент обеспечения стратегической устойчивости предпринимательских структур производственной сферы // European Researcher,. Международный мультидисциплинарный научный журнал «Европейский исследователь» -2012, (26), №8-1

2. Кузьминов Я.И. Перспективы форсайта в России безграничны//Форсайт. 2007. Т. 1. № 1. с. 26-29.

Серия 5. Социально-экономические науки.

3. Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Самоорганизация социально-экономических систем. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. -172 с.

4. Серегина С.Ф., Барышев И.А. Закономерно ли появление форсайта?//Форсайт. 2008. Т. 2. № 2. с. 4-12.

5. Семенова H.H. Форсайт в условиях глобализации // Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5: «Форсайт: основы и практика применения». - М.: Знак, 2008. - С. 25 - 43.

6. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М.: Изд-во «Экономика», 2005. -437 с.

7. Цит. по Афанасьев А.Г. Что такое форсайт? Попытки определения // Интернет-портал «CrpaTer.Ru» [электронный ресурс] режим доступа http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/4 свободный

Совершенствование системы индикаторов стратегических инновационных проектов развития предприятий автомобилестроения России с учетом

человеческого фактора

к.э.н. доц. Невелев В. А., к.т.н. доц. Васин В. А., Астафьева И.А.

Университет машиностроения

Аннотация. Проанализирована используемая в настоящее время система индикаторов стратегических инновационных проектов развития предприятий автомобилестроения России. С учётом прогрессивной зарубежной и отечественной практики сформулированы предложения по ее совершенствованию с учётом человеческого фактора.

Ключевые слова: система индикаторов, совершенствование, стратегические инновационные проекты, российские предприятия автомобилестроения, учет человеческого фактора

В «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. №319, подчёркивается, что важным фактором обеспечения высокого уровня конкурентоспособности российского автомобилестроения является инновационная активность его предприятий [1]. И это совершенно справедливо, поскольку инновационные разработки на отечественных предприятиях должны быть на уровне мировых технических регламентов, то есть с высоким уровнем качества выпускаемой продукции, рост которого опережал бы соответствующее повышение уровня её цены. В этой связи представляется целесообразным усовершенствовать действующую методику разработки инновационных проектов развития предприятий автомобилестроения России.

В настоящее время инновационные проекты разрабатываются, как правило, на основе действующих «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов» [2]. В этих рекомендациях приведён перечень показателей социально-экономической эффективности инвестиционных, в том числе инновационных, проектов. Но в данном издании нет указания на формирование показателя инвестирования в инновационные проекты. Такая попытка была осуществлена с участием авторов при подготовке коллективной монографии «Система моделей, механизмов и схем управления инвестициями в инновации. Мировая практика», в которой был разработан финансово-экономический механизм инвестирования в инновации [3]. Однако при этом не учитывалось влияние инновационной активности предприятий автомобилестроения на повышение уровня их конкурентоспособности, что крайне необходимо при формировании и реализации стратегических инновационных проектов развития деятельности российских предприятий автомобилестроения в сложившихся условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.