Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Использование информационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3807
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батраева Г.Н.

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батраева Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN CORRECTIVE-DEVELOPING WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

The article is devoted to the problem of using information technologies in correctional and developing work with children with limited health possibilities in order to increase the efficiency of the educational process.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»



А У ИНАЯ

УДК 004:377

№3(3)-2017

Батраева Г. Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 «Дельфинёнок», Димитровград, Россия

Batraeva G. N.

Municipal budgetpre-school educational institution "ChildDevelopment Center-children's garden "Kindergarten№48"Delfinenok», Dimitrovgrad, Russia

E-mail: delfinenok48@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN CORRECTIVE-DEVELOPING WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация: статья посвящена проблеме использования информационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Abstract: the article is devoted to the problem of using information technologies in correctional and developing work with children with limited health possibilities in order to increase the efficiency of the educational process.

Ключевые слова: информационное технологии, мультимедийные технологии, инновационные технологии.

Key words: information technologies, multimedia technologies, innovative technologies.

№3(3)-2017

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья [1]. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

С каждым годом информационные технологии укрепляют свои позиции в жизни человека. Дети с малых лет подвергаются влиянию интернета и электронных приборов, они каждый день впитывают в себя огромное количество информации, которую они получают из сети интернет, телевизионных программ, компьютерных игр. Стандарты жизни нового поколения тесно связаны с повышением уровня информатизации образования. Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью ФГОС ДО и занимают особое место в коррекционно-развивающей работе. Компьютер в детском саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрироваться с различными направлениями воспитательно-образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.

В рамках реализации адаптированной программы для детей с особенностями в развитии, перед педагогами ставится задача использовать информационные технологии, так как это помогает формировать различные навыки, такие как внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые качества, такие, как произвольность внимания, самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а кроме того формируется запас знаний, мастерство и умения. [2, с.122].

№3(3)-2017

Как известно, дети дошкольного возраста очень любознательны - особенно это касается техники. Использование информационных технологий в обучающем процессе имеет большое преимущество по сравнению с устным представлением материала. Мультимедийное представление отличается богатством красок, лучшей презентабельностью и, соответственно лучшей усвояемостью материала [3, с. 20]. Экспериментально доказано, что при устном предоставлении ребенку материала за минуту воспринимается и может переработаться до одной тысячи условных единиц информации, а в случае взаимодействия органов зрения и слуха - до ста тысяч таких единиц.

Одним из основных средств информационных технологий, предназначенных для расширения детских представлений являются мультимедийные технологии, которые могут включать в себя: презентации, слайд-шоу, фотоальбомы, интерактивные игры, видео-путешествия. При таком представлении материала и детей включается три вида памяти:

- зрительная,

- слуховая,

- моторная.

Мультимедийные технологии дают возможность усваивать материал поэтапно, останавливаться на трудноусвояемых разделах, возвращаться обратно. Использование различных эффектов в презентациях способствует повышению интереса у детей и позволяет преодолевать интеллектуальную пассивность. Мультимедийные презентации предотвращают утомление детей, поддерживают у детей с различной патологией познавательную активность.

Применение интерактивных игр позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Ещё одно преимущество использования информационных технологий в детском саду - возмож-

№3(3)-2017

ность совершать виртуальные путешествия, проводить интегрированные занятия.

Использование информационных технологий при проведении занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья у обучающихся вызывается живой интерес сначала в виде игровой деятельности, а затем и как познавательно-исследовательской. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Перед тем, как начать использовать в коррекционной работе информационные технологии, нами была разработана серия конспектов непосредственно образовательной деятельности по всем разделам программы, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, заинтересовать и увлечь детей. Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью информационных технологий, должны способствовать повышению мотивации детей к занятиям.

Перед началом работы педагог вовлекает детей в игровую ситуацию в связи с изучаемой темой и предстоящей деятельностью, создает положительное эмоциональное отношение к работе, объясняет правила игровых действий. Каждое занятие с использованием средств информационных технологий должно длиться не более 20-25 минут, и иметь традиционную структуру.

Этапы проведения занятий

Подготовительный этап. На данном этапе происходит заинтересованность детей к работе, развивается воображение. Для достижения данных целей используется наглядно-дидактический материал.

Основной этап. Детям даются дополнительные разъяснения о том, что им нужно будет воспринимать. Время проведения 7-10 минут. Данный этап проводится с применением мультимедийных технологий.

№3(3)-2017

Заключительный этап. Происходит совместное обсуждение результата работы или дети вовлекаются в игровую деятельность, совместно используя результаты компьютерной работы (рисование, конструирование, сочинение сказки, разучивание стихотворения и т.д.).

При проведении таких занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья были отмечены преимущества:

- информация, представленная с помощью мультимедийных технологий в игровой форме вызывала у детей огромный интерес;

- образный тип информация более понятен детям особенно с ограниченными возможностями здоровья;

- наличие в мультимедийных технологиях динамики, звука и мультипликация больше привлекает детей;

- стимулирует познавательную активность детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- помогает ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в процессе деятельности за компьютером приобретать уверенность в себе.

При использовании информационных технологий в коррекционно-развивающей работе у детей с ограниченными возможностями здоровья были отмечены следующие положительные моменты развития:

1. Повысился уровень развития познавательной деятельности. Улучшилось внимание, память и воспроизведение. Развилась способность к обобщению и сравнению. Сформировались пространственные представления и улучшилась речевая функция.

2. Наблюдалось повышение уровня развития психических познавательных процессов по таким направлениям как: скорость протекания мыслительных

№3(3)-2017

операций, сокращение времени поиска пути в решении поставленной задачи; устойчивость внимания (длительность сосредоточения), его распределение и концентрация; аналитико-синтетическая деятельность.

Таким образом, можно сказать, что использование информационных технологий в дошкольном учреждении при работе с детьми с особенностями в развитии - это достижение как лично ребёнка, так и дошкольной образовательной организации в целом. Применение информационных технологий в образовательном процессе расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка более эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Ладик, Е.П. Применение информационных технологий для формирования навыков чтения и письма в добукварный период обучения первоклассников с интеллектуальной недостаточностью в условиях интегрированного и инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Е.П. Ладик, М.В. Швед // Актуальные вопросы естественных и технических наук - 2017 : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Димитровград : Научная мысль, 2017. - Режим доступа: http://nauch-misl.ru/index.php/18-12-svk (дата обращения 25.12.2017).

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

3. Деркач, А.А. Современные информационные технологии в науке и образовании: учебное пособие / А.А. Деркач,. - М. : РАГС, 2010. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.