Научная статья на тему 'Использование информационных коммуникационных технологий при изучении биологии'

Использование информационных коммуникационных технологий при изучении биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕР / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАГЛЯДНОСТЬ / ТЕСТЫ / МЕТОДИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / COMPUTER / INFORMATION / COMPUTER TECHNOLOGIES / PRESENTATION / TESTS / TECHNIQUE / THE COMPUTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулина К. В.

В данной работе обоснованы и определены возможности применения средств информатизации в учебном процессе на уроках биологии. Автором представлена методика организации познавательной деятельности учащихся с применением средств информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии в 8 классах. Разработаны методические рекомендации по применению современных средств ИКТ, способствующих повышению эффективности обучения биологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This particular work defines the use of the means of ICT in biology classes in secondary school. The author presents the methodology of organizing cognitive activity of secondary school student with the of ICT in biology classes. A set methodical recommendations of using ICT has been developed.

Текст научной работы на тему «Использование информационных коммуникационных технологий при изучении биологии»

фйстД

Таким образом, у проекторов P и P ортогональные подпространства {W1 - WD '} и { W1 + W2D} меняются ролями.

Операцию # можно выразить с помощью операции взятия псевдообратной матрицы. Ниже M+ обозначает псевдообратную матрицу к матрице M [2].

Теорема 4

Для произвольного проектора P P# = р - P(P-P+P)+P + (PP+-P+)+. (43)

Нам понадобится следующий известный факт. Для произвольной матрицы M и произвольных унитарных матриц U, V выполняется

(UMV)+ = VM+U*. (44)

Для доказательства (43) воспользуемся канонической формой относительно унитарного подобия вида (2). Проектор P имеет представление P = WQW*, применим (44), получим P+ = WQ+W*. Подставив P = WQW* и P+ = WQ+W* в (43) и применяя (44), получим, что формулу (43) надо доказать для проектора

P = Q = diag

1 1 1 Д 1

0 0 5 ... 5 0 0

Q+

Это нетрудно сделать, учитывая что

= diag<

“1 Х1" + “1 xk"

0 0 5 ... 5 0 0

, 1m , 0s

+

“1 x + 1 “1 0“

0 0 = 1 + x2 x 0

Замечание 3

Доказательство теоремы 4 можно провести независимо для s и t из (31)

^ = P - P(P - P+P)+P, t = P(P - P+P)+P, s# = s, t# = (PP+ - P+)+.

Библиографический список

1. Гутерман, А.Э. Фробениусовы эндоморфизмы пространств матриц: дисс. ... д-ра физ.-мат. наук / А.Э. Гутерман - М. 2008. - 37 с.

2. Воеводин, В.В. Энциклопедия линейной алгебры. Электронная система ЛИНЕАЛ / В.В. Воеводин.

- СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 544 с.

3. Икрамов, Х.Д. О канонической форме проекторов относительно унитарного подобия / Х.Д. Икрамов // Вычисл. матем. и матем. физ., 1997. - Т 37.

- № 12. - С. 1441-1415.

4. Dokovic, D.Z. Unitary similarity of projectors// Aequationes Math. 1991. V. 42. P. 220-224.

использование информационных коммуникационных технологий при изучении биологии

К.В. ХАЙБУЛИНА, асп. МГОУ, МБОУ гимназия № 11 г. Королева, учитель биологии

Современный период развития цивилизованного общества, вступившего в двадцать первый век, сопровождается интенсивным развитием информационных ресурсов. Открываются и совершенствуются новые информационные технологии, охватывающие все сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. «Внедрение новых информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер» [6, 400].

И одним из приоритетных направлений модернизации образования является применение и использование современных средств ИКТ.

karinahi@yandex.ru

«ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии) - совокупность методов, производственных процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [8].

Социальный заказ общества, вызванный интенсивным развитием информационных ресурсов, сказывается и на профессиональной деятельности учителя. Важным качеством современного учителя является необходимость владения ИКТ компетенцией.

«ИКТ-компетентность - личная способность специалиста решать класс профессиональных задач, связанный с применением

122

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности». [2]. Существует много вариантов применения ИКТ в учебном процессе. Это в значительной мере зависит от умения учителя использовать данное средство, правильно включать его в работу на уроке, а также умение целенаправленно работать с информацией.

Согласно социологическому исследованию, проведенному Центром социологии образования РАО, анкетирование свидетельствует о том, что российские учителя стремятся использовать возможности современных информационных технологий. Имеющиеся исследования свидетельствуют, что 47 % учителей создают банк данных по своему предмету, 39 % - создают банк данных по методикам преподавания. 65 % учителей предлагают домашние задания, выполнение которых требует использования компьютера, а 23 % ведут педагогические дневники в Интернете. [1, 7].

В области образования ИКТ используются для достижения следующих педагогических целей, а именно:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса [8].

Практика нашей работы в школе показала, что использование ИКТ при организации учебного процесса позволяет решить ряд задач разной направленности: увеличение наглядности, повышение эффективности процесса обучения, развитие творческих способностей, стимулирование мотивации обучения, развитие познавательного интереса, самообразование и индивидуализация обучения, выявление пробелов в знаниях учащихся. Использование дополнительной информации при организации учебно-познавательной деятельности с применением современных ИКТ и умение включать эту информацию в урок позволяют изменить традиционное преподавание.

В области традиционного образования давно назрел кризис, который признают почти все педагоги. Он явственно выражается в следующих противоречиях обучения:

- между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся - на скуку, однообразие и непосильность учебы;

- между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал - остальные и слушают и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока [3].

Главным критерием эффективности работы учителя и образовательного процесса является качество знаний школьников. Анализ педагогической практики показывает, что сегодня учителя сталкиваются с проблемой снижения показателя качества знаний.

Это объясняется в том числе и тем, что в школьной практике преподавания явно выражены наиболее типичные недостатки: однообразие уроков, шаблонное изложение учебного материала учителем, недостаточное обучение умениям самостоятельной работы.

В то же время проведенные исследования показали, что применение ИКТ повышает динамизм учебного процесса, активизирует потенциальные возможности ученика, повышает уровень наглядности, создает возможность обратной связи между преподавателем и учеником, а также способствует смене деятельности на уроке, расширяет возможности самостоятельной работы, позволяет обеспечить учебно-воспитательный процесс новыми учебными и методическими материалами.

В настоящее время существует большое разнообразие средств информатизации, применяемых в образовательном процессе. Они обладают обучающими возможностями, которые до конца не изучены и не внедрены в образовательный процесс из-за нехватки знаний по методике применения в учебном процессе.

В связи с этим возникает необходимость разработки методики правильного применения современных средств ИКТ в учебном процессе при преподавании курса биологии.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2012

123

По нашему мнению, разработка методических рекомендаций по применению средств информатизации должна быть направлена на повышение эффективности обучения биологии.

Проведенный педагогический эксперимент позволил разработать методику организации познавательной деятельности учащихся с применением современных средств ИКТ на уроках биологии в 8 классах.

Экспериментальной базой исследования являлись школы Московской области г. Королев: МОУ гимназия № 11(эксперимен-тальные классы) и МОУ СОШ№ 10 (контрольные классы). В ходе педагогического эксперимента были проведены контрольные работы, в которых приняли участие 100 человек из 8 классов. В контрольных классах преподавание велось по традиционной методике без использования ИКТ, а в экспериментальных классах - по традиционной методике с использованием ИКТ. После изучения трех тем курса «Кровообращение», «Дыхание» и «Нейрогуморальная регуляция» мы провели две контрольные работы: первую - сразу после изучения темы, а вторую - повторно через четыре недели.

Занятия с контрольными группами по традиционной методике проводились в кабинете биологии, не оборудованном компьютером, поэтому в процессе обучения использовались только традиционные средства обучения.

В экспериментальных классах в процессе работы использовались традиционные средства наглядности и современные средства ИКТ.

Известно, что 80 % информации человек получает через зрительный канал, 15 % через слуховой и 5 % с помощью тактильных ощущений. Наглядность - один из основных принципов дидактики. Биология - такой учебный предмет, в котором роль наглядности обучения общепризнанна.

Для экспериментальной работы по традиционной методике с использованием современных средств ИКТ необходимо было умение организовать процесс обучения и правильно включить и использовать данное средство в учебном процессе.

В экспериментальных классах преподавание проводилось по традиционной методике с применением компьютерных технологий.

В ходе эксперимента для организации учебно-познавательной деятельности на уроках применялись основные средства информатизации: компьютер (рабочее место учителя) и TV-экран, на который выводилась проекция изображения.

Исследования показали, что ИКТ целесообразно использовать при применении различных методов: словесных (беседа, объяснение, рассказ, лекция), наглядных, практических.

В процессе эксперимента мы пришли к выводу, что ИКТ при традиционной методике целесообразно использовать как один из элементов на уроке в начале вводной, основной или завершающей его части. В процессе эксперимента на уроке использовались компьютерные презентации, биологические компьютерные программы, компьютерное тестирование.

В начале урока средства ИКТ применялись для установления взаимосвязи изученного материала с новой темой и активизации познавательного интереса. Для этого использовались видеоресурс с последующей постановкой вопроса или демонстрация иллюстраций, плакатов, схем, таблиц, 3Dмоде-лей.

В основной части урока, при объяснении в зависимости от содержания изучаемой темы и поставленных целей и задач на уроке применялась биологическая компьютерная программа и видеоресурс, которые раскрывали динамику биологических процессов и явлений.

На уроке изучения нового материала использовали комплексную программу, а также самостоятельный методический материал в виде мультимедийных презентаций. Возможности ИКТ позволяют сделать изучение более наглядным и понятным для учащихся.

При повторении, обобщении и закреплении материала на уроках применялась контролирующая часть комплексной программы, которая позволяет проверить, усвоен ли учеником изучаемый материал. Тестовый

124

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

-Дф^ст

Таблица 1

Результаты контрольного среза, проведенного после изучения темы «Кровообращение»

Характеристика ответов Контрольная группа Экспериментальная группа Традиционная +ИКТ

абс. % абс. %

Общее число работ 50 100 50 100

Правильные и полные ответы 4 8 % 5 10 %

Правильные, но неполные ответы 21 42 % 28 56 %

В ответах были допущены ошибки 19 38 % 14 28 %

Не справились с заданием 6 12 % 3 6 %

Качество знаний 50 % 66 %

Успеваемость 88 % 94 %

Коэффициент эффективности 0,56 0,70

Таблица 2

результаты контрольного среза, проведенного через месяц после изучения темы «Кровообращение»

Характеристика ответов Контрольная группа Экспериментальная группа Традиционная +ИКТ

абс. % абс. %

Общее число работ 50 100 50 100

Правильные и полные ответы 3 6 % 4 8 %

Правильные, но неполные ответы 18 36 % 28 56 %

В ответах были допущены ошибки 22 44 % 16 32 %

Не справились с заданием 7 14 % 2 4 %

Качество знаний 42 % 64 %

Успеваемость 88 % 96 %

Коэффициент эффективности 0,47 0,66

Таблица 3

результаты контрольного среза, проведенного после изучения темы «дыхание»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика ответов Контрольная группа Экспериментальная группа Традиционная +ИКТ

абс. % абс. %

Общее число работ 50 100 50 100

Правильные и полные ответы 5 10 % 6 12 %

Правильные, но неполные ответы 22 42 % 29 58 %

В ответах были допущены ошибки 18 36 % 13 26 %

Не справились с заданием 5 10 % 2 4 %

Качество знаний 54 % 68 %

Успеваемость 90 % 96 %

Коэффициент эффективности 0,6 0,70

контроль на компьютере оценивает результат изученной темы, выявляется уровень базовых знаний, необходимых для осознанного восприятия изучаемого материала.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, были установлены в процессе количественной обработки с помощью статистических методов. [4, 5].

Наши исследования показали, что учащиеся усваивают материал лучше при организации работы с применением ИКТ в учебном процессе. Результаты, полученные в экспериментальных классах, выше, чем в контрольных.

Качество знаний учащихся сразу после изучения темы «Кровообращение» в экс-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2012

125

Таблица 4

фйстД

Результаты контрольного среза, проведенного через месяц после изучения темы «дыхание»

Характеристика ответов Контрольная группа Экспериментальная группа Традиционная +ИКТ

абс. % абс. %

Общее число работ 50 100 50 100

Правильные и полные ответы 4 8 % 6 12 %

Правильные, но неполные ответы 21 42 % 27 54 %

В ответах были допущены ошибки 18 36 % 16 32 %

Не справились с заданием 7 14 % 1 2 %

Качество знаний 50 % 66 %

Успеваемость 86 % 98 %

Коэффициент эффективности 0,58 0,67

Таблица 5

результаты контрольного среза, проведенного после изучения темы «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»

Характеристика ответов Контрольная группа Экспериментальная группа Традиционная +ИКТ

абс. % абс. %

Общее число работ 50 100 50 100

Правильные и полные ответы 4 8 % 6 12 %

Правильные, но неполные ответы 21 42 % 30 60 %

В ответах были допущены ошибки 19 38 % 13 26 %

Не справились с заданием 6 12 % 1 2 %

Качество знаний 50 % 72 %

Успеваемость 88 % 98 %

Коэффициент эффективности 0,56 % 0,73 %

Таблица 6

результаты контрольного среза, проведенного через месяц после изучения темы «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»

Характеристика ответов Контрольная группа Экспериментальная группа Традиционная +ИКТ

абс. % абс. %

Общее число работ 50 100 50 100

Правильные и полные ответы 4 8 % 7 14 %

Правильные, но неполные ответы 17 34 % 29 56 %

В ответах были допущены ошибки 21 42 % 13 26

Не справились с заданием 8 16 % 1 2

Качество знаний 42 % 70 %

Успеваемость 84 % 96 %

Коэффициент эффективности 0,5 % 0,73 %

периментальной группе составило 66 %, а в контрольной группе - 50 %. При повторной проверке через месяц качество знаний в экспериментальной группе понизилось на 2 % и составило 64 %. В контрольной группе - понизилось на 8 % и составило 42 %. Объяснить

этот факт можно тем, что в ходе систематической работы в экспериментальных классах использовались средство ИКТ на уроках для обучения, закрепления и проверки знаний. В контрольных же группах такой работы не проводилось.

126

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

ДфЭст

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

б) регуляция

□ Экспериментальные классы ■ Контрольные классы Рис. 1. Динамика качества знаний учащихся в экспериментальных и контрольных классах: а) сразу после изучения тем (в %); б) через месяц после изучения тем (в %)

100%

98%

96%

94%

92%

90%

88%

86%

84%

82%

100%

95%

90%

85%

80%

75%

Рис. 2. Динамика успеваемости учащихся в экспериментальных и контрольных классах: а) сразу после изучения тем (в %); б) через месяц после изучения тем (в %)

98%

94%

88%

Кровообращение

96%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90%

Дыхание

а)

88%

Нейрогуморальная

регуляция

96%

88%

98%

86%

96%

84%

Дыхание Нейрогуморальная

Кровообращение

□ Экспериментальные классы ■ Контрольные классы

б) регуляция

Кровообращение

Дыхание

а)

Нейрогуморальная

регуляция

Кровообращение

Дыхание

Нейрогуморальная

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.