Научная статья на тему 'Использование информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании (история, проблемы)'

Использование информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании (история, проблемы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1486
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / DIGITAL MUSICAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кручинина Галина Александровна, Большакова Ирина Александровна

Рассматриваются проблемы и опыт использования информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании. Характеризуются исследования по теме «Музыка и ЭВМ». Приводится различная классификация компьютерных музыкальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems and experience of using informational and communicative technologies in musical education are being considered. The research work on the topic «Music and Computer» is being characterized. Different classification of music software is being represented.

Текст научной работы на тему «Использование информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании (история, проблемы)»

2. Метельский Н.В. Фундаментальный вклад

В.В. Репьёва в развитие методики математики // Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения математике. - Н.Новгород: НГПИ, 1993. - 48 с.

3. Репьёв В.В. Общая методика преподавания математики. - М.: Учпедгиз, 1958. - 223с.

4. Сборник нормативных документов. Математика / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

5. Теоретические основы обучения математике в средней школе / Под ред. Т. А. Ивановой. -

Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 320 с.

УДК 377.5

Г.А. Кручинина, И.А. Большакова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (история, проблемы)

Рассматриваются проблемы и опыт использования информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании. Характеризуются исследования по теме «Музыка и ЭВМ». Приводится различная классификация компьютерных музыкальных программ.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, цифровой музыкальный инструментарий.

Компьютер обрел музыкальный статус лишь в начале 90-х годов, и «в освоении его как инструмента для музыкального творчества педагогика делает свои самые первые шаги» [5, с. 257]. В настоящее время роль информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании переосмысливается.

Среди важнейших вопросов, которые ставит перед теорией музыкального образования компьютер, можно упомянуть следующие: компьютер и система музыкального образования в целом (сущность, цели, содержание музыкального образования и воспитания в его многоаспектно-сти и единстве); компьютер и учитель, компьютер и ученик; компьютер в его отношении к существующим и возможным учебным курсам; компьютер и учебная ситуация (урок, лекция, индивидуальные занятия); теория и практика составления музыкально-дидактических компьютерных программ; направления развития специализированных машин - помощников музыкантов и педагогов [6].

Возможности компьютеров не исчерпываются участием в курсах элементарной теории музыки, гармонии и сольфеджио (применение обучающих программ, написание диктантов и т.д.), перспективным является использование компьютера в курсе инструментовки и оркестровки (это позволит устранить недостаток, состоящий в том, что студент никогда не слышит в звучании результаты своей работы, а внутренний слух, работаю-

щий с идеализированными звуковыми представлениями, прекрасно определяя общую идею звучания, не предсказывает всех взаимодействий обертонов, комбинационных тонов и прочих подробностей реального звучания). Студенты, изучающие оркестровку, должны иметь возможность в момент написания партитуры тут же прослушивать ее и вносить коррективы, и такую возможность предоставляет компьютер (также он служит инструментом сочинения новых звуков). Музыканты-теоретики могут получить от компьютеров возможность новых методов анализа музыки. В дисциплинах исторического и общегуманитарного профиля (музыкальная литература, народное творчество, история музыкальных течений и т.д.) компьютер может пригодиться в основном в своей информационно-поисковой функции: дать педагогу и учащемуся справку по истории жанра, отослать к видеозаписи старинного танца, предоставить изображения танцев на старинных гравюрах, назвать выдающихся современников изучаемого композитора в разных областях культуры, перечислить важнейшие музыкальные, изобразительные, литературные опусы данного времени, труды философов, научные открытия.

В области музыкального образования компьютер первоначально стал использоваться в качестве инструмента быстрого получения статистического материала, необходимого при решении задач, связанных с анализом большого количества музыкальных объектов; анализа и синтеза

структур, реализующих определенные принципы акустической организации звуков; моделирования процессов и механизмов творчества. Возникли такие направления музыкальных исследований, как количественный анализ музыкальных произведений (статистические исследования жанра, стиля, эпохи; создание интонационных словарей, построение и анализ схем мелодий), моделирование сочинения музыки, звуковое воспроизведение музыкальных сочинений с помощью компьютера и т.д.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов по проблеме «Музыка и ЭВМ» осуществлялись по ряду направлений:

1. Звуковоспроизведение, или синтез звука. Работы этого направления осуществляются на ЭВМ со звуковым выходом и их можно разделить в соответствии с задачами, которые при этом ставятся, на 2 группы: а) опыты по синтезированию тембров, имитирующих классические музыкальные инструменты, и по созданию новых звучаний для использования в исполнительской и композиторской практике, а также для исследования акустических свойств звука; б) опыты с использованием ЭВМ для воспроизводства последовательности звуков, записанных предварительно в виде нот. Так, используя ЭВМ в качестве музыкального инструмента, можно работать в звукоряде с 19-ю или 57-ю тонами в октаве вместо распространенных 7-ми в диатонике или 12-ти в хроматической гамме.

2. Анализ музыкальных произведений (выявление внутренних формальных связей элементов композиций, сравнение музыкальных стилей, составление каталога оригинальных мелодий), а также формальное выявление ошибок в студенческих упражнениях, когда ЭВМ выступает в качестве экзаменатора. Например, Р.Х. Зариповым была разработана программа-экзаменатор по курсу гармонии для машины «Урал-2» (задача гармонизации является для музыкантов одной из самых сложных, ее трудность заключается в необходимости следить за движением каждого из четырех звуков в аккорде при подборе последовательности аккордов, сопровождающих звуки мелодии, и руководствоваться при этом правилами голосоведения). Если при решении задач по гармонизации мелодии или баса использовать ЭВМ, то она найдет все нежелательные или запрещенные правилами гармонизации ошибки и предложит правильный вариант голосоведения.

В.К. Детловс проводил машинные эксперименты, связанные со статистическим анализом латышских народных песен и произведений компо-зиторов-классиков (стиль барокко - И.С. Бах, венская классика - Й. Г айдн, романтизм - П.И. Чайковский). В направлении применения статистического анализа для выявления систем тяготений, проявляющихся в ожидании появления определенного элемента в музыкальной структуре и их классификацией, работают В.М. Цеханский и А.Г. Гейн.

3. Синтезирование музыкальных композиций (сочинение нотного текста) проводится для изучения глубинных закономерностей, для производства заготовок, особенно при сочинении музыки «нетрадиционной структуры» (а композитор затем выбирает варианты, наиболее подходящие для выражения его творческого замысла). Эта идея реализована в творчестве таких композиторов, как Ф.П. Аксельруд, Р.Х. Зарипов, Я. Ксенакис, П. Барбо, Р. Ружичка, Л. Аствацарян и др. [7].

4. Музыкально ориентированные языки программирования, предназначенные для ввода в ЭВМ музыкальной информации, ее машинной обработки и вывода результатов из ЭВМ. Примером такого языка служит язык «МИР», разработанный американским математиком и музыкантом М. Касслером.

5. Ввод и вывод музыкальных текстов; при этом должны учитываться сложности, связанные с явлением энгармонизма звуков, с информацией о метрических акцентах [4; 7].

В конце XX в., когда широко доступными стали цифровые музыкальные инструменты и мультимедийные компьютеры, музыкальная культура вступила в новую фазу своего развития, поскольку цифровые технологии по сравнению с нотной письменностью и аналоговой звукозаписью открыли принципиально новые возможности работы со звуком. Кодирование звука в цифровой форме помимо значительного улучшения технических характеристик записи, хранения и воспроизведения музыки предоставило музыканту возможность быстро, легко и с абсолютной точностью получать нужное звучание по любому из его параметров - высоте (на уровне микрохроматики), ритму (любые микроструктуры), тембру (бесконечность различных вариантов, тончайшие нюансы), динамике (в том числе затрагивая ее предельные величины), пространственной локализации (включая расположение и перемещение в виртуальном пространстве) и др.

Каждый из этих параметров звучания, контролируемый не только слухом, но и визуально с помощью его нотного, графического и числового отображения на дисплее компьютера, может быть легко изменен, зафиксирован и сохранен, поэтому цифровую запись музыки можно считать новым и несравнимо более точным по сравнению с нотным письмом методом ее фиксации. При этом эти операции можно осуществлять в реальном времени - в процессе самого музицирования. Цифровой инструментарий предоставил массу новых возможностей в работе с музыкальным материалом в реальном времени. Это послужило основой развития нового концертного жанра «живой электронной музыки», в котором преодолевается статичность, безжизненная задан-ность звучания музыкальной записи. Стремительное развитие музыкально-компьютерных технологий, ведущее к распознаванию машиной все более сложных команд управления музыкальным звучанием (например, в процессе ансамблевого взаимодействия с живым исполнением или при осуществлении тембровой модуляции) и одновременно - к упрощению этого управления для человека, открывает в развитии профессиональной музыки заманчивые перспективы углубления ее образно-содержательной сферы и новых художественных открытий.

Интерактивный принцип музыкального творчества качественно изменил облик электронной музыки. Из технически необыкновенно трудоемкой области деятельности немногих посвященных, имевших доступ к редкой, дорогостоящей аппаратуре, данный жанр превратился в достояние любого музыканта, которому современный цифровой инструментарий дает небывалую свободу в работе со звуковым материалом. Осуществляются пророческие слова Б.В. Асафьева о том, что «когда-нибудь композитор просто и удобно сможет «записать» свои идеи, не думая об исполнителях, оркестре, инструментах, а имея дело непосредственно с беспредельным миром звукотембров, и к его услугам будут соответствующие аппараты» [1, с. 295].

Огромное количество самых разнообразных музыкальных компьютерных программ ставят педагога перед проблемой их классификации и отбора для учебно-творческой деятельности. П.Л. Живайкин классифицирует эти программы на основе выполняемых функций: 1) программы общего назначения: мультимедиа-плеер, аудио-

рекордер, МГО1-плеер; 2) программы, связанные с творческим процессом сочинения и записи музыки: МГО1-секвенсор, нотный редактор, автоаранжировщик, музыкальный конструктор; 3) программы, связанные с техническими вопросами записи музыки и звука: аудиостудия, программа цифровой обработки звука, конвертер, встраиваемый или подключаемый модуль, виртуальный синтезатор, эмулятор звукового модуля или синтезатора, библиотекарь тембров и настроек звукового модуля; 4) программы-помощники в управлении звуковыми файлами и базами данных: база данных, менеджерская программа, база данных для фонотеки, мультимедийный файл-менеджер; 5) обучающие программы: обучающая и тестирующая программа по теории музыки, обучающая и тестирующая программа по сольфеджио или специальности, программа, обучающая работе со сложной музыкальной программой, и др. [2].

С.П. Полозов классифицирует применяемые в обучении музыкально-компьютерные программы по трем уровням: обучающие - презентатив-ные (инструктивные, гипертекстовые, сюжетные, моделирующие, демонстрационные), тренажерные (линейные, прогрессирующие, игровые), тестовые (адаптивные, блиц-опрос, контрольные, музыкальный диктант, викторина); учебные -справочные (постатейные, гипертекстовые, реферативные), креативные (музыкальный редактор, компьютерный синтезатор), исследовательские (статические, моделирующие) [8].

Наряду с обучающими музыкальными программами широкое распространение получили программы, совмещающие обучение с развлечением (например, «Алиса в музыкальной стране»).

И.В. Заболотская предлагает следующую классификацию музыкальных компьютерных программ: направленные на воспитание художественного мышления музыканта; направленные на формирование практических навыков; направленные на развитие музыкальных способностей; направленные на творческую деятельность; дающие теоретические знания; направленные на развитие слуха; программы по музыкальной литературе; программы, дающие знания и навыки по специальности; программы, развивающие творческие способности; комбинированные программы [3].

Комбинированные программы содержат знания по теории музыки, истории музыки, основам композиции, и могут включать в себя лек-

ции, игры и упражнения на развитие творческих способностей. Программы обучения игре на различных инструментах (гитара, фортепиано) включают в себя разучивание пьес, показывают расположение аккорда на гитарном грифе (часто совместно с привлечением видеоматериала), пальцовку, могут использовать параллельную нотную запись, оценку игры и т.д. Примерами таких музыкальных обучающих программ служат «Школа игры на гитаре С. Притворова»; «Guitar Hits»; «Piano Professor»; «Midisoft Play Piano». Программы по музыкальной литературе могут представлять собой энциклопедии, содержащие набор музыкальных произведений, краткие биографии композиторов, музыкальные викторины. Примером могут являться «Мультимедиа Шопен» (интерактивная энциклопедия); «Фонохрестоматия по музыкальной литературе», выпущенная ФГОУ СПО «ГМК им. Гнесиных» в 2004 году и состоящая из 10 выпусков. Некоторые программы по музыкальной литературе построены в виде музыкальной компьютерной игры. Например, программа «Алиса в музыкальной стране» (интерактивное приключение с элементами обучения) представляет из себя игру, по ходу которой необходимо отгадать с помощью встроенной музыкальной энциклопедии или, ориентируясь на собственные знания, 34 измененных мелодии и композиторов, их создавших (игра автоматически прекращается после того, как играющий допустил 50 ошибок). К программам, дающим теоретические знания по сольфеджио и теории музыки, можно отнести «Музыкальный бункер», построенную в виде игры, и англоязычную «Rising Musition». Также к программам, дающим теоретические знания, можно отнести «Музыкальную энциклопедию», «Маленький поезд удовольствий Джоаккино Россини», «Энциклопедию музыкальных инструментов» и «Электронную энциклопедию Театр», состоящую из трех томов: «Балет», «Опера», «Драматический театр».

Компьютер может использоваться при подготовке специалистов во всех традиционных областях музыкальной деятельности как своеобразный тренажер для выработки необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. Например, с его помощью можно получить модель звучания созданной композитором партитуры, исполнительского и звукорежиссерского варианта ее озвучивания и приобрести наглядное представление о многих достоинствах и недостатках своей

творческой работы без дорогостоящего исполнения этой партитуры оркестром и использования настоящего звукорежиссерского оборудования.

Появление большого количества книг и пособий по вопросам использования компьютера и другого цифрового инструментария в музыке (В. Реллин и А. Талер, Р.Ю. Петелин и Ю.В. Петелин, Д.Ю. Дубровский, В.О. Белунцов, Дж. Дрек-слер и К. Херле, П.Л. Живайкин, И.Б. Горбунова и А.В. Горельченко и др.) свидетельствует о широком развертывании практики приобщения учащихся к электронному музыкальному творчеству. По мнению И.М. Красильникова, приобщаясь к электронно-музыкальному творчеству, молодой музыкант скорее найдет творческую работу, чем играя только на традиционных механических инструментах [5].

Перечислим основные преимущества использования компьютеров в системе музыкального образования: возможность индивидуальной самостоятельной работы каждого учащегося с программами, демонстрирующими при помощи музыкального синтезатора различные аспекты теоретических дисциплин и обучающими элементам музыкальной грамоты, гармонии, анализа и др. (особенно важным является то, что учащийся может проходить материал в наиболее подходящих для него темпе и сочетании зрительных и звуковых образов); контроль за усвоением пройденного материала при помощи компьютера и развитие навыков музыкального письма (контрольные работы, диктанты и др.); развитие навыков в областях композиции и аранжировки с прослушиванием результатов при помощи компьютера; развитие навыков пианистической техники и чувства ритма, контролируемых компьютером (при наличии электронных музыкальных клавиатур, адекватных по исполнительским параметрам рояльным); создание всевозможных справочно-информационных систем, выполняющих учебно-образовательные функции в рамках процесса изучения музыки, а также ее преподавания; возможность развития музыкального слуха у лиц, обладающих его дефектами, путем систематического общения со специальными программами, предназначенными для его развития, в том числе в игровой форме [9].

Компьютер, технология мультимедиа, Интернет обеспечивают доступ к качественной информации в области музыкального образования; использование цифрового инструментария позволяет оптими-

зировать процесс обучения за счет активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также значительно расширяет возможности самообучения и творческого роста учащихся.

Библиографический список

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

2. Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. - 624 с.

3. Заболотская И.В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 196 с.

4. Зарипов Р.Х. Проблемы применения ЭВМ в музыкальной практике // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. - Новосибирск: Новосибирская гос. конс. им. М.И. Глинки, 1988. - С. 83-109.

5. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. - Дубна: Феникс+, 2007. - 496 с.

6. Медушевский В.В., Подражанская А.А. Компьютеризация музыкального образования как музыковедческая проблема // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. - Новосибирск: Новосибирская гос. конс. им. М.И. Глинки, 1989. -

С. 23-31.

7. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. - М.: Мир, 1975. - 556 с.

8. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. - Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - 208 с.

9. РодионовА.Б. Возможности, предоставляемые персональными компьютерами в процессе обучения музыке // Информатика и компьютерная грамотность. - М.: Наука, 1988. - С. 233-236.

УДК 378.0

Т.В. Кривулина, В.В. Сохранов ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В статье рассматривается механизм выявления первоначального уровня готовности будущих специалистов социальной службы к проявлению профессиональных умений в процессе взаимодействия с воспитанниками.

Ключевые слова: профессиональные умения, социальная служба; диагностика.

Профессиональные умения представляют важнейшую составляющую профессиональной готовности студентов к компетентному профессиональному действию в условиях социальной работы.

Фиксация их уровня у студентов в их проявлении в конкретной учебной ситуации - длительный и достаточно сложный процесс педагогического исследования, который является особой формой познания, систематическим целенаправленным изучением объектов, использующим средства и методы соответствующей науки (В.В. Краевский).

С одной стороны, проявляется явная специфичность объекта и предмета исследования. С другой, мы имеем дело с педагогическим явлением, механизмы изучения которого носят общий педагогический характер.

Поэтому при организации экспериментального исследования возможности формирования профессиональных умений будущих специалис-

тов социальных служб реализованы следующие положения:

- единство методологии теоретической концепции и практической модели реализации;

- выявление исходного уровня исследуемого явления, исходя из идей целостности, системности и деятельностной основы любого педагогического процесса;

- осуществление анализа причинно-следственных связей и зависимостей, определяющих содержание и направленность взаимодействия изучаемого процесса с другими педагогическими явлениями, происходящими в процессе социализации студентов;

- определение основных путей, форм, методов и технологии формирования профессиональных умений студентов педагогического вуза;

- обеспечение объективности проведения педагогического эксперимента;

- достижение требуемой валидности данных;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.