Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности школьников на уроках иностранного языка'

Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности школьников на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ВЕБ-КВЕСТ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROJECT METHOD / PROJECT ACTIVITY / LESSON OF FOREIGN LANGUAGE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / WEB-QUEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Юшманова Светлана Сергеевна

В статье рассматривается метод проектов как педагогическая технология, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и веб-квесты как разновидность проектной деятельности с использованием ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN AT THE LESSON OF FOREIGN LANGUAGE

The article considers the project method as a pedagogical technology, the use of information and communication technologies during the study and web-quest as a kind of project activity using ICT.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности школьников на уроках иностранного языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мосина Маргарита Александровна

д-р пед. наук, профессор кафедры методики Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Юшманова Светлана Сергеевна

магистрант второго курса факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: renksv918@gmail.com

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN AT THE LESSON

OF FOREIGN LANGUAGE

Margarita Mosina, Doctor of Pedagogy Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Svetlana Yushmanova

Master of the Faculty of Foreign Languages Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: renksv918@gmail.com

Аннотация: в статье рассматривается метод проектов как педагогическая технология, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и веб-квесты как разновидность проектной деятельности с использованием ИКТ.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, проектная деятельность, уроки иностранного языка, педагогическая технология, веб-квест.

Abstract: the article considers the project method as a pedagogical technology, the use of information and communication technologies during the study and web-quest as a kind of project activity using ICT.

Keywords: information and communication technologies, project method, project activity, lesson of foreign language, pedagogical technology, web-quest.

В настоящее время отечественное образование обращает особое внимание на развитие творческих способностей ученика и формирование его стремлений к самообразованию. В связи с этим возникают новые принципы личностно-ориентированного образования, одним из которых является принцип творчества.

© Мосина М.А., Юшманова С.С., 2018

Данные принципы требуют новых методов обучения, которые формируют активную, самостоятельную позицию учащихся в учении; способствуют самореализации творческого потенциала; развивают проектные, рефлексивные, самооценочные умения и навыки, познавательный интерес учащихся; реализуют принцип связи обучения с жизнью, формируют информационные и коммуникативные компетенции. К таким методам можно отнести метод проектов, который не является принципиально новым в педагогической практике, но в настоящее время относится к педагогическим технологиям XXI века.

Научным описанием метода проектов начали заниматься американские педагоги и философы Э. Коллингс, Д. Дьюи, У. Килпатрик и многие другие. Они считали, что условиями успешности обучения являются: проблематизация научного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с личным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой), которая будет полезной в реальной жизни.

Среди советских педагогов, изучающих метод проектов, выделяют С.Т. Шацкого, М.В. Крупенину, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова и других. Данный метод использовали в «трудовой школе», так как учащиеся приобретали знания посредством труда в рамках общественно-полезных дел [1].

В настоящее время проектная деятельность рассматривается в педагогике как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проектный подход в ходе работы не только помогает учащимся закреплять полученные по дисциплинам знания и умения, но и, обеспечивая соответствующие ситуации, развивать способности применения знаний, а часто знания, необходимые учащимся для работы над проектом, способствуют развитию интереса к другим наукам [4].

В ходе исследования были выделены следующие характерные черты метода проектов:

• творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;

• соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;

• использование комплекса знаний и навыков из различных областей;

• сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

• четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

• ориентация на практический, социально-значимый результат.

Благодаря проектной методике реализуются принципы проблемного

и деятельностного обучения, формируются основные компетенции учащихся. Работая над учебными проектами, школьники развивают конструктивное логическое мышление, повышают мотивацию к учению, развивают навыки

самопрезентации и умения общаться, то есть происходит социализация личности ученика.

Широкое применение метода проектов подтверждает большое разнообразие типов проектов, которое говорит об огромном педагогическом потенциале данного метода и его относительной универсальности в процессе обучения. Наиболее подробная типология была разработана Е.С. Полат. Она выделяет несколько классификаций проектов по различным критериям: распределение проектов по доминирующему методу или виду деятельности предполагает исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, предметно- или практико-ориентированные проекты.

По предметно-содержательной области проекты могут быть монопредметными, межпредметными, надпредметными.

По продолжительности проведения выделяют мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

По характеру контактов — локальные, региональные, национальные, международные проекты.

По характеру координации — проекты с открытой (явной), закрытой (неявной) координацией.

По количеству участников — индивидуальные, групповые проекты.

При обучении иностранным языкам метод проектов дает учащимся возможность использовать язык в ситуациях реальной жизни, что способствует его лучшему усвоению. Н. Кочетурова выделяет такие отличительные особенности проектов в обучении языкам, как:

• использование языка в максимально приближенных к условиям реального общения ситуациях;

• акцент на самостоятельной работе учащихся;

• выбор темы, представляющих большой интерес для учащихся и связанной с условиями, в которых проект выполняется;

• отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

• наглядное представление результата [5; 6].

Большую роль в проектной деятельности играют информационно-коммуникационные технологии, которые включают в себя различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, представлением наглядно тех явлений, продемонстрировать которые иными способами - невозможно. Благодаря таким средствам ИКТ, как Интернет, словари и справочники, электронные учебники, программы, презентации, различные виды коммуникации (блоги, электронная почта, вебинары и т. д.), подача материала становится более удобной и наглядной, а содержание обучения - более актуальным. Всё это стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях учащихся.

При изучении иностранных языков использование ИКТ способствует:

• развитию творческих способностей ученика;

• созданию необходимых условий для самообразования ученика в определенной области знаний, которая его интересует;

• повышению уровня наглядности;

• повышению эффективности урока;

• установлению связей с другими учебными предметами;

• приобретению реального опыта общения на иностранном языке;

• развитию умения ориентироваться в современной иноязычной

• информационной среде;

• обогащению знаний об истории и культуре страны изучаемого языка [2].

Одной из разновидностей проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий являются веб-квесты. Веб-квест - это поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск), при которой вся информация, которой оперирует обучающийся, или ее часть, поступает из интернет-источников. Результатом выполнения заданий квеста должно являться критическое осмысление найденной информации и ее переработка для формирования нового знания, а не поверхностное изучение и бездумное копирование. Целью разработки веб-квестов является максимальная интеграция Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, но могут быть и межпредметными [3].

Учитель в данном случае не тот, кто дает урок, а тот, кто консультирует, организует и координирует исследовательскую учебно-познавательную (проектную) деятельность обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения. Они становятся более самостоятельными, лучше ориентируются в информационном пространстве, развивают познавательные и творческие навыки, критическое мышление.

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

• образовательная - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;

• развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей и воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет-ресурсами; расширение кругозора, эрудиции;

• воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Данная технология может значительно повысить эффективность обучения иностранному языку, так как она предоставляет три основных составляющих продуктивного языкового обучения: проблемность, аутентичность и интерактивность. В задачу языковых веб-квестов входит мотивирование учащихся на использование изучаемого языка, использование аутентичных материалов и реальное общение для достижения цели веб-квеста. Акцент делается на творческое использование языка для решения сложной, неоднозначной задачи.

Мотивация к непрерывному обучению в течение всей жизни очень важна для обучения будущего поколения, и преподаватели должны принимать во внимание новые возможности познания мира. Веб-квест - это уникальная возможность использования всемирной сети для обучения. Традиционное обучение часто побуждает собирать готовые ответы, накапливая информацию, но наиболее насущные вопросы требуют от учащегося больше времени тратить именно на размышление над значением и степенью важности информации. Веб-квест позволяет учащимся делать открытия, а не просто усваивать информацию, повышает уверенность в собственных силах, пробуждает их интерес и самооценку.

Рассмотрим данную проектную деятельность на примере веб-квеста «ATriptoLondon» [3].

Introduction

London is a large, vibrant, multicultural city, rich in history and with many beautiful and interesting places to visit.

You have decided to spend a month in London, during which you will be studying English at a language school. You are going to plan your trip before you go; using the Internet to help you find all the information you need to make your trip a success.

You will be finding a lot of information from the Internet, which you will use to make a presentation to the rest of the class.

Process

Find a partner to work with. Try to find someone with similar ideas/tastes, as you will have to agree on your decisions! Complete the quiz together, and check your answers with your teacher.

Use the resources to find the information you need. You can do all this together or divide the tasks between you. Use this information as the basis of a presentation.

Prepare to do the presentation. You need to decide who is going to say what, and how you are going to present your information. Prepare any handouts and materials you need.

Your presentation should last about 10 minutes. You can use notes, but do not read them. After everyone has given their presentations, there will be a vote to see which the best was.

Write a postcard to your friends or family back home.

You will complete the self-evaluation form.

How you evaluate yourself will contribute to your final assessment.

Quiz

Do you know what these photos are?

Write a Letter Next to Each Photo

A. The London Eye

B. A Bobby

C. The Houses of Parliament

D. Big Ben

E. Westminster Abbey

F. A Double Decker

G. A London Pub

H. Harrods Dept Store

I. A Palace Guard J. TowerBridge

Tasks

The purpose of this Web Quest is to plan your visit to London, where you will stay for one month learning English and, above all, having fun! You will be provided with the necessary Internet resources to do this.

1. First of all, you need to arrange your accommodation in London. Choose from different options (Youth Hostel, Host Family, Bed & Breakfast...) and explain why you have chosen it. After that, write down the address of the place where you will be living. Visit the following web pages to find information:

http://www.timeout.com/london/hotels/ http://www.londonnet.co.uk/ln/guide/accomm/budget.html http://www.londonhostfamilies.com/ http://www.hosts-international.com/accommodation.htm *Accommodation that is close to the centre of London is usually more expensive than accommodation that is further out. But the further out you live, the more you will have to pay for transport costs. Also, you are a student and do not have enough money to stay in a 5 Star hotel. The more you spend on accommodation, the less you will have for studying and enjoying yourself.

2. You are flying to Heathrow airport. How will you get to the place where you are staying? Use the Tube Map provided.

http://www.baa.co.uk/main/airports/heathrow/getting here frame.html http: //tube.tfl .gov.uk/content/tubemap/default.asp http://www.tfl.gov.uk/buses/buses map.shtml

3. Do you remember why you wanted to come to London? You've got to attend some English lessons. Visit the links below and decide which one is the most suitable option for you. Then, describe the different activities they offer you and the reasons why you have decided to choose it:

http://www.englishinbritain.co.uk/region selectlist.cfm?regionID=2

http://www.arels.org.uk/search pages/search fs.html

http: //www.roseofyork.co. uk/newcourse. html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http: //www.francesking.co. uk/

http://www.camdencollege.com/index.html

http: //www.arts .ac. uk/languagecentre/3232.htm

http://www.sgvenglish.com/programs/courses/list.htm

4. How will you get from London home to the English school you have selected?

http: //tube.tfl .gov.uk/content/tubemap/default.asp http://www.tfl.gov.uk/buses/buses map.shtml http: //www.national gallery.org.uk/

5. During your stay in London you would like to have some fun seeing the sights of London, visiting museums, going clubbing, etc. Decide on the places where you would like to go (explain why).

Museums:

http: //www. nhm. ac. uk/

http: //www.museumoflondon. org.uk/

http: //www.tate.org.uk/home/default.htm http://www. sciencemuseum. org.uk/ http://www.netlondon.com/museums/museums/ http://www.londonfreelist.com/listings.asp?cat=muse,Museums http://www.alondonguide.com/london museums page1.htm General:

www.visitlondon.com

http: //www.londonnet.co. uk/

http: //www.london.net/

http://www.londontown.com/

http://www.alondonguide.com/

http: //www. map-of-london. co. uk/attractions. html

Pubs / Clubs:

http: //www.pubs.com/

http: //www.clubinlondon.co.uk/

Self-Evaluation

This is an opportunity for you to reflect on what you have achieved while doing this web quest. Try to answer the questions honestly, but don't be too hard on yourself!

Research Stage

How much help did you need to use the Internet links? Was there anything that was too easy or too difficult for you? Did you divide the tasks well between you? Were you able to find the information you needed easily? What have you learnt about searching websites/the Internet? Planning Stage

Did you work efficiently with your partner? How did you overcome problems or difficulties? Did you allow enough time to plan and produce your presentation? Is there anything you could have done better? Production Stage (Presentation and Postcard Writing) Did you speak clearly and loudly? Do you think it was easy to follow? Was your grammar and language accurate? Was your presentation interesting and visually attractive? Were you happy with your presentation and your postcard? What would do differently another time? How has your English improved from doing this Web Quest? Did you enjoy this activity? What could be done to make it more enjoyable/interesting? Evaluation

Your performance will be assessed according to the following chart. You will be given a grade as a pair.

Unsatisfactory 1 Satisfactory 2 Very Good 3 Excellent 4

Research Web Search and Investigation Students need assistance or supervision to use suggested Internet links and to navigate within these sites Students are occasionally able to use suggested Internet links to find information and navigate within these sites easily without assistance. Students use suggested Internet links to find information and navigate within these sites easily without assistance. Students effectively use suggested sources of information to accomplish their tasks.

Presentation Contents The trip is not thought over or organised according to the given tasks. The trip is thought over and organised, but some of the tasks are not fulfilled. The trip is thought over and organised according to the tasks. The trip is well-thought over and perfectly organised, clearly and logically presented, all the tasks accomplished.

Language Accuracy (Style, Grammar, Vocabulary) The presentation is poorly styled and contains lots of grammar or vocabulary mistakes. The presentation is written in a simple way and contains some grammar or vocabulary mistakes. The presentation is well-styled and contains little or no grammar or vocabulary mistakes. The presentation is written in an original and interesting style, contains no grammar or vocabulary mistakes.

Design The work is simple in approach and lacks illustration. The work is an ordinary one with some illustration. The work is interesting in approach and well- illustrated. The work is original in approach and visually attractive, skillfully illustrated by pictures, maps, charts.

Pair Work Students do not even meet together to arrange their work or do not reach an initial agreement. Students meet together but work individually. There is no effective collaboration. Students collaborate efficiently but there are still some coordination deficiencies. Students collaborate most efficiently. They always overcome difficulties when working together.

This web quest has introduced the concept of planning a study trip to a foreign country, and has asked learners to access Internet based, authentic materials to research the project.

They will have collaborated to prepare and produce an oral presentation, which they will have conducted themselves.

Through research using authentic materials, they will have collated and structured information in an original way. This will have provided the content of an oral presentation, which they will have either prepared collaboratively and which will have been given to an audience of their peers.

They will also have produced a postcard to their friends/family at home describing their experience.

Finally, they will have had to evaluate their own progress and participation, including what they consider they have learned the web quest process.

Credits/Webliography

This webquest was taken from http://www.theconsultants-e.com/webquests/.

Список литературы

1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов / под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. Н. Новгород, 1994. 183 с.

2. Ахметова Г.Д. Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2015. Vi. 112 с.

3. Мосина М.А. Проектные технологии обучения иностранным языкам: моногр. / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010. 225 с.

4. Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск, 2003. С. 49-55.

5. Минюк Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 6-8. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/

6. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.