Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном
процессе ДОО в современных условиях
Жбанникова Ольга Александровна ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, дошкольное образование
Аннотация: Целью статьи является выделение тенденций в практике использования ИКТ в образовательном процессе. Рассматриваются результаты исследования теоретических положений и практики использования ИКТ в ДОО.
Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, в том числе и его первого уровня - дошкольного. Если информатизация школьного образования уже прошла несколько этапов, то активное использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста ещё у истоков [1].
Исследователи, изучающие развитие дошкольников и использование современных технологий в образовании в своих работах, описали различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь детей дошкольного возраста. Подчёркивается, что ИКТ не следует рассматривать как средство вытеснения других видов деятельности. Напротив, эти технологии обладают удивительными возможностями поддержки учения и игр детей — при условии, что мы знаем, как оградить их здоровье и развитие [1].
К сожалению, масштабных исследований в области применения ИКТ в дошкольном возрасте, особенно в свете требований ФГОС ДО, не проводилось. Мы в своих выводах опираемся на наиболее крупное исследование, проводимое в 2010 году институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО)[1], и результаты наблюдений за работой и опроса педагогов дошкольных образовательных организаций Ярославской области -слушателей КПК за 2014-16 гг.
По результатам исследования и из практики работы со слушателями курсов повышения квалификации выявились основные противоречия использования ИКТ в образовательном процессе:
- между специфичными особенностями детей дошкольного возраста и требованиями информатизации образовательного пространства;
- между требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса и недостатком системных методических разработок применения ИКТ в образовательном процессе;
- между условиями детского сада и нормативными требованиями к организации ИКТ;
- между требованиями к квалификации педагогов и реальной подготовкой специалистов;
Данные противоречия являются причиной возникновения проблем использования ИКТ в практике дошкольных образовательных организаций. Рассмотрим их подробнее.
Дошкольный возраст характеризуется пластичностью, гибкостью, восприимчивостью к внешним воздействиям. Социальная среда развития детей дошкольного возраста насыщена техническими средствами, поэтому необходимо развитие компетентностей детей в использовании средств коммуникации. Системных исследований особенностей развития современного ребёнка, к сожалению, не проводилось. Имеющиеся данные по исследованиям портрета ребёнка дошкольника носят локальный характер, поэтому возникают сложности при разработке программ и методических разработок по использованию ИКТ.
ФГОС ДО предъявляет высокие требования к материально- техническим условиям ДОО и профессиональной компетентности педагогов во владении ИКТ и использовании технических средств обучения. Программных разработок и системных методических рекомендаций по использованию ИКТ в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО нет. В реальности педагоги недостаточно подготовлены как в технологическом плане (владение навыками работы на компьютере и владение техническими средствами обучения), так и в методическом плане (ИКТ рассматривают с позиции сопровождения образовательного процесса, например, использование сопровождающих презентаций, мультимедийных дидактических материалов).[1]
В большинстве дошкольных образовательных организаций Ярославской области в настоящее время не предусмотрено отдельных помещений для проведения занятий с детьми по ИКТ, недостаточно компьютеров и интерактивного оборудования. В связи с необходимостью обеспечения местами всех нуждающихся детей раннего и дошкольного возраста было реструктурировано много специальных помещений в детских садах. В результате открыты новые группы взамен ИЗО - студиям, залам, компьютерным классам. По требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.2.2645-10 для занятий детей с использованием технических средств должны быть созданы соответствующие условия. На практике в связи со сложившейся обстановкой данные условия не соблюдаются.
Имеющиеся противоречия и проблемы применения ИКТ в практике работы педагогов ДОО, на наш взгляд, требуют решения на различных уровнях образования:
- на федеральном уровне - в разработке и утверждении и согласовании нормативной базы, регламентирующей условия и содержание образования;
- на региональном уровне- создание финансовой и технической базы ДОО; создание условий для подготовки кадров; выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта применения ИКТ в образовательном процессе;
- на уровне ДОО- создание условий для подготовки кадров, организация методического и технического сопровождения образовательного процесса.
В настоящее время широкое применение ИКТ в дошкольном образовании получили в следующих сферах педагогической деятельности:
1. Оформление педагогической документации.
Педагоги в практике работы широко используют компьютерные средства для оформления методической документации (планов работы (в виде картотек, таблиц), табелей посещаемости детей, списки детей, расписания, оформление конспектов, буклетов для родителей и коллег и т.д.), оформления индивидуальных программ развития детей, результатов педагогической диагностики, создание портфолио и презентаций.
2. Использование ресурсов сети Интернет. Профессиональное общение в сети.
Данная область применения находится в развитии. Педагоги имеют возможность общаться, делиться опытом работы и пополнять свой методический багаж посредством участия в сетевых профессиональных сообществах. В ДОО созданы электронная почта и сайт учреждения, позволяющие осуществлять оперативное реагирование на изменение нормативных требований, реализовывать обратную связь с органами управления образованием и общественностью.
3. Использование в образовательном процессе готовых компьютерных программ, игр, интерактивных игрушек.
При наличии технических возможностей организации и педагога использование современных компьютерных программ показывает высокие результаты для развития детей. В настоящее время разработаны образовательные комплексы компьютерных игр и программ для детей дошкольного возраста (например, серия «Супердетки», «Смешарики», «Несерьёзные уроки»,
«ПервоЛого 3.0.» и т.д.), однако экспертизу на предмет соответствия ФГОС ДО они не проходили. Выпускаются интерактивные игрушки для детей дошкольного возраста, направленные на развитие психических процессов. К сожалению, в дошкольных организациях интерактивные игрушки используются довольно редко (недостатки финансирования, нет возможностей приобретения, недостаточная квалификация педагогов по их использованию).
4. Создание собственных мультимедийных дидактических и методических материалов.
Широкое применение в практике работы педагогов получили использование на занятиях и в совместной деятельности дидактических презентаций, дидактических упражнений и заданий.
Для реализации требований ФГОС ДО возникает необходимость в создании образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОО. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей, позволяют комплексно реализовать задачи разностороннего развития детей.
Реализуя программу информатизации в дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникативные технологии в условиях современной информационно-образовательной среды являются самыми перспективными технологиями XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
Список литературы:
1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/Dles/3214673.pdf . Дата обращения: 04.05.2015.
2. Комаров Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании .- М., Мозаика-Синтез, 2011. - С.128.
3. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждений, Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева.- СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2008. - 88 с.