Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении специальной лексике студентов технических специальностей'

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении специальной лексике студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ОНЛАЙН / ONLINE / ОФФЛАЙН / OFFLINE / ВИДЕОТЕХНОЛОГИЯ / VIDEO TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саченко Александр Сергеевич

В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам студентов технических специальностей. При использовании ИКТ осуществляется принципиально новый подход к обучению иностранному языку, который основывается на реальном общении, свободном обмене мнениями, идеями, информацией, на контактах с культурой других народов, стимулирует развитие речи, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей решать профессиональные задачи на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the peculiarities of the information and communication technologies use in the process of teaching foreign languages to students of technical specialties. When using ICT, a fundamentally new approach to learning a foreign language, which is based on communication in real life, sharing opinions, ideas, information, contacts with the culture of other peoples, stimulates the development of speech, fosters the formation of a foreign communicative competence that allows solving professional tasks using a foreign language.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении специальной лексике студентов технических специальностей»

Саченко Александр Сергеевич

студент первого курса УВО «Барановичский государственный университет »

(г. Барановичи, Беларусь)

УДК 004.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES FOR SPECIAL VOCABULARY

В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам студентов технических специальностей. При использовании ИКТ осуществляется принципиально новый подход к обучению иностранному языку, который основывается на реальном общении, свободном обмене мнениями, идеями, информацией, на контактах с культурой других народов, стимулирует развитие речи, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей решать профессиональные задачи на иностранном языке.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, программное обеспечение, онлайн, оффлайн, видеотехнология.

The article deals with the peculiarities of the information and communication technologies use in the process of teaching foreign languages to students of technical specialties. When using ICT, a fundamentally new approach to learning a foreign language, which is based on communication in real life, sharing opinions, ideas, information, contacts with the culture of other peoples, stimulates the development of speech, fosters the formation of a foreign communicative competence that allows solving professional tasks using a foreign language.

Key words: information and communication technologies, software, online, offline, video technology.

Социально-экономические условия развития нашего общества требуют от современного специалиста умений грамотно работать с информацией на иностранном и русском языках, осуществлять поиск, оценивать, самостоятельно создавать и передавать сообщения в профессиональной и в повседневной деятельности, осуществлять общение между представителями разных языков и культур.

Целью учебного предмета «Профессионально-ориентированный иностранный язык» является формирование языковой личности, характеризующейся грамотной устной и письменной иноязычной речью, и развитой коммуникативной компетентностью в процессе деятельности будущего специалиста, готового к социокультурному взаимодействию и

самореализации, владеющего информацией о современных достижениях в рамках определенного профиля.

Как известно, изучение языка происходит через изучение культуры страны изучаемого языка, постичь которую традиционно представляется возможным через непосредственное общение с носителями языка, с помощью чтения художественной, публицистической и специальной литературы, поэтому на занятиях по иностранному языку наряду с текстами социокультурной направленности, используются тексты по специальности, взятые из специальной литературы или из средств массовой информации. Помимо того, что они способствуют развитию речевой компетенции обучающихся, это дает еще и возможность проанализировать ситуации, описываемые в средствах массовой информации как на родном, так и иностранном языках.

Информатизация образования становится одним из приоритетных направлений в обучении иностранному языку [1, с. 15].

На сегодняшний день на занятиях по иностранному языку в Барановичском государственном университете используются такие информационно-коммуникационные средства обучения, как мультимедийные презентации, интерактивные доски, электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные учебники, и, естественно, ресурсы сети Интернет, что позволяет повысить мотивацию к обучению. ЭУМК по иностранному языку (французскому) имеет большое практическое значение, как для преподавателя, так и для обучающегося, так как он служит хорошим наглядным дидактическим материалом. На основе имеющейся визуальной информации преподаватель имеет возможность формулировать свои задания, грамматические конструкции, и, самое важное - создавать проблемные ситуации соответственно возможностям обучающихся.

Целью использования ЭУМК на занятиях по иностранному языку является повышение качества учебного процесса, включая самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу обучающихся, путем обеспечения организационной и содержательной целостности дидактических средств обучения по дисциплине «Иностранный язык» (французский) [3].

Задачи ЭУМК:

- обеспечить обучающимся достижение необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей практически пользоваться французским языком в профессиональной деятельности, в сфере бытового и социально-культурного общения;

- формировать навыки самостоятельной работы обучающихся с информацией;

- вырабатывать систему самоконтроля результатов обучения.

Электронный учебно-методический комплекс состоит из четырех

блоков: программно-информационного, учебно-методического, контрольного и учебно-исследовательского [3].

В программно-информационном блоке приводится выписка из учебной программы и краткое содержание изучаемых тем. Учебно-методический блок содержит восемь модулей («Социально-бытовое общение», «Социокультурный портрет Франции и Беларуси. Современное общество», «Высшее образование», «Культурное наследие Франции», «Социально-политическое общение», «Учебно-профессиональное общение», «Производственное общение», «Деловое общение»), каждый из которых состоит из нескольких тем, включающих тест, подтестовые и послетестовые упражнения, грамматический материал с последующими тренировочными упражнениями, тестовые задания.

Модули 1, 2, 3, 4 содержат лексические единицы, необходимые для употребления в сфере бытового и социально-культурного общения.

Модуль 5 посвящен социально-политическому общению.

Модули 6, 7, 8 способствует расширению словарного запаса в области профессионального общения [3].

Следует особо отметить, что при помощи ИКТ, обучающийся может преодолеть препятствия, возникающие в ходе изучения нового лексического материала, такие, как например, проблемы с запоминанием.

Любой преподаватель знает, что изучение новой темы начинается с запоминания большого или малого количества новых слов, которые обучающиеся должны изучить, чтобы понимать тематический словарь, тексты по специальности и уметь строить монологическое (диалогическое) высказывание, употребляя изученную лексику. Однако почти невозможно заставить обучающихся выучить все необходимый лексический минимум: в лучшем случае они их заучат механически наизусть, выполнят лексико-грамматические упражнения, напишут тест, а затем, возможно, забудут новую лексику, так как на ее место придет другая.

Если преподаватель попытается проверить изученную лексику через две или три недели, то существует вероятность того, что некоторые обучающиеся не вспомнят и половины изученных слов. Чтобы активировать использование словарного запаса, переработать слова и выражения, преподавателю необходимо использовать новые методы, которые будут подходить и удовлетворять нужды нового поколения обучающихся, живущих в эпоху ИКТ.

На наш взгляд, нижеперечисленные этапы помогут обучающимся преодолеть трудности в изучении специальной лексики.

Этап первый - использование обычного традиционного учебника. Изучение длинных и сложных текстов, выполнение лексико-грамматических упражнений представляют определенные трудности для обучающихся. Облегчить выполнение поставленной задачи, с нашей точки зрения, может выполнение таких заданий, как, сначала просмотреть текст и составить небольшой тематический словарь по следующим направлениям:

1. Поиск и запись слов, которые используются исключительно по этой

теме.

2. Поиск и запись слов, которые используются по этой теме и в некоторых других темах.

3. Поиск и запись слов, которые используются как по изучаемой теме, так и по многим другим темам, и в повседневной жизни, поэтому они могут иметь различные значения.

Этап второй - использование ИКТ в преподавании иностранного языка:

• Учебное занятие

Преподаватель проводит занятие в компьютерном кабинете с доступом в сеть Интернет. Он может заранее загрузить необходимый материал и попросить обучающихся проработать его, помогая в случае необходимости. Есть много сайтов, которые предоставляют учебные материалы в Интернете (http: www. study-english.info/links-06.php).

• Использование сети Интернет в качестве исследовательского ресурса

Для работы с интернет-рессурсами каждый обучающийся получает

адрес, имя или несколько слов, с помощью которых он ищет нужную информацию.

Такие занятия чрезвычайно мотивационны, так как, во-первых, обучающимся нравится пользоваться Интернетом; во-вторых, на следующем занятии они должны отчитаться о проделанной работе.

• Участие в создании веб-сайтов

Под руководством преподавателя, обучающиеся могут принять участие в создании веб-сайта. Обучающимся предлагается написать эссе по определенной теме, затем отправить их по электронной почте на сайт проекта, где они и будут впоследствии опубликованы.

Например: при помощи сайта Science Across of World (http: www.scienceacross.org.) преподаватели и обучающиеся всего мира могут общаться между собой.

• Реальное общение

Современные обучающиеся не пишут письма своим воображаемым друзьям, у них есть настоящие виртуальные друзья, с которыми они обмениваются информацией по электронной почте. В современном английском языке даже появилось слово keypals, что обозначает «партнер по переписке в электронной почте» [5].

Если обучающиеся хотят расширить свой круг общения, они начинают принимать участие в различных научных конференциях и конкурсах по всему миру. Выполняя все этот виды работы, они изучают гораздо больше новых слов, они также приобретают межкультурные и интерактивные навыки.

Для организации общения во время учебного занятия, на помощь преподавателю придет технология передачи потокового звука и видео, которая обеспечивает возможность их потокового воспроизведения даже при использовании модемного подключения в режиме реального времени.

В данный момент программное обеспечение, позволяющее организовывать видео интернет-коммуникацию, весьма разнообразно: Skype, GoogleTalk, Raketu, Yahoo!, Trilli, iChat, aMSN, ooVoo, АгентMail.Ru. Кроме

того, такие системы управления как BigBlueButton и Comdi служат основой для организации видео интернет-коммуникации между участниками образовательного процесса и позволяют преподавателям не только отправлять свои материалы, а также участвовать в сетевом обсуждении на веб-форуме или в блоге [4, 6].

Конечно, у каждой из этих программ есть свои собственные преимущества:

- бесплатная версия программного обеспечения;

- стабильное и высококачественное видео- и аудиосоединение;

- возможность участвовать в видеоконференции с большим количеством участников;

- доступность чата, форума или блога для сетевых обсуждений;

- возможность записать видео разговор;

- возможность передачи данных (текст, видео, аудио); и недостатки:

- отсутствие программ отечественной версии;

- просмотр полноэкранного видео полного экрана возможен только в платной версии программы;

- некоторые программы разработаны для ограниченного количества участников и т.д.

Рассмотрим использование видеотехнологий на примере популярного и общедоступного программного обеспечения ooVoo, предназначенного для организации видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями в Интернете. При установке программа пытается автоматически обнаружить видеокамеру и определить пропускную способность интернет-соединения, таким образом, избавляя пользователя от необходимости ввода данных вручную. Программа позволяет осуществлять вызовы другим пользователям, в независимости от того, установлено ли программное обеспечение на их компьютерах (пользователь получает ссылку, нажимая на которую он может присоединиться к разговору посредством веб-браузера при использовании плагина ActiveX) [7]. Для использования программного обеспечения ooVoo пользователю следует:

а) установить программу с официального сайта дистрибьютора http : //www.oovoo .com/;

б) подключить веб-камеру;

в) подключить наушники / динамики и микрофон.

Наличие у видеотехнологий, присущих только им дидактических и методических функций, отличает использование информационной технологии от традиционных методик. Их использование позволяет:

а) организовать видео или аудиосвязь между двумя или более пользователями в режиме реального времени;

б) добавить видео- и аудио-сообщения онлайн и оффлайн;

в) записать видео- или аудио-переговоры, которые впоследствии могут быть отправлены другим пользователям;

г) добавить сообщения, чтобы обсудить их в режиме реального времени и оффлайн.

Использование в обучении Интернета и его ресурсов позволит более эффективно решать следующие дидактические задачи:

- формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности;

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети, участвуя в международных проектах [1, c. 16];

- совершенствовать умения письменной речи, составляя электронные письма, участвуя в подготовке рефератов, сочинений и т.д.;

- пополнять словарный запас, активный и пассивный, лексикой современного иностранного языка;

- формировать устойчивую мотивацию к иноязычной деятельности на основе использования аутентичных материалов и обсуждения актуальных проблем [2, c. 10].

При использовании информационных технологий осуществляется принципиально новый подход к обучению иностранному языку, который основывается на реальном общении, свободном обмене мнениями, идеями, информацией, на контактах с культурой других народов, стимулирует развитие речи, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей решать профессиональные задачи на иностранном языке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - №2. - С.14-19.

2. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3. - С. 5-12.

3. Сасим Н. В. Иностранный язык. Французский [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс для студентов и слушателей системы повышения квалификации специальности «Правоведение» / сост. Н. В. Сасим. - Электрон. дан. - Барановичи: БарГУ, 2010.

4. Агентство виртуальных мероприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.comdi.com/ (Дата обращения - 27.04.2017).

5. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new_en_ru.academic.ru/113991/keypal (Дата обращения - 28. 04. 2017).

6. Engage your online students: BigBlueButtin is a web conferencing system designed for online learning [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://bigbluebutton.org/ Дата обращения -29. 04. 2017).

7. Video chat ooVoo [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.oovoo.com/ (Дата обращения - 29.04.2017).

Тарков Виктор Витальевич

студент

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37:314/316-043.86

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

EDUCATION AS A TOOL FOR ENSURING INSTITUTIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY

Статья посвящена изучению концептуальных основ определения «образования» и «человеческий капитал», проанализирована важность стабильного функционирования человеческого капитала, сделан акцент на глубинных процессах экономического развития через стимулирование образования как социального института общества.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, институт, экономическое развитие, общество.

The article is devoted to conceptual bases of definition of «education» and «human capital», the importance of the stable functioning of human capital is analyzed, emphasis is placed on the deep processes of economic development through stimulating education as a social institution of society.

Key words: education, human capital, institution, economic development, society.

Значимость образования в развитии общественных отношений и обеспечении экономического роста нельзя переоценить, ведь именно от образованности, профессионализма населения будет зависеть, насколько государство сильно на мировой арене во всех аспектах жизнедеятельности. Данная значимость начала возрастать со второй половины XX в., что дало возможность широко изучить данный вопрос с точек зрения различных теорий, таких как теория человеческого капитала, социального и экономического развития, постиндустриального общества, новой экономики, экономики знаний. Появление принципиально нового общества -информационного - кардинально изменило роль знаний и информации в социально-экономическом развитии общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если, например, в аграрном обществе, экономическое развитие определяется производством продуктов питания, в индустриальном -производством промышленных товаров, то в информационном или постиндустриальном обществе - производством информации, ее эффективным использованием. Исходя из этого, в аграрном обществе главным фактором, ограничивающим производство, является земля, в индустриальном - капитал, а в информационном - знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.