Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания как средство формирования информационных компетенций'

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания как средство формирования информационных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2098
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартьянова Ольга Анатольевна

Информационно-коммуникационная компетентность – одна из ключевых компетенций современного человека. Поэтому важнейшей задачей учителя сегодня является совершенствование собственных знаний в области ИКТ и формирование таких знаний у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания как средство формирования информационных компетенций»

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт регионов

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания как средство формирования информационных компетенций

Мартьянова

Ольга Анатольевна,

учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 3», г. Волгоград

Информационно-коммуникационная компетентность - одна из ключевых компетенций современного человека. Поэтому важнейшей задачей учителя сегодня является совершенствование собственных знаний в области ИКТ и формирование таких знаний у учащихся.

В настоящее время можно уверенно говорить о массовом использовании информационных технологий. Возможно, это не всегда истинно в отношении педагогов (ни для кого не секрет, что многие учителя чаще всего используют компьютер как простейшую печатную машинку), но в отношении обучающихся - бесспорно. Значит и педагог, чтобы быть современным и востребованным обществом в профессиональном отношении, должен не отставать от своих учеников и активно использовать в своей работе информационно-коммуникационные технологии.

В настоящее время, когда компьютеризированы почти 90 % школ, встает вопрос о способах наиболее эффективного использования средств ИКТ на уроках и во внеурочное время. В нашей гимназии есть профильный кабинет истории и обществознания, оборудованный пятью персональными компьютерами, объединенными локальной сетью; кроме того, имеется мобильный класс ПК. Все это позволяет по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

Современный человек отдает предпочтение визуальному способу восприятия информации, поэтому зрительные образы начали преобладать над текстовыми. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий позволяет частично решить эту проблему. Максимальное погружение ученика в историческую эпоху, создание иллюзии соучастия, воздействие на память и воображение облегчают процесс запоминания, способствуют возникновению ярких и прочных представлений.

Применение ИКТ способствует формированию у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Наблюдения последних лет показали, что у школьников,

264

Исследователь/Researcher * 1-2/2012

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания как средство формирования информационных компетенций

Мартьянова Ольга Анатольевна

активно работающих с компьютером, более высокий уровень навыков самообразования, лучше развиты умения ориентироваться в информационном пространстве, выделять главное, обобщать, делать выводы. Использование обучающимися программы Power Point для подготовки иллюстративного ряда к исследованию, докладу превращает выполнение домашнего задания в творческий процесс: работа при подборе материала, образное осмысление представляемого визуального ряда, необходимость приведения создаваемого продукта в соответствие со стандартом развивают у школьника логическое мышление, способствуют формированию необходимых компетенций. Презентация проделанной работы в классе не только позволяет получить опыт публичного выступления, но и повышает самооценку ребенка.

Контрольно-тестовые программы (Мастер-тест, ADTester, MyTest и т.д.) дают возможность проверить знания школьников в интересной для них форме. В последнее время мои ученики увлечены идеей самостоятельного создания контрольно-тестовых материалов для проверки знаний.

С появлением возможности использования интернета на уроке учащиеся приобрели готовую шпаргалку для ответов. Интернет очень помогает мне в работе. Поисковые системы позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию. Правда, приходится обрабатывать много ненужных, случайных данных, но в то же время порой попутно находятся неожиданные исторические сведения. За последнее время мы почерпнули в сети много информации о переменах, происходящих в Омске и Омской области сегодня, используются уже готовые презентации по истории России.

Применение инфокоммуникационных технологий науро-ке истории позволяет:

• активизировать познавательную деятельность учащихся;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• повысить объем выполняемой науроке работы;

• усовершенствовать контроль знаний;

• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

• по-новому выстроить отношения учителя с учениками, далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

• изменить отношение к ПК (особенно это касается пяти-семиклассников): ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как увлекательную игрушку;

Исследователь/Researcher * 1-2/2012

265

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт регионов

• организовать проектную деятельность учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.

Как следствие, повышается качество знаний учащихся. С точки зрения использования ИКТ можно разделить уроки на четыре группы:

1. Демонстрационный тип. Этот тип уроков - самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

2. Компьютерное тестирование. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, недостаточно хорошо усвоенные учениками. Они укрепляют обратную связь учителя с учеником.

3. Тренинг или конструирование. На таких уроках учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-либо цели.

4. Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики.

При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией мы расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить наустные вопросы учителя.

Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Детям предлагаются задания: ответить на вопросы теста, раскрыть обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

При создании собственных шеЬ-сайтов можно воспользоваться помощью и участием коллеги - преподавателя информатики.

Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, информационно-коммуникационные технологии уверенно завоевывают себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования. Ш

266

Исследователь/РеввагсИег * 1-2/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.