Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования логических операций в системе устных упражнений (на этапе актуализации знаний)'

Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования логических операций в системе устных упражнений (на этапе актуализации знаний) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ORAL EXERCISES / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TUTORIALS / АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / UPDATING OF KNOWLEDGE / ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / LOGICAL OPERATIONS / ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRINCIPLE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Елена Анатольевна

В данной статье рассматривается проблема формирования логических операций в системе устных упражнений. Основой успеха при решении данной проблемы является применение информационных технологий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the problem of formation of logical operations in system of oral exercises is considered. Success basis at the solution of this problem is application of information technologies.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования логических операций в системе устных упражнений (на этапе актуализации знаний)»

купности условий перехода абстрактной возможности развития ресурсов научного потенциала в реальную. Это достигается на основе комплексного решения актуальных задач образования с использованием системного подхода к разработке научно-методологического обеспечения наукометрического исследования результатов научно-педагогической деятельности. Объективную характеристику развития научного потенциала можно получить с использованием достоверной информации о научно-педагогической деятельности в области образования, в том числе используя диссертационные исследования на соискание ученой степени, проходящих разностороннюю экспертизу на всех этапах их выполнения и защиты. Структурно-количественные модели, интегрирующие и наглядно отображающие параметры ряда показателей динамических характеристик научно-педагогической деятельности научных школ, составляют объективную научно-информационную базу координации развития ресурсов научного потенциала системы образования субъекта. Система научных знаний, раскрывающая множество проблем образования, отражая не только характер воспроизводства кадров высшей квалификации, но, прежде всего, активность деятельности научных коллективов - научных школ и диссертационных советов, выявляет резервы и направления повышения ее эффективности.

Разработанное научно-методологическое обеспечение наукометрического исследования применимо для объективного оценивания реальных достижений в различных областях, а также для выработки и принятия адекватных решений по дальнейшему совершенствованию научного обеспечения системы образования и развития научно-исследовательских методологий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаревская, Е. В. Развитие образования в Южном федеральном округе / Е. В. Бондаревская, В. П. Бори-сенков, А. А. Греков // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 70-76.

2. Кирюшина, О. Н. Научно-методологическое обеспечение наукометрического исследования ресурсов научного потенциала системы образования // European Social Science Journal. - 2013. - № 7 (35). - С. 59-70.

3. Кирюшина, О. Н. Научно-методологическое обеспечение целостного развития и эффективного использования ресурсов научного потенциала системы образования // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 8. - С. 28-35.

4. Кирюшина, О. Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования: монография / О. Н. Кирюшина. - Ростов н/Д.: Изд-во Южного федер. ун-та, 2011. - 212 с.

5. Концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: // elementy. ru/Libraiy9/r440r.htm.

УДК 372.016:51 ББК 74.262.21

Е.А. Корнилова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

(на этапе актуализации знаний)

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования логических операций в системе устных упражнений. Основой успеха при решении данной проблемы является применение информационных технологий.

Ключевые слова: устные упражнения, средства обучения, актуализация знаний, логические операции, принцип деятельности.

E. A. Kornilova

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR FORMATION OF LOGICAL OPERATIONS IN SYSTEM OF ORAL EXERCISES (at the stage of updating of knowledge)

Abstract. In this article the problem of formation of logical operations in system of oral exercises is considered. Success basis at the solution of this problem is application of information technologies.

Key words: oral exercises, tutorials, updating of knowledge, logical operations, principle of activity.

Осуществляемая в наши дни модернизация российского образования переходит от ценностей, связанных с накоплением знаний, тренировкой навыков и формированием умений в применении этих навыков, к ценностям, базирующимся на развитии формально-мыслительных способностей, их глубине и разнообразии для эффективного использования в процессе самообразования.

Особенностью этого перехода является и то, что он побуждает педагога к повышению своего профессионального мастерства. Учителю приходится самостоятельно осваивать новые теоретические подходы, многое переосмысливать заново. Теоретическая подготовка помогает осознать, что в современной школе учитель уже является не исполнителем, а организатором процесса обучения. В этих условиях одним из возможных факторов становления профессиональной компетенции является комплексное применение различных средств обучения, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, направленных на:

• создание учебных ситуаций и подбор дидактического материала (заданий для самостоятельной

познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности;

• повышение мобильности учебного процесса;

• формирование мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме,

повышения их эмоционального настроения и т.д.

Следует отметить, что необходимым условием успешной организации уроков с применением ИКТ является отбор материала по содержанию, структурная организация учебного материала, включение учащихся в процесс обучения; выбор типов упражнений из электронно-образовательных ресурсов, комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений.

Поэтому становится актуальным вопрос о привлечении компьютерных технологий на различных этапах обучения для реализации основного принципа личностно ориентированного подхода в образовании - принципа деятельности.

В данной статье остановимся на примерах использования ИКТ для формирования логических операций в системе устных упражнений (на этапе актуализации знаний). Использование устных упражнений на этом этапе позволяет учителю сэкономить время воспроизведения необходимого учебного материала и тем самым не нарушать временные рамки данного этапа. Основным предназначением устных упражнений на этапе актуализации знаний является тренировка мыслительных операций, направленная на подготовку учащихся к «открытию» нового знания.

Рассмотрим несколько примеров устных упражнений на уроках математики с применением ИКТ, направленных на формирование логических операций.

Пример 1. Ученики заранее предупреждены о том, что на слайде презентации допущена ошибка. Например, при решении уравнений из самостоятельной работы, проведенной в этом же классе. Задача учащихся - найти ошибку, аргументировать и заменить правильным решением (рис. 1).

НА КАКОЕ ПРАВИЛО ДОПУЩЕНА ОШИБКА?

1) 8(-у-2)=-5у-(6-9у) 8у-16=-30-45у

2) 8(-у-2)=-5у-(6-9у) 8-у-2=-5у+6+9у

3) 8(-у-2)=-5у-(б-9у) -8у-16=-5у-6+9у -80у=-5у-15у

Укажите ошибку!

Равносильными к уравнению -2л' + 5 = 3 - 4л нч.ттпннасе5 ниже перечисленныхуравнений

I -2Л + 4Л = 3-5

2 2л- + 4л" = 3 + 5

3 2л- + 4л- = 5-3

4 2л- = -2

3 р\ < II к*

Рис. 1. Найди ошибку

Пример 2. Предложить ученикам заранее (дома) подготовить «универсальную шпаргалку» по теме в виде презентации, используя гиперссылки (можно работать группами). На уроке несколько учащихся демонстрируют свою работу, остальные обсуждают: анализируют, сравнивают, обобщают.

Примером выполнения такого вида заданий является работа ученика 7 класса по теме «Параллельные прямые» (рис. 2).

При шаки паралле.тыюетп прямых.

12 3 4 5 6

7 Я 9 1(1 II 12

... но готовым чертежам

13 14 15 16 17 1К

Задания и» ироверкх теоретических шаннн.

19 20 21 22 23

Свойства пара-тле. 1мш\ прямых.

24 25 26 27 2« 29

... во готовым чертежам

3(1 31 32 33 34

И

Рис. 2. Параллельные прямые

Пример 3. Использование на уроке оболочки программы, имеющей интерфейс различных игр, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Например, в 5-8 классах возможно проведение турнира «Крестики-нолики» (рис. 3) или «Своя игра» (рис. 4).

Рис. 3. Крестики-нолики

Рис. 4. Своя игра

Учащиеся с удовольствием выбирают ячейки, отвечая при этом на вопросы по рассматриваемой теме. Приведем примеры заданий для заполнения ячеек.

Пример 3.1. Выполните действия и продолжите последовательность:

1 11 11 1 123456

а) —: 2: 2:~: - : 6; 6:-; —: 10; 10:—;...; б)---; -•-; -•-;...:

2 26 6 10 10 234567 Особую ценность представляют задания, в которых, наряду с тренингом аналитических

способностей, развивается вариативное мышление, способность к перебору вариантов. Пример 3.2. Найдите лишнее выражение:

х +у

х + 2

х2 +2

а + в

2

2

х - у х +2х + 4 4 а + в + 3 Пример 3.3. Разбейте выражения на две группы:

2-22-22-2 2 -2

4 4-4-44 4 -4-4

Так как выбор признака, по которому производится исключение (или классификация), не регламентирован, то задания имеют несколько правильных решений.

Пример 4. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office, ребята готовят сообщения, дополнения к материалу урока. Учитель формулирует ученикам конкретную задачу (например, привести примеры симметрии в жизни), а технологию выполнения этого задания учащиеся выбирают сами.

Так, в 6 классе одной из учащихся были приведены в пример фотографии, среди которых оказалась обработанная в графическом редакторе Adobe Photoshop фотография самой девочки, отображенная симметрично (рис. 5).

Рис. 5. Симметрия

Другим примером является работа ученика 5 класса, который смог не только найти теорию по видам определений в математике, но и сопоставить ее с элементами фольклора и изученными определениями математических понятий. Все определения приведены из учебника математики 5 класс авторов Г. Ф. Дорофеев, Л. Г. Петерсон (табл. 1).

Таблица 1

Математические определения и элементы фольклора

Способы построения математических определений (виды определений) и элементы фольклора

Математическое определение

Определение через ближайший род и видовые отличия (через род и вид)

«... Было у отца три сына: старший - умный был детина, средний сын -и так и сяк, младший - вовсе был дурак..."

1. «Лучом называется часть прямой, ограниченная с одной стороны»

2. «Четырехугольником называется многоугольник с четырьмя сторонами»

3.«Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны»

Генетические определения

«.Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон...»

1. «Отметим какие-нибудь три точки, не лежащие на одной прямой, и соединим их отрезками. Получим геометрическую фигуру, которая называется треугольником»

Определение через отрицание или отрицательные определения

«... Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Он не узок, не широк. В нем блины есть и пирог. Он не беден, не богат. Не шедевр, не суррогат. Не красавец, не урод В нем есть сад и огород. »

1. «Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются»

Определения через условные соглашения

«... А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон, жирафу - что он жираф, а зайцу - что он заяц. Но слон, если бы подумал, мог бы догадаться, что он слон. Ведь у него же очень простое имя.»

а

1

а с _ а-с Ь с1 Ь-с1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определения через абстракцию и через аксиомы.

«.Я могу летать, как птица,

Плыть медузой по волнам,

В одуванчик превратиться, в одуванчик!

Ничего не стоит мне!

Я всегда во сне являюсь

К непослушным малышам.

Ну, а если постараюсь, постараюсь!

Испугаю пап и мам!

Ах, Дюдюка! Ух, Дюдюка!

1. Понятия «длинна», «градус», «площадь», «объем» связаны с различными объектами: углами, дугами, отрезками, многоугольниками, кругами, пространственными телами и т.п. Но все эти понятия можно обобщить понятием «мера множества», которое обладает определенными свойствами

Пример 5. Учитель гармонично вплетает в ткань урока последнее событие окружающей действительности, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала и т.д. Для этого бывает достаточно перед учеником поставить простую и понятную для него цель, выполняя которую, он волей-неволей выполнит то учебное действие, которое планирует учитель (рис. 6).

латематические игрь

Рис. б. Задачи на части

Примером может послужить и сюжетная линия: в кабинете математики чрезвычайная ситуация - пропала Волшебная книга с правилами действий над десятичными дробями. Для поиска Злоумышленника организуются «Детективные агентства» (каждый стол - одно агентство). Выполнив задание, учащиеся узнают особые приметы Злоумышленника, о чем сообщат учителю. Приметы:

Вычислите 3,57 + 2,23 - 4,8. б) 1 - круглое г) 1,3 - квадратное Вычислите: 5,4 : 0,27 - 5,3. б) 16,1 - карие г) 14,3 - черные Вычислите: (6,4:3,2+1,4*0,5)-19 б) 2 - каштановые кудрявые г) 16,3 - черные кудрявые Решите уравнение: 1,5х - 1,5 = 1,5. б) х = 0,75 - курносый г) х = 1,5 - прямой длинный Решите уравнение: 2,7у + 5,3у - 2,8у=5,2. б) у = 0,5 - узкие г) у = 2,5 - уголки опущены вниз Таким образом, мы показали, что устные упражнения являются эффективным средством организации тренировки мыслительных процессов на этапе актуализации знаний. Выбирая устные упражнения, целесообразно в первую очередь ориентироваться на те мыслительные операции, которые потребуются на этапе «открытия» нового знания. Информационно-коммуникационные технологии облегчают работу учителя, делая обучение более содержательным, зрелищным, способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышая уровень индивидуализации обучения.

Форма лица:

а) 10,7 - овальное в) 5,79 - вытянутое Цвет глаз: а) 20,4 - зеленые в) 15,1 - голубые Волосы:

а) 1,1 - черные прямые в) 2,9 - лысый Форма носа: а) х = 2 - картошкой в) х = 2,16 - с горбинкой Губы:

а) у = 2 - бантиком в) у = 1 - пухлые

УДК 378 ББК 74.00

О. А. Кочергина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования. Обосновываются условия использования коммуникативных технологий в процессе подготовки будущего учителя. Статья предназначена для преподавателей вузов.

Ключевые слова: коммуникация, педагогическая коммуникация, коммуникативная компетентность, педагогическая и коммуникативная технологии

O. A. Kochergina

THE USE OF COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN THE COURSE OF A FUTURE TEACHER PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The article is devoted to one of the most important problems of modern higher education. The conditions of the use of communicative technologies in the course of a future teacher training are considered. The article is aimed to the university lecturers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.