Научная статья на тему 'Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы'

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3546
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козловская Людмила Александровна

«Лишь слову жизнь дана...». Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

134

ИТО Марий Эл - 2011

Использование икт на уроках русского языка и литературы

Козловская Людмила Александровна (l-kozlovskaya@mail.ru)

МОУ «Волжский городской лицей», г. Волжск

«Лишь слову жизнь дана...». Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка - важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Долгое время многие скептически относились к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но, делая первые шаги в освоении ПК, поняли, как глубоко заблуждались. Теперь компьютер - первый помощник и советчик учителя.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

Для проведения уроков русского языка рекомендуем использовать такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «ЕГЭ по русскому языку», «Тесты по русскому языку».

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушин-ский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает, да и вид их оставляет желать лучшего. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала. Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь все уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую - используя электронного помощника.

В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе. Так, при изучении в 5-х классах темы «Морфемика» мы знакомимся с понятием «связанные корни». В учебнике этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку (урок 4). Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера, сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником.

При изучении темы «Имя существительное» с использованием того же программного продукта учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное (урок 11). В этом нам опять поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке.

На уроках закрепления изученного материала демонстрация фрагментов программы с использованием мультимедийного проектора значительно повышает интерес к предмету. На уроках обобщения изученного уместно использование итогового тестирования, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Например, в течение итогового урока в 6-м классе по теме «Имя прилагательное» все ученики выполняют контрольный тест (урок 16), который занимает 3-4 минуты. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно...

Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».

Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера

на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким для многих является компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно.

Уроки литературы - это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

В используемой программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» известных разработчиков программного обеспечения «Дрофа» и «Физикон» материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты - все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы учащиеся с удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».

На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, прозвучал романс «И скучно, и грустно». Многие ребята выучили наизусть именно это стихотворение, хотя у них был выбор. Раньше поиск этих музыкальных произведений затруднял подготовку к уроку, теперь же достаточно только воспользоваться программой БЭНП. Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.

Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9-м классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры, а затем знакомимся с художественными системами.

Такие уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников изучаемым материалом. Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Считаем применение ИКТ на уроках эффективным, так как это повышает мотивацию учащихся к изучению предметов, развивает творческую активность. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе. Систематическое использование ИКТ на разных этапах урока и по различным направлениям является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, ИКТ заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания.

Литература

1. АпатоваН. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

3. Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения русскому языку: материалы VI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» («ИТО-97/98»).

4. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. - 5-е изд. - М.: Вита - Пресс, 2003.

5. Завгородная О. Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки - М.: Просвещение, 1987.

6. Маркова А. П. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // под ред. Е. С. Полат и др. - М.: Академия, 2000.

8. Поташник М. М. Инновационный процесс в школе. М., 1991.

9. Поташник М. М. Требования к современному уроку: метод. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

10. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии - М.: Народное образование, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.