Научная статья на тему 'Использование игровых технологий в подготовке педагогов дополнительного образования'

Использование игровых технологий в подготовке педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1603
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / GAME METHODS / ИМИТАЦИОННЫЕ / НЕИМЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / АCTIVE METHODS OF TEACHING / IMITATIVE / NON-METRICAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручица Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки студентов дополнительного образования посредством применения в обучении активных методов, в частности, имитационно-игровых технологий, раскрываются используемые виды имитационно-игровых технологий в работе со студентами дополнительного образования. Перечислены особенности активных методов обучения, представлена их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the possibility of improving the quality of professional training for students of additional education by using active methods, in particular imitation and gaming technologies, and the types of imitation and gaming technologies used in work with students of additional education are disclosed. The features of active teaching methods are listed, their classification is presented.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий в подготовке педагогов дополнительного образования»

Ручица Татьяна Сергеевна

старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

USING OF GAMING TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки студентов дополнительного образования посредством применения в обучении активных методов, в частности, имитационно-игровых технологий, раскрываются используемые виды имитационно-игровых технологий в работе со студентами дополнительного образования. Перечислены особенности активных методов обучения, представлена их классификация.

Ключевые слова: активные методы обучения, игровые методы, имитационные, неиметационные методы/

The article deals with the possibility of improving the quality of professional training for students of additional education by using active methods, in particular imitation and gaming technologies, and the types of imitation and gaming technologies used in work with students of additional education are disclosed. The features of active teaching methods are listed, their classification is presented.

Keywords: а^^в methods of teaching, game methods, imitative, non-metrical methods.

В настоящее время проблема повышения качества отечественного образования в педагогической сфере вызывает необходимость совершенствования образовательных технологий.

Новые потребности в высокопрофессиональных специалистах невозможно удовлетворить без существенной перестройки системы профессиональной подготовки кадров. В связи с этим необходимость внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения.

На наш взгляд, учебный процесс должен быть увлекательным и результативным, т.е. направленным на максимальное достижение поставленных целей, что возможно при использовании активных методов обучения, в частности, игровых технологий.

Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.

Современные активные методы обучения (AMO) - это методы, направленные на активизацию мышления обучающихся, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, позволяющие:

- активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся;

- повышать результативность учебного процесса;

- формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы [1, с. 5].

Aктивные методы обучения (AMO) - это методы, характеризующиеся высокой степенью вовлечения обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач [2, с. 4].

Oтличительными особенностями AMO являются:

- целенаправленная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся;

- интерактивный характер (от англ. interaction - взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучающихся и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы [2, с.5].

Mетоды активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса [8]:

1 этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап - формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Существенный вклад в развитие теории и практики AMO внесли: A.A. Балаева, Н.Л. Безбородова, СА. Бешенкова, И.Л. Бухтиярова, A.A. Вербицкий, M. Новика, Е.С. Полат, С.Л. Рубинштейа, A.M. Смолкин, СА. Шмакова и др. Практические аспекты разработки и использования в образовательном процессе активных методов обучения рассмотрены в работах A.A. Вербицкого, Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова, Д.Н. Кавтарадзе, Л.А. Петровской, В.Я. Платова, В.В. Подиновского, В.И. Рыбальского, ИМ. Сыроежина, ВА. Трайнева, Т. С. Яценко и др. [1-2; б].

Наиболее полную классификацию АМО предложила М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения (рис. 1). Те или иные группы методов определяют соответственно форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное [2].

Рис.1 Квалификация активных методов обучения по М. Новик.

А.М. Смолкин предложил классификацию методов активного обучения для ВУЗа [5]. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным - это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

В своей профессиональной деятельности, в работе со студентами направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Педагог дополнительного образования) на практических и семинарских занятиях нами используются имитационно-игровые технологии, целью которых является формирование умений моделирования профессиональной ситуации и обсуждение различных способов ее решения; развитие общепрофессиональных компетенций.

К основным видам имитационно-игровых технологий относят организационно-деятельностные, деловые, ситуационно-ролевые, креативные и праксиологические игры.

Виды организационно-деятелъностных игр: проблемно-деловые; имитационно-моделирующие; инновационные; рефлексивные; поисково-апробационные.

Виды деловых игр: производственные, исследовательские, квалификационные (аттестационные), дидактические (учебные).

Виды ситуационно-ролевых игр: театрализованный практикум-этюд, дидактическая ролевая игра, имитационно-ролевая игра.

Представим краткую характеристику основных видов имитационно -игровых технологий.

1. Организационно-деятельностные игры направлены на разработку концепций, стратегий перспективного развития образовательного учреждения.

Проблемно-деловые игры способствуют развитию коллектива посредством поиска неординарного совместного решения стоящих перед ним проблем.

Имитационно-моделирующие игры упражняют будущих специалистов в проектировании моделей различных педагогических систем образовательного учреждения (воспитательных, образовательных, научно-исследовательских, авторских, различных форм обучения, внеаудиторной работы и т.п.).

Инновационные игры направлены на развитие инновационного мышления, поведения, способности разрабатывать внедренческие проекты, экспериментальные апробации инноваций.

Рефлексивные - направлены на психологическое развитие каждого участника игры; снятие стереотипов, обучение анализу человеческих отношений, межгрупповому сотрудничеству.

Поисково-апробационные предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, направлены на разработку новых идей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения психолого-педагогических, кадровых, управленческих проблем [4].

Таким образом, все виды организационно-деятельностных игр требует от будущего специалиста разработки проекта и решения производственных задач, способствующих отработке оптимальных решений в прогнозируемых условиях; выдвижению и подготовке резервных возможностей в управлении, «вскрытию» и компенсации механизмов торможения развития образовательного учреждения и его структур; определение способов выведения его из кризиса и программирование полиальтернативных способов решения.

2. Деловые игры направлены на проигрывание реальных профессионально-личностных ситуаций.

Так, производственные деловые игры способствуют решению административно-хозяйственных и финансово-экономических задач в условиях конкурентной борьбы конкретного образовательного комплекса, пространства различного уровня (муниципального, регионального, федерального).

Исследовательские деловые игры направлены на разработку концепций, программ эксперимента; прогнозирование возможных последствий, потенциальных проблем при внедрении нововведений.

Аттестационные (квалификационные) - проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов при их аттестации, моделирование индивидуальной траектории профессионально-личностного развития и саморазвития.

Дидактические (учебные) направлены на развитие репродуктивных и творческих профессиональных знаний, умений и навыков.

3. Ситуационно-ролевые игры предполагают разыгрывание различных профессиональных ситуаций с различным выходом на решение обозначенной проблемы; воспроизведение процесса функционирования педагогической системы во времени; стимулируют проявление актерского мастерства; способствуют улучшению вербального и визуального имиджа, развитию ассертивности и раскрытию харизматического потенциала специалиста.

При апробации игровых технологий в подготовке будущих специалистов необходимо учитывать этапы подготовки и организации выше перечисленных игр, которые включают в себя: вводный (подготовительный) этап, основной (организация конкретного вида игры) и заключительный (послеигровая дискуссия) [4].

Таким образом, имитационно-игровые технологии способствуют формированию проектировочных, прогностических умений будущего специалиста, развитию артистичности и реализации харизматического потенциала; умения вести конструктивные переговоры; овладению техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) в моделируемой профессиональной ситуации.

На семинарских, практических занятиях по дисциплинам: «Игровые методы обучения и воспитания», «Теория и технологии работы с одаренными детьми» из выше перечисленных видов имитационно-игровых технологий нами используются: имитационно-моделирующие игры, инновационные игры, рефлексивные, дидактические (учебные) деловые игры, ситуационно-ролевые игры. Принимая участие в семинарских (практических) занятиях с использованием имитационно-игровых технологий, студенты дополнительного образования проявляют большую заинтересованность содержанием занятия и принимают в нем активное участие, что стимулирует развитие креативности, критичности мышления; повышается мотивация к учебному процессу, что способствует формированию профессиональных качеств (умение говорить ясно, четко выразительно, умение быть

настойчивым, активным, толерантным, обладать навыками самоконтроля, стремления к самопознанию и саморазвитию). Студенты учатся использовать имитационно-игровые технологии в своей профессиональной деятельности, отрабатывая необходимые навыки в процессе обучения. Подобная форма работы со студентами повышает качество их работы как на занятиях, так и в их дальнейшей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - Москва : Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. -Санкт-Петербург : СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

3. Курьянов М.А. Активные методы обучения: метод.пособ. / М.А. Курьянов, ВС. Половцев. - Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с.

4. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Левина. -Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 315 с.

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения : метод.пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров / А.М. Смолкин. - Москва : Высш. школа, 1991.- 175 с.

6. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011 г.).- Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 57-61.

7. Шутенко В.А. Применение метода информационного ресурса в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // pedsovet.su /publ / 26-1-0-840.

Стовба Наталья Ивановна

кандидат психологических наук, доцент, и. о. начальника Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки

(г. Донецк, ДНР)

Чеботарева Алина Ивановна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Донецкой Академии внутренних дел МВД ДНР

(г. Донецк, ДНР)

УДК 159.955

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

DEVELOPMENT OF THE ABILITY TO UNDERSTAND NORMATIVE DOCUMENTS BY CIVIL SERVANTS

В статье рассматриваются вопросы осмысленного восприятия и понимания текста нормативных документов. Существенное значение для процесса осмысления текста нормативного документа имеет уровень развитие интеллектуальной рефлексии государственных служащих.

Ключевые слова: понимание, восприятие, текст, осознание текста, апперцепция.

The questions of intelligent perception and understanding of normative documents are examined in the article. Substantial value for the process of comprehension of normative document has a level development of intellectual reflection of civil servants.

Key words: understanding, perception, text comprehensiont.

Постановка проблемы. Одной из важных компетенций государственного служащего является умение работать с нормативными документами. Ведь успешность любого специалиста, и государственного служащего в том числе, сегодня тем выше, чем выше у него способность обрабатывать информацию, большинство из которой хранится в письменном виде, в форме текста. Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся условий, факторов, механизмов, критериев понимания текста вообще и текстов нормативных документов, в частности, не нашли однозначного решения и требуют дальнейшего и более глубокого изучения.

Изложение основного материала. Нормативные документы - это акты, в которых содержатся общие принципы, правила, характеристики, относящиеся к определенным видам деятельности либо к их результатам. Указанные акты доступны как специалистам в определённой области, так и широкому кругу пользователей (потребителей). Нормативные акты не имеют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.