Научная статья на тему 'Использование функционально-интегрированного подхода в процессе формирования лексического навыка (на примере УМК Lake Baikal Box: a Toolkit for Primary and Middle Grade Students)'

Использование функционально-интегрированного подхода в процессе формирования лексического навыка (на примере УМК Lake Baikal Box: a Toolkit for Primary and Middle Grade Students) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
520
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ ТАБЛИЦА / УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / LAKE BAIKAL BOX: A TOOLKIT FOR PRIMARY AND MIDDLE GRADE STUDENTS / TEACHING VOCABULARY / FUNCTIONAL-SEMANTIC TABLE / SKILL-BUILDING EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овчинникова Марина Федоровна, Ильюшкина Анастасия Юрьевна

В статье рассмотрен функционально-интегрированный подход в обучении иноязычной лексике. Авторы обобщают свой опыт работы над интегрированным формированием лексического навыка говорения, предвосхищающего чтение текстов в учебно-методическом комплекте Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students. В статье детально показана технология использования функционально-смысловых таблиц в обучении лексической стороне речи, которые рассматриваются как вербальные содержательные опоры, а также преимущества данной технологии (например, количество лексических единиц, усваиваемых за один урок). Разработанная система упражнений на английском языке по формированию лексического навыка, по мнению авторов, может заинтересовать практикующих учителей английского языка, методистов, руководителей педагогических практик и студентов языковых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Овчинникова Марина Федоровна, Ильюшкина Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL-INTEGRATED APPROACH IN TEACHING VOCABULARY EXEMPLIFIED BY MATERIAL FROM LAKE BAIKAL BOX KIT

The article gives a detailed description of teaching and learning stages in acquiring new vocabulary through functional-semantic tables. We have summarized our experience on the integrated formation of lexical skills, which anticipates reading articles and texts from Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students. The article shows a step-by-step technology of using functional-semantic tables through communicative tasks. The other advantages of the functional-integrated approach are enumerated as well (e.g.: the number of words acquired per a lesson). The article is likely to arouse interest of foreign language teachers and specialists in teaching languages.

Текст научной работы на тему «Использование функционально-интегрированного подхода в процессе формирования лексического навыка (на примере УМК Lake Baikal Box: a Toolkit for Primary and Middle Grade Students)»

УДК 37.016: 811.111 '373

doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-136-141

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА (НА ПРИМЕРЕ УМК LAKE BAIKAL BOX: A TOOLKIT FOR PRIMARY AND MIDDLE GRADE STUDENTS)

© Овчинникова Марина Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Института филологии и массовых коммуникаций, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: marina_f_ovchinnikova@mail.ru

© Ильюшкина Анастасия Юрьевна

старший преподаватель кафедры английского языка Института филологии и массовых коммуникаций, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: ya.anastacia03@yandex.ru

В статье рассмотрен функционально-интегрированный подход в обучении иноязычной лексике. Авторы обобщают свой опыт работы над интегрированным формированием лексического навыка говорения, предвосхищающего чтение текстов в учебно-методическом комплекте Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students. В статье детально показана технология использования функционально-смысловых таблиц в обучении лексической стороне речи, которые рассматриваются как вербальные содержательные опоры, а также преимущества данной технологии (например, количество лексических единиц, усваиваемых за один урок). Разработанная система упражнений на английском языке по формированию лексического навыка, по мнению авторов, может заинтересовать практикующих учителей английского языка, методистов, руководителей педагогических практик и студентов языковых вузов. Ключевые слова: функционально-смысловая таблица, упражнения для формирования лексического навыка, учебно-методический комплект, Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students.

В контексте системно-деятельностного подхода в результате обучения у учащихся основной и полной средней школы должна быть сформирована иноязычная коммуникативная компетенция, процесс формирования которой сопряжен с рядом трудностей как для учителя, так и для учащихся. Одной из таких трудностей является обучение лексической стороне речи. В статье мы попробуем продемонстрировать, как использовать функционально-интегрированный подход в процессе формирования лексического навыка, который рассматривается нами как способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей.

Как известно, этап формирования лексического навыка состоит из ряда подэтапов: от ознакомления с новыми лексическими единицами и их после-

довательной тренировки до уровня предложения и сверхфразового единства.

Для формирования лексического навыка на примере лексики из части 3 учебно-методического комплекта Lake Baikal Box: A Tool kit for Primary and Middle Grade Students мы предлагаем использовать функционально-смысловые таблицы, что соответствует принципу функциональности, лежащему в основе учебно-методических комплектов по иностранным языкам. В частности, принцип функциональности предполагает усвоение учащимися материала таким образом, как он функционирует в речевой деятельности. Основной особенностью работы с функционально-смысловыми таблицами (ФСТ) является то, что начиная с первого знакомства с лексическим материалом его усвоение происходит интегрированно, а именно в единстве всех компонентов лексического навыка при ведущей роли речевой задачи [1].

В сущности, являясь вербальной содержательной опорой высказывания, ФСТ представляет собой группы лексических единиц, специально организованных в учебных целях для обсуждения речевых задач по теме. В таблице 1 слева от английских эквивалентов даны более мелким шрифтом значения новых слов на родном языке. Для удобства лексические единицы, подлежащие усвоению, необходимо расположить лесенкой, чтобы в процессе решения речевой задачи у учащихся была возможность быстро находить нужное им слово и экономить время на уроке. Работа, организованная по ФСТ DO YOU KNOW FISH THAT LIVE IN BAIKAL?, позволяет учащимся усвоить более 40 лексических единиц за одно занятие. Необходимо отметить, что копия функционально-смысловой таблицы подготавливается и раздается каждому ученику индивидуально.

Таблица 1

DO YOU KNOW FISH THAT LIVE IN BAIKAL?

This is a/an... Омуль Baikal omull

Сиг whitefish2

горбыль umber3

осетр sturgeon4

сорога/плотва roach5

Лещ bream6

окунь perch7

щука pike8

налим burbot9

хариус graylinglO

сазан sazanll

карась silver carp12

таймень taimen13

бычок goby14

широколобка/бычок sculpin15bu llhead15

голомянка oil fish16

The _ is

found in...

The _ can

be found in.

It usually lives in ...

озеро Байкал

Lake Baikal

на

воды

поверхности

near the surface of the water 1

на/в глубине озера

the depths of the lake 1

в дельте Селенги

the delta of the Selenga4

в устье реки ИЛИ бухтах

the mouth of rivers4 OR bays4

в Баргузинском и Чивыркуйском за-

ливах

the Barguzin and Chivyrkuysky Gulfs2

в/на мелководье дельты Селенги

the Selenga delta shallows2

в реках, впадающих в озеро

в водоемах с пресной водой

мелких озерах/реках

в водоемах с пресной водой

в чистых горных реках

во всех водоемах Бурятии

в основных реках

на дне Байкала

в открытых водах озера

the rivers flowing into the lake10

basins with fresh water 3,11

shallow lakes/rivers12,6

fresh water basins8

pure mountain rivers13

all the basins of Buryatia 7_

main rivers9

at the bottom of Baikal14,15, 16

the open waters of the lake 16

Вслед за Е. И. Пассовым мы предполагаем следующие этапы работы с ФСТ:

• экспозиция к уроку, этапу урока. На данном этапе учитель формирует мотив к деятельности, создает дефицит информации и ситуацию на успех;

• восприятие/имитация нового лексического материала. Данный этап характеризуется восприятием новых слов учащимися и их имитацией вслух или шепотом. Важно, чтобы при выполнении упражнения/й на имитацию учащиеся одновременно выполняли речевые задачи. Например, выражение согласия/несогласия;

• стадия репродукции. На данной стадии формирования лексического навыка предполагается самостоятельное употребление учащимися новых слов. Для этого могут использоваться вопросы или синтагматические модели предложений из каждой горизонтали таблицы;

• стадия комбинирования может состоять из нескольких подэтапов. Это связано с тем, что в ходе формирования лексического навыка в части 3 учебно-методического комплекта Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students мы предлагаем три ФСТ (DO YOU KNOW FISH THAT LIVE IN BAIKAL?; DO YOU KNOW WHAT FISH LOOK LIKE?; ARE FISH

138

SMALL OR BIG?). В результате формирования лексического навыка по каждой из них учащиеся высказываются на уровне сверхфразового единства. На заключительной стадии формирования лексического навыка и в результате работы по всем трем ФСТ учащиеся представляют небольшие монологические высказывания (5-7 предложений), комбинируя лексические единицы из всех функционально-смысловых таблиц по теме, используя синтагматические модели, расположенные в начале каждой горизонтали [2].

В ходе экспозиции к уроку и восприятия нового материала мы рекомендуем использовать следующие упражнения:

- беседу, антиципирующую содержание всего урока: Do you like fishing? Have you ever gone fishing with your parents? What can you fish in Baikal?

Далее учитель предлагает прослушать и повторить названия рыб и мест их обитания.

За этим упражнением следует введение новой лексики в микроконтексте, который не всегда обязателен при использовании ФСТ.

• Listen to my story and get the idea what fish live in Baikal. The table DO YOU KNOW FISH THAT LIVE IN BAIKAL? will help you to learn the names of Baikal fish. Are there all the names of the fish?

Для лучшего запоминания графической формы новых лексических единиц мы предлагаем учащимся следующее упражнение: Restore the names of the fish from the jumbled letters:

kipe lgyaigrn

ybgo netiam

ebmur npulcsi

maerb ehtwisfih

lumo herpc

parc caroh

nzsaan roubbt

lioifhs oetsurng

На стадии репродукции обязательно предложить учащимся задания, которые позволят им высказываться на уровне одного предложения. На наш взгляд, эту работу следует проводить в учебном разговоре с учителем. Отвечая на вопросы, ученик работает с таблицей и зрительной наглядностью: Looking at the pictures, answer the questions like in the model: T.: What is this? PN.: This is an omul. T.: I think so, too.

Поскольку в ФСТ представлены названия 16 рыб, мы также рекомендуем проделать эту работу в парах.

Продуктом следующего упражнения являются также высказывания учащихся на уровне одного предложения. Это обусловлено наличием двух синтагматических моделей предложений в представленной ФСТ: • Listen to my statements and agree with me like in the model:

T.: The goby fish lives at the bottom of Baikal.

PN.: Yes, you are right. The goby fish lives at the bottom of Baikal.

Следующие упражнения выполняются на стадии комбинирования в виде игры и/или викторины и при наличии зрительной наглядности. Учитель дает пример, демонстрируя образец продукта в процессе говорения сначала на уровне двух предложений, а затем, согласно принципу нарастания сложности, на уровне четырех предложений.

• Can you guess the fish? Tell your classmate about the fish I show you in the picture. Use the table.

This is a_

It is found/ lives/ can be found in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• What do you know about Baikal fish? Tell your classmate/s about any fish you would like to speak about.

As you know, Baikal is rich in fish. One of them is the_

It is found/ lives/ can be found in

Those who live in Buryatia know it!

В качестве домашнего задания ученикам предлагается выполнить данное задание письменно и заполнить пропуски в последующем упражнении на содержательный и смысловой поиск:

• Read the information about Baikal fish and complete it with the words and word combinations from the table to describe the fish.

Look! This is a _ . It usually lives in the Barguzin and

Chivyrkuysky Gulfs and in the Selenga delta shallows.

Предполагаемое время работы с указанной ФСТ составляет 40-45 минут. В ходе работы над лексикой ФСТ используются лишь как опора для подготовки к высказыванию. Ожидается, что в дальнейшей работе учащиеся будут продуцировать собственные высказывания, не глядя в таблицу.

Таким образом, разработанная система упражнений отражает все стадии интегрированного формирования лексического навыка включает работу над звуковой и графической формой новой лексической единицы, ее вызовом из памяти, работу по сочетанию с другими лексическими единицами и грамматическими конструкциями при ведущей роли речевой задачи. Одним из преимуществ использования ФСТ является количество усваиваемых лексических единиц (более 40). Поэтому данная система упражнений может служить примером для разработки подобных ФСТ и сопровождающих их

упражнений ко всем разделам УМК Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students, а также для формирования лексического навыка по любой теме в программе для основной школы.

Литература

1. Коростелев В. С. Пути совершенствования процесса формирования лексических навыков говорения // Иностранные языки в школе. — 1986. — № 1. — С. 39-44.

2. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. — Ростов н/Д.; М.: Феникс ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. — 640 с.

3. Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students / N. Dagbae-va еt al. — Moscow: ILF Advertising Agency LLC. — 232 p.

THE FUNCTIONAL-INTEGRATED APPROACH IN TEACHING VOCABULARY EXEMPLIFIED BY MATERIAL FROM LAKE BAIKAL BOX KIT

Marina F. Ovchinnikova

PhD in Pedagogy, A/Professor

English Language Department, Institute of Philology and Mass Communication,

Buryat State University

6 Ranzhurova st., Ulan-Ude 670000, Russia

Anastasiya Yu. Ilyushkina

Senior Lecturer

English Language Department, Institute of Philology and Mass Communication, Buryat State University 6 Ranzhurova st., Ulan-Ude 670000, Russia

The article gives a detailed description of teaching and learning stages in acquiring new vocabulary through functional-semantic tables. We have summarized our experience on the integrated formation of lexical skills, which anticipates reading articles and texts from Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students. The article shows a step-by-step technology of using functional-semantic tables through communicative tasks. The other advantages of the functional-integrated approach are enumerated as well (e.g.: the number of words acquired per a lesson). The article is likely to arouse interest of foreign language teachers and specialists in teaching languages.

Keywords: teaching vocabulary, functional-semantic table, skill-building exercises, Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students.

References

1. Korostelev V. S. Puti sovershenstvovaniya protsessa formirovaniya leksi-cheskikh navykov govoreniya [The Ways of Improving the Process of Formation Lexical Speaking Skills]. Inostrannye yazyki v shkole — Foreign Languages at School. 1986. No. 1. Pp. 39-44.

2. Passov E. I. Kuzovleva N. E. Urok inostrannogo yazyka [A Foreign Language Lesson]. Rostov-on-Don; Moscow: Feniks GLOSSA-PRESS Publ., 2010. 640 p.

3. Dagbaeva N., Babikov V., Dylykova R., Narkhinova E. et al. Lake Baikal Box: A Toolkit for Primary and Middle Grade Students. Moscow: ILF Advertising Agency LLC. 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.