Научная статья на тему 'Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе'

Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1393
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОК / КРАЕВЕДЕНИЕ / МАЛАЯ РОДИНА / ЗАДАЧИ / LESSON / REGIONAL STUDIES / MOTHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Ольга Витальевна

Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В статье предлагается дидактический материал по краеведению Свердловской области, который можно использовать на уроках математики, русского языка, интегрированных уроках и во внеурочной деятельности. Разработанные материалы способствуют патриотическому, гражданскому воспитанию, приобщают учащихся к истории своего края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеева Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

ниегп

issn 2304-120X Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16125.htm.

научно-методический электронный журнал

ART 16125 УДК 372.48

Фадеева Ольга Витальевна,

учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 7», г. Заречный Свердловской области fadeeva.66@bk.ru

Использование элементов краеведения на уроках

и во внеурочной деятельности в начальной школе

Аннотация. Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В статье предлагается дидактический материал по краеведению Свердловской области, который можно использовать на уроках математики, русского языка, интегрированных уроках и во внеурочной деятельности. Разработанные материалы способствуют патриотическому, гражданскому воспитанию, приобщают учащихся к истории своего края. Ключевые слова: краеведение, урок, малая родина, задачи.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Любовь к Родине начинается с любви к родному городу, к тому месту, где ты родился и вырос. В настоящее время особенно актуальна задача воспитания образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Знания о своей малой родине позволяют сформировать у детей чувство патриотизма, чувство любви к своему краю, к своему народу. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован прежде всего на становление личностных характеристик выпускника. Выпускник начальной школы должен обладать определёнными качествами. Это ученик, «любящий свой народ, свой край и свою Родину, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» [1]. Стандарты второго поколения предъявляют и определённые предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. В частности, такая предметная образовательная область, как обществознание и естествознание (окружающий мир), должна отражать «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.), развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире» [2]. Отсюда вытекает и задача, лежащая перед педагогами школы: создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности. Работая над этой темой, я определила два направления деятельности. 1. Теоретическое (работа с информацией). 2. Практическое (экскурсии, посещение музеев, исследовательские работы, проекты, творческие отчёты, творческие домашние задания).

На уроках математики я использую различные задачи, позволяющие расширить кругозор о своём родном крае - Урале. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, носят воспитывающий характер, позволяют сделать учебный процесс более осознанным. Приведу примеры таких задач:

- Самая большая высота Кавказских гор 5642 м (г. Эльбрус). А самая большая высота Уральских гор - 1895 м (г. Народная). На сколько метров Уральские горы ниже Кавказских?

ниегп

issn 2304-120X Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16125.htm.

научно-методический электронный журнал

Решение: 5642 - 1895 = 3747(м)

Ответ: Уральские горы ниже Кавказских гор на 3747 м.

- Невьянский завод был основан Никитой Демидовым в 1702 г., на 21 год раньше основания города Екатеринбурга. В каком году был основан Екатеринбург? В каком веке?

Решение: 1702 + 21 = 1723 (г.)

Ответ: Екатеринбург был основан в 1723 г., в XVIII в.

- В XVIII в. на Урале было построено 123 чугуноплавильных и железоделательных завода, а медеплавильных на 70 меньше. Сколько всего заводов было построено на Урале в XVIII в.?

Решение:

1) 123 - 70 = 53 (з.) - медеплавильных.

2) 2)123 + 53 = 176 (з.) - всего.

Ответ: на Урале в XVIII в. было построено 176 заводов.

- 4/5 российского чугуна и железа производилось на Урале. Какая доля продукции производилась в других регионах России?

Решение: 5/5 - 4/5 = 1/5.

Ответ: в других регионах производилась 1/5 доля всей продукции.

- Сколько лет Екатеринбургу исполнится в этом году, если он основан в 1723 г.?

Решение: 2016 - 1723 = 293 (г.)

Ответ: в 2016 г. Екатеринбургу исполнится 293 года.

- Через реку Урал построили мост шириной 20 м и длиной 336 м. Тротуары заняли шестую часть моста. Чему равна площадь проезжей части?

Решение:

1) 20 х 336 = 6720 (м2) - площадь моста.

2) 6720 : 6 = 1120 (м2) - площадь проезжей части.

Ответ: площадь проезжей части 1120 м2.

- Численность населения в Заречном 1959 г. составила 8932 человека, а в 2014 г. 27 351 человек. На сколько человек увеличилось население города?

Решение: 27 351 - 8932 = 18 419 (чел.)

Ответ: численность населения увеличилась на 18 419 человек.

- Наибольшая глубина озера Байкал 1620 м, это на 1600 м больше максимальной глубины Белоярского водохранилища Свердловской области. Найди максимальную глубину Белоярского водохранилища.

Решение: 1620- 1600 = 20 (м)

Ответ: 20 м максимальная глубина Белоярского водохранилища.

- Город Екатеринбург основан в 1723 г., а город Заречный Свердловской области в 1955 г. На сколько лет Екатеринбург старше Заречного?

Решение:1955 - 1723 = 232 (г.)

Ответ: на 232 года Екатеринбург старше Заречного.

- На Среднем Урале зарегистрировано 228 регулярно встречающихся видов птиц, из которых 192 вида гнездятся, а остальные появляются на Урале во время пролётов. Сколько видов птиц появляются на Урале во время пролётов?

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16125.htm.

Решение: 228- 192 = 36 (в.)

Ответ: 36 видов птиц появляются на Урале во время пролётов.

- Ежемесячно каждый житель Заречного расходует примерно 5 м3 воды. Сколько воды израсходуют 30 тыс. жителей города за год?

Решение:30 х 5 х 365 = 54 750 (м3)

Ответ: 54 750 м3 воды израсходуют 30 тыс. жителей города за год.

- В Красную книгу Среднего Урала занесено: 7 видов млекопитающих,19 видов птиц, 9 видов рептилий и амфибий, 1 вид рыб, 35 видов членистоногих. Сколько всего видов животных занесено в Красную книгу Среднего Урала?

Решение: 7 + 19 + 9 + 1 + 35 = 71 (в.)

Ответ: 71 вид животных занесен в Красную книгу Среднего Урала.

- Рейсовый автобус по маршруту Заречный - Екатеринбург выехал из Заречного в 9 час 10 мин и был в пути 1 час 20 мин. Узнай время прибытия автобуса в Екатеринбург.

Решение: 9 час 50 мин + 1 час 20 мин = 11 час 10 мин.

Ответ: автобус приедет в Екатеринбург в 11 час 10 мин.

- Мощность первого энергоблока Белоярской атомной станции составляла 100 мегаватт, а второго 200 мегаватт. Во сколько раз увеличилась мощность второго энергоблока?

Решение: 200 : 100 = 2 (р.)

Ответ: в 2 раза увеличилась мощность второго энергоблока.

- Пуск первого энергоблока Белоярской атомной станции состоялся в 1964 г. Пуск четвёртого энергоблока - в 2016 г. Сколько лет работает Белоярская атомная станция?

Решение: 2016 - 1964 = 52( г.)

Ответ: 52 года работает Белоярская атомная станция.

- Ширина Белоярского водохранилища 1 км 500 м. Вырази эту величину в других единицах измерения.

- К концу 1957 г. на строительстве Белоярской атомной электростанции насчитывалось 2406 человек. Из них 753 человека приехали из Житомирской, Днепропетровской и Полтавской областей, 1259 - из Свердловской области, а остальные - ленинградцы. Сколько ленинградцев приехало по комсомольским путевкам на строительство БАЭС?

Решение: 2406 - 753 - 1259 = 394 (чел.)

Ответ: на строительство БАЭС приехало 394 ленинградца.

- Площадь города 1674 га, застроенная городская территория - 605 га. Какую площадь ещё предстоит застраивать?

Решение: 1674 - 605 = 1069 (га)

Ответ: предстоит застроить площадь в 1069 га.

Материал по краеведению можно использовать и на уроках русского языка. Так, при написании диктанта в 4-м классе я использовала следующий текст:

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16125.htm.

На берегах реки Пышмы веками рос лес. Здесь было много зверья, дичи. Встречались лосиные стойбища. В эти вековые сосновые боры в семнадцатом веке пришли люди из Пскова, Новгорода и с реки Мезени. Они уходили от крепостного права. Именно они и основали наши деревни: Мезенку, Боярку, Гагарку, Курманку. Сейчас это окрестности города Заречный. В двадцатом веке на этих землях создаётся рудник Шеелит. Рядом с месторождением житель Рябов построил мельницу. Позднее на этой территории была построена Белоярская атомная станция - главное предприятие нашего города.

Работа с текстом

Какой заголовок точнее отражает тему текста?

1) Вековые леса

2) У истоков города Заречный

3) Белоярская атомная станция Орфографическое задание:

1) В третьем предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, над каждым словом написать часть речи.

2) Разобрать по составу слова: крепостного, сосновые.

3) Выписать из текста сложные слова, разобрать их по составу.

4) Выполнить фонетический разбор слова зверья.

5) Определить падежи в словах первого предложения.

6) Отметить галочкой предложения с однородными членами предложения.

7) Разобрать слово построил как часть речи.

На уроке литературного чтения я использовала стихотворение поэтессы г. Заречный Людмилы Гуревич [3]:

О Заречном

Выходит, здесь причал мой вечный, И путь привёл к тебе не зря, Любимый город наш Заречный, Мой талисман, моя заря. Спешу по улицам рассветным, Где каждый камешек знаком. Я рада огонькам приветным, Тепло их дарит каждый дом. Давно живём семьей одною, Коллеги, верные друзья. И с ними здесь, того не скрою, Сплелась навек судьба моя. В полвека - молодой, зеленый, Форпост надежный для БАЭС, Первопроходец закаленный, Творящий чудо без чудес. Заречный, счастлив будь и стоек, И мне простят высокий слог -В стране реформ и перестроек Надежды нашей уголок.

Задание:

1. О каком городе идёт речь в стихотворении?

2. Что отличает наш город, найдите эти строки. (Молодой, зелёный.)

3. Какие слова непонятны, требуют уточнения? (Форпост, реформ.)

ISSN 2304-120X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16125.htm.

4. С каким настроением написано это стихотворение? (С радостным, жизнеутверждающим, оптимистичным.)

5. Какие выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) использует автор?

6. Определите главную мысль этого стихотворения. (Гордость за свой город, за его жителей-тружеников.)

Одним из важных направлений моей деятельности является руководство исследовательскими работами учащихся. Одна из моих учениц 4-го класса выбрала тему исследования «Город Заречный в вопросах и ответах». Под моим руководством она составила сборник занимательных заданий по истории города Заречный Свердловской области. Проведя анкетирование, она как проблему обозначила следующее: учащиеся начальных классов мало знают о своём родном городе, о своей малой родине. Так как градообразующее предприятие в нашем городе - это Белоярская атомная станция, то одним из блоков её работы были вопросы по истории БАЭС.

Задания по истории БАЭС

В каком году принято решение правительства о строительстве АЭС?

1. 1950 г

2. 1957 г

3. 1967 г

Как первоначально назывался поселок?

1. Хризолитово

2. Лесной

3. Изумруд

Кто из учёных-физиков принимал участие в проектировании АЭС?

1. Игорь Курчатов

2. Пётр Капица

3. Лев Ландау

В каком году был пущен первый энергоблок?

1. 1961 г.

2. 1965 г.

3. 1964 г.

Ребус

Элементарная частица, компонент атомного ядра [4].

НЕЙ Ответ: нейтрон.

Задания по географии городского округа Заречный

В каком году Заречный приобрёл статус города?

1. 1991 г

2. 1992 г.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16125.htm.

3. 1993 г.

На какой реке расположен город?

1. Исеть

2. Тура

3. Пышма

Ребус

Название населённого пункта.

[6] чный

Ответ: Заречный.

Какой населённый пункт не входит в Городской округ Заречный?

1. Село Мезенское

2. Деревни Гагарка, Боярка и Курманка

3. Посёлок Белоярский

Реши задачу:

Сколько лет селу Мезенское, если в 2012 г. ему исполнилось 400 лет? Ребус

На какой реке расположен Заречный?

*

пыш

[7]

Найди герб Заречного.

Среди гербов Нижнего Тагила, Верхотурья, Камышлова, Полевского найди герб Заречного.

Ответ: третий.

Задания по теме «Достопримечательности Заречного»

1. Во имя какого святого построен деревянный храм со звонницей в духе деревянного зодчества?

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16125.htm.

Ответ: святой Николай Угодник.

Важнейшим компонентом при формировании у учащихся исследовательской культуры является умение ставить проблемные вопросы. Для формирования этого умения я использую универсальный прием ТРКМ (технология развивающего критического мышления). Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Таблица вопросов

Вопросительные слова Основные понятия темы

Когда? Родной город

Что? История развития БАЭС

Где? Географическое положение

Почему? Растительный и животный мир

Сколько? Минералы

Кто? Достопримечательности города

Какой? Известные люди

Зачем? Символика города

Применение элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности даёт возможность интегрировать различные области знаний, способствует духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию учащихся, повышает мотивацию к учению.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

2. Там же.

3. Дверь в чарующий мир отвори / сост. Ф. Р. Шмакова. - Екатеринбург: Гощицкий, 2009. - 184 с.

4. http://search.skydns.ru/search/images/?query=%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD&r=1

5. http://olvika.com/kartinki/110-Kartinki_zaytsev.html

6. http://search.skydns.ru/search/images/?query=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1 %8В&Г=1

7. https://yandex.ш/images/search?p=7&text=мак&img_url=http%3A%2F%2Fwww.beautyflapper.com0/o2Fwp-c

8. http://search.skydns.ru/search/images/?query=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D0%BD%D 0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0 %ВВ<^0%В0&Г=1

9. https://yandex.ru/images/search?text=герб верхотурьякартинки&img_url=http%3A%2F%2Fmypresen-tation

10.https://yandex.ru/images/search?text=герб камышловакартинки&img_url=http%3A%2F%2Fergaze-ta.ru%2

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Фадеева О. В. Использование элементов краеведения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16125.htm.

герб

го-

11.https://yandex.ru/images/search?text=полевской рода&img_url=hüp%3A%2F%2Fns.somb.ш%2FjirЫ

12.http://search.skydns.ru/search/images/?query=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B3%D0%B E%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D 0%BE%D0%B3%D0%BE&r=1

13.https://yandex.ru/images/search?text= храм николая угодника заречный &img_url=http%3A%2F%2Fwww.brodyaga

Olga Fadeeva,

Primary school teacher, School № 7, Zarechny fadeeva.66@bk.ru

The usage of regional studies materials in the curricular and extracurricular activities at primary school Abstract. The paper is addressed for primary school teachers using New Federal State Educational Standard. It contains didactic materials on Natural History of the Sverdlovsk region. The materials can be used at the lessons of Mathematica, Russian language, integrated lessons and extracurricular activities. They contribute to the development of patriotic and civil upbringing of children, history of the native region. Key words: Regional Studies, lesson, Motherland. References

1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

(2010). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija, M-vo

obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Prosveshhenie, Moscow, 31 p. (in Russian).

Ibid.

Shmakova, F. R. (ed.) (2009). Dver' v charujushhij mir otvori, Goshhickij, Ekaterinburg, 184 p. (in Russian).

http://search.skydns.ru/search/images/?query=%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD&r=1 (in Russian). http://olvika.com/kartinki/110-Kartinki_zaytsev.html (in Russian).

http://search.skydns.ru/search/images/?query=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1 %8B&r=1 (in Russian). https://yandex.m/images/search?p=7&text=мак&img_url=http%3A%2F%2Fwww.beautyflap-per.com%2Fwp-c (in Russian). http://search.skydns.ru/search/im-

ages/?query=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0% B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0&r=1 (in Russian). https://yandex.ru/images/search?text=герб верхотурьякартинки&img_url=http%3A%2F%2Fmypresen-tation (in Russian).

https://yandex.ru/images/search?text=герб камышловакартинки&img_url=http%3A%2F%2Fergaze-ta.ru%2 (in Russian).

https://yandex.ru/images/search?text=полевской герб го-

рода&img_url=http%3A%2F%2Fns.somb.ru%2Fjirbi (in Russian). http://search.skydns.ru/search/im-

ages/?query=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4% D0%B0+%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE&r=1 (in Russian).

https://yandex.ru/images/search?text= храм николая угодника заречный

&img_url=http%3A%2F%2Fwww.brodyaga (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 22.04.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.04.16

Принята к публикации Accepted for publication 24.04.16 Опубликована Published 30.06.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Фадеева О. В., 2016

977230412016606

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.