Научная статья на тему 'Использование элементов игровой технологии в довузовской ориентации учащихся на учительскую профессию (из опыта работы)'

Использование элементов игровой технологии в довузовской ориентации учащихся на учительскую профессию (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов игровой технологии в довузовской ориентации учащихся на учительскую профессию (из опыта работы)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

U.C. Сафина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОВУЗОВСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УЧИТЕЛЬСКУЮ ПРОФЕССИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Томский государственный педагогический университет

В условиях современного образовательного процесса, главной целью которого является воспитание, обучение и развитие человека как свободной сознательной и творческой личности, формирование у него готовности к деятельности - учебной, трудовой, творческой - большое значение приобретает довузовская профессиональная подготовка. Одной из форм допрофессиональной подготовки будущего учителя является педагогический класс, который решает ряд важнейших задач. Кратко перечислим наиболее важные из них.

1. Задача профессиональной ориентации, формирования интереса к педагогической профессии.

2. Развитие необходимых для будущих педагогов навыков: учебной и игровой деятельности, организаторских, владения грамотной речью, коммуникативных и т.д.

3. Задача формирования положительной мотивации, связанной с сознательностью выбора будущей профессии, а также с необходимостью в целенаправленном самообразовании и самовоспитании учащихся педклассов.

4. Создание условий для формирования творческих способностей личности будущего педагога и его активной жизненной позиции.

Практика показала, что успешная реализация задач, решаемых в педагогическом классе, оказывает благотворное влияние на становление личности будущего педагога, на его успешность в качестве студента педагогического вуза, который лучше адаптирован к условиям высшего учебного заведения, более активен в учебной и общественной деятельности, более уверен во время прохождения педагогической практики. Иными словами, студенты - выпускники педклассов - составляют лучшую часть студенчества ТГПУ. Большая заслуга в этом принадлежит кафедре педагогики и ее руководителям - В.И. Ревякиной и Т.Н. Костюковой, которые 10 лет назад, при поддержке областного управления образования и руководства ТГПИ организовали сеть педагогических классов в Томской области, взяли на себя ответственность за обучение педагогических кадров, руководителей педклассов, за

проведение областных олимпиад учащихся педклассов и за оснащение педагогических классов учебными программами.

Программы, по которым работают руководители педклассов, координируются кафедрой педагогики и вследствие этого имеют единые методологические подходы, требования, ставят схожие задачи, хотя по содержанию большинство из них - авторские, имеющие свой почерк.

Так, одним из ключевых направлений Нелюбин-ского педкласса (руководитель С.Ф. Вершинина) является подготовка и типографское издание на школьной базе газеты «Жизнь школы», которое помогает развитию качеств, необходимых будущему педагогу.

Руководитель педкласса Шегарской средней школы Петр Антонович Лисеев создает условия для развития творческих способностей, формирования организаторских и коммуникативных навыков учащихся посредством приобщения их к миру искусства. Будущие педагоги постигают не только основы педагогической профессии, но и учатся проводить экскурсии, анализировать произведения известных писателей и художников.

Своеобразным стилем отличается педагогический класс Светлинской средней школы (руководители А.Н. Сабанцев и Г.А. Колдина), где большое значение придается педагогической психологии: психологии общения, творчества, интеллекта.

Таких примеров можно привести множество, однако более подробно остановимся на опыте работы педагогического класса Дворца творчества юных г. Томска. На протяжении почти 10-летнего существования этого творческого объединения велся поиск наиболее эффективных методов и форм, обеспечивающих качество знаний, умений и навыков выпускников педагогического класса. Исходя из условий работы ДТЮ, его специфики, наиболее успешно коллективу педкласса удавалась организация игровой деятельности, в которую учащиеся вовлекались в дни школьных каникул и во время прохождения педагогической практики на базе летнего лагеря ДТЮ. За эти годы учащимися

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА

педкласса было создано множество интересных познавательных игровых программ, которые пользовались большой популярностью у школьников города, посещающих дворец. Кроме того, неотъемлемой чертой учебных занятий в педклассе стало использование игровых форм и игровых методов обучения, которые способствовали реализации целей и задач обучения по нескольким направлениям:

По линии развития - развивается память, внима:-ние, речь, мышление, фантазия, воображение, творческие способности, умения находить верные решения, анализировать, делать выводы и т.д.

По линии воспитания - формируются такие черты, как самостоятельность, эмпатия, коллективизм, сотрудничество, воля, общительность, складываются устойчивые мировоззрения, нравственные позиции личности.

Решаются также дидактические задачи; у учащихся формируются определенные умения и навыки, в том числе трудовые; расширяется сфера познавательной деятельности и общего кругозора учащихся, возрастает познавательная активность. В процессе игровой деятельности учащиеся приобщаются к нормам и ценностям общества, быстрее адаптируются к новым условиям (работать приходилось на разных площадках: в классе, в зале, на спортивной площадке, в условиях большого количества людей и т. д.), научаются регулировать собственное поведение не только во Дворце творчества, но и дома, в школе, на улице. Формы игровой деятельности, используемые в работе с педклассом, - самые разнообразные. Это развивающие и познавательные игры, деловые игры, психологические игровые тренинги, символические игры и т.д., которые применяются на разных этапах учебных занятий, при этом часто возникает проблемная ситуация, усиливающая активную самостоятельную деятельность учащихся.

Наибольшей эффективности дидактические игры достигают на стадии обобщения темы или ее закрепления. В качестве примера приведем технологию дидактической игры «педагогическое лото».

- Цель игры: закрепление знаний учащихся по теме «Великие педагоги прошлого и настоящего».

- Игровой материал:

1. Набор карточек, каждая из которых имеет определенный номер и краткие характеристики подсказки о педагоге.

, 2. Фишки из картона с указанием количества баллов (20, 15, 10 и 5).

- Правила игры: играть можно индивидуально или по командам. Учащиеся выбирают номер карточки, и ведущий зачитывает краткие характеристики о педагоге. Таких подсказок 6 в каждой коробке. Каждая из них имеет «цену» 5 баллов. Чем больше подсказок возьмет игрок, тем меньше бал-

лов остается. Играющим дается задание - назвать фамилию педагога с минимальным количеством подсказок и дополнить содержание карточки устной информациёй. Правила запрещают бездумно гадать, выкрикивать версии. В случае неправильного ответа команда не получает фишки с баллами. Побеждает команда или игрок, набравший наибольшее количество баллов. Игра заканчивается коллективным обсуждением.

Опишем содержание нескольких карточек игры.

Карточка № 1: Жан-Жак Руссо. - .»

1. Этот педагог прошлого в детстве не получил систематического образования, восполнив его чтением.

2. Его педагогические взгляды проникнуты гуманизмом и демократизмом.

3. Он один из тех, кто участвовал в создании знаменитой энциклопедии Дидро.

4. Он был общественным деятелем, философом, писателем, поэтом, композитором, драматургом, педагогом.

5. Написал роман-трактат «Эмиль, или о: воспитании».

6. Осуждал привилегии дворянства, деспотическую власть и требовал уравнения собственности.

Карточка № 2. Игорь Петрович Иванов.

1. Этот отечественный педагог является продолжателем педагогической теории A.C. Макаренко.

2. Одна из его книг в свое время была настолько популярна, что первоначально просто перепеча-тывалась и переписывалась от руки.

3. Его методика родилась в недрах пионерский организации и быстро распространилась по всему Советскому Союзу.

4. Он является создателем Фрунзенской коммуны в Ленинграде, о которой много писал писатель и публицист С. Соловейчик.

5. Он автор методики коллективных творческих дел.

6. На основе этой методики работают многие творческие коллективы, в том числе Дворец твор-чёства юных.

Количество карточек может быть любое, но опыт показал, что для одной игры достаточно 8-10 карточек. Эта игра была показана на одном из семинаров руководителей педклассов, и многие из них взяли эту методику в свой педагогический багаж, используя ее на своих занятиях.

В заключение необходимо отметить, что использование элементов игровых технологий всегда дает положительные результаты как в развитии так и в создании неповторимой творческой доброжелательной атмосферы. С этим настроем приходят в университет выпускники педклассов, имея за плечами небольшой, но интересный опыт педагогической деятельности. '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.