Научная статья на тему 'Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки'

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14254
1090
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акользина Е. А.

Описаны достоинства и недостатки использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В статье приведено определение термина электронные образовательные ресурсы. К достоинствам электронных образовательных ресурсов относят мультимедийное представление информации, моделирование процессов, удобство поиска информации, интерактивность, сетевое распространение, открытость для введения новых записей. К недостаткам относят перенасыщение учебного процесса, возникновение проблемы информационной безопасности личности, возникновение дополнительной когнитивной нагрузки, отклонения пользователя от образовательной траектории. С использованием электронных образовательных ресурсов связаны и проблемы закупки современной техники, структурирования информации, авторского права, подготовки кадров, способных вести обучение с электронными ресурсами. В статье делается вывод, что электронные образовательные ресурсы благоприятствуют развитию информационных компетенций, способствуют формированию конкурентоспособной личности на рынке труда. Электронные образовательные ресурсы повышают значимость самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения поможет сформировать целостную образовательную траекторию, а, следовательно, достичь желаемого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки»

DETECTION OF MINIMUM CONTRAST OBJECTS ON DIGITAL IMAGES

A.N. Chetvertakov

This paper shows the possibility of automatic detection of objects on digital images by using the function relationship of principal minors of S-matrix image. Is necessary determined the time of appearance of the object in the image in solving many practical problems of technical eye. In this paper we consider the case of technical problems in the case of minimum contrast of the object relative to the background. The canonical form of the function of effectiveness was used as an algorithm for distinguishing ob-

jects. The video signal throughout the image is proportional to the contrast of the object relative to the background. Example detection rectangle was considered against the background of low contrast. To do so was considered S-matrix (matrix diffusion) for the rectangle. The article presented plot of the ratio of the principal minors of the object, as well as a comparative graph of the rectangle at different contrast. The article concludes that the diagonal form S-matrix of the image without the constant component of the possible detection of objects minimum contrast of the image.

Key words: the function of efficiency, the effectiveness of the canonical form of the function, S-matrix of the image, the relationship of principal minors.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 371.64/.69

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ

Е.А. Акользина

Описаны достоинства и недостатки использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В статье приведено определение термина электронные образовательные ресурсы. К достоинствам электронных образовательных ресурсов относят мультимедийное представление информации, моделирование процессов, удобство поиска информации, интерактивность, сетевое распространение, открытость для введения новых записей. К недостаткам относят перенасыщение учебного процесса, возникновение проблемы информационной безопасности личности, возникновение дополнительной когнитивной нагрузки, отклонения пользователя от образовательной траектории. С использованием электронных образовательных ресурсов связаны и проблемы закупки современной техники, структурирования информации, авторского права, подготовки кадров, способных вести обучение с электронными ресурсами. В статье делается вывод, что электронные образовательные ресурсы благоприятствуют развитию информационных компетенций, способствуют формированию конкурентоспособной личности на рынке труда. Электронные образовательные ресурсы повышают значимость самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Комплексное использование традиционных и электронных средств обучения поможет сформировать целостную образовательную траекторию, а, следовательно, достичь желаемого результата.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационная культура, информационное общество.

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования предполагает активное использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Такое нововведение является закономерным, так как соответствует основным тенденциям развития общества. Современное общество нуждается в специалистах с высоким уровнем информационной культуры. Информационная культура [1] выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Учитывая специфику исследования, выделим формирования информационной культуры как

главное достоинство использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Согласно ГОСТ Р 53620 - 2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» электронный образовательный ресурс - это образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В работе О.В. Насс, электронные образовательные ресурсы трактуются как «компьютерные средства, которые могут быть спроектированы и использованы педагогами для достижения целей обучения» [2].

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

Полагаясь на инновационные критерии оценки эффективности, можно сформулировать ряд преимуществ использования ЭОР:

1) мультимедийное предъявление информации дает больше возможностей для эффективного усвоения материала. Во-первых, психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств. Мультимедиа-средства предполагают комбинированное воздействие на органы чувств человека одновременно. Во-вторых, разнообразное представление информации дает возможность усваивать представленный материал самостоятельно, что, в свою очередь, способствует активизации познавательной деятельности и формированию инновационного мышления;

2) возможность моделирования различных процессов, заменяющих использование специального оборудования и реактивов;

3) интерактивность;

4) возможность сетевого распространения;

5) удобство поиска информации;

6) открытость для внесения новых данных;

7) компактность хранения данных.

Анализируя работы специалистов, выделим ряд существенных недостатков использования электронных ресурсов:

1) возможность информационного перенасыщения учебного процесса;

2) по-мнению Ф.Л. Ратнера, технологи-зация учебного процесса способствует формированию излишнего индивидуализма, а следовательно, разрушению целостности личности. Постоянная работа в интернете способствует возникновению проблемы информационной безопасности личности;

3) проблема закупки современной техники, соответствующая требованиям новейших ЭОР;

4) проблема оптимизации стоимости ЭОР;

5) возникновение дополнительной когнитивной нагрузки. Под когнитивной нагрузкой понимают количество мыслительной памяти, необходимой пользователю для достижения цели. По мнению И.Г. Захаровой, работа с взаимосвязанными web-страницами предполагает выполнение параллельного ряда действий: во-первых, учащемуся приходится усваивать прочитанный материал; во-вторых,

держать в памяти логическую цепочку суждений при переходе от одной гиперссылки к другой. В результате этого происходит расширение контекста решаемой задачи [3];

6) основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что когнитивная нагрузка возникает в результате неверного структурирования информации. Обилие гиперссылок в неверных местах влечет неблагоприятные последствия, в результате которых пользователь может отклониться от образовательной траектории. Таким образом, возникает следующая проблема использования ЭОР: структурирование информации с позиций эргономики;

7) проблема подготовки кадров, способных вести обучение с использованием ЭОР (Л.П. Мартиросян, А.В. Осин, Ю.А. Прозорова, И. В. Роберт);

8) проблема авторского права;

9) проблема разработки теоретических навыков в информационной среде при реализации психолого-педагогических целей обучения.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: в связи со становлением информационного общества электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью учебного процесса. Благоприятствуя развитию информационных компетенций, способствуют формированию конкурентоспособной личности на рынке труда. Имея дополнительные инновационные качества перед традиционными средствами обучения, повышают значимость самостоятельной образовательной деятельности учащихся; имеют относительную доступность использования и внесения корректировок; стимулируют творческую активность преподавательского состава. Несмотря на исчерпывающую аргументацию достоинств данного средства обучения не стоит забывать, во-первых, о возможном перенасыщении учебного процесса, способствующем «понижению восприятия и усвоения учебного материала» (Фунг Куок Вьет); во-вторых, о свободном распространении материала в сети Интернет, имеющем сомнительное качество. Таким образом, комплексное использование традиционных и электронных средств обучения поможет сформировать целостную образовательную траекторию, а, следовательно, достичь желаемого результата.

Литература

1. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н.И Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. М., 2002.

2. Насс О.В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. М.: Изд-во МПГУ, 2010.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 127-134.

References

1. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti v bibliotekakh i obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: uchebno-metodicheskoe posobie / N.I Gendina, N.I. Kolkova, I.L. Skipor, G.A. Starodubova. M., 2002.

2. Nass O.V. Formirovanie kompetentnosti pedago-gov v proektirovanii elektronnykh obrazova-tel'nykh resursov v kontekste obnovleniya obsh-chego srednego i vysshego obrazovaniya: mono-grafiya. M.: Izd-vo MPGU, 2010.

3. Zakharova I.G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh.

ped. ucheb, zavedeniy. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2003. S. 127-134.

USING E-LEARNING RESOURCES

IN THE LEARNING PROCESS: ADVANTAGES, DISADVANTAGES

E.A. Akolzina

Were described advantages and disadvantages of using e-leaming resources in the learning process. The article gives a definition of e-learning resources. The advantages of e-learning resources include a multimedia presentation of information, process modeling, ease of finding information, interactivity, digital distribution, openness to the introduction of new entries. The disadvantages include a glut of the educational process, the emergence of the problem of information security of the individual, the occurrence of additional cognitive load, deflection member of the educational trajectory. With the use of e-learning resources were related procurement problems of modern technology, information structuring, copyright, training, able to teach with electronic resources. The paper concludes that e-learning resources favor the development of information skills, contribute to the formation of competitive abilities of the individual in the labor market. E-learning resources well increase the importance of self-educational activity of students. Integrated use of traditional and e-learning will help formulate a comprehensive educational trajectory, and thus achieve the desired result.

Key words: electronic educational resources, information culture, information society.

УДК 004.2

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Н.М. Виштак

В настоящее время в вузовском учебном процессе активно используются электронно-образовательные ресурсы, которые становятся квази-субъектом современной педагогической системы. Важным аспектом их применения является определение их педагогической эффективности, а также определения их соответствия управленческим, методическим, организационным, технологическим требованиям. Описаны виды комплексных мероприятий по экспериментальной проверке электронных образовательных ресурсов. Цель экспериментальной проверки эффективности разработки и использования электронных образовательных ресурсов заключается в подтверждении педагогической целесообразности и результативности учебной деятельности обучаемых при их использовании. В статье рассматриваются методы наблюдения за процессом обучения, анкетирования, собеседования с преподавателями и студентами, педагогический эксперимент. В статье указывается роль экспертов, приведен список характеристик электронного образовательного ресурса, подлежащих оцениванию. В статье делается вывод, что используя методы педагогического исследования возможно определение эффективности использованного вида электронно-образовательного ресурса.

Ключевые слова: электронно-образовательные ресурсы, дополнительное образование, наблюдение, анкетирование, экспериментальная проверка эффективности использования, характеристики электронно-образовательных ресурсов.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях всеобъемлющей информатизации, предполагает разработку и ис-

пользование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые способны обеспечить реализацию новых форм и методов обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.