Научная статья на тему 'Использование электронных научных библиотек в современном образовательном процессе в вузах'

Использование электронных научных библиотек в современном образовательном процессе в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1903
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ / E-LIBRARY / SCOPUS / WEB OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушкин Денис Вячеславович, Марголис Наталья Юрьевна, Симонов Алексей Леонидович, Фоменков Артём Александрович

Статья посвящена инновациям в сфере высшего образования в России. Авторы рассмотрели проблемы, связанные с использованием электронных ресурсов, научно-исследовательских библиотек в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леушкин Денис Вячеславович, Марголис Наталья Юрьевна, Симонов Алексей Леонидович, Фоменков Артём Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронных научных библиотек в современном образовательном процессе в вузах»

III

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 378

1 л 1 1

Д.В. Леушкин , Н.Ю. Марголис , А.Л. Симонов , А.А. Фоменков ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗАХ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. НИ. ЛОБАЧЕВСКОГО1 ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ2

Статья посвящена инновациям в сфере высшего образования в России. Авторы рассмотрели проблемы, связанные с использованием электронных ресурсов, научно-исследовательских библиотек в образовательном процессе.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, инновации, электронные библиотеки, e-library, Scopus, Web of science.

Едва ли не общепризнанным в отечественной педагогике стало представление, согласно которому основой новой образовательной парадигмы в XXI в. должны стать представления, которые позволят осуществлять прогнозирование проблемы и направления будущего развития неклассической науки - рост междисциплинарных исследований и проектов, совмещение антропоцентрической феноменологической ориентации при анализе проблем развития личности и создание конструктивных проективных образовательных технологий, которые выступают в качестве факторов устойчивого развития ноосферы [1, с. 188], тем более что именно знания всегда являлись ключевым фактором экономического роста и постоянного повышения уровня жизни [2, с. 29.]. Иначе говоря, постулат о том, что «Stentia poten-tia est» не снят с повестки дня.

Неслучайно в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» отмечено, что «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений [3, с. 41].

Итак, новая отечественная образовательная парадигма высшего профессионального образования вне всяких сомнений является антропоцентричной, т. е. человекоориентированной по своему содержанию, базируется на фундаментализации высшего профессионального образования, объединении гуманитарного, естественнонаучного и технического знания, соединенного с мультимедийными технологиями для достижения нового качества образованности личности и, как следствие, более высоких требований к интеллектуальным параметрам работника в рамках человеко-ориентированной образовательной парадигмы.

По нашему мнению, в полной мере современным образовательным тенденциям соответствует такое понятие, как «компетентность». Как известно, под таковой следует понимать

меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», компетенция включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [4, с. 10]. Логично, что при таком подходе развитие системы образования не может не предусматривать индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения [5, с. 1], а точнее на их гармоничное взаимодополнение.

Одним из проявлений нового подхода к учебному процессу является система проектов. Сущность проектного обучения определяется тем, что образовательный процесс во многом инициируется и определяется самим обучающимся. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, который предусматривает, с одной стороны, необходимость использования разнообразных средств обучения и методов, а с другой - интегрирование знаний, умений и навыков из разных областей науки, техники, творческих областей. В этой связи мы придерживаемся мнения, согласно которому наиболее эффективным данный метод будет в том случае, когда предлагаемая задача будет носить междисциплинарный характер [6, с. 266]. Сама организация образовательной среды определяется намерениями и действиями обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его способностями и возможностями, но главное - тем замыслом, проектом, который он формулирует и стремится реализовать. В рамках данного обучения главной ценностью становится всестороннее развитие личности и овладение каждым из обучающихся способами приобретения существующих и порождения новых знаний, из объекта обучающих и воспитательных воздействий он становится полноценным субъектом собственной познавательной и будущей профессиональной и социокультурной деятельности.

Отметим также, что особо важное значение в процессе фундаментализации на современном этапе развития образования играет его информатизация, которая создает возможность быстрой переработки информации и создания на ее основе новой качественной информации. Это, в свою очередь, служит основой для повышения качества интеллектуальной деятельности [7, с. 91]. Исследователями отмечается, что «сложность использования перспективных информационных инфраструктур и технологий, их постоянное развитие и их влияние на все стороны нашей жизни обусловливает необходимость постоянного обучения людей, создания принципиально новой системы образования. Человек с устаревшим образованием может быть сколь угодно умным, но он не будет конкурентоспособным и не сможет приносить пользу...» [8, с. 196.].

Большим подспорьем в деле осуществления студенческих проектов, а также написании студентами рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ являются электронные научные библиотеки (они относятся к важной составной части электронной информации [9, с. 54], играющей огромную роль в жизни современного социума). В первую очередь, следует упомянуть www.elibrary.ru, до недавнего времени являвшийся электронным порталом библиотеки РАН и сохранившийся по сей день в качестве основного отечественного научного электронного ресурса. Наличествуют и иностранные ресурсы подобного рода - прежде всего системы Scopus и Web of Science (неслучайно, что в настоящее время часто и справедливо говорится о «мировом информационном пространстве» [10, с. 408]). Именно такие системы привели к серьезным изменениям в мировом информационном пространстве [11, с. 51] - в первую очередь, с той его составляющей, что имеет непосредственное отношение к науке и высшему профессиональному образованию. Научные библиотеки в этих реалиях выступают своего рода посредниками для учёных в области подбора научной информации и занимаются научно-информационной деятельностью, а также позволяют содействовать в определении эффективности проводимых учёными исследований (в данном случае имеется в виду

индекс цитирования, которому в последние годы уделяется большое внимание, особенно в системе высшего профессионального образования).

Важно заметить, что создание такого рода научно-образовательных порталов стало возможным благодаря интеграции информационных ресурсов ведущих библиотек. Основной целью являлось обеспечение оперативного и свободного доступа учёных, специалистов, коллективов и организаций к библиографическим описаниям, справочно-реферативной и полнотекстовой информации по различным областям знаний. В Российской Федерации работа в этом направлении ведётся с середины 1990-х годов [12]. И совершенно очевидно, что функционирование электронный научных библиотек в полной мере отвечает такому важному признаку образования, упомянутому в Ст. 5 п. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», как общедоступность [13].

Большим плюсом электронных научных библиотек (особенно elibrary.ru) является также возможность их использования студентами практически всех направлений обучения. Широта распространения глобальной сети Шете! позволяет студентам активно изучать научные журналы, выходящие как в других регионах страны, так и в других государствах, и практически недоступные для них в традиционном, бумажном формате по причине ограниченности тиража и отсутствия их в библиотеках многих вузов и даже в универсальных научных библиотеках регионального значения.

Однако широкое распространение в учебном процессе упомянутые нами выше научные библиотеки получили лишь в последние несколько лет. Специалистами отмечается, что количество обращений к электронным ресурсам (в том числе и к электронным библиотекам) в системе вузов возросло более чем в 10 раз в период с 2007 по 2012 г. [14, с. 118.]. Впрочем, авторский опыт работы в системе высшего профессионального образования показывает, что существенная часть студентов, в том числе и очной формы обучения, вплоть до четвёртого, а то и пятого курса, не пользуется elibrary.ru и иными подобными ресурсами. Относительно студентов-заочников ситуация, по нашему мнению, обстоит аналогичным образом, а в некоторых случаях даже хуже, хотя всеми учебными планами последних лет предусматривается, что количество часов для самостоятельной работы студентов на заочном отделении больше (иногда даже в разы), нежели на очном. Несколько лучше бывает ситуация на очно-заочной форме обучения, так как существенную часть обучающихся составляют лица с высшим образованием, которые в большинстве своём обладают навыком научного поиска информации. Впрочем, относительно студентов, имеющих образование на уровне колледжа (причём неважно - был то колледж при вузе или же это был бывший техникум), и также обучающихся на очно-заочной форме, такого сказать, к сожалению, нельзя.

Судя по всему, такое положение дел напрямую связано с недостаточным интересом научных руководителей к курсовым и иным проектам своих студентов, с одной стороны, а также с малым стимулом к научному поиску у студентов, с другой. Кроме того, многие преподаватели, достаточно формально подходя к чтению курса лекций по своей дисциплине, не ориентируют своих студентов на активное обращение к дополнительной литературе, в том числе и к статьям, размещённым в электронных научных библиотеках (то есть, предусмотренные учебными планами часы, отведённые на самостоятельную работу студентов, зачастую являются лишь фикцией). В результате нередки случаи, в том числе и в национальных исследовательских университетах, когда студенты очной формы обучения лишь только узнают о существовании портала elibrary.ru на 4-м курсе. В провинциальных филиалах вузов ситуация порой бывает ещё более плачевной, что выявляет практика последних лет, связанная с внедрением проверки дипломных работ студентов на программе «Антиплагиат».

Отдельно следует упомянуть об имеющихся проблемах в обращении студентов к иностранным научным электронным базам. Так, многими исследователями отмечается, что российские журналы, индексируемые в WoS/Scopus, практически недоступны в бесплатном виде в сети интернет. Цена одной статьи составляет 30-40 $, и она сохраняется независимо от года публикации [15, с. 395]. То есть, у студентов, обучающихся в вузах, не имеющих сво-

бодного доступа к системам WoS/Scopus, практически нет возможности полноценно изучать иностранные статьи по тематике своего исследования (их желание/нежелание делать это мы оставляем в данной статье за скобками). Впрочем, в ряде вузов (в первую очередь федеральных и национальных исследовательских университетах) эта проблема уже успешно решена. Впрочем, сотрудниками научных библиотек отмечается, что интерес к электронным ресурсам на иностранных языках по-прежнему ещё низок, несмотря на значительные усилия со стороны работников библиотек [16, с. 55]. Судя по всему, причины такого положения дел, во-первых, аналогичны тем, что связаны с недостаточно высокой степенью обращения студентов к elibrary.ru, а, во-вторых, объяснимы не слишком высоким уровнем знания обучающимися иностранных языков и, прежде всего, английского.

Обращение к электронному ресурсу elibrary.ru и другим ему подобным при реальном, а не формальном проектном обучении должно стать само собой разумеющимся делом для студентов уже со 2-го курса. В самом деле, роль преподавателя в образовательном процессе в новых реалиях диктует необходимость превращение его в своего рода модератора учебного процесса. При закономерном повышении роли самостоятельности студентов при изучении учебных курсов требуется не столько лектор, преподносящий «готовые» знания (кстати, во многих научных и прикладных дисциплинах «готовые» знания регулярно устаревают - например, в юриспруденции - имеются в виду, разумеется, не базовые курсы типа «Теории государства и права», но дисциплины прежде всего прикладной направленности), сколько тьютор, направляющий активность студентов в наиболее адекватное существующим задачам русло. Исследователями уже давно отмечалось, что «... личностные качества [педагогов вуза] непосредственно участвуют в формировании личности ученика, а затем . воспроизводятся в сознании, поступках и деятельности воспитанников» [17, с. 1.]. Иначе говоря, сам преподаватель должен: постоянно пользоваться электронными научными библиотеками, в том числе Scopus и Web of Science; отслеживать новые поступления научных статей по читаемым дисциплинам; умело и, что самое важное, постоянно направлять научный поиск своих студентов, а не воспринимать часы, отведённые на консультирование студентов и самостоятельную работу студентов как нечто предписанное «сверху», но не обязательное к исполнению на практике, а сводимое лишь к написанию нужных отчётов и иной документации.

Таким образом, электронные научные библиотеки, по большому счёту, должны в настоящее время стать неотъемлемой частью механизма получения знаний студентами в ходе обучения в вузе, причём в идеале начиная с 1 -го курса. Наоборот, игнорирование обращения к таковым является проявлением не столько даже форм обучения, характерных для прошлых лет, сколько сугубо формального подхода к образовательному процессу в вузе, во многом выражающегося в шутливых формулировках типа «покупка диплома в рассрочку» и т.п. Разумеется, мы не рассматриваем активное пользование студентами информационными научными ресурсами в качестве панацеи от всех бед в системе высшего профессионального образования, тем более что отчасти можно согласиться с исследователями из МГУ им. М.В. Ломоносова и РГГУ, справедливо отмечавшими, что «громкие оптимистические заявления о том, что новые компьютерные и информационные технологии (в том числе сетевые) помогут преодолеть образовательный кризис. Серьёзных оснований для таких заявлений нет, ибо они базируются лишь на мнениях отдельных специалистов» [18, с. 112.]. Мы лишь акцентируем внимание на том, что, во-первых, электронные научные библиотеки способны существенно облегчить сам процесс научного поиска у студентов и, во-вторых, игнорирование электронный научных библиотек в современном учебном процесс в вузах отдаёт неким анахронизмом.

Особенно актуальным, с нашей точки зрения, является продвижение идеи о необходимости постоянного обращения к электронным научным библиотекам в ходе занятий со студентами заочной и очно-заочной форм обучения. В ещё большей степени это необходимо делать в провинциальных филиалах вузов, поскольку зачастую уровень знаний студентов в

них не просто оставляет желать лучшего, но скорее является наглядным проявлением негативных тенденций в современной российской образовательной системе.

Библиографический список

1. Шитов, С.Б. Социально-философское осмысление парадигмы современного высшего технического профессионального образования [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 2. № 2. С. 186-194.

2. Дэвид, П.А., Форз Д. Экономические основы общества знания [Текст] / П.А. Дэвид, Д. Форз // Terra Economicus. 2003. Т. 1. № 1. С. 29-55.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ifap.ru (Дата обращения 01.03.2014).

4. Нугуманова, Л.Н. Компетентностный подход в профильном обучении [Текст] // Педагогическое образование и наука. 2008. № 6. С. 9-15.

5. Концепция развития образования до 2020 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: www. edu.mari.ru (Дата обращения 01.03.2014).

6. Яфизова, Р.А. Применение проектного метода обучения как средство повышения качества обучения [Текст]// Наука и современность (Новосибирск). 2011. № 10-1. С. 265-268.

7. Радугин, А.А. Фундаментализация - главный вектор модернизации высшего образования в условиях постиндустриального общества [Текст] / А.А. Радугин, Л.С. Перевозчикова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2010. № 2. С. 90-93.

8. Блохина, С.В. О проблемах образования, целевом образе «школы будущего», информатизации и перспективных технологиях образования [Текст] / С.В. Блохина, О.О. Варламов, К.Э. Тожа и др. // Известия Южного федерального университета. Технические науки (Таганрог). 2007. Т. 77. № 2. С. 195-200.

9. Сергеев, С.Ю. Роль библиотек в эффективном использовании научной информации в электронной коммуникации [Текст] // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 52-57.

10.Селетков, С.Н. Мировые информационные ресурсы и проблемы поиска информации [Текст] // Системы и средства информатики. 2006. Т. 16. № 3. С. 406-426.

11.Калёнов, Н.Е. Задачи и функции библиотек РАН в современных условиях [Текст] // Информатика и ее применения. 2012. Т. 6. № 2. С. 51-58.

12.Хохлов, Ю.Е. Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек России и обеспечение доступа к ним на основе современных телекоммуникационных технологий / Ю.Е. Хохлов, М.А. Аветисов, С.Р. Баженов и др. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=220309 (Дата обращения 01.03.2014).

13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (Дата обращения 01.03.2014).

14.Мотульский, РС. Библиотека в эпоху электронных технологий: особенности трансформации [Текст] // Веснік Беларускага дзяржаунага універсгота культуры і мастацтвау. 2012. № 2 (18). С. 115-122.

15.Савельева, Ю.В. Научные журналы и эффективность научной работы: поисковые системы и базы данных [Текст] / Ю.В. Савельева, А.В. Хоперсков // Управление большими системами: сборник трудов. 2013.№ 44. С. 381-407.

16. Карпова, И.Н. Электронные ресурсы и их использование в научной библиотеке Тихоокеанского государственного университета (по результатам исследования) [Текст] // Библиосфера (Новосибирск). 2007. № 3. С. 53-56.

17.Немцова, О.А. Коррекция профессионально значимых личностных качеств студент в интенсивном курсе английского языка [Текст] / О.А. Немцова - автореф. дис. ... канд. п. наук: 19.00.07. Нижний Новгород, 1991. 16 с.

18.Кудрявцев, В.Б. Моделирование процесса обучения [Текст] / В.Б. Кудрявцев, П.А. Алисейчик, К. Вашик и др. // Фундаментальная и прикладная математика. 2009. Т. 15. № 05. С. 111-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.