программы (и иных программ) были бы намного лучше и работа велась намного продуктивнее.
То есть, основной смысл идеи - «как помочь клиенту заработать на том кредите, который банк выдал» в том, что разрабатывая новый продукт или услугу, или же внедряя новую программу, банк к решению проблемы должен подходить системно и в поиске решений банк должен принимать активное участие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева Ю.Г., Красавина Л.Н. Значение мирового опыта для модернизации российской банковской системы // Деньги и кредит. 2001. № 2.
2. егоров С.е.Роль АРБ в определении и реализации стратегии развития банковской системы // Деньги и кредит. 2002. № 5.
3. О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Вестник Банка России. 2002. № 5(583).
Ш
4. Орехова И.А. Конференция «Розничные финансовые услуги в России» о платёжных карто- .о
чках // Мир карточек. 2003. № 7. О
(О
X *
- а
7.
СОКОЛОВА С.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
ш
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ °
--N
□
Исследование вопросов, связанных с определением экономической сущности совре- су менных экологических проблем и роли инвестиций в природоохранную деятельность как фактора, активно участвующего в реализации функций повышения качества окружающей
природной среды и обеспечения устойчиво-репродуктивного режима экономики региона, 2 позволило сделать вывод о необходимости разработки и использования эколого-экономи-
ческого механизма регулирования процесса рационального природопользования. В этой ££
связи особую структурную роль призваны сыграть совместные действия институтов приро- ЕЕ
доохранной деятельности и экономического развития как важнейших функциональных со- х
ставляющих этого механизма [1, 2]. о
В этой связи, экономический механизм экологически устойчивого развития территорий °
обеспечивает потенциальную возможность разрешения противоречий между экономической ф
и экологической составляющими развития региона. ^
В соответствии с требованиями сбалансированного развития территории наиболее раци- ^
онально структурировать региональную экономику с учетом возможностей пространствен- <
но-территориального размещения, позволяющем совмещать требования экологии с эконо- ^
мическим развитием, что в конечном итоге должно обеспечить: максимальное приближение о
производства к источникам сырья, топлива, энергии, а также к потребителям продукции; о
первоочередное вовлечение в оборот и комплексное использование наиболее выгодных §
природных ресурсов; последовательное осуществление специализации производства с уче- £
том экологических факторов; обеспечение комплексности территориального развития, т.е. о
поддержание эффективности сочетания развития экономики и экологии; сдерживание роста ^
крупных городов и т.д. £
Данные параметры сбалансированного развития территорий могут быть положены в ос- ф нову формирования структуры эколого-экономической системы в условиях стабилизации
рыночных отношений [3]. При этом эффективность функционального, территориального и ^
отраслевого аспектов определяется природным состоянием местности и разработкой приро- ®
доохранных мероприятий по сохранению и воспроизводству отдельных компонентов при- |
родной среды с учетом совершенствования технических и технологических систем формиро- £
вания информационных баз данных разработки и обоснования инвестиционных стратегий, 9
способствующих оптимизации эколого-экономических факторов производства. ^
О
При формировании хозяйственного механизма устойчивого экологического развития на мезоуровне в процессе стабилизации рыночных отношений в России, в обязательном порядке необходимо обеспечить создание совместных институтов природоохранной деятельности и экономического развития в качестве структурного элемента региональной эколого-эконо-мической системы.
Деятельность любых структур, ориентированных на задачи охраны окружающей среды в территориальном аспекте, в том числе и рекомендуемых к созданию совместных институтов природоохранной деятельности и экономического развития, должна быть ориентирована на формирование и последовательную реализацию комплекса природоохранных мероприятий на территории конкретного региона. Проблемы, связанные с инвестированием данных мероприятий, следует решать посредством определения и отбора приоритетных, первоочередных природоохранных мероприятий из всего комплекса мер, инициируемых совместными институтами в системе рационального природопользования 4 . ^ На формирование приоритетных мероприятий по охране окружающей среды существен-л ное влияние оказывают внешние и внутренние факторы (макроэкономические и микроэко-0 номические).
® К внешним факторам могут быть отнесены региональные социально-экономические характеристики, закладываемые в соответствующие целевые программы природообустройства ? конкретного территориального образования.
^ В этой связи важным направлением структурных преобразований при решении эколого-Ш экономических проблем конкретных территорий становится разработка целенаправленных | методов управления инвестиционной деятельностью в системе природопользования. При I- этом необходимы структурные изменения самих технологий управления, активное государс-^ твенное регулирование и вмешательство органов местного самоуправления в поддержание □ экологического равновесия в окружающей среде. Поэтому, региональные инвестиционные ^ природоохранные программы, формируемые и реализуемые на принципах и требованиях рыночной экономики, представляют собой одну из форм реализации структурных изменений в экономике природопользования.
0 Региональные целевые инвестиционные природоохранные программы должны стать | существенным элементом управления эколого-экономическим потенциалом и одновременен но - одним из инструментов его сочетания с отраслевым и хозяйственным управлением 4 . ш Вследствие этого программы по использованию и охране окружающей среды становятся
1 главным инструментом программно-целевого управления инвестиционной природоохран-о ной деятельностью на территориальном уровне.
о Целевые региональные экологические программы представляют собой комплекс органике зационно-хозяйственных, правовых, технологических и других мероприятий, направленных на решение наиболее важных для данного территориального образования природоохранных £1 и природопреобразовательных проектов. Такие природоохранные программы должны иметь < целевой характер, строго ориентированы на эффективное решение поставленной экологией ческой проблемы, характеризоваться определенными конечными эколого-экономическими ф результатами. Мероприятия, предусмотренные в таких программах должны отражаться в о планах социально-экономического развития и обеспечиваться всеми видами ресурсов в перо воочередном порядке.
¡2 Содержательную сторону природоохранных программ, как правило, должны включать ме-
0 роприятия по разработке и внедрению безотходных и малоотходных технологических про-^ цессов, уменьшению загазованности атмосферного воздуха и шума от транспортных средств, | обеспечению безопасных условий проживания населения в районах размещения источни-^ ков повышенной экологической опасности. Одновременно, могут быть предусмотрены мероприятия по строительству и совершенствованию сооружений по очистке промышленных и
1 хозяйственно-бытовых сточных вод, выбросов в атмосферу, систем обезвреживания жидких ф и твердых производственных отходов, внедрение автоматизированной системы контроля за | качеством окружающей среды.
о К внутренним факторам могут быть отнесены показатели, формирующие и определяю-9 щие необходимость проведения тех или иных мероприятий, исходя из результатов экологи-^ ческого мониторинга и моделирования процессов природоохранной деятельности.
Данные мониторинга, во-первых, должны быть всегда доступны с целью определения существенных целевых финансовых затрат на его проведение и, во-вторых, они должны обеспечить возможности для прогноза и сравнения альтернативных вариантов стратегий природоохранной деятельности на уровне предприятия, конкретной территории [2]. С осуществлением природоохранных проектов или программ в полной мере обеспечивается эко-лого-экономическая эффективность при изменении состояния окружающей среды и повышается ее качество. Главная проблема при принятии природоохранного решения заключается в определении изменчивости различных компонентов природной среды, которые возникают в сложной системе взаимодействия «человек-природа-природопользование». Объективное изучение антропогенных воздействий показало, что вызывается необходимость в оценке будущего состояния окружающей среды, как при отсутствии, так и при наличии негативного воздействия. В этой связи подобный анализ представляется необходимым проводить на междисциплинарной основе с использованием модельного аппарата, способного оценивать в реальном режиме, прогнозирующим ситуацию качества окружающей среды. В этом случае ^ принимаемое решение об инвестировании, должно быть согласовано относительно степени ц загрязнения окружающей среды и иметь четкую направленность на использование предла- о гаемой системы моделей. ®
Как структурный элемент механизма организации использования окружающей среды совместные природоохранные и экономические институты становятся участниками процес- ? са принятия решений по контролю за антропогенным и техногенным загрязнением окружа- ^ ющей среды территории. Ш
Таким образом, возникает потребность в создании проблемно-ориентированной системы ^ поддержки принятия решений по контролю окружающей среды и осуществлению мероприя- Ь тий по совершенствованию функционирующих экосистем с учетом необходимости анализа и ^ прогноза динамики важнейших характеристик при различных вариантах их развития. Такое □ положение может обеспечиваться только путем формализации знаний об объектах природо- ^ хозяйственных систем с использованием методов моделирования прогнозов и планирования качества окружающей среды.
С точки зрения процесса моделирования, концепция формирования ограничений на хо- о зяйственную деятельность человека (для достижения целей устойчивого развития) может | быть представлена в виде некоторого набора соотношений, реализующих эти ограничения, о выраженных математически. Это связано с рядом проблем, к числу которых можно отнести, ш в частности, следующие: х
- выбор переменных, на которые требуется наложить ограничения для достижения це- д лей устойчивого развития; о
- измерение количественных значений выбранных переменных; ^
- разработка методологии определения предельных величин изменения переменных.
Одновременно для решения таких проблем ставятся следующие задачи: а
- объединить экологические, социальные и экономические аспекты во взаимообуслов- с ленную сложную систему показателей, характеризующих качественный уровень раз- о вития территориального образования; ^
- объединить прямые и опосредованные воздействия различных источников загрязне- о ния окружающей среды в единую максимально простую систему организации рацио- о нального природопользования.
В итоге наблюдается парадокс: с одной стороны, устойчивое экологическое развитие о связано с дезагрегированием, деталями распределения и т. д., с другой, - лицо, принима- ^ ющее решения, имеет дело со все большей и большей сложностью систем и стремится к их | упрощению. ^
Указанную двойственность возможно разрешить с помощью определенной системы эко-лого-математических моделей, оптимизирующих выбор экологоохранных решений. §
Реализация таких методических подходов должна быть направлена на проведение эко- ф логического мониторинга по контролю за загрязнением окружающей среды, данные кото- | рого следует использовать при разработке математических моделей по оценке качества ок- о ружающей среды и осуществляемого комплекса природоохранных мероприятий в сложной 9 систем «человек-природа-природопользование». ^
Такой подход в рамках разработки концепции экологически устойчивого развития, в которой планируются меры по контролю за различными видами загрязнения обеспечивает приведение их к уровням, не представляющим опасности для здоровья человека и окружающей среды в целом. При этом управление и контроль конкретной экологической ситуацией затрагивает широкий спектр проблем, начиная с технических, научных, административных, законодательных, а также социально-экономических, политических и других.
Формулирование инвестиционных стратегий контроля за загрязнением окружающей среды подразумевает отыскание наилучшего баланса между требованиями здравоохранения, экономическими и социальными требованиями и природоохранными нормативами. Обычно это представляет собой проведение анализа с целью выработки компромиссного решения с учетом всей совокупности требований.
Данные и информация в результате мониторинга, формируют базу для определения потенциальной проблемной области, суммируя, например, загрязнение атмосферы из различных источников, таких как промышленность, транспорт и выработка электроэнергии, легко опреде-^ лить потенциальные результаты природоохранных мероприятий по каждому источнику. ь Использование моделей позволяет расширить границы анализа. Это достигается при-щ близительным расчетом средних концентраций различных загрязняющих веществ в разных средах. Сопоставление результатов моделирования с данными мониторинга позволяет осу-^ ществить калибровку моделей, то есть сделать их адекватными реальности. Под калибровкой 21 понимается введение в расчет поправочных коэффициентов, определяемых как отношение ^ наблюдаемых величин концентраций к расчетным. В дальнейшем, результаты моделирова-^ ния умножаются на поправочные коэффициенты, что позволяет максимально приблизить
0 прогноз к реальной ситуации. Калибровка возможна только при наличии данных мониторинга, которые не всегда доступны. В последующем результаты мониторинга (если они есть)
N и моделирования сопоставляются с природоохранными нормативами, которые позволяют д сделать вывод о том, представляет ли концентрация того или иного загрязняющего вещества, Ш в воздухе или воде, опасность для здоровья человека. При определенных условиях возможно «а, выделение подгрупп загрязнителей, несущих особую угрозу.
Окончательный вывод о целесообразности проведения в отдельных территориальных образованиях тех или иных природоохранных мероприятий, создания новых форм бизнеса может быть получен только на основе дополнительной оценки эффективности рассматриваем емых стратегий конкретных участников природоохранного процесса в конкретной органика зационной форме. Результатом такой оценки должна быть информация о количественных
1 и качественных показателях возможного конечного эффекта от совместной деятельности о участников процесса поддержания качества экосистемы.
о
I—
ф
ЛИТЕРАТУРА
1. БочаровЕ.П. Расчёт экономического оптимума качества окружающей природной среды // Экономика и мат. методы. 1988. Т. 24. Вып. З. < 2. Бретшнайдер Б., Курфюрст И. Охрана воздушного бассейна от загрязнений: технология и о контроль. Л.: Химия, 1989.
о 3. Гитман Л.Д., ДжонкМ.Д. Основы инвестирования. М., 1997. о 4. Инвестиционная программа Ростовской области в 2000 году. о
о о о.
о ф
со
О Ф т
СТАСЕВИЧ О.А.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
| Актуальность системного исследования информационной инфраструктуры мирового хо-£ зяйства обусловлена ее особой ролью в процессе минимизации трансакционных издержек 9 хозяйствования рыночных агентов, действующих в условиях рыночной неопределенности, а
0)
также развитием мирового информационного сектора постиндустриального общества.