Научная статья на тему 'Использование дистанционных технологий в преподавании графических дисциплин'

Использование дистанционных технологий в преподавании графических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЭЛЕКТРОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / I.LOGOS / DISTANCE TECHNOLOGIES / GRAPHICAL DISCIPLINES / ELECTRON SYSTEMATIC COMPLEX / I LOGOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонова Виктория Владимировна, Белокрылова Ольга Вениаминовна

Представлена созданная в ИрГТУ система дистанционного обучения графическим дисциплинам. Описаны комплекс учебно-методических материалов, организация работы студента и преподавателя при дистанционном обучении. Предложено использование тестов как вида самоконтроля при изучении материала и как формы итоговой аттестации. Показана эффективность применения дистанционных технологий в педагогическом процессе с целью повышения качества графической подготовки студентов как заочной, так и очной (при самостоятельной внеаудиторной работе) форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN TEACHING GRAPHICAL DISCIPLINES

The article presents the system of distance teaching graphical disciplines created in ISTU. It describes the complex of training materials, the organization of student's and teacher's work in distance education. It is proposed to use tests as a form of self-control when studying material and as a form of final certification. The article demonstrates the efficiency of the use of distance technologies in pedagogical process in order to improve the quality of the graphical preparation of students of full-time form of education (during separate extracurricular work) as well as students studying by correspondence.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных технологий в преподавании графических дисциплин»

тихоокеанских исследований ИГУ. (Иркутск, 20-22 мая 2004 г.). Иркутск: Оттиск, 2004. С 63-68.

9. Пузыня Н.Н. Политика «белой Австралии» и японский фактор // Британские доминионы: история и современность: сб. науч. ст. / отв. ред. Э.А. Бабаев. Красноярск: Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2009. Вып. 2. С. 32-53.

10. Торговая экспансия Японии / под ред. Г. Войтинского. М.: СОЦЭКГИЗ, 1936.

11. Ёсино Сакудзо. Нанъё [Южные моря]. Токио: Минъюся, 1916.

12. Икуэ Такаюки. Атарасики Куни Ню Дзирандо то Госю [Новые страны Новая Зеландия и Австралия]. Токио, 1929.

13. Сига Сигэтака. Нанъё дзидзи [Обстановка в районе Южных морей] (восстановлено по: Сига Сигэтака. Дзэнсю. Т. III). Токио, Нихон Тосё Сэнта.

14. Соно Кинъити. Ню Дзирандо-но Таби [Путешествие по Новой Зеландии]. Канэмацу, 1931.

15. Тада Эйити. Нанкёку танкэн никки [Дневник антарктиче-

ской экспедиции]. Токио: Минъюся, 1912.

16. Цутия Мотосаку. Госю оёби Ню Дзирандо [Австралия и Новая Зеландия]. Осака: Осака Асахи Симбунся, 1915.

17. Kennaway R. New Zealand Foreign Policy 1951-1971. Wellington, 1972.

18. Meaney N. A History of Australian Defence and Foreign Policy (1901-1923). Sydney, 1976. Vol. I: The Search of Security in the Pacific (1901-1914).

19. Lissington M.P. New Zealand and Japan. 19001941 Wellington: Govt Printer, 1972.

20. New Zealand Affairs. Christchurch,1929.

21. New Zealand Foreign Affairs Review. Wellington. 1977. Vol. 27. N 4.

22. Prichard Lloyd M.F. An Economic History of New Zealand to 1939. Auckland, 1970.

23. Yarwood A.T. Asian Migration to Australia. The Background to Exclusion. 1896-1923. Melbourne, 1964.

24. http://www.mofa.go.jp./region/asia-paci/australia/index.html Р.1 (дата обращения: 17.02.2005).

УДК 371.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В.В. Трифонова1, О.В. Белокрылова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлена созданная в ИрГТУ система дистанционного обучения графическим дисциплинам. Описаны комплекс учебно-методических материалов, организация работы студента и преподавателя при дистанционном обучении. Предложено использование тестов как вида самоконтроля при изучении материала и как формы итоговой аттестации. Показана эффективность применения дистанционных технологий в педагогическом процессе с целью повышения качества графической подготовки студентов как заочной, так и очной (при самостоятельной внеаудиторной работе)форм обучения. Табл. 2. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: дистанционные технологии; графические дисциплины; электронно-методический комплекс; i.Logos.

USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN TEACHING GRAPHICAL DISCIPLINES V.V. Trifonova, O.V. Belokrylova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article presents the system of distance teaching graphical disciplines created in ISTU. It describes the complex of training materials, the organization of student's and teacher's work in distance education. It is proposed to use tests as a form of self-control when studying material and as a form of final certification. The article demonstrates the efficiency of the use of distance technologies in pedagogical process in order to improve the quality of the graphical preparation of students of full-time form of education (during separate extracurricular work) as well as students studying by correspondence.

2 tables. 2 sources.

Key words: distance technologies; graphical disciplines; electron systematic complex; i Logos.

Современное развитие дистанционного образования осуществляется под воздействием практических запросов и интересов общества. Дистанционное обра-

зование способствует привлечению дополнительного контингента обучающихся и расширению рынка образовательных услуг за счёт исключения проблем, свя-

1Трифонова Виктория Владимировна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин заочно-вечернего факультета, тел.: (3952) 405336, 89501373973, е-mail: vtrifonova@istu.edu

Trifonova Victoria, Senior Lecturer of the Department of Disciplines of General Education of the Faculty for Part-time Evening Students and Students by Correspondence, tel. (3952) 405 336, 89501373973, e-mail: vtrifonova@istu.edu

2Белокрылова Ольга Вениаминовна, старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и технического черчения, тел.: (3952) 405152, 89149038379, е-mail: ola133@yandex.ru

Belokrylova Olga, Senior Lecturer of the Department of Descriptive Geometry and Technical Drawing, tel. (3952) 405152, 89149038379, e-mail: ola133@yandex.ru

занных с отрывом от производства и удалением места жительства обучающихся [1]. Решается вопрос соблюдения единого образовательного стандарта вне зависимости от территории расположения учебного заведения и места жительства учащихся.

Проблема совершенствования системы высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов и приближения уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям является одной из самых актуальных. Обеспечить надлежащее качество инженерной подготовки студентов-заочников, пользуясь лишь традиционными методами, невозможно, так как заочная форма обучения имеет ряд существенных особенностей. Для неё характерен небольшой аудиторный цикл (10-12% от всего аудиторного времени), который не позволяет преподавателю обстоятельно и подробно изложить весь учебный материал, а лишь предполагает его рассмотрение в сжатом, концентрированном виде в условиях ограниченного временного фактора, и большой объём самостоятельной работы студента, поскольку основную часть учебного времени (до 90%) ему приходится проводить без непосредственного общения с преподавателем. Указанные особенности требуют от преподавателя настойчивого поиска методов совершенствования учебного процесса.

Кафедра общеобразовательных дисциплин и кафедра начертательной геометрии и технического черчения ИрГТУ на протяжении ряда лет занимаются разработкой и внедрением дистанционных технологий обучения. При этом технологии дистанционного обучения успешно дополняют не только заочную, вечернюю, но и очную формы обучения, развивая и совершенствуя их. Дистанционное образование превратилось в средство, под воздействием которого традиционное образование подвергается существенному преобразованию.

Одним из средств обеспечения дистанционного обучения являются электронные учебные материалы [2]. Коллективами двух названных кафедр разработан комплекс учебных материалов для дистанционного обучения студентов по дисциплинам: «Начертательная геометрия», «Инженерная графика». Комплекс включает следующие электронные учебные материалы: рабочие программы с календарными графиками; электронные курсы с материалами для самостоятельной работы; учебно-методическое пособие, предназначенное для выполнения контрольно-графической работы по инженерной графике; тестовые задания для самоконтроля и текущего контроля знаний студентов всех форм обучения. Указанные материалы размещены на Web-сервере дистанционного обучения ИрГТУ (система дистанционного обучения i.Logos) и легко могут быть получены через сеть Интернет студентами, обучающимися по техническим специальностям.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет контролируемая, интенсивная и целенаправленная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию. В соответствии с этим учебный процесс преподавания дисци-

плины должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить самостоятельное освоение студентом учебного материала, выполнение и сдачу индивидуальных графических заданий. Учитывая, что наличие стартовых знаний значительно облегчает самостоятельное изучение дисциплины, отказ от проведения установочной сессии на первом курсе в настоящий момент не рассматривается. На установочных занятиях преподаватель знакомит студентов-заочников со всем тем, что им предстоит изучить по данному предмету, представив эту информацию в виде блоков, модулей, в необходимой логической последовательности. Студенты должны понимать, какое именно место занимает в изучаемом предмете та или иная тема, как она связана с другими темами, какая из них является ключевой, базисной. В последующем, в процессе самостоятельной работы, студенты, повторно возвращаясь к пройденным темам, могут быстро восстановить в памяти их основные моменты. Чтение установочных лекций проходит с использованием слайд-фильмов (презентаций). Основу процесса обучения начертательной геометрии, инженерной графики составляет усвоение способов представления и преобразования графической информации. Использование слайд-фильмов позволяет наглядно продемонстрировать правильные приёмы работы, последовательность выполнения графических операций с пошаговой демонстрацией рассуждений. Студенты могут более глубоко вникнуть в динамику процесса геометрических построений, в особенности выполнения каждой операции, приобретают начальные навыки выполнения чертежей. Презентации служат и образцами для правильного графического исполнения контрольных работ.

Учебно-методические материалы дистанционного обучения представлены в табл. 1.

Организовать работу студентов при дистанционном обучении во многом помогает структура электронных учебных пособий с разбивкой изложенного теоретического материала на отдельные модули; учебный материал раздела «Начертательная геометрия» состоит из 14 тематических модулей, раздела «Инженерная графика» - из 8. Каждый образовательный модуль содержит цель и задачи, теоретический материал, вопросы для самоконтроля и упражнения для индивидуальной работы по рассматриваемым темам. В зависимости от выбранной специальности возможно варьирование набором образовательных модулей. Чередование теоретического изучения электронного курса лекций с выполнением индивидуальных практических заданий по каждой теме стимулирует познавательную деятельность, активизирует интерес к изучаемым дисциплинам, способствует упрочению знаний. С помощью электронного учебника решаются проблемы индивидуализации обучения. Студент имеет возможность найти наиболее удобный путь изучения предмета: выбрать индивидуальный темп и последовательность изучения учебного материала, самостоятельно регулировать интенсивность и продолжительность занятий с помощью индивидуаль-

Учебно-методические материалы дистанционного обучения

Таблица 1

Количество часов по учебному плану Учебно-методический комплекс

П о дисциплине «Начертательная геометрия»

Установочные и обзорные лекции (6-8 часов) 1. Рекомендации по освоению учебной программы курса, адрес сайта дистанционного обучения ИрГТУ, адрес сайта кафедры, адреса электронной почты преподавателей. 2. Рабочая программа дисциплины: - цель, задачи, сроки изучения дисциплины, формы отчётностей; - структурированная тематика разделов; - перечень контрольных вопросов итогового контроля; - дополнительная рекомендуемая литература. 3. Электронный учебник по начертательной геометрии

Практические занятия (4-6 часов) 1. Электронное учебное пособие к практическим занятиям по начертательной геометрии. 2. Методические указания по выполнению индивидуальных графических заданий. 3. Вопросы для самопроверки знаний, упражнения. 4. Тесты

Вид итогового контроля - экзамен

По дисциплине «Инженерная графика»

Установочные занятия (2 часа) 1. Рекомендации по освоению учебной программы курса, адрес сайта кафедры, адреса электронной почты преподавателей. 2. Рабочая программа дисциплины: - цель, задачи, сроки изучения дисциплины, формы отчётностей; - структурированная тематика разделов; - перечень контрольных вопросов итогового контроля; - рекомендуемая дополнительная литература

Практические занятия (16-20 часов) 1. Электронный учебник по инженерной графике. 2. Электронное учебное пособие к практическим занятиям по инженерной графике 3. Методические указания по выполнению индивидуальных графических заданий. 4. Вопросы для самопроверки знаний, упражнения. 5. Тесты

Вид итогового контроля - зачёт

ного графика обучения. Всё это позволяет достичь более высоких результатов.

При разработке электронных обучающих курсов большое значение уделялось использованию различных видов наглядности. Предлагаемый учебно-методический комплекс помимо средств выделения информации (разные виды шрифтов, подчеркивание, изменение цвета и т.п.), содержит поясняющие трехмерные графические модели для интенсификации обучения за счёт повышения степени визуализации учебно-практического материала.

Аттестация уровня знаний каждого студента по разделам "Начертательная геометрия" и "Инженерная графика" производится на основе тестов промежуточного контроля, где задания оцениваются в баллах. Время проведения одного теста - 30-45 минут (в зависимости от количества вопросов). По окончании тестирования студент получает информацию о количе-

стве набранных баллов; невысокие баллы и просмотр допущенных ошибок ориентируют студента на ликвидацию "белых пятен" в знаниях и повторное тестирование. Возможность же повторного прохождения теста способствует закреплению усвоенных знаний. Такой подход к организации тестирования студентов любой формы обучения (в режиме самопроверки- тренинга) способствует повышению уровня самоконтроля и помогает студенту оценить степень своей подготовленности к экзамену или зачёту.

При изучении графических дисциплин студентам особенно требуются консультации преподавателей, так как основная учебная нагрузка отведена на практическое выполнение графических работ. Каждый «дистанционный» студент прикрепляется к преподавателю, задача которого - курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовить-

ся к экзаменам. Информационный контакт студента и преподавателя организован следующим образом. Студент может по телефону, электронной или обычной

че экзамена не готов, курс начертательной геометрии или инженерной графики следует повторить.

Применение дистанционных образовательных

Данные по использованию электронно-методического комплекса

Таблица 2

Обучаемые группы Всего студентов Число студентов, использовавших курс Средний балл прохождения теста

АСУ-08, ЭВМ-08 49 28 68,5

АСУ-09, ЭВМ-09 48 29 71,6

АСУ-10, ЭВМ-10 65 58 72

почте, через систему i.Logos связаться со своим преподавателем и задать ему любой вопрос на любую тему, попросить объяснить любой материал. Следует заметить, что с учётом специфики предметов, заключающейся в необходимости графических построений, наличия чертежей, подготовка ответов на вопросы студентов-заочников в режиме off-line требует больших затрат времени. Хотя, чем больше преподаватель (тьютор) будет работать со студентами в режиме интернет-связи, тем быстрее сформируется перечень наиболее задаваемых вопросов и, в конечном итоге, сделает работу преподавателя не столь трудоёмкой даже по дисциплинам графического цикла.

Завершающий этап - итоговая оценка результатов обучения. Изучив самостоятельно учебный материал, студент выполняет контрольно-графическую работу в соответствии с индивидуальным заданием и отправляет её своему преподавателю. После получения положительной рецензии и исправления всех замечаний он допускается к защите. Защита выполненной контрольно-графической работы и сдача экзамена или зачёта предполагает очное собеседование с преподавателем.

В настоящее время представленный электронно-методический комплекс внедрён в учебный процесс и проходит апробацию со студентами 1-го курса заочно-вечернего факультета ИрГТУ, обучающимися по техническим и строительным специальностям, а также со студентами дневного обучения кибернетического факультета. Компьютеризация учебного процесса неизбежно приводит к расширению использования дистанционных форм в обычном учебном процессе: проведение промежуточных тестов, использование электронного учебного пособия. При этом система i.Logos позволяет полностью контролировать процесс обучения: время и продолжительность работы учащихся с учебным материалом; успеваемость по учебным группам, дисциплинам и отдельным студентам; оперативно отвечать на вопросы и предложения студентов в режиме интерактивного диалога.

Некоторые статистические данные использования курса на примере групп кибернетического факультета специальностей ЭВМ и АСУ приведены в табл. 2. В системе i.Logos предусмотрен подсчёт среднего балла прохождения тестов по группам. Баллы в процентах показывают степень готовности студента к экзамену. Оценка менее 70% означает, что студент к сда-

технологий позволяет активизировать работу студентов, повысить эффективность обучения дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика», сочетать индивидуальные интересы обучающихся с общими задачами освоения указанных дисциплин.

Поскольку учебный материал легко изменять и корректировать, его следует совершенствовать, пополнять новыми учебными объектами, улучшать навигацию по курсу. Управление навигацией разбивается на два типа: первая - это оглавление курса с возможностью выбрать раздел или тему, вторая связана с перемещениям по страницам внутри раздела и возможностью перехода на необходимый или справочный материал. Частично такая возможность реализована в электронном пособии с помощью гипертекста.

Дальнейшее направление развития дистанционного преподавания учебных дисциплин связано с расширением использования сетевых технологий и обучающей среды ¡.1_одо$.

Недостаточно используется организация общения между участниками курса. Здесь можно использовать такой инструмент, как форум для структурируемого общения, обсуждаемые вопросы распределяются по категориям.

Для повышения эффективности и расширения возможностей дистанционного тестового контроля знаний необходимо уделить внимание созданию тестовых заданий с возможностью уровневой дифференциации подготовки студентов. Необходимо расширять базу тестов, чтобы была возможность изменить набор вопросов по заданной теме при том же их количестве. Как показали результаты прохождения тестов, у студентов очной формы обучения тестирование следует проводить после изучения определённого тематического модуля с возможностью прохождения теста несколько раз с целью самопроверки. После изучения полного курса дисциплины - итоговый тест, составленный на базе уже пройденных ранее, но без возможности прохождения несколько раз. Так как тестирование не даёт полной оценки способностей решать графические задачи сложного уровня, оно результативно для проверки теоретических знаний, необходимо разработать систему тестирования, позволяющую оценить приобретённые в процессе обучения умения и навыки. На реализацию указанных задач должна быть направлена работа преподавателей кафедр дисциплин графического цикла.

Предлагаемый подход использования дистанционных технологий в учебном процессе способствует

повышению качества подготовки студентов вообще и заочной формы обучения в частности.

Библиографический список

1. Дистанционное обучение как механизм оптимизации траектории непрерывного образования через внедрение инновационных образовательных технологий / И.М. Головных, Р.М. Лобацкая, Д.А. Ульянов [и др.]. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007.

2. Матвеев Д.В., Тозик В.Т. Дистанционное обучение начертательной геометрии // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. Вып. 2 (38).

УДК 316.344

РОЛЬ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ КАДРОВ Н.К. Филиппова

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Выявлена роль послевузовского образования в подготовке научных кадров. Проанализирована система работы высшей школы, направленной на рост заинтересованности аспирантов заниматься научной деятельностью. Процесс повышения роли послевузовского образования рассматривается системно: пожелания молодых ученых по совершенствованию подготовки научных кадров учитываются наряду с интересами государства, желающего сохранить место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: профессиональное становление; аспирантура; научная деятельность; молодой ученый; послевузовское образование; научные кадры; молодежь.

THE ROLE OF POSTGRADUATE EDUCATION IN THE PREPARATION OF ACADEMIC STAFF N.K. Filippova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The role of postgraduate education in the training of academic staff is revealed. The article analyzes the higher school system of work aimed at increasing the interest of postgraduate students to be engaged in scientific activities. The process of enhancing the role of postgraduate education is treated systemically: the wishes of young scientists to improve the training of academic staff are considered along with the interests of the state that is eager to preserve Russia's place among the leading countries of the world, its international prestige as a country with a high level of culture, science and education. 5 sources.

Key words: professional formation; postgraduate studies; scientific activity; young scientist; postgraduate education; academic staff; youth.

С позиции социологической теории образование как социальный институт представляет систему, охватывающую «совокупность статусов и ролей, норм и ценностей, социальных организаций, отвечающую за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта, часть процесса социализации личности в ходе ее становления и адаптации к определенным общественным отношениям» [5, с. 302].

Система образования в России становится более открытой, характеризуется высокой степенью интенсивности обмена с внешней средой, которая в данном случае является социально-экономическим, политическим, научным пространством как России, так и мирового сообщества.

Особое место в системе непрерывного образования выпускников высшей школы занимает послеву-

зовское образование, развитию которого в последнее время в России стало уделяться повышенное внимание. Сегодня можно говорить о том, что в стране сложилась новая образовательная идеология, в рамках которой послевузовскому образованию придаётся стратегическая значимость, а само оно постепенно превращается в особый социальный институт, играющий важную роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляются Законом Российской Федерации "Об образовании",

1Филиппова Надежда Константиновна, аспирант, тел.: (39539) 31455, е-mail: kompas20@mail.ru, nadushka24@qmail.com Filippova Nadezhda, Postgraduate, tel.: (39539) 31455, e-mail: kom-pas20@mail.ru, nadushka24@qmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.