Научная статья на тему 'Использование digital-инструментов в лоббировании (gr-сопровождении) проектов экологического профиля'

Использование digital-инструментов в лоббировании (gr-сопровождении) проектов экологического профиля Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
359
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GR-ПРОДВИЖЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛОББИЗМ / ИНТЕРНЕТ / DIGITAL-ИНСТРУМЕНТЫ / GR-PROMOTION / ANALYSIS / ECOLOGICAL LOBBING / INTERNET / DIGITAL INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Дарья Евгеньевна

В данной статье рассматриваются вопросы экологического лоббизма в отечественной практике. Выявлена актуальность использования digital-инструментов в процессе GR-продвижения проектов экологического профиля и классифицированы основные технологии взаимодействия с властью посредством сети Интернет. В статье раскрывается механизм использования гражданского потенциала в решении вопросов экологической политики в условиях глобального падения доверия к институтам власти на примере таких кейсов как «Движение в защиту Химкинского леса» и «Зеленый щит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INSTRUMENTS IN LOBBING (GR-PROMOTION) OF ECOLOGICAL PROJECTS

The article analyzes the issues of environmental lobbying in Russian practice. The relevance of using digital-tools in the process of GR-promotion of environmental profile projects is revealed and the main technologies for interacting with power via the Internet are classified. The article reveals the mechanism of using civilian potential in addressing environmental policy issues in the context of a global fall in confidence in government institutions using the examples of such cases as the “Movement for the Protection of the Khimki Forest” and the “Green Shield”.

Текст научной работы на тему «Использование digital-инструментов в лоббировании (gr-сопровождении) проектов экологического профиля»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ DIGITAL-ИНСТРУМЕНТОВ в лоббировании (GR-СОПРОВОЖДЕНИИ) ПРОЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Плотникова Д.Е. Email: Plotnikova664@scientifictext.ru

Плотникова Дарья Евгеньевна - студент магистратуры, направление: реклама и связи с общественностью, экономический факультет Институт мировой экономики и бизнеса, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы экологического лоббизма в отечественной практике. Выявлена актуальность использования digital-инструментов в процессе GR-продвижения проектов экологического профиля и классифицированы основные технологии взаимодействия с властью посредством сети Интернет. В статье раскрывается механизм использования гражданского потенциала в решении вопросов экологической политики в условиях глобального падения доверия к институтам власти на примере таких кейсов как «Движение в защиту Химкинского леса» и «Зеленый щит».

Ключевые слова: gr-продвижение, экологический лоббизм, интернет, digital-инструменты.

DIGITAL INSTRUMENTS IN LOBBING (GR-PROMOTION) OF ECOLOGICAL PROJECTS Plotnikova D.E.

Plotnikova Daria Evgenevna — Graduate Student, DIRECTION: ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS, FACULTY OF ECONOMICS, INSTITUTE OF WORLD ECONOMY AND BUSINESS PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the issues of environmental lobbying in Russian practice. The relevance of using digital-tools in the process of GR-promotion of environmental profile projects is revealed and the main technologies for interacting with power via the Internet are classified. The article reveals the mechanism of using civilian potential in addressing environmental policy issues in the context of a global fall in confidence in government institutions using the examples of such cases as the "Movement for the Protection of the Khimki Forest" and the "Green Shield". Keywords: gr-promotion, analysis, ecological lobbing, Internet, digital instrument.

УДК 659.441

В России активное GR-продвижение проектов экологического профиля началось недавно в сравнение с другими западными странами, условно зарождение этого феномена относят к начало 90-х годов. Россия в данный момент является одной из наиболее загрязненных в экологическом плане стран мира. На территории страны ведется вырубка лесов в больших масштабах, существует проблема парникового эффекта, загрязнение водоемов, проблема бытовых отходов и т.д. Охрана окружающей среды, защита редкий и вымирающих особей, борьба за сохранение и восстановление природных ресурсов, предотвращение негативного промышленного и антропогенного влияния - вопросы, на которых сосредоточен экологический профиль, зачастую требующий государственной поддержки и принятия конкретных законодательных проектов.

В данной работе GR рассматривается как «особая организация взаимодействия негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, бизнеса) с государством для влияния на власть с целью согласования интересов и принятия эффективных решений» [3, с. 75]. В контексте данной работы понятие лоббирование и GR-сопровождение принято не разграничивать и считать синонимичными в силу специфики проектов экологического профиля.

Вопросы охраны окружающей среды в российском политическом процессе лежат вне приоритетов государственной политики. Ближайшим подтверждением этого является соотношение реализованных законодательных инициатив на федеральном уровне с иными направлениями работы [7, с. 3]. В России экологическая политика носит отрывистый характер и лишена системности, государство отдает приоритет в процессе своей деятельности другим направлениям, что приводит к отсталости инструментов регулирования отношений и

компромиссам в сфере природопользования на местном, региональном и федеральном уровнях. Вопросы охраны окружающей среды недостаточно представлены в текущей повестке дня, поэтому они не являются значимым фактором в электоральных предпочтениях, что подтверждается неудачами «зеленых» в политических проектах (движение «Кедр», Российская экологическая партия «Зеленые») [1, с. 26]. Положения по экологической проблематике присутствуют в программах многих политических партий, но на практике инициатива по продвижению данных пунктов серьезно ограничена, вплоть до теоретического декларирования и игнорирования.

Тем не менее, запрос на лоббирование проблематики, связанной с взаимоотношениями в сфере природоохраны, сегодня медленно, но целенаправленно возрастает, становясь потенциальным механизмом реализации экологических интересов. Как правило, субъектами GR экологического профиля являются инициаторы GR-деятельности некоммерческого сектора, к которым относятся фонды, союзы, НКО, а также отдельные гражданские активисты, выступающие в рамках движения «одной проблемы». В деятельности последних наиболее ярко выражена правозащитная и протестная составляющая, особенностью такой формы гражданского активизма является то, что «после решения основной, запустившей их деятельность социально-значимой проблемы, они переходят в «спящие состояние», либо переключают свое внимание на решение смежных вопросов, используя уже наработанные социальные связи и капитал, механизмы гражданского взаимодействия» [2, с. 146].

Экологические группы интересов, как и другие группы, используют любые доступные механизмы взаимодействия с властью. Главным каналом GR-продвижения для субъектов в экологическом профиле становится Интернет, посредством которого осуществляется получение необходимой информации, прямое давление на органы государственной власти, коммуникация с людьми, принимающими решения в органах государственной и муниципальной власти.

Использование возможностей сети усиливает два важнейших звена GR-продвижения: выявление союзников и поиск необходимых данных. Кроме того, есть возможность осуществить оперативную мобилизацию сил посредством электронной рассылки и скоординировать действия в режиме онлайн. Одна из главных причин возросшей роли Интернета заключается в том, что благодаря огромной аудитории, включающей в себя множество политически активных людей, он становится мощным электоральным ресурсом. С помощью Интернета политические субъекты могут как обрести серьезную общественную поддержку, так и потерять доверие людей.

В современном политическом процессе России все чаще блоги, социальные сети, форумы используются для агитации, привлечения сторонников, донесения политических программ, а также организации и координирования массовых акций.

В целом перечень используемых digital-инструментов выглядит так:

- три крупнейшие социальные сети VK, Facebook, Twitter, вспомогательно - видеохостинг Youtube;

- электронные средства массовой информации;

- форумы;

- рассылка фото-видеофайлов в соцсетях, вброс слухов, участие в обсуждениях на другие темы;

- посты в блогах, микроблоги;

- внутриорганизационные аудио- и видеочаты, почтовые рассылки, торрент раздачи;

- онлайн-конференции, онлайн-съезды;

- опросы;

- организация офлайновых политических мероприятий с помощью социальных сетей;

- PR-атаки на органы власти и ее представителей [4. с. 307].

Эксперты практически единодушно в качестве успешной кампании, реализованной через Интернет и использующей все эти инструменты выделяют протест в защиту Химкинского леса. Проблемной ситуацией, лежащей в основе возникновения протестной активности, явился проект строительства скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, предусматривающий прокладку трассы через территорию Химкинского леса. Согласно изначальному проекту, Химкинский лес подлежал вырубке под строительство трассы и транспортной инфраструктуры. Возникнув в публичном пространстве как конфликт по вопросам экологии и экологической безопасности, — проблема Химкинского леса расширилась став предметом активного лоббирования со стороны активных граждан.

Таким образом на микроуровне провялятся гражданская активность в рамках протестной кампании, при которой выступающие стремятся продвинуть свою политическую инициативу, которая и объединяет их в сообщество лоббистов. На первых парах данный протест не имел поддержки со стороны каких-то организационных структур и держался лишь на стремлении протестующих добиться справедливости и защитить лесные ресурсы. Ядром кампании против строительства трассы через Химкинский лес на протяжении всего периода противоборства являлось «Движение в защиту Химкинского леса» - добровольное, неформализованное объединение граждан, активно продвигающие свои интересы в Интернете. За период с июля 2006 по апрель 2011 г., по данным базы «Интегрум», в сети на различных площадках было опубликовано 15143 сообщения, касающихся протестной кампании в защиту Химкинского леса [5, с. 150]. Активисты использовали все возможные digital-каналы для освещения своей акции и привлечения общественного внимания. Были задействованы социальные сети, блоги, электронные СМИ, форумы, сайты политических партий и организаций, сайты общественно-политических лидеров, подкасты на различных ресурсах, разъясняющие суть происходящего.

Защитникам Химкинского леса удалось добиться некоторых успехов в достижении своих целей. Во-первых, — кампания в странах Европы имела своим итогом выход Европейского банка реконструкции и развития из проекта, что является несомненным успехом. Во-вторых, — в конфликт вынужден был вмешаться Президент РФ. Несмотря на окончательное решение президента строить трассу через Химкинский лес, — этот событие является показателем масштаба протестной кампании, развернувшейся благодаря digital-инструментам.

Интернет как виртуальная среда для политического участия имеет значительный потенциал. С развитием digital-технологий стали формироваться организованные электронные краудсорсинговые площадки, при помощи которых государство аккумулирует общественные инициативы, направленные на изменение внутренней и внешней политики. Учитывая опыт создания площадок в социальных сетях, государство инициировало создание портала «Российская общественная инициатива» (РОИ), где граждане могут сформулировать свои предложения по различным социально значимым вопросам, в том числе и предложения, направленные на нормализацию экологического ситуации в стране. Указом президента РФ № 183 от 04.03.2013 были учреждены правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами [6. с. 128]. Субъектом инициативы может выступить любой гражданин, достигший возраста 18 лет и зарегистрированный на портале www.gosuslugi.ru. После того как инициатива наберет голоса, она попадает в экспертную группу федерального, регионального или муниципального уровня, где будет приниматься решение о мерах по ее реализации.

Эффективности данной площадки вызывает много вопросов, поскольку за 5 лет существования портала набрать 100 тысяч подписей, необходимых для реализации на практике, смогли только 15 инициатив из 13 931 предложенных. Из них только две были одобрены экспертным советом и реализованы. Однако одна из них касается именно вопроса экологии -активисты требовали организовать «Зеленый щит» Москвы и Подмосковья в пределах 70 км от МКАД, ограничив на этой территории вырубку леса. Одобренная экспертами инициатива была принята на законодательном уровне, чтобы этого добиться активисты развернули широкую кампанию по привлечению жителей Подмосковья к природным проблемам.

Идея «Зеленого щита» в Подмосковье нашла широкий отклик и у знаменитостей. Спортсмены Евгений Плющенко, Владислав Габулов и Евгений Малкин выступили в поддержку инициативы, опубликовав информацию об инициативе в своих социальных сетях. Присоединился к ним и известный телеведущий Николай Дроздов. Музыканты тоже поддержали сохранение лесов Подмосковья. Группы «Иванушки International» и «Корни» опубликовали в Instagram фотографии с хэштегом #Зеленыйщит, который разошелся по сотням аккаунтов рядовых пользователей.

Практические примеры позволяют сделать вывод о том, что в России GR-сопровождение проектов экологического профиля тесно связано с институтом гражданской инициативы. Самыми доступными инструментами для активистов в условиях отсутствия или низкого интереса властных структур к вопросам экологии являются социальные сети, форумы, электронные рассылки, онлайн-мероприятия, электронные медиа и другие способы продвижения через Интернет. Развитие в стране получают краудсорсинговые площадки, через которые становится возможным установить диалог с властью и добиться принятия решений на законодательном уровне. Намеченные тенденции свидетельствуют о потенциале политического участия в сети Интернет, развитии новых digital-инструментов для привлечения сторонников и повышения значимости политической активности в экологическом профиле.

Список литературы / References

1. Мыльников М.А. Политическая программа и идеология «зелёных» партий в России: сравнительный анализ. // Политика и Общество, 2017. № 2. C. 1-10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=21753/ (дата обращения: 10.04.2019).

2. Никовская Л.И. Гражданский активизм и публичная политика в России: состояние и вызовы // Государство и граждане в электронной среде. Выпуск I (Труды XX Международной объединенной научной конференции Интернет и современное общество, IMS-2017. Санкт-Петербург, 21-23 июня 2017 г. Сборник научных статей). СПб: Университет ИТМО, 2017. 645 с. С. 144-158. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/publ/Nikovskaya_Grazhdan_aktivizm_2017.pdf/ (дата обращения: 11.04.2019).

3. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.А. Ачкасовой, И.А. Быкова. М.: Издательство Юрайт, 2018. 164 с.

4. Соколов А.В. Интернет-технологии политического участия и их влияние на офлайн-политику // Известия АлтГУ. 2014. №4 (84). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-tehnologii-politicheskogo-uchastiya-i-ih-vliyanie-na-oflayn-politiku/ (дата обращения: 11.04.2019).

5. Соколов А.В. Протестная кампания против строительства скоростной федеральной трассы «Москва — Санкт-Петербург» через Химкинский лес // Конфликтология, 2012. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_17943848_90926339.pdf/ (дата обращения: 11.04.2019).

6. Соловьев А.И. Гражданский сектор государственного управления / Под ред. проф. А.И. Соловьева. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2018. 440 с.

7. Щелоков А.А. Экологический лоббизм в современной России // Власть. 2010. №9. С. 53-55. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-lobbizm-v-sovremennoy-rossii/ (дата обращения: 10.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.