Научная статья на тему 'Использование данных мониторинга физической подготовленности для подготовки школьников к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО'

Использование данных мониторинга физической подготовленности для подготовки школьников к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО) / ШКОЛЬНИКИ / НОРМАТИВЫ / ИСПЫТАНИЯ / ТЕСТЫ / МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аршинник Сергей Павлович, Амбарцумян Наталья Александровна, Дудка Галина Николаевна, Малашенко Константин Васильевич, Пушкарный Михаил Юрьевич

В рамках настоящего исследования моделировалась ситуация, при которой появляется возможность оперативного увеличения числа школьников, способных выполнить нормативы ГТО на знак отличия по отношению к исходному уровню. Полученные результаты свидетельствуют, что за счет улучшения показателей всего одного или двух обязательных испытаний статистически значимо повышается количество учащихся, способных выполнить испытания ВФСК ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аршинник Сергей Павлович, Амбарцумян Наталья Александровна, Дудка Галина Николаевна, Малашенко Константин Васильевич, Пушкарный Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of monitoring data of physical fitness for preparation of school students to meeting regulatory requirements of GTO Complex

In the framework of this study the situation was simulated whereby there is a possibility for increasing the number of schoolchildren that are able to meet the GTO standards with getting the mark of upper difference in relation to the initial level. The obtained results show that due to the improvement of the indices of just one or two mandatory tests, the number of students, being able to perform the tests of the GTO, is statistically significantly increased.

Текст научной работы на тему «Использование данных мониторинга физической подготовленности для подготовки школьников к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО»

3. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - М. : Наука, 1970. - 272 с.

4. Донской, Д. Д. Движения спортсмена / Д. Д. Донской. - М. : Физкультура и спорт, 1965.

- 199 с.

5. Дьячков, В.Н. Ведущие параметры, фазы и элементы координации, и их отражение в ритме двигательных актов / В.Н. Дьячков // Сборник научных трудов ВНИИФК. - М., 1972. - С. 77-131.

6. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В.Б. Коренберг. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 208 с.

7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

8. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике : учебно-методическое пособие / Ю.В. Менхин. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 224 с.

9. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.

10. Ратов, И.Р. О двигательном мышлении // Теория и практика физической культуры. -1980. - № 3. - С. 22-24.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.

2. Bogen, M.M. (1985), Training in motor actions, Physical Culture and sport, Moscow.

3. Gurevich, K.M. (1970), Professional suitability and basic properties of the nervous system, Science, Moscow.

4. Donskoy, D.D. (1965), Movements of the athlete, Physical Culture and sport, Moscow.

5. Dyachkov, V.N. (1972), "Leading parameters, phases and elements of coordination and their reflection in the rhythm of motor acts", Collection of scientific works VNIIFK, Moscow, pp. 77-131.

6. Matveev, L.P. (1991), Theory and methods of physical culture, Physical Culture and sport, Moscow.

7. Korenberg, V.B. (1979), Fundamentals of qualitative biomechanical analysis, Physical Culture and sport, Moscow.

8. Menhin, Yu.V. (1976), Physical preparation in gymnastics, Physical Culture and sport, Moscow, pp. 58-60.

9. Ozolin, N.G. (1970), The modern system of sports training, Physical Culture and sport, Moscow.

10. Ratov, I.R. (1980), "On motor thinking", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp.

22-24.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2018

УДК 796.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ВФСК ГТО

Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Амбарцумян, старший преподаватель, Галина Николаевна Дудка,

старший преподаватель, Константин Васильевич Малашенко, кандидат педагогических наук, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСиТ),

Краснодар

Аннотация

В рамках настоящего исследования моделировалась ситуация, при которой появляется возможность оперативного увеличения числа школьников, способных выполнить нормативы ГТО на знак отличия по отношению к исходному уровню. Полученные результаты свидетельствуют, что

за счет улучшения показателей всего одного или двух обязательных испытаний статистически значимо повышается количество учащихся, способных выполнить испытания ВФСК ГТО.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), школьники, нормативы, испытания, тесты, мониторинг физической подготовленности.

APPLICATION OF MONITORING DATA OF PHYSICAL FITNESS FOR

PREPARATION OF SCHOOL STUDENTS TO MEETING REGULATORY REQUIREMENTS OF GTO COMPLEX

Sergey Pavlovich Arshinnik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Aleksandrovna Ambartsumyan, the senior teacher, Galina Nikolaevna Dudka, the senior teacher, Konstantin Vasilyevich Malashenko, the candidate of pedagogical sciences, Mikhail Yuryevich Pushkarny, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vasily Ivanovich Tkhorev, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

In the framework of this study the situation was simulated whereby there is a possibility for increasing the number of schoolchildren that are able to meet the GTO standards with getting the mark of upper difference in relation to the initial level. The obtained results show that due to the improvement of the indices of just one or two mandatory tests, the number of students, being able to perform the tests of the GTO, is statistically significantly increased.

Keywords: All-Russia physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (GTO), schoolchildren, standards, tests, tests, monitoring of physical preparedness.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет активный поиск подходов, позволяющих повысить эффективность подготовки к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО [2, 3, 4, 5, 7, 8]. Вместе с тем данная подготовка немыслима без получения объективной и исчерпывающей информации об исходном уровне готовности соискателей знака отличия ГТО выполнить соответствующие испытания [4]. Данный исходный уровень можно определить посредством «стартового» (исходного) тестирования по тестам, соответствующим испытаниям ГТО. Другими словами, на основании результатов мониторинга физической подготовленности школьников. Данный мониторинг позволяет определить как «сильные», так и «слабые» стороны физической подготовленности занимающихся и на их основе корректно спланировать процесс физического воспитания учащихся.

МЕТОДИКА

В рамках мониторинга физической подготовленности, который проводился в начале 2017/2018 учебного года, осуществлялась исходная оценка готовности школьников к выполнению нормативов испытаний начальных ступеней ВФСК ГТО. При этом моделировалась ситуация, при которой число школьников, способных выполнить нормативы ГТО на знак отличия по отношению к исходному уровню условно повышалось на 1 и 2 показателя соответственно.

В данном исследовании были задействованы учащиеся шести общеобразовательных организаций (школ, гимназий) города Краснодара 2-х, 4-х, 6-х, 8-х и 10-11-х классов (дети 8, 10, 12, 14 и 16-17 лет), относящихся, соответственно, к I, II, III IV и V ступеням ГТО. Общее количество испытуемых-школьников обоего пола составило 1899 человек (960 мальчиков и юношей и 939 девочек и девушек). Распределение участников исследования по возрастным ступеням представлено в таблице 1. Все учащиеся, задействованные в тестировании, не имели отклонений в состоянии здоровья и соответствовали основной медицинской группе.

Таблица 1 - Количество школьников, задействованных в исследовании

Ступень ГТО Мальчики, юноши Девочки, девушки Всего

I 134 138 272

II 269 264 533

III 230 213 443

IV 174 178 352

V 153 146 299

Итого 960 939 1899

Проверка подготовленности осуществлялась посредством учета результатов 7-ми тестов (4-х обязательных и 3-х по выбору). Программа тестирования, соответствующая испытаниям ВФСК ГТО представлена в таблице 2. При этом недостающие для конкретного знака отличия нормативы «по выбору» учитывались нами, как выполненные на «золотой» знак.

Для реализации исследования на базе компьютерной программы Microsoft Excel 2007 была разработана специальная электронная таблица, позволяющая рассчитать и оценить соответствие полученных в ходе испытаний показателей определенному знаку отличия ВФСК ГТО.

Таблица 2. - Программа мониторинга физической подготовленности школьников г. Красна_

Диагностируемые физические качества Ступень ГТО (возраст школьников, принявших участие в мониторинге)

I II (8лет) (10лет) III (12лет) IV (14лет) V (16-17лет)

Испытания (тесты)

Сила Подтягивание: мальчики - на высокой, девочки - на низкой перекладине

Быстрота Бег на 30 м | Бег на 60 м

Гибкость Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

Выносливость Бег на 1000 м Бег на 1500 м Бег на 2000м Бег: юноши - на 3000 м, девушки - на 2000 м

Ловкость Челночный бег 3x10 м

Скоростно-силовые Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин

Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблицах 3-5. Таблица 3. - Процентное соотношение школьников, способных выполнить нормативы

ВФСК ГТО начальных ступеней на знак отличия в начале 2017-2018 учебного года

Ступень ГТО Уровень готовности школьников г. Краснодара выполнить нормативы ГТО в начале учебного года

мальчики (юноши) девочки (девушки)

I 21,6±3,56% 37,7±4,12%

II 13,0±2,05% 29,9±2,82%

III 13,5±2,25% 19,2±2,70%

IV 16,1±2,79% 28,1±3,37%

V 15,7±2,94% 21,2±3,38%

Средние данные 16,0% 27,2%

Анализ данных, представленных в таблице 3, свидетельствует, что в начале 20172018 учебного года фактический уровень готовности школьников мужского пола города Краснодара к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО на знак отличия (как минимум бронзовый) весьма низок и составляет, в среднем, 16,0%. При этом от ступени к ступени происходит варьирование количества способных выполнить нормативы ГТО: наименьшее количество приходится на II и III ступени (соответственно, 13,0 и 13,5%), наибольшее - на I ступень (соответственно, 21,6%). При анализе данных установлено, что наиболее отстающими звеньями физической подготовленности у школьников мужского пола практически всех рассматриваемых возрастных ступеней являются показатели выносливости, силы и гибкости, то есть параметры, относящиеся к разряду «обязательных». Более качественные показатели они продемонстрировали по скоростным (бег на 30 и 60 м) и координационным (челночный бег 3*10 м) способностям; еще более

успешно мальчики и юноши Краснодара справляются с испытаниями, направленными на диагностику скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин). Подобные данные получены нами и в предыдущих исследованиях [1, 6].

Несколько специфичная по отношению к результатам мальчиков картина наблюдается у девочек и девушек. Это, прежде всего, обусловлено тем, что количество представительниц женского пола, способных в начале учебного года выполнить нормативы ГТО на знак отличия несколько выше, чем у мальчиков и составляет, в среднем, 27,2%.

Вместе с тем, также как у учащихся мужского пола у девочек (девушек) от ступени к ступени происходит изменение количества учениц, способных выполнить нормы ГТО. Еще одна специфичная черта показателей девочек состоит в том, что у них наименьшее количество «сдающих» приходится на III и V ступени (соответственно, 19,2 и 21,2%), наибольшее - на I и IV ступени (соответственно, 37,7 и 28,1%). Кроме того, в отличие от мальчиков «слабыми» параметрами у представительниц женского пола являются показатели выносливости и силы. Несколько лучше, но, всё же недостаточно сформированными у них оказываются такие физические качества, как гибкость и быстрота. Более успешно в начале учебного года у девочек города Краснодара, также, как и у мальчиков сформированы скоростно-силовые способности.

Таким образом, процесс подготовки к испытаниям ВФСК ГТО детей школьного возраста необходимо осуществлять с учетом имеющихся исходных данных, а также посредством учета возрастных и гендерных особенностей учащихся.

Далее наше исследование состояло в поиске определенных резервов подготовки школьников к испытаниям ГТО, позволяющих оперативно изменить сложившуюся негативную ситуацию и увеличить число способных выполнить испытания ГТО. В этой связи нами была смоделирована ситуация, при которой у учащихся, имеющих недостаточный для определенного знака отличия результат «искусственно» повышались (до уровня бронзового знака) показатели одного или двух недостающих показателя. Полученные таким образом данные свидетельствуют, что если добиться улучшения всего одного параметра физической подготовленности, который требуется учащимся для выполнения нормативов на знак отличия ГТО, то у мальчиков (юношей), количество способных выполнить нормативы статистически значимо (при p <0,001) возрастает: с 16,0 до 45,8% или более чем в 2,5 раза (таблица 4).

Таблица 4 - Изменение количества мальчиков и юношей, способных выполнить нормативы ВФСК ГТО начальных ступеней на знак отличия при условии увеличения числа выполненных нормативов на 1 и 2__

Фактическое ко- Количество способных выполнить нор-

Сту- личество способ- мативы на знак отличия ГТО при усло- t; p

пень ных выполнить вии улучшения показателей:

ГТО нормативы ГТО (1) одного испытания (2) двух испытаний (3) 1-2 1-3 2-3

I 21,6±3,56% 55,2±4,30% 81,3±3,37% 6,02; <0,001 12,18; <0,001 4,78; <0,001

II 13,0±2,05% 40,2±2,99% 69,5±2,81% 7,49; <0,001 16,24; <0,001 7,15; <0,001

III 13,5±2,25% 40,4±3,24% 67,4±3,09% 6,81; <0,001 14,11; <0,001 6,03; <0,001

IV 16,1±2,79% 44,2±3,76% 67,8±3,54% 8,48; <0,001 11,46; <0,001 4,57; <0,001

V 15,7±2,94% 49,0±4,04% 68,6±3,75% 6,67; <0,001 11,11; <0,001 3,57; <0,001

X 16,0% 45,8% 70,9%

У девочек и девушек эти показатели улучшатся более чем в 2 раза (с 27,2 до 56,3%, при р <0,05-0,001) (таблица 5).

Если же условиться, что учитель смог улучшить не один, а два показателя, то количество «сдающих» мальчиков возрастает относительно одного улучшения еще, в среднем, в полтора раза (с 45,8 до 70,9%), а относительно исходного уровня - более чем в 4 раза (р <0,001) (таблица 4). У девочек в таком случае количество способных выполнить

испытания изменится, соответственно, с 56,3 до 78,0% (в 1,4 раза; р <0,01-0,001), а относительно фактического уровня - почти в 3 раза (р <0,001) (таблица 5).

Таблица 5 - Изменение количества девочек и девушек, способных выполнить нормативы ВФСК ГТО начальных ступеней на знак отличия при условии увеличения числа выполненных нормативов на 1 и 2_

I II Фактическое количество способных выполнить нормативы ГТО (1) Количество способных выполнить нормативы на знак отличия ГТО при условии улучшения показателей: t; p

одного испытания (2) двух испытаний (3) 1-2 1-3 2-3

III 37,7±4,12% 52,2±4,25% 70,3±3,89% 2,45; <0,05 5,75; <0,001 3,14; <0,01

IV 29,9±2,82% 62,5±2,98% 81,8±2,37% 7,95; <0,001 14,10; <0,001 5,07; <0,001

V 19,2±2,70% 52,1±3,42% 76,5±2,90% 7,55; <0,001 14,47; <0,001 5,45; <0,001

X 28,1±3,37% 60,1±3,67% 77,0±3,16% 6,43; <0,001 10,58; <0,001 3,49; <0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I 21,2±3,38% 54,8±4,12% 84,4±3,02% 6,30; <0,001 13,95; <0,001 5,79; <0,001

II 27,2% 56,3% 78,0%

Таким образом, полученные в процессе моделирования результаты свидетельствуют о возможности исправления данной неблагоприятной ситуации.

В процессе анализа результатов исследования было также замечено, что для улучшения показателей, необходимых для выполнения норм ГТО многим учащимся достаточно всего на немного повысить их результаты. Например, в беге на «скорость» и «координацию» иногда достаточно улучшить результат преодоления дистанции лишь на 0,1-0,2 с, или увеличить показатели наклона вперед всего на 1-2 см и т.п., что достижимо при относительно непродолжительном периоде тренировки. Необходимо лишь владеть информацией об исходном уровне готовности к ГТО конкретного ученика и использовать более или менее эффективную методику подготовки.

Представленные расчетные данные свидетельствуют, что если у учителя имеются исчерпывающие данные об исходном уровне подготовленности школьников, и он осуществляет процесс воспитания физических качеств учащихся с учетом «слабых» звеньев физической подготовленности, то это позволит улучшить качество процесса физического воспитания и, как следствие, повысить количество школьников, способных выполнить нормативы ГТО. Таким образом, полученные данные позволяют корректно осуществлять «целевое планирование» [4], более целесообразно конструировать процесс физической подготовки школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Подготовка школьников к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО предполагает наличие объективной и исчерпывающей информации о степени их физической подготовленности, результаты которой являются исходными данными для планирования процесса физического воспитания. Данную информацию можно приобрести посредством соответствующего тестирования в рамках мониторинга физической подготовленности, программа которого должна соответствовать испытаниям ГТО.

2. Для краснодарских школьников мужского пола в начале учебного года наиболее трудными являются испытания, направленные на оценку выносливости, силы и гибкости; у представительниц женского пола - это, прежде всего, тесты «на выносливость» и «силу».

3. Наименьшее число краснодарских школьников, способных выполнить нормы ГТО на знак отличия в начале учебного года у мальчиков относится к II и III, а у девочек - к III и V возрастным ступеням.

4. Для статистически значимого повышения количества школьников, способных выполнить нормативы ГТО на знак отличия, необходимо улучшить результаты выполнения всего одного-двух «проблемных» тестов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Готовность школьников города Краснодара к выполнению «обновленных» нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / С.П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 13-19.

2. Игнатов, О.В. Методические приёмы дифференцированного подхода на уроках физической культуры в подготовке к выполнению обязательных тестов ВФСК «ГТО» младших школьников / О.В. Игнатов // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития : материалы международной научно-практической конференции. - Вологда : Маркер, 2016. - С. 152-156.

3. К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО / С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, В.И. Тхорев, Н.Г. Шубина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 73-81.

4. Лубышева, Л.И. Система базовых условий для подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО / Л. И. Лубышева, Л. А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 2. - С. 2-7.

5. Спирин, В.К. Обоснование спортизированной технологии подготовки и организации сдачи норм ГТО / В. К. Спирин // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М., 2016. - С. 308-316.

6. Степень готовности детей школьного возраста к выполнению нормативов комплекса ГТО / С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, М.Ю. Пушкарный, В. И. Тхорев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 19-27.

7. Федосеев, А.М. Структура и содержание занятий по физической культуре школьников 7-8 лет для выполнения норм ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Федосеев А.М. - Малаховка, 2017. - 26 с.

8. Хамитов, М.И. Совершенствование двигательных качеств мальчиков 13-15 лет на основе круговой тренировки для выполнения норм IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / М. И. Хамитов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 34-37.

REFERENCES

1. Arshinnik, S.P., Ambartsumyan N.A., Dudka, G.N., Malashenko, K.V. and Tkhorev, V.I. (2017), "Readiness of school students of city of Krasnodar for Implementation of the "updated" standards of the All-Russian Sports complex "Ready for Labor and Defense"," Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 13-19.

2. Ignatov O.V. (2016), "Methodical methods of the differentiated approach at the lessons of physical culture in preparation for the performance of mandatory tests of the Higher Military Educational Institution "TRP" ofjunior schoolchildren", In the collection: Science today: global challenges and mechanisms of development materials of the international scientific and practical conference, Marker, Vologda, pp. 152-156.

3. Arshinnik, S.P., Dudka, G.N., Tkhorev, V.I and Shubina N.G. (2017), "To the question about the development of the structure and content of the lesson of physical culture, aimed at preparing for the implementation of the standards of the of "Ready for Labor and Defense" complex", Pedagogiko-psyholog-icheskie i medico-biologicheskie problemy fizicheskoj kultury i sporta, Vol. 12, No. 2, pp. 73-81.

4. Lubysheva L.I. and Semenov L.A. (2018), "Key provisions for success of GTO complex tests at schools", Physical Education: Education, Training, No. 2, pp. 2-7.

5. Spirin V.K. (2016), "Substantiation of the sports technology of preparation and organization of the deposit of the TRP", Scientific and pedagogical schools in the field of sport and physical education: Proceedings of the 1st All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Moscow, pp. 308-316.

6. Arshinnik, S.P., Dudka, G.N., Malashenko, K.V., Pushkarny, M.Yu. and Tkhorev, V.I. (2015), "Degree of readiness of children of school age for implementation of standards of "Ready for Labor and Defense" complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 19-27.

7. Fedoseev, A.M. (2017), The structure and content of classes for the physical culture of schoolchildren 7-8 years to fulfill the norms of the WFSK "Ready for work and defense" (TRP), dissertation, Ma-lakhovka.

8. Khamitov, M.I. (2016), "Perfection of the motor qualities of boys of 13-15 years on the basis of circular training for the fulfillment of the norms of the IV stage of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense"", Physical culture, sport - science and practice, No. 4. pp. 34-37.

Контактная информация: arschinnik_fk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2018

УДК 796.342

ИЗМЕНЕНИЕ МОТОРНОЙ ПЛОТНОСТИ НА ЗАНЯТИИ ПО ТЕННИСУ В ГРУППАХ С РАЗНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЧЕЛОВЕК

Вячеслав Эрикович Ахмеров, старший преподаватель, Владимир Игоревич Сосульников, студент, Белорусский государственный институт физической культуры (БГУФК), Минск

Аннотация

В статье представлены данные об изменении моторной плотности занятий по теннису с разным количеством человек в группе. Содержание соревновательной деятельности теннисиста определяет постановку задач в тренировке. Так как теннис - вид спорта, в котором соперничают не более двух или четырех человек, то, соответственно, необходимо стремиться к тому, чтобы в тренировке также участвовали не более четырех человек. В существующих программах для ДЮСШ содержатся разные требования к количеству человек в группах. Актуальность этой проблемы не вызывает сомнения из-за высокой аренды теннисных кортов. В ходе проведенного исследования была установлена недостаточная моторная плотность уже при четырех занимающихся теннисистах в группе.

Ключевые слова: тренировка по теннису, количество человек в группе по теннису, моторная плотность на тренировке по теннису, эффективность тренировки по теннису, соревновательная деятельность теннисиста, аренда теннисных кортов.

CHANGING MOTOR DENSITY OF TENNIS LESSON IN GROUPS WITH DIFFERENT AMOUNT OF PEOPLE

Vyacheslav Erikovich Akhmerov, the senior teacher,

Vladimir Igorevich Sosulnikov, the student, Belarusian State Institute of Physical Culture, Minsk

Annotation

The article presents the data on changes in motor density of tennis lessons with different number of people in the group. The content of competitive activity of the tennis player determines the formulation of tasks in training. Since tennis is a sport in which there is no less than two or four people compete, it is, therefore, necessary to strive to ensure that no more than four people also participate in training. The existing programs for youth schools contain different requirements for the number of people in groups. The relevance of this problem is not in doubt because of the high rental of tennis courts. In the course of our research, insufficient motor density was established for even four tennis players in the group.

Keywords: tennis training, a lot of people in the group of tennis, motor density in training, effectiveness of tennis training, competitive activities of a tennis player, rent tennis courts.

Одним из наиболее популярных видов спорта, эффективно решающих задачи привлечения детей разного возраста к активному и здоровому образу жизни, является теннис. Он привлекателен сочетанием положительных эмоций и большого разнообразия движений, а также доступностью для детей разного возраста по возможности освоения техники и физических нагрузок [2, 3, 5-7].

При изучении требований к количеству человек в группе в программах подготовки теннисистов в ДЮСШ и ТТТВСМ было выявлено уменьшение количества занимающихся детей в группе в зависимости от года подготовки. В группе после двух лет обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.