Научная статья на тему 'Использование биологической обратной связи в процессе психолого-педагогического сопровождения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Использование биологической обратной связи в процессе психолого-педагогического сопровождения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
323
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биологическая обратная связь / депрессия / инвалиды / biofeedback / depression / disabilities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности психологопедагогического сопровождения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Использование технологии биоуправления способствует развитию навыков саморегуляции, повышает адаптационные возможности матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of biofeedback in the process of psycho-pedagogical support of mothers bringing up children with disabilities

The article considers the problem of improving the effectiveness of psycho-pedagogical support of mothers bringing up children with disabilities. The use of biofeedback technology encourages the development of self-regulation skills, increases the adaptive capacity of mothers bringing up children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Использование биологической обратной связи в процессе психолого-педагогического сопровождения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

The use of biofeedback in the process of psycho-pedagogical support of mothers bringing up children with disabilities

Section 8. Medical Psychology

Makarova Olga Valentinovna, Orel State University, associate professor of psychological, pedagogical and special education technologies department

E-mail: remsk@inbox.ru

The use of biofeedback in the process of psycho-pedagogical support of mothers bringing up children with disabilities

Abstract: The article considers the problem of improving the effectiveness of psycho-pedagogical support of mothers bringing up children with disabilities. The use of biofeedback technology encourages the development of self-regulation skills, increases the adaptive capacity of mothers bringing up children with disabilities.

Keywords: biofeedback, depression, disabilities.

Макарова Ольга Валентиновна К. п.н, доцент, Орловский государственный университет, доцент кафедры технологий психолого-педагогического

и специального образования E-mail: remsk@inbox.ru

Использование биологической обратной связи в процессе психолого-педагогического сопровождения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности психологопедагогического сопровождения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Использование технологии биоуправления способствует развитию навыков саморегуляции, повышает адаптационные возможности матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: биологическая обратная связь, депрессия, инвалиды.

Рождение ребенка с нарушениями развития увеличивает физическую и психологическую нагрузку на ближайшее окружение малыша. Известно, что социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) напрямую зависит от грамотного родительского, прежде всего, материнского поведения. В научно-методической литературе подчеркивается, что матери, воспитывающие ребенка с ОВЗ, независимо от характера патологии, имеют те или иные внутриличностные проблемы. Они часто подавлены

и переживают чувство вины из-за рождения аномального ребенка, испытывают социальную изоляцию, а чрезмерная погруженность в воспитание больного ребенка приводит к фрустрации их базовых потребностей. Снижается эмоциональный фон матерей, наблюдаются субдепрессивные расстройства, а вследствие этого ухудшается и качество жизни. Подавляющая часть матерей испытывают острую необходимость в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении [1, 2, 3, 4, 6, 7, 10].

35

Section 8. Medical Psychology

Одним из направлений эксперимента, проведенного на базе Центра детского развития г. Орла, являлось развитие навыков саморегуляции, повышение резистентности к стрессовому воздействию, уменьшение депрессивного состояния матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.

С целью оценки тяжести депрессии матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, и ее динамики в процессе терапии использовалась шкала Монт-гомери-Асберга (MADRS). Оценить субъективные признаки самоощущения испытуемых позволил опросник САН (самочувствие, активность, настроение) [9].

В эксперименте приняли участие 20 матерей, воспитывающих детей с ОВЗ (нарушение слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, комплексные нарушения психофизического развития).

Результаты тестирования по шкале MADRS позволили сделать вывод о том, что у большинства матерей (80%), воспитывающий детей с ОВЗ, депрессия средней степени (26-30 баллов), у части испытуемых (10%) — депрессия тяжелой степени (свыше 30 баллов). Испытуемых с легкой депрессией и нормальным состоянием не выявлено.

Тест САН продемонстрировал у всех испытуемых неудовлетворительное самочувствие, низкую активность и плохое настроение (< 4 баллов по всем шкалам).

С целью повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ, использовался метод компьютерного ЭЭГ биоуправления основанный на принципе биологической обратной связи (БОС). Терапия аффективных расстройств является относительно новой областью применения электроэнцефалографического тренинга. Курс альфа-сти-мулирующего тренинга проводился с помощью программно-аппаратного комплекса Бослаб, разработанного специалистами ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук.

Перед началом курса исследовалась биоэлектрическая активность головного мозга для определения оптимального места наложения электродов и диапазона альфа-ритма, поскольку

обязательным условием проведения электроэнцефалографического тренинга являются правильно выставленные диапазоны ритмов ЭЭГ. Для этой цели делалась проба закрытые/открытые глаза. Тестирование проводилось по двум каналам ЭЭГ.

Мониторирование электрической активности выявило у всех испытуемых дефицит альфа-активности в правой лобной доле и преобладание альфа-активности в левой лобной доле (при биполярном монтаже электродов в отведениях F4-C4 и Б3-С4).

Преобладание альфа-активности в правой лобной доле предрасполагает к развитию позитивных эмоциональных реакций, а доминирование альфа-активности в левой лобной доле предрасполагает к развитию депрессивных состояний. Депрессивного пациента можно обучить перераспределять альфа-активность, таким образом, чтобы правая лобная доля становилась более альфа-активной. При этом снижается глубина депрессии [5,8].

Курс терапии методом БОС состоял из 15 сеансов. Занятия проводились индивидуально, с частотой 2-3 раза в неделю. Первые 3-5 сеансов были обучающими. На следующих этапах выполнялись задания нарастающей сложности по увеличению уровня контролируемого параметра (индекса мощности альфа-ритма). Испытуемым предлагалось с закрытыми глазами увеличивать частоту возникновения сигнала обратной связи (то есть увеличивать альфа-активность) в течение 30-минутной сессии. В случае усталости испытуемого продолжительность сессии уменьшалась. Порог возникновения сигнала обратной связи устанавливался перед началом сеанса таким образом, чтобы альфа-активность исходно превышала его в 30% случаев. Положение электродов при проведении альфа тренинга: двухвостый датчик крепился в точках F4-O2.

Для достижения цели тренинга испытуемые использовали различные стратегии:

Техника Цигун (пациенты концентрировали внимание на чувстве прохождения энергии по каналам тела).

Техника аутогенной тренировки.

Создание динамических позитивных образов (Пенистон и Кулькоски).

36

The use of biofeedback in the process of psycho-pedagogical support of mothers bringing up children with disabilities

«Свободный метод». Испытуемым предлагалось свободно изменять предложенные методы.

В результате тренинга в подгруппе испытуемых с депрессией средней степени произошло перераспределение альфа-активности в сторону правого полушария, которое сопровождалось позитивными изменениями данных психологического тестирования. Показатели редукции шкалы MADRS составили в среднем 52%. Существенные положительные изменения были в тестах САН — значительное улучшение показателей самочувствия (на 45%) и настроения (на 60%). Полученные данные свидетельствуют о повышении адаптационных возможностей испытуемых на фоне проводимого курса БОС-терапии.

В подгруппе испытуемых с депрессией тяжелой степени показатели редукции шкалы MADRS оказались невысокими и составили в среднем 24%. Динамика психологических параметров в исследуемой подгруппе свидетельствует о некотором увеличении субъективных показателей активности и настроения по опроснику САН (на 25% и 12%), что отражает увеличение способности к социальной адаптации испытуемых.

Таким образом получены положительные результаты по редукции депрессивной симтома-тики. Наибольшую эффективность метод БОС-терапии продемонстрировал в подгруппе пациентов с депрессией средней степени.

Список литературы:

1. Багдасарьян И. С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. кандидата психологических наук. - Нижний Новгород, 2000.

2. Горячева Т. Г., Солнцева И. А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения/Под ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М., 2008. С. 285-298.

3. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 2008 г.

4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/Под ред. В. И. Селиверстову. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. С. 306-318; 331-333.

5. Низова А. В. Метод биологической обратной связи//Нелекарственные методы реабилитации больных с пограничными психическими расстройствами/Под ред. Тихоненко В. А. - Сб. научн. трудов ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. - М., 2005. - С. 111-128. (Соавт. Мельникова И.А).

6. Психология семьи и больной ребенок: Учеб. пособие для студ. вузов: Хрестоматия/авт.- сост.: И. В. Добряков, О. В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 400 с.

7. Семаго М. М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. М., 1992. - 53 с.

8. Скок А. Б. Использование биологической обратной связи для целенаправленного изменения поведения пациентов с аддиктивными расстройствами. Автореферат канд. дисс. Новосибирск, 1999.

9. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б.//Вопросы психологии. - 1973, - № 6. - С. 141-145.

10. Чарова О. Б. О влиянии родительско-детских отношений на развитие и формирование личности ребенка с психическим дизонтогенезом: Материалы научно-практической конференции. Орел, 1997. С. 81-83.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.