Научная статья на тему 'Использование биоиндикационных методик в организации исследовательской деятельности школьников'

Использование биоиндикационных методик в организации исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малафеева Евгения Федотовна, Марина Антонина Васильевна

Вниманию читателей предложена программа «Биоиндикационные методики исследования окружающей среды», реализуемая в классах с профильным естественнонаучным обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малафеева Евгения Федотовна, Марина Антонина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование биоиндикационных методик в организации исследовательской деятельности школьников»

Малафеева Евгения Федотовна, Марина Антонина Васильевна

Использование биоиндикационных методик в организации исследовательской деятельности школьников

Вниманию читателей предложена программа «Биоиндикационные методики исследования окружающей среды», реализуемая в классах с профильным естественнонаучным обучением.

Проект Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу среднего (полного) общего образования в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, рассматривает задачу, связанную с «приобщением учащихся к общекультурным и национальным ценностям, формированием системы предметных и метапред-метных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта».

Эта цель конкретизируется через «развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации»1.

Ее реальное воплощение в условиях массовой школы возможно при изучении отдельных разделов школьного курса биологии.

В свете исследуемой проблемы курс биологии основной школы предусматривает формирование наряду с остальными, таких понятий, как «человек и окружающая среда; социальная и природная среда, адаптация человека к ней; значение окружающей среды как источника веществ и энергии; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды», овладение такими видами деятельности, как «наблюдение, описание и измерение биологических объектов; анализ и оценка факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»2.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы предполагают, что в результате изучения биологии выпускник должен уметь «изучать биологические объекты, ставить

Малафеева

Евгения Федотовна,

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой

Марина

Антонина Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент Кафедра зоологии, анатомии, физиологии человека и животных Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас Нижегородской области

Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание.- М. : Просвещение, 2010. -(стандарты второго поколения).

2

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее (полное) общее образование. Биология. // Вестник образования России. 2004. - № 15.

Методические разработки

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее (полное) общее образование. Биология. // Вестник образования России. 2004. - № 15.

Фотографии к статье -Е.Ф. Малафеевой

биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать ... за поведением животных, сезонными изменениями в природе; ... описывать биологические объекты; выявлять приспособления организмов к среде обитания».

Наибольшими возможностями в овладении школьниками современными методиками научного поиска располагает курс биологии 10-11 классов. Его содержание направлено на достижение разнообразных целей, в том числе и «освоение знаний о методах научного познания, овладение умениями проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.»3.

Результаты изучения курса биологии в средней (полной) школе направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Вместе с тем следует иметь в виду, что подавляющее большинство общеобразовательных учреждений России на ступени старшей школы (10-11 классы) реализует базовый уровень стандарта школьного биологического образования, не предусматривающий углубленного изучения рассмотренных выше аспектов содержания.

В этой связи особое значение приобретает экологическая исследовательская деятельность учащихся, получившая в последние годы необычайно широкое распространение в практике работы массовой школы, отличающаяся большим разнообразием направлений, многообразием форм, использованием широкого арсенала исследовательских методик.

Интерес учащихся к исследованиям экологического состояния окружающей среды необычайно высок, о чем свидетельствует активное участие школьников в разнообразных экологических форумах, конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня. В последние годы существенно расширяется арсенал методик, используемых при организации и проведении таких работ.

Кроме того, в условиях реализации общеобразовательными учреждениями страны профильного обучения, предполагающего обучение по разнообразным профилям подготовки учащихся, значительно расширяется интерес школьных учителей к новым

Малафеева Евгения Федотовна, Марина Антонина Васильевна

методикам организации полевых, лабораторных исследований, к новым объектам для организации исследовательской работы.

Однако действующие учебно-методические комплексы по курсу школьной биологии для 10-11 классов разных профилей обучения [1], [3], [16], [17]. Свидетельствуют о слабой разработанности этого вопроса, отсутствии каких-либо новых направлений организации лабораторного практикума в условиях реализации разных вариантов специализации естественнонаучного профиля [24], [25], [33].

Мы глубоко убеждены в том, что обязательным условием профильной подготовки на ступени школьного образования является их стабильный интерес к изучаемому предмету, его практикоориентированная направленность, приближенность научных исследований к образовательному процессу в общеобразовательном учреждении.

В условиях профильности школьного образования хорошими перспективами знакомства учащихся с новыми методами исследовательской работы располагают элективные курсы, способствующие расширению и углублению предметных знаний учащихся, формированию у них системы исследовательских умений.

Руководствуясь этим, мы разработали элективный курс «Биоиндикационные методики исследования окружающей среды», основанный на применении в учебном процессе сравнительно новых методик изучения экологического состояния среды обитания живых организмов, человека в том числе. Этот курс может быть вполне успешно реализован и как курс пред-профильной подготовки для учащихся 9-х классов, которые уже изучили такие разделы школьной биологии как «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье» и знакомы с основными закономерностями взаимоотношений живых организмов и среды их обитания.

Курс включает как теоретический, так и практический блоки занятий, на которых идет знакомство с основными методиками изучения качества среды обитания с помощью биологических объектов. Выбор биоиндикации как основного метода исследования среды обитания живых организмов был обусловлен рядом основных причин:

1. Доступность используемых методик. Программа предполагает использование таких методов организации полевых и лабораторных исследований, которые не требуют применения дорогостоящего оборудования и химических реактивов.

2. Информативность. Использование разнообразных методов биоиндикационных исследований позволяет оценить качество среды обитания по реакции живых организмов на целый комплекс воздействий на них факторов среды, в том числе и антропогенных.

Методические разработки

3. Отсутствие так называемого «острого» эксперимента. Реакцию живых организмов-маркеров среды на действие ее разнообразных факторов (абиотических, антропогенных) можно проследить без нарушения их целостности и лишения жизнеспособности.

В качестве организмов-маркеров можно использовать ряд растительных и животных организмов, особенности строения и жизнедеятельности которых позволяют на основе легкосопоставимых морфологических признаков сделать выводы о влиянии факторов среды на популяци-онную структуру вида с помощью полиморфизма, рассматриваемого как проявление биологического разнообразия на популяционном уровне.

Программа «Биоиндикационные методики исследования окружающей среды»

Пояснительная записка

Программа организации экологических исследований состояния окружающей среды с использованием современных методик является важным звеном базовой образовательной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений и объединений экологической направленности. Ориентация ее имеет образовательно-развивающий характер. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания и имеет ярко выраженную практическую направленность.

Программа рассчитана на 42 часа, из них: теоретические занятия - 12 ч, лабораторные занятия - 30 ч.

Программа решает следующие задачи:

1. Знакомство учащихся с современными методиками организации экологических исследований и оценки экологического состояния окружающей среды своей местности.

2. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с овладением новыми методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений.

3. Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Малафеева Евгения Федотовна, Марина Антонина Васильевна

Ведущие теоретические идеи программы

Школьники, интересующиеся проблемами исследования экологического состояния окружающей среды, должны быть знакомы с основными понятиями современной научной экологии, основными направлениями экологического мониторинга окружающей среды.

Ведущими теоретическими идеями программы являются:

• социальный заказ общества образовательным учреждениям;

• экологизация содержания школьной биологии;

• развивающий и воспитывающий характер обучения;

• комплексный подход к осуществлению экологического образования учащейся молодежи;

• региональный подход к осуществлению экологической исследовательской деятельности учащихся;

• компетентностный подход к организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

• практикооринтерированная направленность обучения.

Ключевые понятия программы

«Окружающая среда», «факторы среды», «биотические факторы», «абиотические факторы», «антропогенные факторы», «экологическое состояние окружающей среды», «мониторинг», «экологический мониторинг», «индикатор», «биоиндикатор», «тест-объект», «организм-маркер», «биоиндикация», «биотестирование», «флуктуирующуя асимметрия», «фен», «фенетика», «фенетические исследования», «качество среды обитания».

Содержание программы

Введение (2 ч)

Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды. История развития отношений общества и природы. Возрастание роли экологии в настоящее время.

Современные экологические проблемы (глобальные, региональные, локальные). Основные экологические проблемы регионального характера и возможные пути их решения.

I. Среда обитания (2 ч)

Понятия: среда обитания, среда жизни, окружающая среда. Факторы среды. Классификация факторов среды - биотические, абиотические, антропогенные. Их влияние на живые организмы. Качество среды.

II. Методы диагностики состояния окружающей среды (2 ч)

Понятие «метод диагностики состояния окружающей среды». Разнообразные подходы к классификации методов

Методические разработки

Т\

диагностики. Виды методов диагностики: физические, химические, биологические; математическое моделирование. Характеристика видов. Комплексный характер использования методов диагностики.

III. Современные методики исследования состояния окружающей среды (34 ч)

3.1. Методика флуктуирующей асимметрии (14 ч):

а) сущность методики флуктуирующей асимметрии. Понятия: симметрия, антисимметрия, асимметрия. Меристические (счетные) и пластические признаки;

б) объекты исследования. Критерии отбора объектов исследования. Модельные объекты исследования. Древесные растения -береза повислая. Позвоночные животные - рыбы (плотва, окунь), земноводные (прудовая, озерная лягушки), пресмыкающиеся (прыткая ящерица);

в) отбор проб полевого материала и подготовка к выполнению исследований:

• Растения: сроки сбора материала. Объем выборки. Выбор деревьев. Сбор листьев с растения. Подготовки и хранение материала.

• Рыбы: сбор материала. Подготовка и хранение материала.

• Земноводные: сбор материала. Подготовка и хранение материала.

• Пресмыкающиеся: сбор материала. Подготовки и хранение материала.

г) выполнение исследований:

• Растения: морфологические признаки, используемые для оценки стабильности развития листа березы повислой: ширина левой и правой половинок листа; длина жилки второго порядка, второй от основания листа; расстояние между основанием первой и второй жилок второго порядка; расстояние между концами первой и второй жилок второго порядка; угол между главной жилкой и второй от основания листа жилкой второго порядка.

• Рыбы: меристические признаки леща и плотвы, используемые для оценки стабильности развития: число лучей в грудных плавниках; число лучей в брюшных плавниках; число лучей в межжаберной перегородке; число жаберных тычинок на 1-й жаберной дуге; число глоточных зубов; число чешуй в боковой линии; число чешуй боковой линии, прободённых сенсорными канальцами.

• Земноводные: меристические признаки для оценки стабильности развития прудовой лягушки: число полос на дор-зальной стороне бедра; число пятен на дорзальной стороне бедра; число полос на дорзальной стороне голени;

Использование биоиндикационных методик в организации исследовательской деятельности школьников

Малафеева Евгения Федотовна, Марина Антонина Васильевна

число пятен на дорзальной стороне голени; число полос на стопе; число пятен на стопе; число пятен на спине; число белых пятен на плантарной стороне второго пальца задней конечности; число белых пятен на плантарной стороне третьего пальца задней конечности; число белых пятен на плантарной стороне четвертого пальца задней конечности.

• Пресмыкающиеся: меристические признаки для оценки стабильности развития ящерицы прыткой: число: задненосо-вых и переднескуловых щитков; предглазничных щитков; верхнегубных щитков до подглазничного; верхнегубных щитков после подглазничного (до угла рта); нижнегубных щитков; нижнечелюстных щитков; надглазничных щитков; верхнересничных щитков; зернышек между верхнересничными и надглазничными щитками; нижнересничных щитков; глазнично-височных щитков; верхневисочных щитков; бедренных пор.

д) обработка и оформление результатов исследований:

• Растения: Величина асимметрии у листьев растений как различие в промерах слева и справа, отнесенное к сумме промеров на двух сторонах. Вспомогательные таблицы для расчета признака.

Пятибалльная шкала оценки качества среды обитания березы повислой

Стабильность развития в баллах Величина показателя стабильности развития Качество среды

1 < 0,040 Условно нормальное

2 0,040-0,044 Начальные (незначительные) отклонения от нормы

3 0,045-0,049 Средний уровень отклонений от нормы

4 0,050-0,054 Существенные (значительные) отклонения от нормы

5 > 0,54 Критическое состояние

• Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся: интегральный показатель стабильности развития - средняя частота асимметричного проявления на признак. Разные способы математической обработки материала. Расчет критерия Стьюдента.

Методические разработки

Пятибалльная шкала оценки качества среды обитания позвоночных животных

Стабильность развития в баллах Величина показателя стабильности развития Качество среды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыбы Земноводные Рептилии

1 < 0,30 <0,50 < 0,22 Условно нормальное

2 0,30-0,34 0,50-0,54 0,23-0,26 Начальные (незначительные) отклонения от нормы

3 0,35-0,39 0,55-0,59 0,27-0,3 Средний уровень отклонений от нормы

4 0,40-0,44 0,60-0,64 0,31-0,54 Существенные (значительные) отклонения от нормы

5 >0,44 >0,64 > 0,55 Критическое состояние

3.2. Фенетические исследования (20 ч)

а) сущность фенетических исследований и возможности их использования для оценки характера среды обитания организмов. Понятие фена. Фенетическое разнообразие. Редкие фены. Часто встречаемые фены;

б) объекты исследования. Критерии отбора объектов исследования. Модельные объекты исследования. Травянистые растения - растения рода Клевер. Беспозвоночные животные насекомые (клоп-солдатик, колорадский жук). Позвоночные животные пресмыкающиеся (прыткая ящерица);

в) отбор проб в полевых условиях:

• Растения: выбор учетных площадок. Требования к учетным площадкам. Выбор направления исследования. Объем выборки. Повторности. Способы записи полученных результатов.

• Беспозвоночные: выбор учетных площадок с различной степенью антропогенной нагрузки. Объем выборки. Ручной сбор половозрелых особей. Фиксация. Сортировка и высушивание насекомых. Регистрация особей в журналах и их описание.

• Пресмыкающиеся: сбор материала. Способы записи полученных материалов.

г) выполнение исследований:

• Растения: методика Т.Я. Ашихминой, основанная на выделении так называемого «седого пятна» на листьях. Методика П.Я. Шварцмана, связанная с генетической детерминацией разнообразия формы «седого пятна» на листьях.

Использование биоиндикационных методик в организации исследовательской деятельности школьников

Малафеева Евгения Федотовна, Марина Антонина Васильевна

• Беспозвоночные: методика Е.П. Климец. Работа с каталогами вариаций меланизированного рисунка переднеспинки и надкрыльев клопа-солдатика (по Батлуцкой, Хороль-ской, Бусаровой, Кокориной), каталогами фенов рисунка центрального пятна темени, элитр(надкрыльев), переднеспинки колорадского жука. Заполнение рабочих таблиц.

• Пресмыкающиеся: дискретные вариации в строении перед-неносового, лобноносового и предлобного щитков на голове прыткой ящерицы. Дискретные вариации рисунка спины прыткой ящерицы: центральная и боковая полосы спины, пятна спины между полосами.

д) Обработка и оформление результатов исследований.

• Растения: Расчет частоты встречаемости каждого фена. Суммарная частота встречаемости всех фенов с рисунком (индекс соотношения фенов).

Дифференцированная оценка степени загрязнения почв

Индекс соотношения фенов Качество среды

До 20-30% Очень чистые почвы

31-40% Удовлетворительное состояние

41-60% Средняя степень загрязнения

61-80% Сильное загрязнение

81-100% Очень сильное загрязнение

• Беспозвоночные: Расчет частоты встречаемости каждого фена отдельно взятого признака. Внутрипопуляционное разнообразие фенов одного признака. Расчет доли редких фенов. Внутрипопуляционное разнообразие по нескольким признакам.

• Пресмыкающиеся: оценка степени разнообразия популяции, расчет внутрипопуляционного разнообразия фенов, доли редких фенов.

IV. Обобщение (2 ч)

Подведение итогов реализации программы. ТЯ

Методические разработки

Тематический план

Название темы Теоретические занятия Лабораторные работы

Введение 2

1. Экология как наука 1

2. Современные экологические проблемы 1

I. Среда обитания 2

1. Понятие среды. Факторы среды 1

2. Качество среды 1

II. Методы диагностики состояния окружающей среды 2

1. Понятие «метод диагностики состояния окружающей среды» 1

2. Разнообразные подходы к классификации методов диагностики 1

III. Современные методики исследования состояния окружающей среды

Методика флуктуирующей асимметрии 2 12

1. Сущность методики 1

2. Объекты исследования. Критерии отбора объектов исследования 1

3. Отбор проб полевого материала и подготовка к выполнению исследований 4

4. Выполнение исследований 4

5. Обработка и оформление результатов исследований 4

Фенетические исследования состояния окружающей среды 2 18

1. Сущность фенетических исследований как метода исследования характера среды обитания 1

2. Объекты исследования. Критерии отбора объектов исследования 1 4

3. Отбор проб в полевых условиях 4

4. Использование методики Т.А. Ашихминой при работе с клевером 1

5. Использование методики П.Я. Шварцмана при работе с клевером 1

6. Методика Е.П. Климец при работе с клопом-солдатиком и колорадским жуком 2

7. Изучение дискретных вариаций строения щитков головы прыткой ящерицы 1

8. Изучение е дискретных вариаций рисунка спины прыткой ящерицы 1

9. Обработка и оформление результатов исследований 4

IV. Обобщение 2

Итого: 42 12 30

Малафеева Евгения Федотовна, Марина Антонина Васильевна

Литература

1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. - М.: Просвещение, 1989.

2. БатлуцкаяИ.В., ГончароваЕ.Н. Каталог фенов элементов меланизирован-ного рисунка надкрыльев клопа-солдатика // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Естественные науки. Приложение №1. - Ростов-н/Д, 2003. - С. 50 - 52.

3. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов, А.Н. и др. Биологический эксперимент в школе. Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1990.

4. Булдакова Е.П., Бусарова Н.В. Полиморфизм и популяционная структура колорадского жука (Lepinotarsa decemlineata Say) в различных природных условиях // Вестник научного студенческого общества. (Серия Естественные науки и их преподавание). Выпуск 2. Арзамас: АГПИ, 2009. - С. 7-10.

5. Брюбейкер Дж.Л. Сельскохозяйственная генетика. М.: Колос, 1966. -223 с.

6. Ватти К.В. Руководство к практическим занятиям по генетике/ К.В. Ватти, М.М. Тихомирова - М.: Просвещение, 1979. - 189 с.

7. Гелашвили Д.Б., Чупрунов Е.В., Иудин Д.Н. Структурные и биоиндикационные аспекты флуктуирующей асимметрии билатерально-симметричных организмов // Журнал общей биологии, 2004. - Том 65. - № 5. -С.433-441.

8. Демешко В.В. Фенетическая изменчивость клевера белого как индикатор качества среды. Сахаровские чтения 2009 года: экологические проблемы XXI века. //Материалы Международной научной конференции (21-22 мая 2009 г. Минск, Республика Беларусь)/под ред. С.П. Кундаса, С.Б. Мельникова, С.С. Поздняка - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2009 - С. 148 - 149.

9. Животовский Л.А. Популяционная биометрия/ Л.А.Животовский . -М.: Наука, 1991

10. ЖивотовскийЛ.А. Показатель сходства популяций внутрипопуляцион-ного разнообразия // Журн. общ. биологии. - 1980. - Т. 41, № 6. -С. 824 - 836.

11. Захаров В.М. Асимметрия животных - М.: Наука, 1987. - 216 с.

12. Захаров В.М. и др. Здоровье среды: Методика оценки. Оценка состояния природных популяций по стабильности развития: Методологическое руководство для заповедников - М.: Центр экологической политики России, 2000. - 66 с.

13. ЗахаровВ.М., ЧубинишвилиА.Т. Мониторинг здоровья среды на охраняемых природных территориях - М.: Центр экологической политики России, 2001. - 148 с.

14. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. - 590 с.

15. Климец Е.П.. Дискретные вариации рисунка на дорсальной стороне тела колорадского жука (Leptinotarsa decemlineata) // Популяционная фенетика. - М., 1997. - С. 45 - 48.

16. Козлова Т.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику «Биология. Общая биология. Базовый уровень»10-11 классы.- М : Дрофа, 2008.

17. Комиссаров Б. Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии. - М.: Высш. шк., 1988.

18. Кутырева М.А. Фенетическая изменчивость колорадского жука Нижегородского Предволжья // Вестник научного студенческого общества. (Серия Естественные науки и их преподавание). Выпуск 1. Арзамас: АГПИ, 2008. - С. 35-38.

Методические разработки

19. ЛакинГ.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1990. - 99 с.

20. Малафеева Е.Ф., Нуштаева И.В, Малышев Ю.А. Изучение состояния водных объектов методом флуктуирующей асимметрии // Материалы Всероссийской научной конференции «Охрана растительного и животного мира Поволжья и сопредельных территорий», Пенза, 20-21 мая 2003 г. - Пенза: ПГПУ, 2003. - С. 173-176.

21. Малафеева Е.Ф., Ухлин И.А., Маринина С.В. Использование стабильности развития зеленых лягушек для оценки экологического состояния водоемов // Особь и популяция - стратегия жизни. Сборник материалов 1Х Всероссийского популяционного семинара. Уфа, 2-6 октября 2006 г. - Уфа: Изд.дом ООО «Вилл Окслер», 2006.-Ч.1.- С. 380-385.

22. Обзор состояния загрязнения природной среды на территории Нижегородской области в 2005 году. Под ред. Дорониной А.И. - Н. Новгород, 2006. - 324 с.

23. Песенко Ю.А. Принципы и методы количественного анализа в фауни-стических исследованиях. - М.: Наука, 1982. - 287 с.

24. Сонин Н.И, Козлова Т.А. Общая биология. 10-11 классы. Методическое пособие. - М. : Дрофа, 2008.

25. Сивоглазов В.И, Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология. Общие закономерности. Книга для учителя. - М.: Школа-Пресс, 1996.

26. Федоренко С.С. Выявление закономерности влияния факторов окружающей среды на флуктуацию и асимметрию элементов меланизиро-ванного рисунка надкрыльев клопа-солдатика в различных районах города Белгорода // Биология - наука XXI века: 10-я Пущинская школа-конференция молодых учёных, посвящённая 50-летию Пу-щинского научного центра РАН. Пущино, 2006. - С. 322-323.

27. Шварцман П.Я. Полевая практика по генетике с основами селекции. М.: Просвещение, 1986. - 111 с.

28. Экологический мониторинг. Методы биологического и физико-химического мониторинга. Ч. 3: Учебное пособие / под ред. проф. Д.Б. Гелашвили Н. Новгород: Изд. ННГУ. - 1998. - 319 с.

29. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. /Под ред. Ашихмина Т.Я.- М.: Академический Проект, 2005. - 416 с.

30. Экологическая токсикология (лабораторный практикум) / под ред. Проф. А.И. Дмитриева, НГПУ, 2009. - С.177-186.

31. Яблоков А.В. Фенетика. Эволюция. Популяция. Признак. - М.: Наука, 1980. - 132 с.

32. Яблоков А.В., Ларина Н. И. Введение в фенетику популяций. Новый подход к изучению природных популяций. - М.: Высш. шк., 1985. - 159 с.

33. Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология: 9 кл. - М.: Владос, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.