Научная статья на тему 'Использование беспилотных летательных аппаратов в МЧС России'

Использование беспилотных летательных аппаратов в МЧС России Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1068
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование беспилотных летательных аппаратов в МЧС России»

Использование беспилотных летательных аппаратов

в МЧС России

Н. И. Попов, ст. преподаватель, С. В. Ефимов, канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В настоящее время в МЧС России все большее значение уделяется использованию беспилотных летательных аппаратов. Они помогут получить подробную информацию о возгораниях, особенно на более отдалённых территориях, и сэкономить людские силы.

«Беспилотники» позволяют обследовать зону ЧС площадью до 100 квадратных километров, не подвергая опасности людей, качество фотоснимков, полученных с высоты 250 метров, позволяет достаточно хорошо рассмотреть объекты размером метр на метр.

Для управления беспилотниками разработаны специальные мобильные пункты, позволяющие осуществлять прием, запись и отображение видео- и телеметрической информации, передаваемой с борта БПЛА.

После запуска полет проходит в автоматическом режиме, при необходимости оператор может перевести беспилотник на ручное управление, изменить маршрут и высоту полета, а также отменить полетное задание. В МЧС, для модернизации технической базы министерства разработана программа переоснащения современными образцами техники и оборудования в том числе и БПЛА на 2011-2015 годы. Программа предусматривает выделение на эти цели 43 миллиардов рублей. К 2015 году доля современной техники в МЧС должна достигнуть 80 %.

Связь обеспечивают десять роботов-беспилотников. Каждый из них представляет собой легкий планер с электромотором и передатчиками сигнала. Все эти устройства может нести один человек. Выбрав удачное место, он запускает их в воздух, просто подбросив вверх, после чего может управлять всем десятком с ноутбука.

Изобретатели, сотрудники Федеральной политехнической школы Лозанны, считают, что новые беспилотники способны оперативно разворачивать беспроводные коммуникации в зонах бедствий, и тем самым значительно облегчить работу спасателей.

«Наша промышленность, наша наука готова к такому перевооружению. Дело осталось за малым — определиться, в каком объеме, количестве, какая техника будет поставляться», — сказал основатель МЧС С. К. Шойгу в после демонстрационных учений на полигоне 179-го Спасательного центра в подмосковном Ногинске. Он отметил, что в 2012 МЧС уже получило первую сотню единиц техники. Среди основных задач бывший министр назвал воздушную разведку. По его мнению, главное, чтобы такими беспилотниками начали оснащаться субъекты РФ, особенно густонаселенные районы и где есть опасность лесных пожаров, чтобы можно

было быстро проводить разведку. Беспилотники будут ставиться на вооружение, это есть в программе и планах министерства. Их также можно использовать для обеспечения связи в местах возникновения ЧС.

Сегодня авиационные комплексы с беспилотными летательными аппаратами являются одним из наиболее перспективных видов вооружения МЧС. В интересах ведомства беспилотные авиационные комплексы позволяют свести к минимуму использование пилотируемой авиации в районах действия и способны решать широкий круг задач:

- ведение всех возможных, в зависимости от имеющейся на борту целевой нагрузки, видов разведки с целью обеспечения своих сил требуемой информацией - в реальном масштабе времени;

- корректирование действий сил и средств, выдача целеуказания и оценка результатов; ретрансляция информации; мониторинг объектов в интересах обеспечения безопасности; оперативный круглосуточный мониторинг высокорисковых технологических объектов и транспортной инфраструктуры - автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов, трубопроводов различного назначения и пр.; проведение инспекции объектов, в т. ч. в условиях чрезвычайных ситуаций, техногенных или природных катастроф (пожары, наводнения, радиационные, химические или бактериологические загрязнения, утечки нефти и газа, повреждения линий электропередач и т. п.); работы в качестве ретранслятора в информационно-связных системах различного назначения.

Уникальность беспилотных авиационных комплексов обусловлена такими их особенностями как возможность использования с аэродромов или наземных площадок без специальной подготовки инфраструктуры; многократность использования БЛА; более низкая стоимость разработки, производства и эксплуатации в сравнении с пилотируемыми ЛА; исключение потерь личного состава; способность использовать в качестве целевой нагрузки радиоэлектронную и специальную аппаратуру для решения широкого круга задач; а также возможность использования с ограниченных по размеру площадок (для мини- и микро-БЛА и аппаратов вертолетного типа). Беспилотники вертолетного типа отличаются малым временем подготовки к полету, высокой маневренностью, возможностью полета в режиме зависания, малым уровнем помех от силовых установок.

Согласно находящимся в открытом доступе документам организаций Европейского Союза, распределение потребительского спроса на гражданские БПЛА в период с 2015 по 2020 гг. выглядит следующим образом:

- 45 % — правительственные структуры,

- 25 % — пожарные,

- 13 % — сельское хозяйство и лесничество,

- 10 % — энергетика,

- 6 % — обзор земной поверхности,

- 1 % — связь и вещание.

Мы сторонники самого широкого внедрения беспилотных летательных аппаратов у себя и в других ведомствах, например в лесоохране, отвечающей за выявление и подавление очагов лесных пожаров. Когда мы занимаемся работой по спасению человеческой жизни, все средства хороши.

Эта максима позволяет в каждом конкретном месте грамотно строить отношения с организацией, которая обеспечивает безопасность полетов и управление воздушным движением. МЧС ответственно использует потенциально опасные технологии, в том числе авиационные.

Библиографический список

1. http://www. kommersant. ru.

2. http://weaponscollection. com.

3. http://www. aviaport. ru/digest/2008.

4. http://gunm. ru/news/rossijskie_bespilotniki_novyj_ehtap/2012-03-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.