Научная статья на тему 'Использование балльно-рейтинговой системы как средства управления качеством образовательного процесса в филиале вуза'

Использование балльно-рейтинговой системы как средства управления качеством образовательного процесса в филиале вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / POINT-RATING SYSTEM / THE QUALITY OF EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Химичева Дарья Павловна

В статье исследуется понятие «качество образования». Показана роль балльно-рейтинговой системы как средства управления качеством образовательного процесса в филиале вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE POINT-RATING SYSTEM AS A MEANS OF EDUCATIONAL PROCESS QUALITY MANAGEMENT IN UNIVERSITY BRANCH

The article examines the concept “quality of education”. The role of point-rating system as a means of the educational process quality management is testified.

Текст научной работы на тему «Использование балльно-рейтинговой системы как средства управления качеством образовательного процесса в филиале вуза»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

Химичева Дарья Павловна

преподаватель, филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» »национальный исследовательский университет) в г. Озерске, г. Озерск Челябинской области

E-mail: grustik2007@rambler.ru

THE USE OF THE POINT-RATING SYSTEM AS A MEANS OF EDUCATIONAL PROCESS QUALITY MANAGEMENT IN UNIVERSITY

BRANCH

Khimicheva Daria

lecturer, Branch of Federal State State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education «South Ural State University» »natiooal rresarrh uuiveerity)

in Ozersk, Ozersk

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется понятие «качество образования». Показана роль балльно-рейтинговой системы как средства управления качеством образовательного процесса в филиале вуза.

ABSTRACT

The article examines the concept “quality of education”. The role of point-rating system as a means of the educational process quality management is testified.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система; качество образования; управление качеством.

Keywords: point-rating system; the quality of education; quality management.

Актуальность исследования. Востребованность бакалавров на рынке труда предъявляет новые требования к уровню их профессиональной подготовки.

Главная цель университетов — профессиональное образование и подготовка кадров. В этих условиях необходим переход на новую модель обучения студентов, требующую от преподавателей активности в преподавании и в исключении субъективности при оценке результатов обучения, а от

студента — активности и самостоятельности в учебном процессе, направленных на увеличение высоких показателей в профессиональной подготовке [3].

В связи с принятием Болонской декларации о переходе на рейтинговую систему оценки, во многих университетах России апробируются разные варианты оценивания качества профессиональной подготовки студентов [2].

Таким образом, цель исследования заключается в изучении эффективности работы балльно-рейтинговой системы как средства управления качеством образовательного процесса в филиале вуза.

Рассмотрим основные условия, характеризующие образовательный процесс в целом и его качественную составляющую.

Образование должно легко осваиваться, не предусматривать углубленной и интенсивной работы (и тем более не предполагать ее в дальнейшем), давать конкретные простые способы безусловного поведения по установленному алгоритму в ситуации «здесь и сейчас».

Качество образования определяется объединением следующих показателей:

• содержание образования;

• кадровый состав;

• материально-техническая база;

• формы и методы обучения.

В качестве образовательной системы отражается качество образовательного процесса: качество обучения и воспитания.

Процесс есть единство целей субъекта, предмета преобразования или объекта, процессов, средств (ресурсов) и способов преобразований (технологий) [1].

Образовательный процесс есть совокупность целей и содержания, представленных в форме программы образования, субъекта образовательного процесса — преподавательского состава, который его организует, объекта образовательного процесса — студентов, на которых он направлен, средств

образовательного процесса — материально-технической базы, учебнометодической литературы, компьютерно-информационных ресурсов, помещений, оборудования, оргтехники, библиотеки и других хранилищ учебной и научной информации, «способов» образовательный процессов -образовательных технологий [1].

Поэтому качество образовательного процесса синтезируется из качества составляющих его компонентов (рисунок 1):

• образовательной программы;

• кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе;

• студентов (на входе — качества абитуриентов, на выходе — качества выпускников);

• средств образовательного процесса: материально-технической базы, учебно-методического обучения, используемых учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.;

• образовательной технологии [1].

Управление качеством (или система качества) — это воздействие на процессы становления, обеспечения, поддержание развития (улучшения) качества объектов (процессов) в их жизненном цикле и в цепи жизненных циклов со стороны «субъекта управления» и организации им обратной связи (контроля, оценки, анализа) в соответствии со сформированными целями, нормами, доктриной [1].

Качество

образовательной

программы

Качество кадрового и научного потенциалов

Качество студентов (качество абитуриентов, выпускников)

Качество средств образовательно процесса

Качество образовательной технологии

Рисунок 1. Составляющие качества образовательного процесса

Идеология управления качеством становится определяющей в управлении обществом и отдельными организациями и предприятиями особенно в развитых странах. Сформировалась концепция и методология всеобщего управления качеством (Total Quality Management), которые, по данным конгресса ЕОК (Европейская организация качества) в Брюсселе (1994), переносятся в том числе на сферы услуг и сферу образования. Тенденция к формированию управления качеством развития личности становится ведущей.

В настоящее время необходим такой подход к оценке качества образования, который не базировался бы только на оценках в дипломе студента, а объективно оценивал бы реальные знания студентов, их способность применять на практике полученные знания. В систему оценки качества образования необходимо ввести также склонность студента к инновациям, стремление к дальнейшему профессиональному росту и совершенствованию личности.

Рассмотрим один из основных измерительных инструментов оценки качества образования — балльно-рейтинговую систему.

Так, в филиале Южно-Уральского государственного университета в г. Озерске проводились исследования внедрения балльно-рейтинговой системы по направлению «Электроэнергетика и электротехника» [4]. Выяснилось, что у большинства студентов повысилась мотивация к освоению профессиональных

программ на базе индивидуального подхода, увеличилась работоспособность и эффективность обучения, преподаватели стали больше времени уделять подготовке к занятиям.

Предлагаемая балльно-рейтинговая система учитывает уровень информационной подготовленности и, что немаловажно, стимулирует студентов к регулярным посещениям и максимально эффективной работе на практических занятиях по дисциплинам; повысился уровень саморегулирования учебной деятельности студента и образовательного процесса в целом; стимулируется регулярная самостоятельная работа студентов; увеличивается мотивация профессорско-преподавательского состава к усиленной и высококачественной работе по подготовке бакалавров.

Качество образовательного процесса при этом существенно вырастает, что позволяет сделать вывод о том, что внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний оказывает на него существенное влияние.

Список литературы:

1. Арефьев О.Н. Современная образовательная стратегия колледжа: концепция, содержание, реализация / О.Н. Арефьев. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 415 с.

2. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года [Текст] // Вестн. РФО. — 2005. — № 1 (33).

— С. 74—77.

3. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета: автореферат дис...канд. пед. наук / О.В. Ершова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. — 24 с.

4. Химичева Д.П. Использование балльно-рейтинговой системы при преподавании информатики в вузе / Д.П. Химичева // Инновации в науке.

— 2013. — № 16. — С. 117—120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.