Научная статья на тему 'Использование авторской хрестоматии в процессе изучения темы "политическая раздробленность Руси" (6-й класс)'

Использование авторской хрестоматии в процессе изучения темы "политическая раздробленность Руси" (6-й класс) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2266
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРЕСТОМАТИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ОРИГИНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чавдар Е.А.

В статье раскрываются методические особенности урока истории, в процессе которого самостоятельная познавательная деятельность обучающихся организуется с помощью использования авторского учебного пособия хрестоматии «Из истории Средних веков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование авторской хрестоматии в процессе изучения темы "политическая раздробленность Руси" (6-й класс)»

и т. д). 3. Опережающее домашнее задание индивидуального характера: подготовить рассказ-презентацию об атмосферных явлениях, характеризующих погоду своей местности (гроза, радуга, метель, туман и т. д).

Приложение I

Типовой план характеристики погоды

1. Температура воздуха.

2. Количество осадков.

3. Направление и скорость ветра.

4. Влажность воздуха.

5. Атмосферное давление.

6. Облачность.

7. Атмосферные явления.

Приложение II

Сравнительная характеристика погоды в разных регионах ми

а

Регионы мира Географическое положение Температура воздуха Состояние облачности Осадки Направление и сила ветра Особенности погоды

Антарктида

Полюс холода СП Оймякон

Сахара

Амазония

Кировская область

Е. А. Чавдар

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ХРЕСТОМАТИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ» (6-й класс)

В статье раскрываются методические особенности урока истории, в процессе которого самостоятельная познавательная деятельность обучающихся организуется с помощью использования авторского учебного пособия - хрестоматии «Из истории Средних веков».

Ключевые слова: хрестоматия, исследовательские умения, оригинальный исторический текст, самостоятельная познавательная деятельность, планируемые результаты.

Изучая историю Средних веков, мы неоднократно касались характерных черт, причин и последствий феодальной раздробленности государств в различных странах Западной Европы. Предметом исследования сегодняшнего урока является политическая раздробленность Древнерусского государства.

Политическая раздробленность Древнерусского государства - это исторический процесс, охватывающий период с 30-х гг. XII в. до конца XV в., оцениваемый

© Чавдар Е. А., 2018

неоднозначно. Изучение этого периода имеет большое значение для понимания причин дальнейших событий в истории нашего государства и для определения места истории нашей страны в мировой истории. Важно, чтобы школьники имели представление о причинах и последствиях феодальной раздробленности, чтобы понимали опасность дробления территорий нашего государства.

Древнерусское государство выполнило свою историческую роль. Оно сплотило восточное славянство, содействовало его переходу от племенного быта к новой жизни, защитило от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства, культуры. Выполнил и свою историческую роль Мстислав Владимирович, старший сын Владимира Мономаха, прозванный Великим, он продолжил политику своего отца. Смерть Мстислава стала гранью, за которой начинается история совершенно новой Руси.

Учащимся в классе предстоит углубить свои знания о причинах и последствиях феодальной раздробленности, изучая историю Древней Руси. Содержание урока связано с предыдущими темами по истории Средних веков. Впоследствии школьникам предстоит изучить особенности развития различных княжеств и монголо-татарское нашествие на Русь. Научиться объяснять значение таких понятий, как «раздробленность», «удел», «князь», «сепаратизм», «вотчина», «натуральное хозяйство»; анализировать политические, экономические и социальные причины раздробленности, ее положительные и отрицательные черты; делать выводы; выдвигать гипотезы возможных вариантов исторического развития.

Методической особенностью данного урока является использование авторского учебного пособия - хрестоматии «Из истории Средних веков». Автор хрестоматии -Е. А. Чавдар, научный консультант - доцент ВятГУ Г. А. Русских. Текст хрестоматии регулярно используется на уроках истории. Цель использования хрестоматии -способствовать развитию исследовательских умений школьников в процессе их самостоятельной деятельности с оригинальным историческим текстом и картографическим материалом.

Модель урока

1. Тема урока «Политическая раздробленность на Руси».

2. Дидактическая цель урока - способствовать достижению планируемых результатов в процессе изучения блока новой учебной информации по предпосылкам, причинам и последствиям феодальной раздробленности Древнерусского государства в технологии проблемного обучения.

3. Тип урока: урок изучения нового материала.

4. Планируемые результаты (цели по содержанию):

4.1. Предметные: знать предпосылки, характерные черты, причины и последствия феодальной раздробленности на Руси; уметь работать с исторической картой; характеризовать исторические персонажи, определять их роль в истории; осмысливать научный текст, используя документы хрестоматии; описывать взгляды современников на причины и последствия феодальной раздробленности; делать выводы о плюсах и минусах политической раздробленности; прогнозировать варианты исторического развития Руси.

4.2. Метапредметные:

познавательные: умения работать с текстом учебной статьи; определять существенные признаки понятий; создавать обобщения; выявлять аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; отбирать и кодировать учебную информацию; строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

коммуникативные: умения обсуждать проблему; участвовать в дискуссии; доказывать свою точку зрения; создавать авторский текст в виде эссе;

регулятивные: умения быстро включаться в работу; планировать свою работу и прогнозировать результаты деятельности; работать в соответствии с установленными правилами.

4.3. Личностные: умения уважать иную точку зрения; быть сопричастным к успешной деятельности одноклассников; понимать ценность своего интеллекта как ресурса для решения жизненных проблем.

5. Методы обучения: частично-поисковый, проблемное изложение, исследовательский.

6. Формы организации самостоятельной деятельности учащихся:

фронтальная, индивидуальная.

7. Средства обучения: текст учебной статьи учебника А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: 6 класс» (М. : Просвещение, 2013), учебные карты: «Древнерусское государство в 1Х-Х1 вв.» и «Русские княжества в ХП-ХШ вв.», хрестоматия «Из истории Средних веков», автор-составитель Е. А. Чавдар, дидактические материалы, презентация.

Межпредметные связи: «Слово о полку Игореве».

Ход урока

Компоненты содержания Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты

1. Организационный момент Концентрация внимания Подготавливают рабочее место к уроку У. быстро включаться в работу

2. Целеполагание и мотивация Постановка проблемы. «Сегодня на уроке мы обобщим знания о том, как проходил процесс феодальной раздробленности на Руси, исследуем причины и последствия раздробленности Древнерусского государства»... Д/З: заполнить таблицу (приложение I) Осознание проблемы. Знакомятся с перечнем умений, овладеть которыми предстоит на уроке. Определяют приемы достижения цели. Записывают план работы в тетради У. обсуждать проблему. У. планировать свою работу и прогнозировать результаты деятельности. У. работать в соответствии с установленными правилами

3. Актуализация знаний и умений Предлагает воспроизвести базовые понятия темы. Предлагает задание по анализу исторических карт (приложение II). Дает задание по характеристике личности великих князей XII в. Дают определение основных понятий. Анализируют карты. Характеризуют, используя документы хрестоматии У. работать с текстом учебной статьи. У. работать с исторической картой. У. определять существенные признаки понятий. У. характеризо-вать исторические персонажи, определять их роль в истории. У. участвовать в дискуссии; доказывать свою точку зрения

4. Изучение Вводное слово учителя. У. выявлять

нового Дает задание по Выполняют задание в аналогии,

материала определению причин рабочей тетради классифицировать,

феодальной фронтально (3-4 мин), устанавливать

раздробленности используя текст причинно-

(приложение III). учебной статьи. следственные связи.

У. отбирать и

Предлагает определить Работают с текстом, кодировать учебную

основные формы оформляют таблицу в информацию.

политического тетради. У. строить

устройства удельной Участвуют в логическое рассуж-

Руси дискуссии. дение, умозаключе-

(приложение III). ние и делать выводы.

У. участвовать в

дискуссии,

аргументированно

Работают с текстом и отстаивать свое

Дает задание прочитать презентацией, находят мнение.

учебную статью, текст причины и следствия У. осмысливать

хрестоматии, раздробленности на научный текст,

информацию на слайдах Руси. используя докумен-

и ответить на вопросы о Работают в творческих ты хрестоматии.

причинах политической парах У. описывать

раздробленности на взгляды современ-

Руси (приложение III) ников на причины и

последствия

феодальной

раздробленности.

У. уважать иную

точку зрения

5. Закрепление Организует работу с Выявляют значение У. осмысливать

текстом хрестоматии Любечского съезда. документы

для учащихся. Определяют «+» и «-» хрестоматии.

Предлагает создать политической У. делать выводы о

историческое эссе на раздробленности; «+» и «-» полити-

тему «Судьба Руси в выдвигают гипотезы ческой раздроблен-

условиях развития исторического ности.

единого государства» развития Руси. У. прогнозировать

(приложение IV) Создают эссе. варианты истории-

Оформляют записи в ческого развития

тетради Руси.

У. создавать авторс-

кий текст в виде эссе

6. Рефлексия Предлагает определить Диагностируют У. быть

уровень достижения результаты своих сопричастными к

планируемых достижений и успешной

результатов, используя достижений деятельности

приемы: продолжите одноклассников. одноклассников.

фразу; проверь себя Оценивают свою У. понимать ценность

(приложение V). готовность к своего интеллекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уточняет домашнее выполнению как ресурса для

задание домашнего задания решения жизненных

проблем

Приложение I

Таблица 1

Крупнейшие политические центры Руси__

Вопросы для сравнения Киевское княжество Галицко- Волынское княжество Владимиро-Суздальское княжество Новгородская земля

Особенности географического положения Юго-Западная Русь. Равнина, открытая для набегов Юго-Западная Русь, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути СевероВосточная Русь, междуречье Оки, Волги и Клязьмы. Леса и болота защищали от набегов Северо-Западная Русь. Леса и болота защищали от набегов

Природные условия Плодородные земли Наиболее плодородные земли на Руси Умеренный климат, лесная полоса Благоприятные для развития торговли

Система управления Князь Власть князя ограничивалась боярами Сильная власть князя Республика

Особенности хозяйствования Пашенное земледелие, развитое ремесло Пашенное земледелие Земледелие, скотоводство, промыслы Ремесло и торговля

Приложение II

Задания для самостоятельной работы школьников с целью актуализации знаний и умений

Задание 1. Соотнесите понятия и определения, найдите пары.

Раздробленность - крупная земельная собственность, принадлежащая феодалу на правах полного распоряжения и наследования.

Удел - хозяйство, в котором все необходимое для жизни производилось в самом хозяйстве.

Сепаратизм - доля члена княжеского рода в родовом владении.

Вотчина - стремление к обособлению.

Натуральное хозяйство - разобщенность, разъединение.

Задание 2. Объясните существенные признаки понятий: «вече», «посадник», «князь», «бояре».

Задание 3. Вопросы для сравнительного анализа карт «Древняя Русь» и «Русь в XII - начале XIII в.»:

- Как называется карта в учебнике на с. 33? (Древняя Русь в XI в.)

- Каким цветом на карте обозначена территория Древнерусского государства? (Зелёным.)

- Что это означает? (Территория и границы государства.)

- Как называется карта в учебнике с. 88 учебника? (Русь в XII - начале XIII в.)

- Какими красками на карте обозначена территория Руси? (Разными красками.)

- Что это значит? (Раздробленность.)

- Перечислите княжества, которые образовались на территории Киевской Руси и назовите их центры. (Новгородская земля - Новгород; Полоцкое - Полоцк; Смоленское - Смоленск; Владимиро-Суздальское - Владимир на Клязьме; Черниговское - Чернигов; Киевское - Киев и др.)

- На какое количество княжеств распалось Древнерусское государство?

- Сопоставьте карты и сделайте вывод о Русском государстве в начале XII в. (Возможный вывод: с начала XII в. Русь уже не единое государство, она раздроблена на отдельные «отчины» (14 княжеств и Новгородская земля), и на карте мы видим не единую цветовую гамму, а разную, как лоскутное одеяло. Страницы летописи под 1136 г. сохранили горестное восклицание летописца: «Распалася Русская земля!» На Руси начинается период феодальной раздробленности.)

Задание 4. (Это задание опережающего характера. Выполняется индивидуально по выбору школьников.) Перечислить исторические личности великих князей на Руси в XII в. Дайте краткую характеристику историческим персонажам и определите их роль в истории нашего государства в XII в.

Приложение III

Задания для самостоятельной работы школьников с целью изучения нового учебного материала

Задание 5. Определите причины феодальной раздробленности Русского государства: экономические, политические, социальные, внешнеполитические.

(Вариант ответа. Экономические причины: рост крупного землевладения, натуральный характер хозяйства, развитие ремесел, рост и усиление городов. Политические причины: княжеские усобицы за лучшие княжения и территории, уменьшение значения Киева как политического центра Руси, укрепление позиций местного боярства. Социальные причины - усложнение социальной структуры русского общества: а) появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы; б) зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование; в) в каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Внешнеполитические причины: отсутствие в середине XII в. серьезной внешней угрозы.)

Задание 6. Определите основные формы политического устройства удельной Руси, используя текст учебной статьи и дидактические материалы к уроку. Результат работы оформите в виде таблицы.

Таблица 2

Основные формы политического устройства удельной Руси_

Юго-Западный регион (Галицко-Волынское княжество) Северо-Западный регион (Новгородская земля) Северо-Восточный регион (Владимиро-Суздальское княжество)

Ограниченная монархия Феодальная республика Монархия

Есть князь. Вече собирается время от времени. Значительна роль дружины. Князь ориентируется на требования дружины Сильное вече. Роль князя ограничена. Он приглашается в качестве военной силы, изгоняется в случае нарушения условий Сильная власть князя. Вече отсутствует

Задание 7. Прочитайте исторические суждения, сгруппируйте их в пары «причина - следствие». Работа выполняется в творческих парах, ответ оформляется в тетради в виде таблицы.

Исторические суждения: а) отсутствие твёрдого порядка престолонаследия; б) наличие веча, выборной администрации, народного ополчения; в) административная самостоятельность; г) экономическая самостоятельность; д) борьба за власть; е) натуральное хозяйство. Вариант ответа.

Таблица 3

Причины и следствия политической раздробленности Руси_

Причина Следствие

а) отсутствие твёрдого порядка престолонаследия д) борьба за власть

б) наличие веча, выборной администрации, народного ополчения в) административная самостоятельность

е) натуральное хозяйство г) экономическая самостоятельность

Задание 8. В процессе феодальной раздробленности на Руси каждое княжество стало независимым от киевского князя. В ходе фронтальной дискуссии определите главную причину и другие причины распада Руси.

(Вариант ответа. В ходе фронтального обсуждения школьники приходят к выводу о том, что главной причиной распада государства является господство натурального хозяйства, т. е. экономическая независимость каждого княжества. Затем формулируют и другие причины: 1) ослабление политической власти киевского князя и политическая самодостаточность на местах; 2) в каждом княжестве была своя армия - дружина, налоговая система, суд, собственные деньги; 3) удаленность княжеств от центра - Киева, что способствовало развитию сепаратистских настроений в отдельных княжествах; 4) отсутствие внешней серьезной опасности; 5) пестрый этнический состав).

Приложение IV

Задания для самостоятельной работы школьников с целью применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях

Задание 9. Работа с текстом хрестоматии «Из истории Средних веков»:

Прочитать текст документа «Любечский съезд». 1. Определить решения, которые были приняты на Любечском съезде. 2. Обосновать историческое значение съезда. Ответ-монолог подготовить устно.

Документ. «В 1097 году пришли Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд Святославич и брат его Олег и съехались в Любече для установления мира, говоря между собой: «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир - Всеволодовой, Давыд, Олег и Ярослав - Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду - Владимир, Ростиславовичам же: Володарю - Перемышль, Васильку - Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто будет против кого, на того будем все и крест честный». Сказали все: «Пусть будет на него крест честный и вся земля русская». И давши клятву, пошли каждый к себе».

Вариант ответа.

1. Решения Любечского съезда.

1) князья, сидевшие на землях, из наместников превращались в наследственных владетелей;

2) внешней политикой ведал Великий князь Киевский;

3) Великий князь Киевский являлся главным князем Руси;

4) князья поклялись не призывать кочевников в качестве союзников в междоусобной борьбе.

2. Значение Любечского съезда заключается в том, что впервые в русской истории русские князья съехались в город Любеч для того, чтобы установить новый порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов. Несмотря на то, что идея единства сильно звучала на съезде, но сам съезд говорил о том, что единое и сильное государство теперь распадается на отдельные земли. В основе нового порядка лежала независимость князей, опирающаяся на выросшую хозяйственную и военную мощь отдельных земель и городов.

Задание 10. (Историческое исследование в форме решения пяти познавательных задач.) Прочитать отрывки оригинального текста по хрестоматии: «Слово о полку Игореве»; «Сказание о явлении Новгородской иконы Богородицы»; «О Новгородской республике»; «Игнач крест». Используя информацию, подготовить решение следующих познавательных задач.

Познавательная задача 1. Распад Руси не был окончательным и бесповоротным. Объяснить причину.

Познавательная задача 2. Раздробление Руси не привело к её исчезновению. Объяснить причину.

(Вариант ответа: единая религия и церковная организация; единый язык; правовые нормы «Русской правды»; осознание общей истории и исторической судьбы.)

Познавательная задача 3. Авторы оригинального текста определяют как отрицательные, так и позитивные последствия процесса раздробления Руси. Обоснуйте их точку зрения. Ответ оформите в виде таблицы.

Вариант ответа.

Таблица 4

Положительная и отрицательная оценка

Феодальной раздробленности Руси_

Позитивные последствия Отрицательные последствия

1. Бурное развитие крестьянского хозяйства. 2. Освоение новых пахотных земель. 3. Расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения крупного комплексного хозяйства. 4. Расцвет ремесла. 5. Рост городов. 6. Развитие торговли в отдельных землях; складывание новых торговых путей 1. Слабая центральная власть. 2. Борьба между князьями. 3. Распад государства на отдельные княжества и земли. 4. Слабая обороноспособность Руси

Познавательная задача 4. Исторический опыт - важное средство для анализа современных исторических событий в России и мире. Какие уроки мы можем извлечь, опираясь на знание предпосылок, характерных черт, причин и последствий феодальной раздробленности на Руси. (В ходе фронтальной дискуссии школьники высказывают свои суждения, опираясь на свой исторический опыт и знание современных международных событий, которые определяют борьбу России за свою целостность и независимость.)

Познавательная задача 5. Представить, как могла бы сложиться судьба Руси, если бы не случилось политической раздробленности в XII в. Выдвинуть свою гипотезу исторического развития Руси, оформить её в тетради в виде небольшого эссе на тему «Судьба Руси в условиях развития единого государства». 28

Приложение V Задания для самостоятельной работы с целью рефлексии

Задание 11. Просмотрите записи в рабочей тетради. Определите объем и качество выполненной на уроке работы. Продолжите фразу: «Изучая данную тему, я понял (осознал, пришел к выводу, испытывал, что...»).

Задание 12. Подготовьте устный ответ на следующие вопросы:

- С какой целью нам необходимо изучать историю политической раздробленности Руси?

- Приведите доказательства того, что история повторяется.

- Ответы каких одноклассников на уроке вы считаете наиболее: а) интересными; б) исторически грамотными; в) аргументированными?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Что необходимо сделать, чтобы каждому школьнику добиться высоких результатов в ходе изучения данной темы?

Задание 13. «Проверь себя»

Какими умениями надо владеть, чтобы убедиться, что содержание темы ты усвоил на «отлично»?

Умения:

1) давать определение основных понятий;

2) давать собственную оценку такому явлению, как политическая раздробленность государства;

3) перечислить: а) предпосылки; б) причины; в) последствия политической раздробленности Древней Руси;

4) демонстрировать на карте основные политические центры удельной Руси;

5) кратко характеризовать крупнейшие политические центры Руси;

6) объяснять, почему раздробление Руси не привело к её исчезновению;

7) определять решения, которые были приняты на Любечском съезде.

8) обосновывать историческое значение Любечского съезда;

9) узнавать на портрете удельных князей, кратко характеризовать их историческую роль;

10) характеризовать историческое значение деятельности Владимира Мономаха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.