Научная статья на тему 'Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей: теоретико-правовые аспекты'

Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей: теоретико-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3832
830
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ / ТАМОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖИ / ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ / PERFORMANCE OF DUTIES / VOLUNTARY ORDER / ENFORCEMENT / PRINCIPLES / CUSTOMS TAXATION / CUSTOMS FEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинова Юлия Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исполнением обязанности по уплате таможенных платежей. Проанализирован опыт Европейского экономического сообщества относительно порядка добровольной уплаты таможенных платежей. Особое внимание уделено порядку принудительного взыскания таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fulfillment of the obligation to pay customs duties: theoretical and legal aspects

The article deals with the problems associated with the performance of the obligation to pay customs duties. The experience of the European Communities with respect to the order of voluntary payment of customs duties is analyzed. Particular attention is given to the order of enforcement of customs duties.

Текст научной работы на тему «Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей: теоретико-правовые аспекты»

УДК 347.73

Ю. М. Литвинова

Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей: теоретико-правовые аспекты

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исполнением обязанности по уплате таможенных платежей. Проанализирован опыт Европейского экономического сообщества относительно порядка добровольной уплаты таможенных платежей. Особое внимание уделено порядку принудительного взыскания таможенных платежей.

The article deals with the problems associated with the performance of the obligation to pay customs duties. The experience of the European Communities with respect to the order of voluntary payment of customs duties is analyzed. Particular attention is given to the order of enforcement of customs duties.

Ключевые слова: исполнение обязанности, таможенный платежи, добровольный порядок, принудительное взыскание, принципы, таможенное обложение.

Key words: performance of duties, customs fees, voluntary order, the enforcement, principles, customs taxation.

Таможенные платежи в настоящее время остаются одним из важных источников пополнения государственной казны. «При этом повышение собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в казну государства»1. В таможенное обложение входит: исчисление таможенных платежей; уплата таможенных платежей и взимание (в том числе принудительное взыскание) таможенных платежей.

Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей включает в себя такие юридически значимые действия, как действия по добровольной уплате таможенных платежей участниками

© Литвинова Ю. М., 2014

1 Коваленко Е.П. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 3.

135

внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), а также принудительное взыскание таможенных платежей таможенными органами в случае неисполнения возложенной на участников ВЭД обязанности.

На всех стадиях таможенного обложения (в том числе как добровольной уплаты таможенных платежей, так и их принудительного взыскания) применяются принципы взыскания таможенных платежей. Среди них следует отметить следующие: презумпция добросовестности плательщика, дифференцированный подход в таможенном обложении, защита публичных и частных интересов2.

Правоотношения, возникающие при добровольном исполнении участниками ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, являют собой сложный юридический состав, складывающийся из двух последовательных действий: по исчислению таможенных платежей и по их непосредственной уплате.

В соответствии с п. 1 ст. 76 ТК ТС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев перемещения товаров в международном почтовом отправлении (п. 1 ст. 316 ТК ТС) и выставления требования таможенным органом (ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании»).

При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства - члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Таким образом, в случае исполнения обязанности по уплате таможенных платежей добровольно плательщик должен самостоятельно исчислить сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащую уплате.

Как отмечает О.Ю. Бакаева, обязанностью по исчислению таможенных платежей должны быть наделены таможенные органы. «Именно они от имени государства заинтересованы в полном и своевременном погашении таможенных платежей, а также призваны вести контроль за перечислением их в федеральный бюджет»3. О подобном подходе свидетельствует и анализ зарубежного опыта. В Таможенном

2 См.: Матвиенко Г.В. Принципы установления и взимания таможенные платежей: соотношение частных и публичных интересов. Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. студ., аспирантов, преподавателей, практ. работников. Саратов, 2012. С. 64.

3 Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М., 2005.

С. 93.

кодексе Европейского экономического сообщества установлено, что таможенные органы в течение определенного срока обязаны рассчитать размер таможенных платежей и направить извещение. Плательщик, в свою очередь, обязан уплатить указанную в извещении сумму, в противном случае таможенные органы получают право требовать взыскания платежей4. Сумма подлежащих уплате ввозных или вывозных пошлин определяется таможенным органом по месту возникновения таможенной задолженности или по месту, где таможенная задолженность считается возникшей, незамедлительно по получению необходимой для этого информации. Однако таможенные органы могут принять сумму ввозных или вывозных пошлин, подлежащих уплате, определенную декларантом. Должник уведомляется о таможенной задолженности в форме, установленной по месту возникновения таможенной задолженности или по месту, где она считается возникшей (ст. 218 Таможенного кодекса Европейского экономического сообщества5).

Действительно, учитывая, что подобное исчисление будет проводиться органами, наиболее компетентными в этом вопросе, подобные меры могли бы уменьшить количество ошибок и неточностей при исчислении таможенных платежей, уменьшить издержки субъектов ВЭД, способствовать повышению эффективности таможенного контроля.

В этой связи видится целесообразным изложение п. 1 ст. 76 ТК ТС в следующей редакции:

«Таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенными органами, которые в срок, установленный национальным законодательством государств-членов Таможенного союза, обязаны направить плательщикам таможенных пошлин, налогов извещение об уплате таможенной пошлины, налога. Извещение об уплате таможенной пошлины, налога должно содержать указание на сумму, срок уплаты платежей. В случае неуплаты (неполной уплаты) суммы таможенных платежей, указанных в извещении об уплате таможенной пошлины, налога, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов».

4 См.: Витте П., Вольфганг Х.-М. Таможенное право: учеб. / пер. с нем. М., 2000.

С. 210.

5 Council Regulation (EEC) No 2913/92 of 12 October 1992 establishing the Community Customs Code (OJ L 302, 19.10.1992, p.1) // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1411150298171&uri=CELEX:01992R2913-20070101

137

Взыскание таможенных платежей представляет собой меру государственного принуждения, применяемую в рамках охранительных таможенно-фискальных правоотношений и обеспечивающую реальное исполнение обязанности уплаты таможенных платежей. Это разворачивающийся во времени и пространстве правоприменительный процесс принудительной реализации таможенного законодательства .

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

С юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принудительное взыскание таможенных платежей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая использования в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога (п. 2 ст. 150, п. 3 ст. 154 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Таким образом, законодательно установлены следующие источники, за счет которых может производиться принудительное взыскание таможенных платежей с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

- денежные средства, находящиеся на счетах плательщика в банках;

- обеспечение уплаты таможенных платежей;

- неизрасходованные остатки авансовых платежей,

- денежный залог;

- излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи;

- иное имущество плательщика.

Меры по принудительному взысканию таможенных платежей включают в себя действия таможенных органов, направленные на исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, последовательно

6 См.: Сахариленко А.В. Правовой режим взыскания таможенных платежей с юридических лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 11.

138

сменяющие друг друга (или выполняемые одновременно в случаях, предусмотренных законом).

1. Направление требования об уплате таможенных платежей.

2. Принятие решения о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.

3. Обращение взыскания на обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. При использовании денежного залога в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом.

4. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Данная мера применяется в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика. Причем взыскание может производиться без направления требования об уплате таможенных платежей в случаях, если предельные сроки хранения товаров, задержанных таможенными органами, истекли либо если плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами.

5. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей при неисполнении требования об уплате таможенных платежей.

6. Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств. Применяется при неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика.

В рамках Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что в настоящее время продолжается реализация пилотного проекта по автоматизированному обмену информацией между таможенными службами государств - членов Европейского союза и российскими таможенными органами. В проекте участвуют 13 стран -членов Европейского союза. Рассматривается новое направление сотруд-

139

ничества - взаимодействие в области принудительного взыскания в федеральный бюджет задолженности по уплате таможенных платежей с европейских граждан .

Однако право контролирующих органов на бесспорное взыскание денежных средств в юридической литературе рассматривается как весьма дискуссионное. Так, по мнению ряда авторов, установление принудительного порядка взыскания недоимок по налогам и сборам и пеней само по себе не может рассматриваться в качестве объективной необходимости. Бесспорный порядок взыскания недоимки является следствием того, что законодатель исходит из презумпции недобросовестности или некомпетентности налогоплательщиков и заранее предполагает высокий уровень компетентности, добросовестности и беспристрастности работников налоговых органов8. В связи с этим упоминается объективная необходимость создания административных или налоговых судов с соответствующей спе-

„9

циализацией , или же взыскание таможенных платежей в административном порядке лишь в случае письменного согласия с этим самого плательщика. Иначе такое взыскание должно осуществляться только в порядке судопроизводства10.

Однако, на наш взгляд, следует согласиться с мнением В.В. Стрельникова, признающего допустимым бесспорное взыскание налога и пени, «поскольку это меры восстановительного (компенсационного) характера, их уплата не ставится в зависимость от наличия состава налогового правонарушения и не связана с наказанием. В частности, отсутствует необходимость доказывать вину лица в несвоевременной уплате налога, учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства и т. д.»11.

Конституционный суд Российской Федерации по данному вопросу сделал следующие выводы. Наделение налогового органа полномочием

7 Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (в ред. от 15 апр. 2014 г.) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 109; 2014. № 8 (ч. IV). Ст. 2220.

8 См.: Ефимова Л.Г. Банковские сделки. М.: Контракт, Инфра-М, 2000. С. 136; Петрова Г.В. Применение права в налоговых спорах. М., 1996. С. 10-12; Туник Е.Е. Налоговая дееспособность некоммерческих организаций // Гражданин и право. 2001. № 9, 10.

9 См.: Туник Е.Е. Налоговая дееспособность некоммерческих организаций // Гражданин и право. 2001. № 9, 10.

10 См.: ШилинаЕ.В. Финансово-правовые аспекты взаимодействия банковской системы и таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

11 Стрельников В. В. Порядок взыскания недоимок, пени, штрафов: история и современность // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 6. С. 20-25.

140

действовать властно-обязывающим образом при бесспорном взыскании налоговых платежей правомерно в той степени, в какой такие действия, во-первых, остаются в рамках именно налоговых имущественных отношений, а не приобретают характер гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых санкций, и во-вторых, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина. Таким образом, бесспорный порядок взыскания налоговых платежей при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации. Сочетание бесспорного и судебного порядков взыскания налоговых платежей обеспечивает права личности и государства в целом, отвечает интересам общества и не противоречит принципам демократического правового социального государства, закрепленным Конституцией Российской Федерации12.

Кроме того, введение судебного порядка взыскания недоимок по налогам, пеням и штрафам нецелесообразно при сегодняшней загруженности судебных, налоговых и таможенных органов, поскольку подобное новаторство может просто парализовать их деятельность. Однако представляется, что при закреплении обязанности таможенных органов по исчислению таможенных платежей, в перспективе такое нововведение вполне возможно.

Осуществление таможенными органами функций по принудительному взысканию таможенных платежей не лишено проблем практического характера.

В соответствии со ст. 8 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП13 (далее - Конвенция МДП) гарантийное объединение берет на себя обязательство уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные пошлины и сборы, а также любые проценты за просрочку, которые могут причитаться в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП. Гарантийное объединение обязуется уплачивать упомянутые выше суммы в порядке солидарной ответственности совместно с лицами, с которых причитаются эти суммы. Каждая Дого-

12 По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»: постановление Конституционного суда РФ от 17 дек. 1996 г. № 20-П // Рос. газета. 1996. № 247.

13 Книжка МДП (TIR Carnet) является единым таможенным документом на протяжении всего маршрута перевозки груза, и подтверждает, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия.

141

варивающаяся Сторона должна устанавливать максимальный размер сумм, уплаты которых по одной книжке МДП можно требовать от гарантийного объединения.

В настоящее время действует Соглашение между ФТС России и АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), срок расторжения которого намечен на 30 ноября 2014 г.14. В соответствии с указанным Соглашением максимальный размер сумм, уплаты которых по одной книжке МДП можно требовать от гарантийного объединения, составляет 60 000 евро.

Статьей 11 Конвенции МДП установлено, что требование об уплате причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, которые могут причитаться в соответствии с таможенными законами и правилами, препровождается гарантийному объединению не ранее, чем через три месяца со дня уведомления этого объединения об отказе в таможенном оформлении книжки, о ее оформлении с оговоркой или об оформлении, полученном противозаконным или обманным образом, и не позднее, чем через два года, считая с того же самого дня.

Для уплаты требуемых сумм гарантийное объединение располагает трехмесячным сроком, считая с даты направленного ему требования об уплате. Уплаченные суммы будут возвращены объединению, если в течение двух лет, следующих за датой предъявленного ему требования об уплате, таможенным органам будут представлены убедительные доказательства того, что в отношении данной перевозки не произошло никаких нарушений.

Следуя толкованию указанных правовых норм, общий срок взыскания таможенных платежей в данном случае будет составлять шесть месяцев.

Однако ТК ТС предусматривает, что решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) (п. 3 ст. 153 ТК ТС). Указанный срок для принятия таможенным органом решения о бесспорном взыскании является пресекательным и после его истечения таможенный орган не имеет право применять данный порядок взыскания.

14 О соглашении с АСМАП: письмо ФТС России от 30 июня 2014 г. № 01-18/30264 // СПС Консультант Плюс.

Подобные положения норм международного права оказывают существенное влияние на сроки обращения таможенных органов в суд о взыскании задолженности по таможенным платежам, т. е. заметно их ограничивают.

В настоящее время таможенными органами проводится работа по внедрению программного продукта, обеспечивающего возможность электронного документооборота, в том числе оформление и учет поручительств, получение от поручителей предварительных сведений о товарах, транзит которых будет обеспечен поручительством и т. д.

Совершенствование механизма контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей не может происходить по какому-либо одному направлению, это должна быть совокупность определенных мер, как то: совершенствование нормативно-правовой основы контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей, методологической основы, информационно-коммуникационной инфраструктуры и т. д. Кроме того, представляется, что более эффективной работе системы контроля будет способствовать целенаправленное взаимодействие таможенных органов иностранных государств между собой по предварительной и иной имеющейся информации на основе соглашений. Подобные соглашения могли бы содержать порядок представления информации на постоянной основе, обмен предварительной информацией, формирование базы данных стоимости товаров, а также порядок оперативного взаимодействия.

Список литературы

1. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. - М., 2005.

2. Витте П., Вольфганг Х.-М. Таможенное право: учеб. / пер. с нем. - М.,

2000.

3. Ефимова Л.Г. Банковские сделки. - М.: Контракт, Инфра-М, 2000.

4. Коваленко Е.П. Правовое регулирование обеспечения уплаты таможенных платежей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2009.

5. Конин Н.М. Административное право России: учеб. - М.: Проспект,

2012.

6. Матвиенко Г.В. Принципы установления и взимания таможенные платежей: соотношение частных и публичных интересов. Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2012.

7. Петрова Г.В. Применение права в налоговых спорах. - М., 1996.

8. Сахариленко А.В. Правовой режим взыскания таможенных платежей с юридических лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2006.

9. Стрельников В.В. Порядок взыскания недоимок, пени, штрафов: история и современность // Арбитражный и гражданский процесс. - 2005. - № 6.

10. Таможенное право: учеб. / отв. ред. О.Ю. Бакаева. - М.: Норма, 2012.

11. Туник Е.Е. Налоговая дееспособность некоммерческих организаций // Гражданин и право. - 2001. - № 9, 10.

12. Шилина Е.В. Финансово-правовые аспекты взаимодействия банковской системы и таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.