Научная статья на тему 'Исламское движение Узбекистана: этапы развития и современное состояние'

Исламское движение Узбекистана: этапы развития и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1804
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДУ / ХИЗБ УТ-ТАХРИР АЛЬ-ИСЛАМИ / АКРОМИЙА / УЗБЕКИСТАН / МАХФИЙ ХАРАКАТ / ДЖАМААТИ ТАБЛИХ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирсайитов Икбалджон

Десятого января 2006 года в странах Центральной Азии появилось видеообращение лидера Исламского движения Узбекистана (далее ИДУ) Мухаммада Тохира "Форука" (он же Тахир Юлдашев). Сделанное на узбекском языке, оно было адресовано всем мусульманам региона. В августе 2006-го сразу после антитеррористической операции правоохранительных сил Кыргызстана в г. Ош, когда погиб имам пятничной мечети "аль-Сарахси" г. Кара-Суу Мухаммадрафик Камалов некоторые информационные агентства и сайты получили аудиообращение Т. Юлдашева. В сентябре того же года, по случаю пятой годовщины трагических событий 11 сентября 2001 года в США, те же информационные агентства и сайты получили новое обращение Т. Юлдашева. На основе этих трех кассет и последних событий в ЦА мы попытались провести некоторый анализ современного состояния ИДУ, его "перспективных замыслов" и отношения к другим религиозно-экстремистским организациям, наподобие "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", "Акромийа" и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламское движение Узбекистана: этапы развития и современное состояние»

ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Икбалджон МИРСАЙИТОВ

главный эксперт Международного института стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики (Бишкек, Кыргызстан)

Десятого января 2006 года в странах Центральной Азии появилось видеообращение лидера Исламского движения Узбекистана (далее ИДУ) Мухаммада Тохира «Форука» (он же — Тахир Юлдашев). Сделанное на узбекском языке, оно было адресовано всем мусульманам региона. В августе 2006-го — сразу после антитеррористической операции правоохранительных сил Кыргызстана в г. Ош, когда погиб имам пятничной мечети «аль-Сарахси» г. Кара-Суу Мухаммадрафик Ка-малов — некоторые информационные агентства и сайты получили аудиообращение

Т. Юлдашева1. В сентябре того же года, по случаю пятой годовщины трагических событий 11 сентября 2001 года в США, те же информационные агентства и сайты получили новое обращение Т. Юлдашева.

На основе этих трех кассет и последних событий в ЦА мы попытались провести некоторый анализ современного состояния ИДУ, его «перспективных замыслов» и отношения к другим религиозно-экстремистским организациям, наподобие «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Акромийа» и т.д.

1 Такое обращение получили «Голос Америки», Би-би-си, Фергана.ру.

Этапы деятельности

В ходе анализа всех событий и фактов, а также многочисленных публикаций и комментариев мы попытались выделить этапы развития и деятельности ИДУ.

Первый этап. 1988 год — первое выступление в Ташкенте радикально настроенных мусульман и религиозных лидеров, засвидетельствовавшее, что в регионе существует «исламская оппозиция». На данном этапе формируется группа теологов и религиозных лидеров, которые выступают за «реформы в исламе». В их числе А. Мирзоев — имам пятничной мечети в Андижане. Впоследствии ученики этого религиозного «авторитета» стали активистами ИДУ.

Второй этап. 1990—1991 годы — появление на территории СНГ (в том числе в Узбекистане) радикальных религиозно-политических организаций. На данном этапе формируются образования, главы которых впоследствии становятся лидерами ИДУ.

Третий этап. 1992—1996 годы — формирование «единого исламского движения». В этот период создаются структура, командный состав, подразделения и филиалы ИДУ по всей Центральной Азии, а руководство Узбекистана впервые самостоятельно усиливает правоохранительные органы, имея целью борьбу против этого движения.

Четвертый этап. 1996—2000 годы — начало деятельности ИДУ за рубежом и первые вооруженные столкновения на территории государств региона, в частности в Кыргызстане и Узбекистане.

Пятый этап. С 2001 года по настоящее время — раздробление ИДУ на несколько самостоятельных групп в различных регионах мира (Афганистан, Пакистан, Иран, Турция).

Вопреки нашему мнению, Т. Юлдашев отмечает, что ИДУ берет свое начало с момента провозглашения в Средней Азии советской власти. В тот период так называемые «басмачи» организовали под знаменем ислама свою национально-освободительную борьбу с Советами. Т. Юлдашев подчеркивает, что ИДУ сформировалось давно, и утверждает: «Мы являемся преемниками начинаний наших предков». Он выделяет следующие этапы:

1.1917—1980 годы. «Махфий харакат» — скрытое подпольное движение. В то время, по его словам, «мусульмане готовились к отпору советскому строю».

II. Конец 1980-х — начало 1990-х годов. «Ошкор дават» — открытый призыв, пропаганда; возрождение ислама на всем постсоветском пространстве, в том числе в Узбекистане.

III. Середина и конец 1990-х годов. «Хиджрат харакат» — эмиграция. На этом этапе ИДУ создается в Таджикистане, а затем начинается его активная деятельность в Чечне и Афганистане. ИДУ сформировывается как политическое движение.

IV. 1999 год. Сразу после взрывов в Ташкенте и начала массовых арестов в Узбекистане ИДУ организует свое военное наступление на Баткен и Ташкент.

V. 2001 год. События 11 сентября в США положили начало новой истории ИДУ: оно заключает союз с другими организациями и движениями против антитерро-ристической коалиции, принимает участие в боевых действиях в Севером Афганистане. Очевидно, именно на этом этапе и сформировалось Исламское движение Туркестана.

По словам Т. Юлдашева, в настоящее время ИДУ выходит за рамки региональной организации, меняет свой «политический вектор» и превращается из регионального формирования в организацию, которая совместно с «Аль-Каидой» и «Талибаном» ведет борьбу со всеми «противниками ислама» (США, Израилем, странами Западной Европы).

Отношение к другим религиозно-экстремистским организациям

Упомянутое видеообращение не получило широкой огласки среди мирного населения региона. Причина до банальности проста: в данном обращении Т. Юлдашев в качестве амира (руководителя) ИДУ подверг жесткой критике деятельность «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (далее ХТ) и других религиозных организаций региона. Очевидно, активисты ХТ, получив обращение, не захотели широкой огласки своего разоблачения среди населения.

«Основываясь на данных» авторитетных улемов мусульманского мира, Т. Юлдашев подробно останавливается на идеологии ХТ и критикует ее.

«Форук» говорит, что «наши уважаемые мусульмане еще полностью не знают, что такое ХТ, так как она не раскрыла свое «истинное лицо» перед мусульманской общественностью Центральной Азии». По словам Юлдашева, находясь в хиджрате (эмиграции) в Афганистане, он беседовал со многими авторитетными улемами «Ахли Сунна ва

аль Жамоа» по поводу деятельности ХТ в Центральной Азии, поэтому предлагает населению свое мнение о данной организации и выражает отношение к ней.

■ ХТ пускает свои корни там, где нет авторитетных и знающих улемов, где исламское просвещение (дават) не имеет прочных позиций. В действительности, когда в 1995 году авторитетный имам пятничной мечети Андижана Абдували Мир-зоев «пропал без вести», активисты ХТ устроили грандиозный праздник, так как им оказали «медвежью услугу», ликвидировав их основного оппонента. А. Мир-зоев был одним из главных защитников «Ахли Сунна ва аль Жамоа» в регионе. Поэтому, по мнению амира ИДУ, первой причиной активного распространения идеологии ХТ в регионе явилось отсутствие крупных, весомых, грамотных мусульманских теологов, ученых-улемов. Однако отметим, что еще в 2004 году авторитетный улем — ученый Таджикистана Ходжи Акбар Тураджонзода — предупреждал своих сограждан о вреде идеологии ХТ2. Муфтий мусульман Кыргызстана Мураталы ажы Жуманов написал о «Хизб ут-Тахрир» книгу на кыргызском языке3. Более того, получила широкую известность «Джамаати Таб-лих» — организация, взявшая за основу своей деятельности дават.

■ «Между акийдой ХТ и акийдой «Ахли Сунна ва аль Жамоа» существуют принципиальные разногласия по вопросам канонов ислама. ХТ, в отличие от «Ахли Сунна ва аль Жамоа», не признает существования и пришествия даджол (антихриста). «Ахли Сунна ва аль Жамоа» в своей акийде признает кабр азобы (загробные мучения за грехи), что ХТ полностью отрицает в своей идеологии», — отмечает Т. Юлдашев. «Вторая причина активности ХТ в регионе — это упрощение вопросов веры для непросвещенных слоев населения, несоответствие основным канонам ислама», — подчеркивает он. ХТ пытается проникнуть в «умы людей», предлагая «свой вариант ислама». «Эта интерпретация далека от истинных исламских источников — Корана и хадисов Пророка, а также известных тафсиров (комментариев) Корана», — утверждает, в свою очередь, Х.А. Тураджонзода.

■ В исламском мире существует очень много значительных публикаций мусульманских ученых, которые полностью опровергают идеологию ХТ. Данные материалы еще не дошли до простых читателей-мусульман Центрально-Азиатского региона. Например, вышла в свет книга (на арабском языке) доктора Маани ибн Маадил Джухани, в которой дается подробный ответ на идеологию ХТ. В этом издании в основном проанализированы все публикации самой ХТ, а также выявлены недопустимые с точки зрения ислама ошибки и просчеты. Как мы уже указывали, в регионе существуют подобные публикации и на местных языках.

■ ХТ дает свои «упрощенные варианты» ответов на злободневные вопросы мусульман, публикует свои фетвы вразрез истинному исламу. По мнению ХТ, членами исламского собрания (шура) могут быть немусульмане и женщины; допустимо смотреть эротические сцены, картины и фото; не возбраняется целовать женщину и разговаривать с ней. Более того, руководителем исламского государства может быть и немусульманин. Самое интересное, что ХТ не принимает джихад в качестве военных действий против неверных (кафиров), но признает участие в военных действиях на стороне немусульман и против немусульман (куфр против куфра). ХТ отрицает чтение молитвы (намаза) в воздухе (во время полета на самолете). «Согласно Корану, мусульманину нельзя жениться на своей

2 См.: Тураджонзода Х.А. Ислам, противоречащий Корану. За что борется «Хизб ут-Тахрир»? // НГ-Религии, 4 августа 2004.

3 См.: Жуманов М. «Хизб ут-Тахрир» деген ким? Бишкек, 2004.

родственнице, а по мнению ХТ, это возможно, но такой мусульманин может подвергнуться аресту и десятилетнему тюремному заключению», — утверждает Т. Юлдашев. Учитывая вышеизложенное, он приходит к выводу, что ХТ основана специально для раскола мусульман. В противовес мнению Т. Юлдашева «о совещательных органах по идеологии ХТ» приведем доводы Х.А. Тураджонзода. Он пишет: «Как учат идеологи ХТ, ислам не признает в общественно-политическом устройстве совещательных процедур. Например, главный идеолог этой организации Такиуддин ан-Набхани в своей книге «Демократия — безбожная система» объявляет деятельность совещательных органов (в том числе и парламента), а также всенародное голосование чуждыми исламскому обществу»4.

■ На самом деле, по нашему мнению, идеологи ХТ запутались в своих прокламациях. Видимо, где-то в своей литературе они пишут, что отрицают парламентскую форму как одну из ветвей власти, а в иных публикациях отмечают, что в парламенте могут фигурировать немусульмане и женщины. Как мы убедились на практике, ХТ пыталась участвовать в парламентских выборах в Кыргызстане путем лоббирования угодных ей кандидатов.

Таким образом, Т. Юлдашев приходит к заключению о том, что ХТ — «мутанты», для достижения своих утопических целей они используют в своей идеологии частично ислам, а частично — политику, не имеющую основательных положений. Более того, своей деятельностью ХТ очерняет ислам и наносит вред всем тем организациям, которые стоят на «истинном пути ислама». В подтверждение его слов Х.А. Тураджонзода отмечает: «Однако более глубокое изучение программных и идеологических установок ХТ и конкретных примеров ее деятельности позволяет сделать вывод, что ее создали антиисламские круги. Одним из доказательств этого является безбедное существование данной организации в ряде западных государств, где существуют ее крупные центры и офисы, разрабатывающие концепцию создания «мирового исламского халифата». При этом в арабском мире (особенно — в странах Персидского залива) ХТ не имеет народной поддержки, не пользуется авторитетом среди исламского духовенства и рядовых верующих»5.

На наш взгляд, глава ИДУ подвергает ХТ критике, исходя из других позиций. ХТ становится самым влиятельным политическим «инструментом воздействия» в Центральной Азии, а ИДУ не имела авторитета среди мусульманской части населения региона. Сторонники ХТ резко осудили теракты 11 сентября 2001 года в США, а ИДУ, наоборот, приветствует эти бесчеловечные вылазки, приведшие к гибели тысяч безвинных людей.

ХТ активизировала свою деятельность на всем постсоветском пространстве. В настоящее время ее активисты имеют крупные аналитические, агитационные и издательские центры в Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане, России, Китае. Контингент своих сторонников организация набирает из всех этнических групп6. «Ненасильственные методы ХТ» по проникновению в сознание простого населения стали более привлекательными для молодежи, нежели жесткие радикальные позиции ИДУ. Очевидно, между ХТ и ИДУ будет продолжаться конкуренция за умы и сознание жителей региона.

ИДУ подвергает критике не только ХТ. В своем выступлении Т. Юлдашев сожалеет о том, что андижанские события 2005 года повлекли за собой гибель сотен безвинных людей. Сразу после этих инцидентов власти Узбекистана и России обвинили в них ИДУ. По словам же Т. Юлдашева, ИДУ в этих кровавых событиях не участвовало; оно придерживается практики джихада, исходя из Корана и Сунны. Поэтому, отмечает он, «мы не

4 Тураджонзода Х.А. Указ. соч.

5 Там же.

6 См.: Мирсайитов И. Активности «Хизб ут-Тахрир» необходимо противодействовать идеологически [www.ferghana.ru].

можем использовать в своей борьбе женщин, детей и стариков в качестве «живого щита», как это сделали активисты движения «Акромийа». Кроме того, необходимо подчеркнуть, что ИДУ не участвовало и в терактах 2004 года, организованных в Ташкенте и Бухаре. Мы должны отомстить за погибших в этих кровавых событиях. Мы считаем это своей обязанностью. Те, кто вывел мирных людей на митинг и скрылся, оставив их на произвол судьбы, и те, кто расстрелял этих людей, сполна ответят как перед народом, так и перед Аллахом. Тех людей, которые после кровавых событий были вынуждены искать убежище в западных странах, мы оправдать не можем. Они не будут восприниматься за рубежом как мусульмане. США постараются использовать их в своих целях. Пользуясь случаем, мы советует этим беженцам присоединяться к истинным борцам ислама (т.е. к Юлдаше-ву. — И.М.)».

В августе 2005 года десятки мусульман организовали митинг у посольства Нидерландов в Тегеране. Они требовали, чтобы им предоставили статус беженцев, говорили, что являются бывшими членами ИДУ7. Т. Юлдашев выразил сожаление по поводу выступления своих бывших соратников и отметил, что «сразу после атаки антитеррористи-ческих сил во главе с США в Афганистане, эти люди предали их (Т. Юлдашева и ИДУ. — И.М.), встав на путь куфра и сговора с противниками ИДУ».

Очевидно, что первоначальная доктрина этой организации (1999—2000 гг.), провозглашавшая борьбу с официальным Ташкентом за «построение исламского государства», потерпела крах. Поэтому большинство ее членов и их семьи стремились покинуть лагерь ИДУ в Афганистане, воспользовавшись в этих целях бомбардировкой коалиционных антитеррористических сил.

Вероятно, к такому выводу пришли и сторонники Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которых Т. Юлдашев прямо обвиняет в своем обращении в предательстве общих интересов. Гражданская война в Таджикистане унесла тысячи жизней. ПИВТ, вразрез принципам ИДУ, пошла на переговоры с властями; этот диалог и перемирие 1997 года вынудили данное движение уйти в Афганистан.

Андижанская трагедия 13 мая 2005 года, события весны — осени 2006-го в Кыргызстане, а также вооруженные столкновения отрядов «Талибана» с антитеррористическими силами в Афганистане стали для Т. Юлдашева «отправными точками» в активизации и пропаганде своей организации среди мусульман ЦА.

Таким образом, результаты исследования показывают, что в настоящее время ИДУ представляет собой виртуальную структуру, пытающуюся привлечь к себе внимание мусульман; совместно с «Талибаном» и «Аль-Каидой» оно стремится возобновить привлечение в свои ряды волонтеров.

Критика и разоблачение ХТ, а также других экстремистских организаций ЦА — лишь прикрытие для активизации деятельности ИДУ в регионе и попытка оправдаться перед мусульманской общественностью за совершенные злодеяния.

7 См.: Мирсайитов И., Саипов А. Бывшие соратники Тахира Юлдашева рассказывают о том, что такое «Исламское движение Узбекистана» сегодня [www.ferghana.ru].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.