Научная статья на тему 'Исламские финансы и их применение в Азербайджане'

Исламские финансы и их применение в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ИСЛАМСКИЙ БЭНКИНГ / ИСЛАМСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / МАЛ / ГАРАР / МАЙСИР / НАКД / РИБА / ИНСТРУМЕНТЫ ИСЛАМСКОГО БЭНКИНГА / МУДАРАБА / МУШАРАКА / АЗЕРБАЙДЖАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севимов Самир

В данной статье исследуются некоторые теоретические и прикладные аспекты исламской экономической теории. Подчеркивая ее фундаментальные отличия от западных моделей, автор осмысливает основы мусульманской экономической системы, сущность ссудного процента и его влияния на экономическое благосостояние. Вопрос развития исламского бэнкинга в Азербайджане рассматривается через призму исламских финансовых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламские финансы и их применение в Азербайджане»

Самир СЕВИМОВ

Магистр экономики (Баку, Азербайджан).

ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Резюме

В данной статье исследуются некоторые теоретические и прикладные аспекты исламской экономической теории. Подчеркивая ее фундаментальные отличия от западных моделей, автор осмысливает основы мусульманс-

кой экономической системы, сущность ссудного процента и его влияния на экономическое благосостояние. Вопрос развития исламского бэнкинга в Азербайджане рассматривается через призму исламских финансовых инструментов.

В в е д е н и е

В экономической теории под экономикой подразумевают народное хозяйство данной страны или его часть, включающую определенные отрасли и виды производства. Теоретические основы исламской экономики были разработаны такими правоведами, как Абу ‘Убайд ал-Касим ибн Саллам, Мухаммад ибн ‘Абд ал-Малик ал-Багдади (больше известный как Ибн Занджавайх), Мухаммад ибн Мухаммад ал-Газали, Ахмад ибн ‘Абд ал-Халим ал-Харрани (известный как Ибн Таймиййа) и др.

Исламская экономическая модель, основанная на принципах Корана и Сунны (совокупность преданий о том, что совершал, говорил и одобрял пророк Мухаммад), нацелена на достижение широкого общественного блага в противовес материальному благополучию лишь отдельных членов социума. Построенная на свободе волеизъявления хозяйствующих субъектов, открытой конкуренции и отрицании монополии, эта модель постепенно внедряется в традиционную капиталистическую формацию.

Особенности процентной банковской системы

Банки — важнейший институт финансовой системы любой страны. Они обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Однако с точки зрения ислама банковская система, основанная на процентах, имеет ряд негативных сторон.

■ Во-первых, сделки, основанные на проценте, нарушают принцип экономической справедливости. Заемщик должен выплатить заранее оговоренный процент по кредиту, даже если он понес убытки или если заработанная прибыль несоразмерна с процентом по этому кредиту.

■ Во-вторых, экономическая система, основанная на проценте, нестабильна, так как за счет взимания процентов денежные состояния быстро увеличиваются через регулярные промежутки времени, то есть имеют экспоненциальную динамику роста. Период времени, необходимый для удвоения размера вложенной суммы денег при взимании 3% годовых, — 24 года, при 6% — 12 лет, при 12% — 6 лет. Даже при 1% годовых проценты обусловливают динамику роста с удвоением через приблизительно 70 лет. Это значит, что в длительной перспективе выплата процентов как математически, так и практически невозможна. Экономическая необходимость и математическая невозможность находятся в неразрешимом противоречии. Становится ясно, что процентный механизм — основная причина патологического роста экономики с последующим ее неизбежным разрушением. «Мертвый груз» процентных ставок в периоды депрессии делает отрасли промышленности «больными», что, в свою очередь, ведет к негативным последствиям в сфере занятости.

■ В-третьих, процентная система ориентирована не столько на рост, сколько на защиту от рисков. Беря на себя обязательства перед вкладчиками, банки заинтересованы в гарантированном возврате выданных кредитов и процентов по ним. Это приводит к тому, что банки ограничивают число своих заемщиков большими компаниями или такими организациями или лицами, которые зарекомендовали себя как достаточно безопасные. Если банки считают, что такие пути инвестирования недостаточны, они предпочитают вкладывать средства в государственные ценные бумаги с гарантированным доходом. Эта излишняя направленность на сохранность средств мешает росту, так как данная система отделяет финансовые потоки от большого количества потенциальных предпринимателей, чьи усилия могли бы увеличить валовой национальный продукт, но которые не обладают достаточной обеспеченностью, чтобы удовлетворить банковское требование о платежеспособности. Излишнее предложение капитала известным компаниям и его ограничение для большого сегмента населения также ведут к возрастающим диспропорциям в уровне состояния и дохода.

■ В-четвертых, процентная система не является стимулом для инноваций, особенно для малых предприятий. Большие производственные фирмы и крупные землевладельцы могут себе позволить эксперименты с новыми технологиями, так как у них имеется достаточно собственных резервов на случай, если нововведения не приносят ожидаемой прибыли. Малые же предприятия неохотно идут на применение новых производственных методов с использованием заемных средств, так как им необходимо обеспечить выплату по процентам и основному

долгу вне зависимости от результатов, а их собственные средства весьма ограничены. Например, в сельском хозяйстве мелкие фермеры не внедряют новые методы культивации именно по этой причине. Это не только отрицательно влияет на уровень роста, но и увеличивает диспропорции в распределении дохода.

■ В-пятых, при процентной системе интерес банков ограничивается предприятиями, способными создавать поток денежных средств, который обеспечил бы выплаты по процентам. Иными словами, банки заинтересованы в рентабельности своих клиентов. При этом недостаточно внимания уделяется потенциальной прибыли от проектов, приоритет отдается компаниям со значительным опытом, что приводит к непропорциональному распределению ресурсов.

Существует еще один весьма существенный аргумент в пользу беспроцентного финансирования, который разделяют западные экономисты. Если инвестиции в основной или оборотный капитал финансируются за счет банковского кредита, соответственно предприниматель, желая обеспечить себе приемлемую доходность, должен заложить в цену конечного продукта некую надбавку, которая бы компенсировала последующую выплату процентов. Тем самым над ценой неизбежно возникает «надстройка», а за нее расплачиваются потребители. В результате в процессе хозяйственного обмена все общество и каждый его член в отдельности облагаются «налогом» в пользу банка. Налицо растрата части добавленной стоимости, что в реальности обедняет всех и ведет к расточительству ресурсов.

Ввиду перечисленных выше обстоятельств мусульманские эксперты по экономике и банковскому делу внимательно рассматривали возможные пути замены ссудного процента как основы банковской деятельности, в результате чего разработаны экономические модели беспроцентной экономической системы, проанализированы последствия отмены процента на экономический рост и распределение доходов, а также обоснована теоретическая база ведения исламского бэнкинга.

История исламского банковского дела

Первая попытка внедрить исламские принципы в сферу банковского дела была предпринята в Египте (Мит Гамре) в 1963 году. Это была форма сберегательного банка, деятельность которого построили на долевом участии в прибылях и убытках. Эксперимент продолжался до 1967 года, и к тому времени в стране уже работало девять таких банков. Они не начисляли и не платили проценты, инвестировали главным образом в торговлю и промышленность прямым финансированием, либо совместно с другими инвесторами, а прибыль, полученную в результате успешной реализации проекта, делили с вкладчиками.

В 1974 году был создан Исламский банк развития (ИБР), основанный Организацией Исламская конференции (ОИК), изначально служивший межгосударственным целям в обеспечении капиталом проектов по развитию экономики стран — членов организации. Операции в ИБР главным образом основываются на принципах шариата. В 1970-х годах на Ближнем Востоке обрели свое законное существование многие исламские банки: Дубай исламик банк (1975 г.), Файзел исламик банк в Судане (1977 г.), Файзел исламик банк в Египте (1977 г.), Бахрейн исламик банк (1979), а также исламские банки на Филиппинах, в Малайзии, Индии. Такие банки есть и в Европе.

Первый исламский банк на Западе — Islamic Finance House создан в Люксембурге в 1978 году. Крупные западные банки (ABN Amro, «Сосьете Женераль», «Голдман Сакс»,

ING, «Номура Секьюритиз», JP Morgan Chase и др.) достаточно давно имеют в своем составе отделы исламских услуг. В июле 1997 года Citibank учредил на Бахрейне дочерний Citi Islamic Investment Bank с начальным капиталом в 20 млн долл. Тем же путем пошел еще один крупнейший банк мира, HSBC, создавший структуру под названием «HSBC Amanah Finance», базировавшийся первоначально в Лондоне, а затем перебравшийся в ОАЭ. В 2006 году Deutsche Bank объявил об открытии «исламского окна». В июне того же года Lloyds TSB объявил о предоставлении услуг исламского бэнкинга на территории Великобритании, где ныне работают три финансовые компании, полностью соответствующие нормам шариата: «The Islamic Bank of Britain», «The European Investment Islamic Bank» и «The Bank of London and The Middle East».

Мировым лидером по объему финансовых активов, соответствующих нормам шариата, по праву считается Иран (154,9 млрд долл.). Далее со значительным отставанием следуют Саудовская Аравия (70,1 млрд долл.) и Малайзия (65,2 млрд долл.). В первую десятку также входят Кувейт, Бахрейн, Пакистан, Ливан, Турция, а Великобритания занимает девятое место по объему соответствующих нормам шариата активов (10,4 млрд долл.).

За последние 10 лет мировой рынок финансовых услуг, соответствующих предписаниям Корана и нормам шариата, вырос в три раза: с 150 млрд долл. в середине 1990-х годов до 531 млрд долл. в 2006-м. При этом, по оценкам рейтингового агентства «Standard & Poor’s», он обладает семикратным потенциалом развития — до 4 трлн долл.1 В 2005 году общая стоимость активов исламских инвестиционных фондов достигла 11 млрд долл. Количество исламских инвестиционных фондов превысило сотню2.

Исламские экономические категории

Для понимания форм и методов работы исламских экономических институтов необходимо прежде всего исследовать важнейшие категории рассматриваемой экономической модели: мал, гарар, майсир, накд и риба.

■ Первая категория — мал, или собственность. В исламе человек выступает не как абсолютный собственник некоего имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса, а как поверенный, обладающий правом временно распоряжаться этими ресурсами сообразно воле его истинного владельца — Аллаха. Этот ресурс не должен обращаться в сокровище (неработающие активы), равно как и направляться на спекулятивные операции. Ресурс, доверенный человеку, следует разумно использоваться на благо «распорядителя» и, по мере возможности, всего общества. Иными словами, материальные блага должны служить людям, а не наоборот.

В свете сказанного обязательный налог с определенных видов имущества (закят) можно рассматривать и как меру борьбы против накопления неработающих активов, и как механизм социальной защиты малоимущих слоев населения.

■ Вторая категория — гарар, или риски. Разновидности гарара можно объединить в две группы:

а) купля-продажа товара, который не находится во владении продавца в момент заключения сделки (например, продажа еще не родившегося скота);

1 Cm.: [http://www.rbcdaily.ru/2008/01/22/world/314863].

2 Cm.: Islamic Capital Market Fact Finding Report 2006, IOSCO [http://www.iosco.org/publications].

б) купля-продажа товара без исчерпывающей спецификации (например, сделка без указания точной цены, «по текущей рыночной цене» или без определения сроков выполнения контрактных обязательств)3.

Таким образом, гарар можно охарактеризовать как чрезмерные риски. Шариат не осуждает риски в целом, напротив, ни одна из сторон не может претендовать на то, чтобы обезопасить себя от связанных с ним возможных потерь за счет другой стороны. Однако неопределенность условий сделки, повышающая степень рисков сверх обычного уровня, считается неоправданной и запрещается исламом.

■ Третья категория — майсир, или легкая нажива. Это понятие близко к предыдущему и подразумевает доход, полученный в результате случайного стечения обстоятельств, без приложения капитала и труда (например, ставки в азартных играх). К майсиру относится и миграция колоссальных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства без производства реального богатства, материального и нематериального. Разрушительное движение такого спекулятивного капитала наблюдалось во время азиатского кризиса 1997—1998 годов.

Профессиональные инвесторы (брокеры), вкладывая средства своих клиентов, пользуются финансовыми инструментами, относящимися к майсиру: фьючерс, своп и др. В отличие от разрешенных шариатом инвестиций в акции, биржевые товары или валюту, вложения в подобные инструменты — финансовая игра: здесь деньги не проходят производственный процесс и не делают общество богаче в реальном выражении.

■ Четвертая категория — накд, или деньги. Как мы уже отмечали, отношение шариата к рынку фиктивного капитала, превращению денег в самостоятельную величину, служащую умножению богатства успешных операторов, но мало что дающую обществу, полностью (или практически полностью) запретное. Исламская экономика рассматривает деньги как средство обращения, как меру стоимости и отчасти как средство сбережения. Бумажные деньги рассматриваются как служебный инструмент, не имеющий самостоятельной стоимости, не отличающийся, например, от оборудования на предприятии. Деньги в исламской экономической модели не могут приносить фиксированного или гарантированного вознаграждения. Исламская экономика также проводит различия между деньгами и капиталом. Однако, для того чтобы деньги превратились в капитал, необходимо активное участие обладателя денежного ресурса, то есть он должен получать часть прибыли, но отнюдь не проценты.

■ Пятая категория — риба, или приращение. Различают два вида риба: насиа (рост на отсрочке, например: ссудный процент) и фа 'дл (рост на разнице, например: обмен золота на золото в разных количествах). Согласно исламу обменивать золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, финики на финики, соль на соль разрешается только в равных количествах и только из рук в руки. Что касается остальных предметов торговли, то между разными религиозноправовыми школами были определенные разногласия по поводу дозволенности их обмена в разных количествах.

Коранический запрет на риба определяет фундаментальные отличия иудейско-христианской экономической системы от исламской. Если в западных экономических моделях

3 См.: Al-Gharar. Risk and Insurance // International Journal of Islamic Financial Services, 1999, Vol. 1, No. 1 [www.islamic-finance.net].

процент играет решающую роль в сфере сбережений и является важным инструментом денежно-кредитной политики, то ислам рассматривает кредит как акт сострадания. Шариат поощряет одалживание средств нуждающимся без ответного вознаграждения за временную стоимость денег.

Инструменты исламского бэнкинга

Исламские банки строят свою деятельность на принципах шариата и формируют свой капитал за счет пассивов. К таковым относятся средства клиентов на текущих, сберегательных и инвестиционных счетах. Инвестиционные вклады представляют собой мударабу в различных вариантах, которые мы рассмотрим ниже. Что же касается текущих и сберегательных счетов, то они имеют форму кард хасан и амана.

Арабское выражение кард хасан означает «хорошая ссуда». Это вклад, предполагающий отсутствие доходности, с одной стороны, и допускающий распоряжение полученными средствами — с другой. Слово амана означает «вещь, отданная на хранение». Это разновидность вкладов, которые банк не имеет права использовать для создания активов. На практике банки чаще используют счета кард хасан, премируя их держателей.

Чтобы заработать прибыль, банк проводит активные операции, основанные на двух принципах: на принципе участия в прибылях и убытках и на долговом принципе.

Первый из них — пропорциональное участие в прибылях и убытках — реализуется на основе мударабы и мушараки4.

Мудараба — форма делового партнерства, при которой одна сторона инвестирует капитал, а другая (агент-мудариб) занимается организационной, управленческой, производственной и иной деятельностью. Получаемую прибыль делят между сторонами в пропорции, которая была определена заранее. Если же предприятие несет убытки, то финансовые потери ложатся только на инвестора. Согласно шариату, потери второй стороной (некомпенсированные затраты времени, физических, психических и интеллектуальных усилий) не менее весомы, чем потерянные деньги. Согласно принципам мударабы, инвестор не вмешивается в дела предприятия: ни в управление, ни в производство, ни в сбыт, ни в учет — хотя, естественно, он имеет право контролировать деятельность предприятия. На стадии согласования позиций сторон он может сформулировать любые условия, кажущиеся ему уместными, которым агент-предприниматель (в случае своего согласия) в дальнейшем обязан строго следовать.

Мудариб не связан обязательствами в отношении потерь, однако он может быть привлечен к ответственности в том случае, если их возникновение вызвано его халатностью и некомпетентными действиями. В идеале прибыль должна распределяться не на календарной основе, а лишь по окончании действия контракта. Однако на практике этот принцип не всегда учитывается и контракты заключаются на определенное время. Возможно и досрочное прекращение контракта по инициативе любой из сторон. Мудариб также вправе участвовать в предприятии своими собственными средствами.

Исламские банки нередко используют операционную модель, разработанную на основе мударабы. Банк аккумулирует средства вкладчиков, заключая с ними договоры и обязуясь разместить их средства в активы, способные принести доход, но не гарантируя получение дохода. В то же время банк действует и как инвестор, направляя деньги вкладчиков в различные операции, разрешенные шариатом.

4 См.: Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р.И. Бек-кина. М.: Умма, 2004. С. 60—61.

Мудараба бывает ограниченной и неограниченной, то есть клиент имеет право определять в какой вид активов будут вкладывать его средства или же оставить возможность выбора за банком. Мудараба также делится на специальную и общую, то есть от выбора клиента зависит, будут ли его средства работать отдельно от средств других вкладчиков или же в общем «котле». Достоинство специальной мударабы — меньшая вероятность риска при общей прибыли банка, а недостаток — меньшая прибыль из-за ограниченности вовлеченных средств.

Мушарака — форма делового партнерства с заранее определенным капиталом и обоюдосторонним разделением прибылей или убытков. Мушарака бывает постоянной и убывающей5. Постоянная мушарака строится на неизменной в течение всего жизненного цикла компании пропорциях участия партнеров в ее капитале и прибыли. При этом допускается продажа участником своей доли. Теоретически каждый партнер может уполномочить остальных распоряжаться капиталом. Однако на практике исламский банк, если он является менеджером проекта, самостоятельно участвует в определении его целей, параметров производственного процесса и т.д.

Отличие убывающей мушараки в том, что банк с самого начала объявляет свое намерение не оставаться в деле до конца срока жизни компании. Иными словами, клиент договаривается с банком, что он разовым платежом или периодическими взносами выкупит долю банка.

Второй принцип осуществления активных операций — долговое финансирование. Самый популярный вид финансирования — мурабаха. Преимущество этого вида состоит в краткосрочности операции, в праве требовать обеспечение обязательств клиента, в высокой степени вероятности получения прибыли.

Первый этап такого сотрудничества — заключение договора, по которому банк обязуется изыскать на рынке необходимый товар, а клиент — перекупить его у банка, заплатив определенную сумму, которая может быть выражена процентным отношением к закупочной цене или быть фиксированной. Залогом для банка здесь считается сам товар. Важный элемент этого договора — сроки и форма платежа (наличный или отсроченный платеж, полной суммой или в рассрочку). Таким образом, банк получает прибыль согласно формуле «издержки + наценка». Отсюда можно сделать вывод, что мурабаха — финансово-торговая операция, при которой конечная цена вырастает на величину, в которой банк оценивает оказываемую клиенту услугу.

Еще один вид долгового финансирования — салам. Он редко используется в активных операциях и представляет собой продажу товара с отсроченной поставкой против наличного платежа. На практике это выглядит следующим образом: банк выдает кредит на сумму цены товара, а клиент обязуется поставить товар к определенному сроку. При этом клиент находится в более выгодном положении, так как получает оборотный капитал, без которого его проект был бы невозможен. Банк же особо не нуждается в этом товаре. Однако банк, в свою очередь, может заключить параллельный салам, в котором он выступает поставщиком товара. Салам наиболее применим в сельском хозяйстве и крайне мало — в промышленности.

Следующий вид долгового финансирования — истисна — предназначен для обслуживания главным образом крупного производства. Имеет много общего с саламом, но отличается тем, что в данном случае предмет договора не существует на момент его заключения. Условиями законности договора истисна являются заранее оговоренные цена производимого товара и его основные характеристики. Важное отличие этого вида финансирования от салама заключается в том, что плата за товар предоставляется не в виде единовременной предоплаты, а по мере выполнения работ производителем товара. В случае отказа клиента банк вступает в параллельную сделку с производителями товара или работ (например, строительных), осуществляя оплату за свой счет. Прибыль банка возникает из разницы

5 Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. С. 62.

между ценой по первому контракту и ценой, уплачиваемой по второму контракту. Из-за высокой степени риска истисна, как и салам, не получил широкого распространения.

Еще один вид долгового финансирования — иджара — объединяет разные виды лизинга и аренды. Лизинг представляет собой как бы сдачу в аренду не самого товара, а его полезных свойств. Иджара имеет две распространенные формы: операционный лизинг и лизинг с последующим выкупом.

Операционный лизинг — соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает оборудование у производителя, а затем сдает его в аренду по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы оговаривается заранее. При этом оборудование остается в собственности банка. Этот вид лизинга распространен в финансировании производства, строительных работ и т.п.

Лизинг с последующим выкупом отличается от операционного тем, что клиент обязуется выкупить оборудование к концу арендного срока по согласованной с банком цене, в которую включается и выплачиваемая до того арендная плата. Иными словами, клиент выплачивает банку арендную плату и частично погашает стоимость оборудования, а к концу срока договора становится полноправным владельцем актива. Возможен и другой вариант: клиент может оплачивать только арендную плату, а к концу срока выкупить у банка оборудование по договорной цене.

Из сказанного выше видно, что исламская финансовая система не является спекулятивной, а работает с инвестициями в реальное производство, что защищает ее от финансовых кризисов и дефолтов. Благодаря взвешенной инвестиционной политике, активному финансированию производства, привлекательности банковских услуг исламское финансирование приобретает и внутреннюю способность к воспроизводству.

Однако у этой финансовой системы есть и свои проблемы. Слабое место — низкая эффективность механизмов стимулирования долгосрочных инвестиций. И если единичный банк, функционирующий на такой основе, не оказывает заметного влияния на экономику, то целая система, работающая в подобном режиме, может нанести значительный ущерб процессу экономического роста. Но при всей обоснованности этих проблем об исламском банковском деле следует говорить как о сложившемся виде финансового бизнеса, обладающем потенциалом развития.

Важной проблемой исламских банков остается управление ликвидностью. Ведь, как правило, любой инвестор демонстрирует естественное человеческое свойство — неприятие чрезмерного риска. Как показывает опыт, вкладчики исламских банков пока не готовы инвестировать средства с риском потери первоначального вложения. Это приводит к чрезвычайной краткосрочности ресурсной базы исламских банков с очевидными последствиями для их активных операций.

Проведение конверсионных (форексных) операций также сталкивается с ограничениями, поскольку такие операции главным образом предполагают работу на срочном риске. Сегодня торговля валютой допускается в режиме «спот», где передача валюты организована в течение суток. Однако дилер не всегда может немедленно выйти на рынок, если имеющаяся у него валюта не интересует потенциальных клиентов.

Столь же затруднительно использовать для полноценного управления ликвидностью исламского банка рынки ценных бумаг. Фактически из всего многообразия их типов ему доступны лишь акции. Долговые инструменты корпоративных эмитентов (облигации, векселя), структурированные в соответствии с требованиями шариата, сегодня практически отсутствуют. То же относится к наиболее надежному и популярному средству управления банковской ликвидностью — ценным бумагам государства. Озабоченность правительств мусульманских государств такой ситуацией переросла в совместные усилия по дальнейшей институциализации исламского бэнкинга и создания более благоприятных организационных условий его функционирования.

В ноябре 2001 году Бахрейн, Бруней, Индонезия, Малайзия, Судан и ИБР подписали соглашение об учреждении Международного исламского финансового рынка (МИФР),

который начал функционировать с августа 2002 года. Перед МИФР стоят задачи решения проблемы управления ликвидностью в отрасли и создание новых исламских финансовых продуктов.

В феврале 2002 года была учреждена новая организация — Центр управления ликвидностью (ЦУЛ). Он должен сводить в крупномасштабные пулы («общий котел») активы, приобретенные у правительств, финансовых институтов и корпораций, секьюритизировать их в форме исламских облигаций (сукук) и предлагать их исламским банкам для инвестирования временно свободных средств. Параллельно ЦУЛ обеспечивает вторичный рынок для этих ценных бумаг, а за счет разнообразия видов активов и их источников придает рынку глубину и диверсифицирует риски.

Еще одна проблема — отсутствие во многих государствах необходимой правовой базы. Мы уже отмечали, что западные банки продают деньги, а исламские — товары. В силу этого последние вовлекаются в деятельность своих клиентов в нефинансовом секторе. Именно в этом кроется источник серьезного противоречия. Так, ст. 5.4 закона Азербайджанской Республики «О банках и банковской деятельности» (1996 г.) гласит: «Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью». Это означает, что исламский банк, по сути, не имеет возможности работать в соответствии с шариатом. Для организации легальной деятельности он вынужден учреждать дочерние фирмы, перепоручая им проведение тех или иных операций. Это вполне допустимо, но крайне неэффективно с точки зрения управления. Сложности у исламских банков возникают и при формировании пассивов. Так, согласно Гражданскому кодексу Азербайджанской Республики всякий вклад обязывает банк к выплате процентного вознаграждения, в силу чего банки предлагают клиентам только расчетные или текущие счета.

Применение исламских финансов в Азербайджане

Интеграция Азербайджана в мировое сообщество сопровождается налаживанием тесных политических, экономических и культурных связей в том числе с исламским миром. Расширение сфер сотрудничества с исламскими финансовыми институтами, а также увеличение числа верующих, соблюдающих принципы шариата в повседневной практике, сделали актуальным внедрение исламского бэнкинга в АР. В 2006 году в рамках проекта Международной финансовой корпорации Всемирного банка состоялся семинар «Исламский бэнкинг: соответствующие вопросы по корпоративному управлению, прозрачность и открытия». В его работе участвовали представители 35 банков.

Первопроходцем среди банков республики по внедрению исламской модели финансирования стал Международный банк Азербайджана (МБА). Модель называлась «продажа в рассрочку», проводилась в рамках финансовой линии Исламской корпорации для развития частного сектора — дочерней структуры ИБР. Уставный капитал корпорации составляет 1 млрд долл., из которых 500 млн — доля ИБР, а остальную сумму внесут страны-участницы. Доля Азербайджана равна 2,5 млн долл. Участие в этой корпорации позволит частному сектору получать без правительственных гарантий кредиты в размере от 2 млн долл.6

Следует отметить, что ИБР — самый активный инициатор внедрения исламских финансов в Азербайджане. В 2007 году эта структура изъявила желание помочь в создании инвестиционной компании «Caspian International Investment Company» (CIVIC), дей-

6 См.: [http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_21960_aId_93245.html].

ствующей по религиозным канонам. Ее учредителями стали ИБР (75%) и Азербайджанская инвестиционная компания (25%).

По мнению автора этих строк, граждане нашей страны весьма заинтересованы в банковских продуктах и услугах, предоставляемых в рамках шариата. При этом часть людей желает этого сугубо с религиозной точки зрения, другие — расценивают инвестиционный бизнес как наиболее прогрессирующий и позволяющий снизить риски, связанные с инфляцией и потерями.

К наиболее перспективным для инвестиций исламских финансов относятся такие отрасли экономики, как информационно-телекоммуникационные технологии, транспорт, строительство. На данный момент в стране функционирует первый финансовый институт, действующий в рамках шариата — «Ковсар-Банк». Он создан как коммерческий под названием «Универсал Банк», а в 2001 году решением учредителей был переименован и прошел перерегистрацию в Министерстве юстиции АР7.

Ныне в Азербайджане существует клиентский сегмент, который хочет работать в рамках исламского финансирования. Это потребительский сегмент, а также мелкие и средние предприниматели, готовые делать вклады и получать средства в рамках, соответствующих шариату. Есть заинтересованность в потребительском финансировании (потребительские товары, автомобили, открытие накопительных счетов и участие средств в дозволенном финансировании), ипотечных программах, финансировании образования и научных работ. Реально эта часть общества может освоить суммы, существенно превышающие кредитные портфели многих частных банков на территории республики.

Учитывая опыт разных стран, банк внес три основных положения, которые необходимо учитывать для работы в Азербайджане:

а) применяя исламские банковские технологии, не нарушать законодательство АР;

б) предусмотреть финансирование социальных сфер путем оказания помощи инвалидам, пенсионерам и другим малоимущим слоям населения;

в) создать Консультативный совет, который будет выполнять функцию Шариатского комитета.

В 2002 году банк получил лицензию от Национального банка Азербайджана. «Ковсар-Банк» — член Генерального совета исламских банков и финансовых институтов при ИБР, а также Аудиторской ассоциации исламских банков и финансовых институтов. Сегодня деятельность банка направлена на привлечение средств от юридических и физических лиц двумя основными способами исламского бэнкинга: мудараба и мушарака, а также от продажи векселей банка. При размещении средств банк использует традиционные механизмы.

Вексель — аналог сукука. Клиент выпускает вексель и продает его банку по номинальной стоимости, используя полученные средства для финансирования своей деятельности. Покупка векселя оформляется как репо, то есть сопровождается заключением договора, содержащим обязательство клиента по истечении срока выкупить бумагу с премией. Цена обратного выкупа векселей определяется, исходя из сложившихся на момент заключения договоров конъюнктуры на рынках профинансированных таким образом товаров и услуг, производимых клиентом, и себестоимости услуг, предоставляемых банком.

В настоящее время «Ковсар-Банк» не может вести активные операции, используя форму мурабаха, так как законодательство республики запрещает банкам непосредственно заниматься оптовой и розничной торговлей, производством, логистикой, сельским хозяйством, добычей, строительством, а также участием в этих отраслях на паевой основе.

7 См.: Мамедли И. Исламский бэнкинг в Азербайджане // Region plus, 2007. С. 56.

В 2008 году Государственный комитет АР по ценным бумагам зарегистрировал проспект беспроцентных бездокументарных облигаций «Ковсар-Банка»8. Эмиссия этих ценных бумаг ожидается в ближайшее время, а выпуск будет соответствовать финансовым принципам шариата. Инвестор, купивший акции, становится фактически пайщиком в том проекте «Ковсар-Банка», под который и привлекаются средства. Эмиссия составит 32 тыс. облигаций с номиналом AZN 200 каждая. В случае успешного (но главное полного) размещения этих ценных бумаг банк привлечет 6,4 млн манатов, что может стать одним из самых больших размещений облигаций на фондовом рынке страны.

Одно из последних новшеств в финансовом секторе Азербайджана — проект ЗАО «Unileasing», реализуемый в рамках требований шариата. Главная особенность проекта, стартовавшего в феврале 2008 года, — отсутствие процентных отношений при лизинговых операциях с клиентами. Данная лизинговая система будет применена ко всем продуктам компании, благодаря чему она получит возможность предложить финансирование строительной техники, транспортных средств, медицинского и промышленного оборудования, коммерческой недвижимости9.

Мусульмане составляют большую часть населения Азербайджана, и есть все основания полагать, что развитие исламского бэнкинга создаст дополнительный стимул для развития экономики страны, а также будет способствовать привлечению в оборот сбережений, соблюдающих принципы шариата.

3 а к л ю ч е н и е

Подводя итоги, следует еще раз отметить, что главная особенность исламской экономической модели — существенный упор на ценностные установки. Формы и методы работы исламских финансовых институтов созданы с учетом того, что растущие потребности людей постоянно сталкиваются с ограниченностью ресурсов. Повышение доходов и снижение цен в исламской модели не всегда ведут к увеличению потребления, так как это нарушает шариатский принцип умеренности потребления и целесообразности использования ресурсов. Вовлечение финансовых институтов Азербайджана в мировую сеть «Islamic Finance and Services Industry» открывает новые возможности для привлечения иностранных инвестиций (прежде всего в ненефтяной сектор экономики страны) и должно оцениваться как эффективный шаг на пути сбалансированного развития разных отраслей промышленности, сельского хозяйства и рынка услуг АР.

8 См.: [http://www.ceo.az/businessobserver/finance/9093.html].

9 См.: [www.unileasing.az/?id=108&page=islamic_leasing].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.