ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 657.1
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОЙ МОДЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА*
В. В. ЕВДОКИМОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, проректор E-mail: victor1979@list. ru Д. А. ГРИЦИШЕН,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: gritsishena-do@mail. ru Житомирский государственный технологический университет
В современных условиях развития мировой экономики весомое значение занимают страны — зоны распространения ислама. Такая тенденция связана с повышением их удельного веса в экономическом развитии, которое базируется на исламской экономической доктрине. Теоретические положения исламской экономической доктрины являются специфическими, потому что соответствуют положениям Корана. Исходя из этого, исламская экономическая доктрина и базирующаяся на ее положениях исламская модель бухгалтерского учета являются новыми направлениями исследования, что и представлено в данной статье.
Авторами обоснованы особенности влияния положений религии на социально-экономические отношения, что дало возможность определить
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.
теоретические положения исламской экономической доктрины как факторы формирования и развития исламской модели бухгалтерского учета.
Ключевые слова: исламская модель бухгалтерского учета, исламская экономическая доктрина.
Современное развитие экономической науки, которая формируется в глобальной среде, требует переосмысления многих категорий и понятий, изучения и внедрения новых методов и форм экономической деятельности. Такими качественно новыми для современного общества являются формы экономической активности, которые, хотя и возникли на базе догматов ислама, однако находятся на современном этапе экономического развития в центре общественного внима-
ния не только в странах зоны распространения ислама, но и во всем мире. Позиции экономистов и общественных деятелей относительно данного феномена носят эмоциональный и односторонний характер, что препятствует осмыслению реального состояния развития социально-экономических отношений в исламском обществе и их значения в мировом развитии. По этому поводу М. Ф. Мур-тазин утверждает, что политическое руководство большей части стран исламского мира стремится приспособиться к новым условиям, научиться вести дела в рамках глобализации, используя ее положительные стороны и выступая насколько возможно против ее негативных последствий. При таких условиях бухгалтерский учет в странах указанного региона испытывает влияние новых эффективных западных технологий, но таких, которые не отрицают экономической доктрины и способствуют эффективному развитию экономической среды по мусульманскому образу.
Несомненным является то, что развитие экономики и бухгалтерского учета должно идти плечо к плечу. Весомое значение в этом процессе имеет обоснование теоретических положений данных сфер знаний. Л. В. Чижевская утверждает, что «без научной теории движение экономики вперед будет очень затрудненным. Имеется в виду не теория ради теории, а такая, которая, с одной стороны, исходит из потребностей практики, а с другой — призвана опережать практику и задавать ориентиры ее развития» [16, с. 96].
«Развитие учения об учете как науки до сих пор не завершено, но оно не может содержать застывших формулировок. Учет постоянно развивается, а его содержание углубляется, и на базе общей теории формируются его теоретические основы» [10, с. 50]. Динамичность бухгалтерского учета выступает той категорией, которая показывает взаимосвязь бухгалтерского учета с развитием экономической мысли, культурно-социальным развитием и политическим развитием. Мусульманский ученый Мухаммед Тахери подчеркивает, что «культурные, социальные, экономические и политические факторы оказывают значительное влияние на форму и особенности финансовых отчетов. Однако данные факторы неодинаковы во всех странах и по-разному осуществляют свое влияние, поэтому каждая страна использует
систему учета, которая отвечает ее собственным особенностям» [12, с. 30]. Не являются исключением и страны ислама, которые сегодня развивают и внедряют свою качественно новую исламскую экономическую доктрину. Особенностью является то, что большое значение в формировании предоставляется исламу как религии. И именно религия занимает доминирующую роль в формировании экономической концепции развития мусульманского мира и формировании национальной системы бухгалтерского учета.
Разработки исламской экономической системы являются не новым направлением, возникшим с обретением независимости. Еще в средневековье исламские ученые разработали основные положения развития исламской экономической системы. Современные исследователи считают, что экономическая мысль средневековья достигла своего расцвета в трудах таких ученых-энциклопедистов, как Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси (105 8—1111), Ибн Хальдун (ум. в 1406 г.), Абу Юсуф (731—798). В их трудах содержатся особенности и направления развития исламской экономической системы, однако отдельных работ, посвященных экономическим исследованиям данных ученых, не существует, ведь они содержали междисциплинарный подход, когда сугубо экономические вопросы исследовались в контексте других общественных проблем. Среди современных исследований формирования и развития исламской экономической доктрины следует выделить работы И. В. Жмуйды [1], Г. Ф. Нуруллиной, Г. И. Мирского [7], А. В. Малашенко [6], М. Кемпера [4] и М. Тахери [12].
Сайма Акбар Ахмед утверждает, что «экономическая наука является жизненно важной для общества. Но проблема заключается в том, что мусульмане были не в состоянии внести существенный вклад в развитие экономической науки, а также они имеют тенденцию слепо копировать законы и нормы, установленные современной экономикой, которая не имеет никакого отношения к исламу. Исламская экономика — это не только беспроцентное банковское дело, это полная концепция, функционирование целой экономической системы, которая отклоняет многие нормы современной экономики» [14, ^ 19].
Активизация процессов этнической и конфессиональной самоидентификации, социальное и
интеллектуальное развитие мусульманского мира способствовали внедрению и распространению качественно новых подходов к экономическим процессам, что обусловило появление и внедрение в научный оборот понятий «исламская экономическая система» и, соответственно, «исламская модель бухгалтерского учета», которая обеспечивает информационные потребности первой. Заметим, что под данными понятиями не стоит понимать совокупность экономик исламских стран и их национальных систем бухгалтерского учета, поскольку подходы исламских ученых обеспечили качественно новое видение экономической науки и развития бухгалтерского учета.
Политические нормы ислама все в большей степени определяют главные тенденции развития мусульманского мира. Возрастающая роль ислама как политико- и экономико-формирующего фактора начала отчетливо проявляться во внутренней жизни и внешней сфере деятельности практически всех мусульманских государств, а также сказывается на многих аспектах экономики тех стран, где мусульмане составляют значительную часть населения.
Религиозный фактор в формировании социально-экономических отношений и национальной системы бухгалтерского учета является доминирующим в странах зоны распространения ислама. Ведь ислам является одним из крупнейших мировых вероучений, которое в последнее десятилетие ХХ в. приобрело характер политической и морально-этической мировоззренческой основы для миллионов его последователей. Монотеистическая религия, навязанная силой оружия огромной империи, и до наших дней сохраняет значительную силу экспансии в сфере экономического, правового и социального развития стран, где ислам признан государственной религией.
Эта религия прочно закрепилась в странах арабского Востока. Она является неотъемлемой частью арабского мира и диктует порядок и уклад современной жизни мусульман. Ислам в отличие от других религий не ограничивается вопросами веры, а пытается регламентировать все стороны жизни человека. Влияние на экономическую сферу проявляется не только через морально-этические нормы, но и с помощью особых указаний, содержащихся в Коране.
Соотношение национального и религиозного в экономической среде является соотношением внешней формы и внутреннего содержания. При этом национальное проявляется в форме, т. е. в структуре потребления соответствующего типа и способах удовлетворения потребностей, а религиозное — в смысле, т. е. в системе ценностей. Из чего следует невозможность совершенствования экономической и учетной системы без учета религиозного фактора, особенно в странах, где он является доминирующим фактором.
Таким образом, влияние религии на бухгалтерский учет прослеживается сквозь призму социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Данное воздействие проявляется в двух аспектах:
— во-первых, через субъекты социально-экономических отношений, деятельность которых обеспечивается информационной основой бухгалтерского учета;
— во-вторых, через объекты бухгалтерского учета, которыми выступают виды социально-экономических отношений.
Определение влияния социальной среды будет способствовать пониманию того, каковы причины и последствия возникновения принципиальных различий в моделях экономического поведения человека, реализуемых в различных национально-культурных условиях. Это становится актуальным и практически значимым в настоящее время, поскольку эйфория от первоначальных интеграционных процессов сменяется размышлениями о недостатках, целесообразности тотальной глобализации и преимуществах национального многообразия.
Внедрение чужих ценностей в сформированную национальную экономическую среду приводит к конфликту с уже существующей системой ценностей. При таких обстоятельствах преимущества тех ценностей, которые формировали эффективные модели хозяйственного поведения в условиях одной культуры, превращаются в недостатки, причиной которых являются существенные различия менталитетов существующих народов, сформировавшихся на основе национально-религиозных традиций.
Результатом возрождения ислама в современном мире являются разработка и попытка внедре-
ния основных норм исламской экономики как на государственном уровне отдельной страны, так и на международном уровне путем формирования мусульманских международных организаций и принятия соответствующих международных нормативно-правовых актов.
Мусульманские исследователи считают, что «исламское общество должно строить свои социальные отношения, свою экономическую деятельность и бухгалтерский учет на основе шариата. Необходимо учесть общие, а особенно экономические цели шариата в дополнение к рассмотрению определенных заповедей, связанных с экономикой и бухгалтерским учетом» [11].
«Исламская экономика неразрывно вплетена в основу мусульманского общества. На нее влияют как общие исламские морально-этические нормы, так и прямые указания, содержащиеся в Коране и Сунне. Именно религиозная мораль вместе с конкретными экономическими нормами является базисом исламской экономики и определяет ряд ее имманентных постулатов» [2, а 30]. Поскольку Коран для мусульман является юридическим документом, важным в контексте развития экономической и учетной систем, безоговорочной является взаимосвязь экономики и права в формировании организационно-методических основ бухгалтерского учета. Эта религиозная книга содержит кодекс моральных принципов, многие суры которого имеют юридическое содержание, что отражается в формах регулирования экономических отношений и бухгалтерского учета. Все нормы Корана можно классифицировать по соответствующим сферам применения, которые обусловили особенности развития отраслей права.
Таким образом, становятся очевидными глобальность и универсальная направленность Ислама на все сферы общественной жизни мусульман. Именно с середины 1990-х гг. исламские государства активно разрабатывают доктрину своего социально-экономического развития, во многом несовместимую с постулатами и ценностями концепции рыночного хозяйства индустриально развитых стран Запада.
По этому поводу А. Д. Ларионов пишет: «Бухгалтерский учет представляет собой сплошное, непрерывное, документально обоснованное и взаимосвязанное отражение всех хозяйственных
операций и призван прежде всего создать необходимое информационное обеспечение управления предприятием. Выполняя данные функции, он всегда зависим от самой системы управления и ее потребностей в информации, от организационных и технологических особенностей предприятия. В мусульманских странах с господством Ислама в качестве государственной религии все реально функционирующие в обществе экономические предписания Корана должны отражаться в бухгалтерском учете, так как без этого учетная информация теряет свой смысл» [5, а 215]. Поэтому при формировании информации для выполнения вышеуказанных целей исламский бухгалтерский учет должен обеспечить решение задач, которые оговариваются исламской экономической системой и отвечают основным ее принципам.
Исламская экономическая доктрина в ее современной трактовке опирается на систему изложенных в Коране человеческих ценностей. В ней сформулированы основные принципы правовых, имущественных и хозяйственных отношений в современном мусульманском обществе. Одним из центральных положений исламской экономической доктрины стало отождествление реальной эксплуатации с получением дохода физическим лицом, которое лично не участвует в трудовом процессе и не рискует своим имуществом (капиталом).
Коран содержит в себе полный глобальный кодекс жизни индивидуума, в частности, ряд правил, адекватно регулирующих всю экономическую деятельность человека (частного предпринимателя) и хозяйственных структур. Экономическая доктрина Ислама в ее современной форме выступает частью глобальной исламской концепции человеческой жизни, включающей взаимосвязанные представления о Боге, человеке, человеческом обществе, отношениях индивидуума с другими людьми и Богом, о реальном месте человека во Вселенной. Более того, исламская экономическая доктрина в современной ее трактовке развивает систему заложенных в Коране человеческих ценностей, которые определяют допустимые границы экономических мотиваций и инвестиционных решений и обосновывают морально аргументированную хозяйственную стратегию человека (предпринимателя) с целью обеспечения справедливого равновесия между
материальными и духовными потребностями, а также между индивидуальными и общественными обязанностями человека.
На сегодняшний день созданы и эффективно функционируют специализированные исследовательские центры по проблемам исламской экономики и исламского экономического порядка, среди которых: Международный центр исследований по вопросам исламской экономики при университете короля Абдель Изиза (г. Джидда), Исламский исследовательский институт при Исламском банке развития, Институт банков и исламской экономики при Международной ассоциации исламских банков (Кипр), Международный институт исламской экономики и Международная ассоциация специалистов в области исламской экономики (Исламабад, 1983 г.).
Реализация экономической доктрины ислама имеет двусторонний характер. С одной стороны, выступает как конечная модель социально-экономического развития, а с другой, является средством достижения этого. Исламская экономическая доктрина в ее современной трактовке полностью базируется на Коране и адекватных ему конкретизирующих правилах.
«Когда арабские страны достигли политической независимости, перед ними возникла задача достичь экономической самостоятельности. При этом особое значение уделялось национальному обрамлению этой идеи, что стимулировалось победой над силами колониализма и стремлением наряду с национальным суверенитетом достичь экономического возрождения. К власти в арабских странах пришли представители национально-демократических сил, в среде которых царил светский компонент, ориентированный с хозяйственной точки зрения на проведение преобразований по образцу, который до этого имел место в других странах, где эти меры диктовались исключительно с позиции целесообразности и не носили какого-то специфического, в том числе и религиозного направления. Это послужило причиной того, что исламские особенности сразу не проявили себя на арабском пространстве после объявления лозунгов экономической самостоятельности. Исламский подтекст проявился лишь через определенное время, когда исламская мысль генерировала собственный подход к решению проблем развития,
видя в нем возможность не только обеспечения экономического развития, но и предоставления всему процессу сугубо национального характера, самобытности, смысл которого определялся исключительно исламскими нормами» [8, а 12—13].
Среди основных причин формирования и внедрения положений исламской экономической доктрины можно выделить следующие:
— освобождение от колониального гнета обусловило развитие национальной идеи в экономической, политической и культурной сферах;
— благосклонность большей части мусульманского населения к внедрению в экономику принципов ислама, обеспечивающих социальную справедливость в обществе;
— несостоятельность экономических систем Запада обеспечить эффективность экономического развития государств, в том числе мусульманских;
— современное состояние экономической дисциплины, возглавляемое Западом, образует дихотомию между исламской верой и действиями, к которым призывают западные экономические концепции;
— рост эффективности внедрения на глобальном уровне исламских финансовых инструментов, имеющих место в деятельности исламских банков.
Исходя из приведенных выше причин неспособности западных экономических концепций обеспечить развитие мусульманских стран и их соответствие принципам ислама, а также учитывая наличие значительного количества экономических субъектов, деятельность которых является эффективной как с экономической, социальной, так и этической стороны, заслуживают внимания и требуют исследования особенности развития исламской экономической доктрины как основы формирования национальной системы бухгалтерского учета стран зоны распространения ислама. Именно экономическая политика государства, основанная на теоретических положениях исламской экономической доктрины, формирует основные направления развития системы бухгалтерского учета, определяет понятийно-категориальный аппарат, формирует запросы пользователей в учетной информации, влияет на методику отражения объектов, а также формирует среду работы субъекта ведения бухгалтерского учета.
Саид Аскари и Беверли Джаклин по поводу исламской экономической системы утверждают: «Основанная на понятии единства экономическая система подчиняется мусульманским законам, подчеркивает интересы мусульман и смещает центр с микроуровня на макроуровень. Фактически это означает возложение ответственности на мусульманские правительства в планировании экономической системы, которая обеспечила бы благополучие всех членов исламского общества» [9].
«Современная экономика работает в обратном направлении, вместо того, чтобы перемещаться от нормативной к позитивной экономике. Исламская же экономика направляется от идеала к фактической ситуации или, иными словами, от нормативной к позитивной экономике. Ведь сначала определяется цель исламского общества, а затем — разрабатываются способы преобразования существующей ситуации в почти идеальную во всех сферах равновесия спроса и предложения» [14, а 21].
Относительно «предложения», идеальным считается то, что при минимальных затратах природных ресурсов должны достигаться достаточные объемы производства товаров и услуг, которые обеспечивают основные жизненные проблемы так, чтобы они могли быть доступны для всех по соответствующим ценам и в достаточном количестве. В отношении «спроса», идеально, чтобы обеспечивалось равноправное распределение производственных ресурсов и дохода, а также, чтобы каждый человек имел возможность получить результат собственных усилий и возможность обеспечить свои жизненные потребности. Все это обуславливает основную цель исламской экономики и всех ее принципов.
Развитие учения об исламской экономике призвано преодолеть ряд актуальных социально-экономических проблем современного исламского общества, определенных выше авторами. Мусульманские экономисты считают необходимым изменить негативную экономическую ситуацию, которая сложилась в мире и обусловлена несовершенством и неспособностью ее преодоления европейскими и американскими экономическими концепциями. Такие изменения являются объективными и необходимыми, так как «экономика — не естествознание, где законы природы установ-
лены и неизбежны. Если человек — мусульманин или придерживается иного вероисповедания, то он должен подчиняться законам природы, если хочет воспользоваться силами природы в собственных целях и предотвратить разрушения. Это не имеет ничего общего с экономикой, которая всегда зависит от изменений и усовершенствований и может включать взгляды различных школ экономической мысли. Современная экономическая система развивалась веками, но все еще нет гарантий, что то, что мы имеем сейчас, является единственной и наилучшей формой возможной экономической системы. К сожалению, даже развивающиеся страны, которые страдают от введения существующей экономической системы, редко подвергали сомнениям большинство ее положений, противоречащих здравому смыслу» [14, с. 24]. Таким образом, ученые-мусульмане разработали и внедряют собственную экономическую систему, все элементы которой соответствуют нормам ислама.
В настоящее время забыты ведущие мусульманские ученые, труды которых посвящены проблемам экономического развития и которые намного раньше своих западных коллег открыли и внедрили ряд экономических законов. Так, современный исследователь Джин Дэвид неоднократно поднимал вопрос о том, что Ибн Хальдун в своих трудах «Большая история», «Книга поучительных примеров и диван сообщений» открыл большое количество экономических законов за несколько тысячелетий до их официального обнародования на Западе. Именно он доказал необходимость разделения труда до Адама Смита, принцип трудовой стоимости до Давида Рикардо и роль государства в проведении стабилизационной политики до Д. М. Кейнса. Весомое значение в развитии исламской экономической системы имели труда Абу Йусуфа, особенно «Кита ал-Харадж», кроме того, именно он, исследуя особенности налогообложения, впервые сформулировал принципы налогообложения, которые сегодня считаются классическими в экономической науке: способность налогоплательщика платить налоги, взимание налогов в удобное для плательщика время, централизация налогового ведомства. Аль-Газали посвятил все свои труды вопросам налогообложения и государственным финансам («Воскресенье наук о вере», «Эликсир счастья»).
Более глубокое философское обоснование различий между исламской экономикой и социалистической или капиталистической экономикой с учетом позиций идеологов исламской модели экономического развития позволяет сказать, что первая создает своего рода «баланс между материальными и духовными началами, которые не находятся в конфликте между собой», подобно тому, как это имеет место на Западе, а также «устанавливает равновесие между правами и обязанностями, которые отсутствуют в обычной экономике» [8, а 12]. Ислам характеризуется как концепция социальной справедливости и участия человека в средствах производства. Таким образом, согласно исламской концепции все производственные факторы принадлежат Аллаху, а не любому индивиду или группе лиц.
С исламской точки зрения фактическими факторами производства являются три, а не четыре: капитал, земля и труд. Под капиталом в соответствии с исламской экономической доктриной понимают те средства производства, которые могут использоваться в процессе производства и в процессе чего они полностью потребляются или изменяют свою натуральную форму. Земля — это средство производства, используемое в процессе производства, не меняет своей формы и может передаваться в аренду.
«К производственным фактором в концепции относятся:
1) природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную и справедливую выгоду);
2) капитал (частная собственность, которая может передаваться по наследству от одного лица другому, продукт производственного процесса, который должен перейти в другой производственный процесс, при этом рост капитала не должен сопровождаться возвышением одного человека над другими);
3) труд (каждый человек призван работать в меру своих возможностей и способностей, которыми Аллах их наделил, не допуская при этом возвышения одного человека над другими). Все перечисленные факторы распространяются на всех мусульман в зависимости от способностей и возможностей» [3, а 291].
Исламская экономика, по мнению разработчиков идеи, направлена на обеспечение основных
потребностей человека, используя гармонические средства, тогда как обычная экономика ориентируется в своей основе на материальное начало и пренебрегает законностью и запретами. Исламская экономика строится на признании частной собственности, как ее трактует шариат. В равной степени она направлена на распространение представлений социальной солидарности путем обеспечения условий для единения и сотрудничества между капиталом и трудом при полном отрицании монополизма, а также на достижение социальной справедливости за счет обоснованной оплаты труда и искоренение безработицы. Исходя из этого, исламская экономика преуспевает в разрешении самых сложных задач современности, установлении равновесия между потребностями индивида и прогрессом общества.
Источниками формирования современной концепции исламской экономики, кроме положений и норм ислама, стали отдельные идеи и положения классической политэкономии, современных буржуазных экономических теорий, а также социализма, причем как утопического, мелкобуржуазного, так и других ответвлений этой доктрины. Соотношение перечисленных элементов, безусловно, менялось со временем в прямой зависимости от социальной принадлежности главных мусульманских идеологов.
По мнению иранского теолога-экономиста Х. Рафсанджани, «общественный сектор является главным отличием исламской экономической системы от социалистической, с одной стороны, и капиталистической — с другой. Кроме этого сектора ислам освещает и другие: частный, кооперативный и государственный сектора. Типологически «исламская экономика» ближе всего подходит к той хозяйственной структуре, которую принято называть «смешанной экономикой» [13, с. 29].
«В целом можно сказать, что корректное воплощение исламской экономической модели предлагает «третий путь» развития. Действительно, капитализм строится на личной мотивации, но не учитывает социального элемента. Социализм принимает во внимание общественное, но разрушает личный стимул. Исламская модель с ее имманентным принципом ответственности перед всевышним создателем, как предполагается, побуждает индивида исходить не только из материальных
интересов, но и из социального, человеческого, морального измерения» [2, с. 34]. Согласно некоторым международным нормативно-правовым документам, в которых закрепляются основные положения исламской экономической доктрины, капитализм отвергается как хозяйственная система, так как он «поощряет эгоизм, индивидуализм, жажду наживы, способствует росту преступности, коррупции и др.» !.
Таким образом, в рамках исламской экономической доктрины материальные и духовные начала хозяйства не находятся в постоянном конфликте. Подобный подход исключает не приемлемые для ислама идеологии и принципы хозяйствования и обусловливает необходимость создания в будущем бесклассового, бескризисного общества, не страдающего экономическими болезнями современных экономик.
Выводы. В статье обоснована взаимосвязь религии и бухгалтерского учета сквозь призму социально-экономических отношений. Анализ особенностей становления и современного состояния исламской экономической доктрины как основы развития бухгалтерского учета в странах указанного региона позволил установить и обосновать основные факторы, которые вызвали необходимость в разработке исламской экономической доктрины и на ее основе — концепции развития бухгалтерского учета. На основании указанных причин установлены особенности исламской экономической доктрины как среды формирования и развития национальных систем бухгалтерского учета стран зоны распространения ислама.
Список литературы
1. Жмуйда И. В. Исламские традиции и экономический рост / И. В. Жмуйда, М. Ю. Морозова // Азия и Африка. 1997. № 8. С. 27—28.
2. Журавлев А. Ю. Концептуальные начала исламской экономики // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М.: УММА, 2004. С. 5—37.
3. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. М.: Международные отношения, 2003. 568 с.
1 Шга юламського свпу (Мекка). 1979. Березень (арабсь-кою мовою).
4. Кемпер М. Мусульманская этика и дух «капитализма» // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М.: УММА, 2004. C. 38—48.
5. Ларионов А. Д. Исламская модель бухгалтерского учета / А. Д. Ларионов, Д. А. Аль-Шарай-рех // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М.: УММА, 2004. С. 214—232.
6. Малашенко А. Исламская альтернатива и исламский проект / А. Малашенко. М.: Весь мир, 2006. 221 с.
7. Мирский Г. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире // Мировая экономика и международный отношения. 2004. № 6. С. 36.
8. Филоник А. О. Финансовые структуры Ближнего Востока / А. О. Филоник, В. А. Исаев, А. В. Федорченко. М., 1996. 163 с.
9. Askary Saeed, Beverley Jackling A Theoretical Framework of Analysis of Accounting Propensity in Different Religions // Accepted for Presentation at the Fourth Asia Pacific Interdisciplinary Research in Accounting Conference 4 to 6 July 2004. Singapore.
10. Бутинець Ф. Ф. Бухгалтерський облш: роздуми вченого / Ф. Ф. Бутинець. Житомир: IIII «Рута», 2001. 100 с.
11. From conventional accounting to Islamic accounting: review of the development western accounting theory and its iplications for and differences in the development of Islamic accounting [Електронний ресурс]. Режим доступа: http: // Islamic-finance. net.
12. Mohammad R. Taheri The Basic Principles of Islamic Economy and Their Effects on Accjunting Setting — Seting. The Pakistan, 2005. July—August. P. 29—30.
13. RafsanjaniH. Al-Islam. Social Justice // Echo of Islam (Tehran). Vol. 2. 1982. № 5. P. 29.
14. Saima Akbar Ahmed Global need for a new economic concept: Islamic economics // The Pakistan Accountant. 2005. January—February. P. 15—28.
15. Скакун Л. С. Вплив професшно! етики на розвиток бухгалтерського обл^ / Л. С. Скакун // Вюник ЖДТУ. Серiя: Економiчнi науки. 2007. № 4 (42).С. 167-175.
16. Чижевська Л. В. Методи узгодження ук-рашського бухгалтерського балансу з мiжнародни-ми стандартами бухгалтерського облшу / Л. В. Чижевська // Вюник ЖГП. 1998. № 7. С. 96-100.