Научная статья на тему 'Ислам и социально-экономическое, политическое и культурное развитие женщин в Иране'

Ислам и социально-экономическое, политическое и культурное развитие женщин в Иране Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1367
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / КОРАН / ЖЕНЩИНЫ / ИРАН / РАЗВИТИЕ / ISLAM / QURAN / WOMEN / IRAN / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чатри Шахрбану Исмаил

В статье рассматривается вопрос о положении женщин в Исламской Республике Иран, подлинном равноправии женщин в политической, социальной и культурной жизни общества. Отмечается, что лишь обеспечение справедливости может способствовать утверждению достойного социального положения женщины как свободной и равноправной личности наравне с мужчинами во всех сферах жизни общества. В этом отношении в Исламской Республике Иран законодательно обеспечено соблюдение прав и свобод иранских женщин. Женщины участвуют в социальной жизни современного общества, и политической в том числе. Участие женщин в управлении государством способствует упрочению социальных опор политической системы, укреплению легитимности исламского правления, повышению ее авторитета на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the status of women in the Islamic Republic of Iran, genuine equality of women in political, social and cultural life of society. It is noted that only equity can promote worthy social status of women as free persons equal with men in all spheres of society. In this regard, the Islamic Republic of Iran legally ensures the rights and freedoms of Iranian women. Women participate in social and political life of modern society. Participation of women in the government contributes to strengthening the social supports of political system, the legitimacy of Islamic rule and increasing its credibility in the international arena.

Текст научной работы на тему «Ислам и социально-экономическое, политическое и культурное развитие женщин в Иране»

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

УДК 316

ЧАТРИ Шахрбану Исмаил, кандидат философских наук

ИСЛАМ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЖЕНЩИН В ИРАНЕ

В статье рассматривается вопрос о положении женщин в Исламской Республике Иран, подлинном равноправии женщин в политической, социальной и культурной жизни общества.

Отмечается, что лишь обеспечение справедливости может способствовать утверждению достойного социального положения женщины как свободной и равноправной личности наравне с мужчинами во всех сферах жизни общества. В этом отношении в Исламской Республике Иран законодательно обеспечено соблюдение прав и свобод иранских женщин. Женщины участвуют в социальной жизни современного общества, и политической в том числе. Участие женщин в управлении государством способствует упрочению социальных опор политической системы, укреплению легитимности исламского правления, повышению ее авторитета на международной арене.

Ключевые слова: ислам, Коран, женщины, Иран, развитие.

CHATRI Shahrbano Ismail, Candidate of Philosophical Sciences

ISLAM AND SOCIO-ECONOMIC, POLITICAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF WOMEN IN IRAN

The article highlights the status of women in the Islamic Republic of Iran, genuine equality of women in political, social and cultural life of society. It is noted that only equity can promote worthy social status of women as free persons equal with men in all spheres of society. In this regard, the Islamic Republic of Iran legally ensures the rights and freedoms of Iranian women.

Women participate in social and political life of modern society. Participation of women in the government contributes to strengthening the social supports of political system, the legitimacy of Islamic rule and increasing its credibility in the international arena.

Keywords: Islam, Quran, women, Iran, development.

Исламское учение рассматривает развитие личности, основанное на божественном учении и совершенствовании личности, как нравственное развитие общества. Именно поэтому целенаправленное развитие с точки зрения ислама, опирающееся на мораль и социальную справедливость, означает достижение гармоничного развития общества, его членов, в том числе женщин, являющихся хранительницами важнейшей ячейки общества - семьи.

Согласно исламскому вероучению, женщины в силу своих природных и божественных начал, совершенствующихся на основе ценностей исламского воспитания, играют ключевую роль в жизни общества. Ислам учит, что каждый человек, независимо от своих способностей, потребностей и личных качеств, нуждается в обучении и воспитании. Об исключительной важности обучения личности свидетельствуют слова Пророка: «Овладение знаниями (наукой) обязательно для каждого мусульманина». Необходимость овладения знаниями также упоминается в Священном Коране: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» [5].

С другой стороны, сегодня важнейшие аспекты внутренней политики иранского правительства, в том числе вопросы, связанные с соблюдением прав женщин в различных сферах социальной жизни общества, стали объектом острой критики международных организаций, ученых, политических деятелей и экспертов зарубежных стран мира. Исходя из этого, особую актуальность приобретает вопрос о положении женщин в Исламской Республике Иран, правительство которой принимает меры по обеспечению подлинного равноправия женщин в политической, социальной и культурной жизни общества.

Как отмечает А. Камали, «ислам отводит женщине важную роль в социальной, этической и правовой жизнедеятельности общества» [4]. Женщина в своей деятельности защищает несколько основных ценностей. Женщина приносит в жертву себя ради семьи. Женщина регулирует и контролирует связь между членами семьи. Она освоила, что именно она может заниматься воспитанием детей, хотя понимает, что этот вид ее деятельности не может дать быстрый результат. Женщина нуждается в экономической помощи для воплощения и выполнения своих социальных обязанностей. С развитием технологии большая часть ручной работы по дому ушла в прошлое и у женщин появилось больше времени для отдыха. Женщина всегда выступала защитником традиций и ценностей. Женщина всегда поддерживает мужчину в любых его начинаниях. Женщина лучше чувствует культуру и может сыграть ключевую роль в ее развитии.

Ислам с момента своего возникновения выступал в защиту женщин, признавая за ними особый индивидуальный и общественный статус. Ислам более четырнадцати столетий назад, провозгласив абсолютную одинаковость мужчин и женщин в плане человеческого достоинства, квинтэссенции и субстанциальных характеристик, тем самым исключил любое превосходство по признаку половой принадлежности.

- 84 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

Как отмечал известный иранский философ и духовный лидер Аллама Табатабаи, «Отличия между женщинами и мужчинами в силу их врожденных черт характера становятся причиной неравноправных отношений в социальной и экономической жизни и финансовых вопросах. Эти отличия всегда должны быть приняты во внимание законодателями и должны быть отражены в законах. Игнорирование этих отличий и объявление абсолютного равноправия женщин и мужчин может нанести вред положению женщин в социальной жизни» [1].

Сегодня в Иране женщины принимают самое активное участие в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, культурной, а также в деятельности государственных органов власти. На уровень политической культуры населения любого государства, безусловно, оказывают влияние ряд факторов и культурные ценности и нормы, существующие в обществе. В социальной и политической жизни Ирана на протяжении Хх в. особую роль играли традиционные исламские ценности и нормы. Иран, как и любое другое исламское государство, отличается тем, что во всех сферах жизни общества ключевую роль играет ислам, особенно после Исламской революции 1979 г.

Что касается проблем участия женщин в социально-политической жизни современного иранского общества, то в этом вопросе наблюдаются три подхода, которые объединили схожие по существу взгляды и мнения. Традиционный исламский, интеллигентско-просветительский и так называемый третий подход, отрицающий два первых подхода.

Сущность первого, традиционного исламского подхода, заключается в том, что представители данной школы пытаются ограничить сферу деятельности женщин семьей и воспитанием детей, обосновывая свои взгляды необходимостью учета природных и биологических особенностей женщин, которые в течение тысячелетней истории человечества стали причиной гендерного разделения труда. Они не признают необходимости участия женщин в общественной жизни, вне стен дома, и считают социальную деятельность женщин причиной многих противоречий и социальных проблем.

Представители второй школы, выходцы из интеллигенции, выступают за безусловное участие женщин в экономической, социальной, политической, культурной жизни страны. Они даже выступают за отмену действия статьи 113 Конституции ИРИ, которая не разрешает женщинам выдвигать свою кандидатуру на должность Президента страны, считая положение этой статьи противоречащим правам и свободам женщин как полноправных членов общества.

Представители третьей школы, отрицая «традиционализм» первой школы и «радикализм» второй и ратуя за участие женщин в социальной жизни общества, в то же время выступают за ограничение прав женщин в отдельных сферах.

При определении места и роли женщин в жизни общества ислам исходит из ее биологических особенностей, признавая социальную роль женщин, и, одновременно, обращает внимание на недопустимость использования женского труда в сферах производства, представляющих угрозу жизни и здоровья женщин. К примеру, женщина освобождена от обязательной воинской повинности, поскольку защищать родину - задача мужчин.

Исламский лидер Имам Хомейни об исламе и социальной роли женщины сказал: «Ислам уделяет большое внимание правам женщин и защищает их права. У нас женщины обладают большими правами, чем женщины на Западе. Наши женщины имеют право избирать и быть избранными» [2].

В Декларации прав и обязанностей женщин о положении женщин в период зарождения и становления ислама отмечается: «История свидетельствует, что в начале исламской цивилизации женщины имели необходимые условия для овладения знаниями и трудились во всех отраслях жизни общества того периода» [6].

В Исламской Республике Иран, как и в других государствах мира, действующие законы разрабатываются и утверждаются законодательной властью, которая разрабатывает законодательные нормы и законы на основе положений и требований Основного закона страны, а также норм и положений исламского шариата. Важнейшей структурой, созданной решением Высшего совета культурной революции для защиты прав и свобод женщин и официально начавшей свою деятельность осенью 1988 г., является Культурный и социальный совет женщин. Принимая во внимание то обстоятельство, что действующие законы должны соответствовать общему политическому курсу страны и отвечать реальным потребностям нации, на Культурный и социальный совет женщин возлагается задача разработки рекомендаций для определения основных направлений и принятия законов, защищающих права женщин и представление рекомендаций в Высший совет культурной революции.

Первый пункт статьи 21 Основного закона, полностью посвященной женщинам, акцентирует внимание на создании необходимых условий для развития личности женщины и возрождения ее материальных и духовных прав.

Основной закон обязывает правительство ИРИ с учетом исламских норм гарантировать соблюдение прав женщин во всех сферах, создавать благоприятные условия для развития личности женщины и возрождения ее материальных и духовных прав, поддерживать женщину-

- 85 -

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

мать, особенно в период беременности и кормления ребенка, а также брать на себя надзор над беспризорными детьми, создать компетентный суд для сохранения и продолжения семьи, организовать особое страхование вдов и престарелых, одиноких женщин, в случае отсутствия законного кормильца, поручать опеку над детьми достойным матерям для обеспечения счастливого будущего детей.

Согласно источникам, в настоящее время в Исламской Республике Иран в Меджлис исламского совета 8-го созыва баллотировались 585 женщин, 8 из которых были избраны депутатам [3, 49-50]. Число кандидатов по сравнению с выборами 1-го созыва возросло в 8 раз и составило 8,16% от общего числа кандидатов, а число депутатов - в 2 раза [3, 51-52], что больше на 4,5%.

Количество женщин-депутатов городских и сельских исламских советов 3-го созыва составило 1 491 человек, что на 8,44% больше по сравнению с их количеством в Меджлис исламского совета 1 -го созыва.

В последние годы, особенно при девятом правительстве, значительно возросло число женщин-специалистов в высших управленческих и исполнительных инстанциях. В настоящее время иранские женщины занимают высокие посты в аппарате правительства и администрации президента страны: доктор Марзие Вахид Дастджерди - министр здравоохранения и медицинского образования, доктор Фатеме Бадачи - руководитель Департамента науки и технологии администрации президента и доктор Моджтахед-заде - советник президента по вопросам женщин.

В Высшем совете культурной революции, одной из высших инстанций, определяющих культурное направление страны, состоят женщины-эксперты: председатель Женского общественно-культурного совета доктор Хузами, министр здравоохранения и медицинского образования доктор Вахид Дастджерди и руководитель Департамента науки и технологий администрации президента доктор Солтанхах.

Согласно данным Министерства юстиции Ирана за 2008 г., общее количество женщин, занятых в сфере юстиции по всей стране, составило 528 человек, из них: 7 заместителей прокурора, 13 заместителей судьи, 422 судебных помощника и 86 судебных консультантов.

Как видно, женщины в Иране не ограничены религией в экономической, социальной, политической, культурной жизни общества. Иранские женщины по сравнению с предыдущими годами принимают активное участие в повседневной жизни общества, занимаются любимой работой, избираются в парламент и имеют больше возможностей.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что при условии соблюдения религиозных традиций во всех сферах жизни общества роль мусульманской женщины в Иране бесспорно велика. Невозможно представить прогресс современного общества без участия в нем женщин.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Азими Х. Схемы экономического развития и отсталости Ирана. - Тегеран: Най, 1371. - 254 с.

2. Баянат ва эъламияха Хомейни Техран, 1363.

3. Главное управление выборов МВД. - С. 49-52.

4. Камали А. Коран и статус женщины. - Тегеран: Асва, 1378. 5-ое изд. - 310 с.

5. Коран / Пер. А. Бахрампур. - Кум: Хиджрат, 1384. 2-ое изд.Сура Худжарат. 71, 13.

6. Сайф-заде Х. Модернизация и политическое изменение. - Тегеран: Сафир, 1368. - 390 с.

REFERENCES

1. Azimi H. madarha-ye to se nayaftegi-ye eghtesad-e Iran, Tehran, Ney, 1371.254p.

2. Bayanat va elamiyeha-ye imam Khomeini, Tehran, 1363.

3. General Directorate of elections Ministry of Interior. pp. 49-52. (in Russ.).

4. Kamali A. Quran va maghame zan, Tehran, Ocve, 1378. chap-e 5, 310 p.

5. Quran, tarjume A. Bahrampour. Qum, Hejrat, 1384. chap-e 2, soreye Hujurat. 71, 13

6. Seifzadeh H. nosazi, to'se va degarguni siyasi, Tehran, Safir, 1368, 390 p.

Информация об авторе

Чатри Шахрбэну Исмаил, кандидат философских наук, Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, Душанбе, Республика Таджикистан [email protected]

Получена: 29.01.2015

Information about the author

Chatri Shahrbano Ismail, Candidate of Philosophical Sciences, Institute of Philosophy, Political Science and Law. A. Bagaudinova Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, Dushanbe The Republic Of Tajikistan [email protected]

Received: 29.01.2015

- 86 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.