И.А. Палехнпа, г. Новосибирск
ИСКУССТВО МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВОК МУЗЕЯ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
СИБИРИ им. С.Н. БАЛАНДИНА)
С изменениями современного общества меняются и музеи, которые наиболее полно отражают культурную ситуацию в мире. Главной характеристикой современных музеев стало их непостоянство: они вынуждены все время меняться, чтобы быть актуальными и поддерживать свой новаторский статус. ')то привело к выявлению следующих отличий современного и традиционного музея:
- современные музеи - эмоциональны, традиционные - рациональны;
музеи отличаются планировкой, расположением залов и размещением экспозиций, В традиционных музеях прослеживается четкая структура, а в современных - свободная;
- традиционный музей делаег акцепт на монологе экспозиции, современный на диалоге ««экспозиция - посетитель»;
- в современном музее к организации экспозиции привлекается профессиональный проектировщик-дизаинер;
- мучеи отличаются экспозиционным материалом, который они демонстрируют
- Понятие «музейный предмет», как и сам музей, гоже меняется. Наряду с ч радиционны-ми экспонатами появляются необычные объекты и беспредметные явления. Условно их можно разделить на четыре типа:
- игровые (развлекательно-познавательные экспонаты);
- физические (свет, тени, цвет, звук, запахи, ощущения);
- информативные («информация» как самый абстрактный и самый актуальный экспонат);
- предметные (современные технические достижения, дизайнерские вещи и предметы современной повседневной жизни или недалекого прошлого).
-82-
Искусство музейной экспозиции, за последние годы окончательно утвердившееся в статусе самостоятельного и самоценного жанра творчества, обусловлено многими современными эстетическими и общекулыурнмми предпосылками.
В задачу экспозиционного творчества входит комплексное создание «концептуально» обусловленной среды, органически включающей в себя определенное соотношение ряда компонентов экспонатуры и тематики, архитектуры и предметно-пространственной стилистики, дидактического материала и технологических режимов. Этот «ряд», объединенный общим концептуально-художественным замыслом в единую целостную предметно-прост ранствен-ную систему, несет значительный информационный потенциал и является одним из главных каналов музейной коммуникации. Именно эта концептуально-визуальная система и является, по сути, современной музейной экспозицией, то есть объектом и продуктом творчества дизайнера в содружестве с научным сотрудником музея, иногда при участии сценариста.
Если экспозиции прошлых лет по характеру своих построений тяготели к статическому типу, то последние годы привнесли в музей или на выставку динамику, выразившуюся не столько в привлечении современных технических средств, сколько в большей мерс в динамизме авторской интерпретации экспозиционной темы, Попытаемся проанализировать э гу ситуацию с точки зрения эволюции развития художественной организации экспозиции в целом. Обратимся к истокам современной экспозиции. По многим своим функциям музей чрезвычайно близок храму, где. так же как и в музее, предмет сохраняется, изучается, экспонируется, ТО есть выставляется для созерцания или поклонения. Первоначально предмет или реликвия были включены в определенный визуально-концептуальный ряд и действие. В дальнейшем развитие экспозиции интерпретировало смысл и степень взаимосвязи предметно-смыслового ряда, каждый раз подчиняя его художественным и научным критериям своего времени,
Проблемы формообразования экспозиции всегда находились и находятся в русле развития «стиля», который носит «концептуальный характер» и является ведущим в каждый данный период времени. Первоначально это был архитектурный «декоративный», «формальный» синтез, если можно так обозначить всю сложность и многообразие построений архитектурной гармоник, С эпохой Ренессанса связано возникновение первых музеев и начало развития искусства организации экспозиции. Предмет, помещавшийся в эту среду, попадал в жесткую структуру, построенную по законам архитектуры и основанную на архитектурном синтезе.
Настоящий период экспозиционного искусства характеризуется построением целостного гармоничного ансамбля на основе экспоната подлинника и всех компонентов среды. Экспозиция формируется как предметно-пространственная и эмоционально-образная среда в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда.
Таким образом, тенденция экспозиции, опосредованная всем ходом исторического н социокультурного развития в целом - в стремлении к синтезу, в стремлении вернуться уже на новом витке в ту же форму, ш которой начат путь.
Теоретики направления, названного нами условно «экспонат в фокусе», утверждают, что эстетическое воздействие произведения на зрителя повышается благодаря средствам экспозиционного дизайна, позволяющим говорить об «искусстве» создания музейной экспозиции.
Язык экспозиционного дизайна, используемый для организации размещения экспонатов в музее, характеризуется специфическими «знаками»: конструкция музейного оборудования, виды используемых для его изготовления материалов, технологические особенности его обработки, соотношения пропорций и масштабов, света и тени и т. п. В перечень знаковых систем, используемых в музейной экспозиции, можно включить и языки различных графических построений - шрифты, планы, карты, схемы и т. д.
Музейные средства - это совокупность элементов знакового обеспечения коммуникации, используемых преимущественно в музеях. Этими элементами в абсолютном большинстве музеев выступают сами музейные предметы. Музейные предметы-символы - главные экспонаты такой экспозиции, и они должны быть выявлены уже па начальной стадии проектирования. Позднее могут быть отобраны музейные предметы, привлекаемые в качестве знаков иного рода; например, знаки-оттиски, способные участвовать в формировании художественных портретов лиц, которым посвящена экспозиция; знаки-индикаторы, вводящие в художествен-
ное повествование временную координату; знаки-признаки, служащие для пространственной привязки тек или иных этапов развития экспозиционного сюжета, и т.д. Обозначенные подходы используются при оформлении экспозиций Музея истории архитектуры Сибири имени СИ. Баландина - «Путь к высоте», «Палитра архитектора». «Грани архитектурного таланта».
Так. экспозиция выставки «Мир Архитектора Крючкова» выстроена так, что зритель сначала воспринимает информацию в рамах, макетах и потом попадает з мир ста личных вещей. Музейные предметы - стулья - «уголок жизни» - дают возможность зрителю побыть к интерьере собственного дома А.Д. Крячкова. почувствовать домашнюю обстановку. Решение цветовой композиции экспонатов - зеленая тканевая обивка стула и красно-бордовая драпировка фона - считается наиболее гармоничным сочетанием (противоположные цвета спектра).
Таким образом, «динамический» Характер композиции образует один из коммуникативных каналов современного музея, причем способы создания современных музейных выставок все более придают -экспозиционной деятельности черты искусства.