Научная статья на тему 'Искусство музейной экспозиции (на примере выставок музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина)'

Искусство музейной экспозиции (на примере выставок музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1329
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКCПОЗИЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / ВЫСТАВКА / КОМПОЗИЦИЯ / МУЗЕЙ / А.Д. КРЯЧКОВ / МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ СИБИРИ ИМ. С.Н. БАЛАНДИНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Палехина И. А.

Статья посвящена проблемам музейной экспозиции, ее теоретическим и практическим аспектам. Описываются тенденции музейных экспозиций, поиск сценарных структур, а также практика экспозиционных решений на примере ряда выставок Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The art of museum exhibitions (shown by an example of the Museum of Siberian Architectural History)

The article tells about museum exhibitions, their theoretical and practical aspects. There are described trends and scripts of modern museum exhibitions, and also some examples of the Museum of Siberian architectural history are given.

Текст научной работы на тему «Искусство музейной экспозиции (на примере выставок музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина)»

И.А. Палехнпа, г. Новосибирск

ИСКУССТВО МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВОК МУЗЕЯ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ

СИБИРИ им. С.Н. БАЛАНДИНА)

С изменениями современного общества меняются и музеи, которые наиболее полно отражают культурную ситуацию в мире. Главной характеристикой современных музеев стало их непостоянство: они вынуждены все время меняться, чтобы быть актуальными и поддерживать свой новаторский статус. ')то привело к выявлению следующих отличий современного и традиционного музея:

- современные музеи - эмоциональны, традиционные - рациональны;

музеи отличаются планировкой, расположением залов и размещением экспозиций, В традиционных музеях прослеживается четкая структура, а в современных - свободная;

- традиционный музей делаег акцепт на монологе экспозиции, современный на диалоге ««экспозиция - посетитель»;

- в современном музее к организации экспозиции привлекается профессиональный проектировщик-дизаинер;

- мучеи отличаются экспозиционным материалом, который они демонстрируют

- Понятие «музейный предмет», как и сам музей, гоже меняется. Наряду с ч радиционны-ми экспонатами появляются необычные объекты и беспредметные явления. Условно их можно разделить на четыре типа:

- игровые (развлекательно-познавательные экспонаты);

- физические (свет, тени, цвет, звук, запахи, ощущения);

- информативные («информация» как самый абстрактный и самый актуальный экспонат);

- предметные (современные технические достижения, дизайнерские вещи и предметы современной повседневной жизни или недалекого прошлого).

-82-

Искусство музейной экспозиции, за последние годы окончательно утвердившееся в статусе самостоятельного и самоценного жанра творчества, обусловлено многими современными эстетическими и общекулыурнмми предпосылками.

В задачу экспозиционного творчества входит комплексное создание «концептуально» обусловленной среды, органически включающей в себя определенное соотношение ряда компонентов экспонатуры и тематики, архитектуры и предметно-пространственной стилистики, дидактического материала и технологических режимов. Этот «ряд», объединенный общим концептуально-художественным замыслом в единую целостную предметно-прост ранствен-ную систему, несет значительный информационный потенциал и является одним из главных каналов музейной коммуникации. Именно эта концептуально-визуальная система и является, по сути, современной музейной экспозицией, то есть объектом и продуктом творчества дизайнера в содружестве с научным сотрудником музея, иногда при участии сценариста.

Если экспозиции прошлых лет по характеру своих построений тяготели к статическому типу, то последние годы привнесли в музей или на выставку динамику, выразившуюся не столько в привлечении современных технических средств, сколько в большей мерс в динамизме авторской интерпретации экспозиционной темы, Попытаемся проанализировать э гу ситуацию с точки зрения эволюции развития художественной организации экспозиции в целом. Обратимся к истокам современной экспозиции. По многим своим функциям музей чрезвычайно близок храму, где. так же как и в музее, предмет сохраняется, изучается, экспонируется, ТО есть выставляется для созерцания или поклонения. Первоначально предмет или реликвия были включены в определенный визуально-концептуальный ряд и действие. В дальнейшем развитие экспозиции интерпретировало смысл и степень взаимосвязи предметно-смыслового ряда, каждый раз подчиняя его художественным и научным критериям своего времени,

Проблемы формообразования экспозиции всегда находились и находятся в русле развития «стиля», который носит «концептуальный характер» и является ведущим в каждый данный период времени. Первоначально это был архитектурный «декоративный», «формальный» синтез, если можно так обозначить всю сложность и многообразие построений архитектурной гармоник, С эпохой Ренессанса связано возникновение первых музеев и начало развития искусства организации экспозиции. Предмет, помещавшийся в эту среду, попадал в жесткую структуру, построенную по законам архитектуры и основанную на архитектурном синтезе.

Настоящий период экспозиционного искусства характеризуется построением целостного гармоничного ансамбля на основе экспоната подлинника и всех компонентов среды. Экспозиция формируется как предметно-пространственная и эмоционально-образная среда в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда.

Таким образом, тенденция экспозиции, опосредованная всем ходом исторического н социокультурного развития в целом - в стремлении к синтезу, в стремлении вернуться уже на новом витке в ту же форму, ш которой начат путь.

Теоретики направления, названного нами условно «экспонат в фокусе», утверждают, что эстетическое воздействие произведения на зрителя повышается благодаря средствам экспозиционного дизайна, позволяющим говорить об «искусстве» создания музейной экспозиции.

Язык экспозиционного дизайна, используемый для организации размещения экспонатов в музее, характеризуется специфическими «знаками»: конструкция музейного оборудования, виды используемых для его изготовления материалов, технологические особенности его обработки, соотношения пропорций и масштабов, света и тени и т. п. В перечень знаковых систем, используемых в музейной экспозиции, можно включить и языки различных графических построений - шрифты, планы, карты, схемы и т. д.

Музейные средства - это совокупность элементов знакового обеспечения коммуникации, используемых преимущественно в музеях. Этими элементами в абсолютном большинстве музеев выступают сами музейные предметы. Музейные предметы-символы - главные экспонаты такой экспозиции, и они должны быть выявлены уже па начальной стадии проектирования. Позднее могут быть отобраны музейные предметы, привлекаемые в качестве знаков иного рода; например, знаки-оттиски, способные участвовать в формировании художественных портретов лиц, которым посвящена экспозиция; знаки-индикаторы, вводящие в художествен-

ное повествование временную координату; знаки-признаки, служащие для пространственной привязки тек или иных этапов развития экспозиционного сюжета, и т.д. Обозначенные подходы используются при оформлении экспозиций Музея истории архитектуры Сибири имени СИ. Баландина - «Путь к высоте», «Палитра архитектора». «Грани архитектурного таланта».

Так. экспозиция выставки «Мир Архитектора Крючкова» выстроена так, что зритель сначала воспринимает информацию в рамах, макетах и потом попадает з мир ста личных вещей. Музейные предметы - стулья - «уголок жизни» - дают возможность зрителю побыть к интерьере собственного дома А.Д. Крячкова. почувствовать домашнюю обстановку. Решение цветовой композиции экспонатов - зеленая тканевая обивка стула и красно-бордовая драпировка фона - считается наиболее гармоничным сочетанием (противоположные цвета спектра).

Таким образом, «динамический» Характер композиции образует один из коммуникативных каналов современного музея, причем способы создания современных музейных выставок все более придают -экспозиционной деятельности черты искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.