Научная статья на тему 'Искусство как национальная и общечеловеческая ценность в педагогике карачаевцев'

Искусство как национальная и общечеловеческая ценность в педагогике карачаевцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / ЕДИНСТВО / UNITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL VALUES / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / UNIVERSAL VALUES / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FOLK PEDAGOGY / KARACHAI / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / КАРАЧАЕВЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущетерова Ф.Т.

В данной статье рассматривается проблема искусства как единство национальных и общечеловеческих ценностей в педагогике карачаевцев. Целью статьи является анализ изучения опыта и идеи эстетического воспитания в народной педагогике карачаевцев, отраженный в археологии, истории, фольклоре, художественной культуре, а также в материалах этнографических экспедиций с участием автора. Искусство отражало общественное бытие, являясь одной из форм общественного сознания, способствовало взаимопониманию между народами, обогащало их духовно и нравственно. Обосновывается мысль о том, что необходимо сохранить накопленный карачаевцами огромное количество самых разнообразных произведений словесного искусства, составивших прекрасный эстетический фонд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кущетерова Ф.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTS AS A NATIONAL AND UNIVERSAL VALUE AT PEDAGOGY OF THE KARACHAY PEOPLE

The article deals with a problem of arts as a unity of national and universal value in pedagogy of the Karachay people. The objective of the article is to analyze the study of the experience and ideas of aesthetic education in folk pedagogy of Karachay, reflected in the archeology, history, folklore, art culture, as well as in the materials of ethnographic expeditions, in which the author participated. The art reflects social being as a form of social consciousness, promotes mutual understanding between peoples, enriches their spiritual and moral world. The work substantiates an idea of saving the Karachay culture that gained a huge amount of works of literary art, constituting an aesthetic foundation.

Текст научной работы на тему «Искусство как национальная и общечеловеческая ценность в педагогике карачаевцев»

УДК 371.4

Kuscheterova F.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University n. a. U. D. Aliev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: Flowr83@mail.ru

ARTS AS A NATIONAL AND UNIVERSAL VALUE AT PEDAGOGY OF THE KARACHAY PEOPLE. The article deals with a problem of arts as a unity of national and universal value in pedagogy of the Karachay people. The objective of the article is to analyze the study of the experience and ideas of aesthetic education in folk pedagogy of Karachay, reflected in the archeology, history, folklore, art culture, as well as in the materials of ethnographic expeditions, in which the author participated. The art reflects social being as a form of social consciousness, promotes mutual understanding between peoples, enriches their spiritual and moral world. The work substantiates an idea of saving the Karachay culture that gained a huge amount of works of literary art, constituting an aesthetic foundation.

Key words: art, unity, national values, universal values, folk pedagogy, Karachai, aesthetic education.

Ф.Т. Кущетерова, канд. пед. наук, доц. Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Е-mail: Flowr83@mail.ru

ИСКУССТВО КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВЦЕВ

В данной статье рассматривается проблема искусства как единство национальных и общечеловеческих ценностей в педагогике карачаевцев. Целью статьи является анализ изучения опыта и идеи эстетического воспитания в народной педагогике карачаевцев, отраженный в археологии, истории, фольклоре, художественной культуре, а также в материалах этнографических экспедиций с участием автора. Искусство отражало общественное бытие, являясь одной из форм общественного сознания, способствовало взаимопониманию между народами, обогащало их духовно и нравственно. Обосновывается мысль о том, что необходимо сохранить накопленный карачаевцами огромное количество самых разнообразных произведений словесного искусства, составивших прекрасный эстетический фонд.

Ключевые слова: искусство, единство, национальные ценности, общечеловеческие ценности, народная педагогика, карачаевцы, эстетическое воспитание.

В условиях модернизации образования изменяется понимание содержания и качества образования и воспитания, по-новому рассматриваются пути создания условий формирования профессиональных компетенций. Поэтому современный социальный заказ связывает требования к формированию профессионально-значимых качеств специалиста с такими операционально-функциональными характеристиками субъекта трудовой деятельности, как стремление к постоянному пополнению эстетических знаний, способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них. В решении этих проблем большую помощь может оказать изучение и применение опыта и идеи эстетического воспитания в народной педагогике карачаевцев, отражённой в археологии, истории, фольклоре, художественной культуре.

Для выявления ценностных ориентиров дальнейшего развития образования и воспитания нами были изучены и проанализированы работы следующих исследователей: М.Ю. Айбазова, Х.Х-М. Батчаева, А.С. Койчуева, К.Б. Семенов, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянов и др.

В современную концепцию национального образования и воспитания заложена, как указывалось выше, идея регионализации его, понимания образования и воспитания как обеспечения национально-регионального подхода в пределах всего образовательного пространства. Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об эстетическом воспитании как универсальной ценности.

Вначале попытаемся раскрыть смысл основных понятий данной статьи:

Понятие «искусство» в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

• в узком смысле - это специфическая форма практически-духовного освоения мира;

• в широком - высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство - особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Ценность - это понятие этимологический словарь русского языка А.Г. Преображенского трактует в значении «высоко ста-

вить, придавать достоинство». Мы считаем, что это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества.

Национальная ценность - совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие.

Национальные ценности выступают в роли социально и нормативно-культурных аксиом поведения людей одной этнической принадлежности.

По нашим наблюдениям национальные ценности очень активно влияют на характер межнациональных отношений, часто находят выражение в национализме. В этой связи важно их понять, выяснить, насколько они, проявляясь в поступках, действиях и поведении отдельных представителей той или иной этнической общности, являются соответствующими интересам всей нации.

Общечеловеческие ценности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.

Искусство как фактор единства воспитания национальных и общечеловеческих ценностей свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Роль народного искусства в воспитании более значительна, чем можно это себе представить. К сожалению, в школьном воспитании искусство никогда не занимало и вряд ли займет то место, какое ему отводится в народной педагогике [1, с. 143].

За всю долгую историю карачаевцы накопили огромное количество самых разнообразных произведений словесного искусства, составивших прекрасный, эстетический фонд. Жизнь народа, различные общественные и политические события нашли отражение в песнях, преданиях, легендах, героических поэмах. Вековой эстетический опыт был облечен в пословицы, поговорки, загадки. Вместе с другими народами Северного Кавказа карачаевцы приняли участие в создании эпоса о нартских богатырях.

По словам одного из видных деятелей культуры Ислама Крымшамхалова, «... Фольклор - это образ народа, его душа. В нем хранится все лучшее и вечное. Народный символ прекрасного никогда не стареет» [2, с. 292].

Это он призывал молодёжь к эстетическому совершенствованию и считал, что совершенствование нации надо начинать с истоков искусства: «...Стремление к совершенствованию - основа существования народа. Я вместе с друзьями нес факел просвещения. Мы высоко-высоко поднимаем этот огонь, чтобы он был виден издали. Спешите за нами, юные, догоняйте нас обгоните! Мы хотим видеть вас впереди себя! Мой солнцем коронованный край, мой Карачай! ...» [2, с. 292].

Эстетическое воспитание в народной педагогике карачаевцев создает личность средствами искусства, которое представляет собой важный фактор нравственно-эмоционального, целостного воздействия на личность. Именно в народном декоративно-прикладном искусстве сохранялись сквозь время историческая память поколений, народное мировоззрение.

Народное искусство карачаевцев всегда было неразрывно связано с жизнью в самых разных ее проявлениях. Оно удовлетворяла эстетические потребности карачаевцев. Искусство отражало общественное бытие, являясь одной из форм общественного сознания, способствовало взаимопониманию между народами, обогащало их духовно и нравственно.

Этнографические исследования показали, что как материальная культура, так и искусство карачаевцев и балкарцев близки общекавказским традициям. Элементы кобанской и даже докобанской эпох характерны для некоторых мотивов резьбы по дереву, шитья золотом и для орнаментов резьбы по дереву, и для киизов - войлоков с узором [3, с. 101].

Устала (мастера) создавали декоративные изделия, орнаменты, орудия труда, домашнюю утварь, музыкальные инструменты «по законам красоты» не только для удовлетворения материальных потребностей, но и в силу необходимости следовать эстетическим запросам подрастающего поколения. Такой труд в педагогике карачаевского народа являлся источником красоты.

Если мастер обладал хорошим эстетическим вкусом и подлинным наставником ребенка, то воспитанник, бесспорно, приобщался к миру прекрасного.

Красота, образность и эстетическая выразительность карачаевских пословиц и поговорок достигаются разнообразными художественно-изобразительными средствами, такими как параллелизм: Къымылдагъан тиш тюшер (Зуб, который шатается, выпадает); Башланган иш бишер (Работа, которая начата, сварится, т. е. закончится); сравнение: Чабакъ сууда джюзгенча (Как рыба, плавающая в воде); Аман хане ашагъан малча (Как скотина, съевшая плохую траву); Джаралы аюча джан - джанын талай (Кусает себя, как раненный медведь) и другие; антитеза: Батыр бир елюр, къоркъакъ минг елюр (Смелый умирает один раз, а трусливый - тысячу раз).

Эстетические чувства вызывают и словесные характеристики загаданных объектов и явлений. Ведь загадка - это образ, сравнение, которое поможет отгадывающему увидеть спрятанный в словах предмет. Это, например, «цветок», который сидит на цветке и пьет цветочный сладкий сок (бабочка); «къызыл мын-чакъла» (красные бусы) - малина; шарики синие, словно бы в инее - у можжевельника.

Особой красотой отличаются загадки о неживой природе: Бир алтын джюзюгюм бардыда сау дунияны джарытады (Есть у меня золотое кольцо - все кругом освещает); Эртен болса кетедиле, ингир болса келедиле (Утро наступит - уходят, вечер - приходят); Къыш джукълайды, джай шууулдайды (Зимой спит, а летом журчит) и др. Солнце, звезды, вода, земля, снегопад окрашены в загадках редкими эпитетами, раскрывающими их универсальную ценность - эстетическую, познавательную, оздоровительную.

В педагогике карачаевского народа в эстетическом воспитании детей и молодежи важную роль играли народные праздники. Подростки, юноши и девушки всегда с удовольствием принимали в них самое активное участие.

Все праздники в Карачае (байрам, той) делятся на пассивные зрелища (той - оюн) и активные игры (ойнау), которые сопровождаются: игрищами (оюн), танцами (барыу, тепсеу, ис-темей и абезек) и театрализованными представлениями (гобаш или гойбаш - аркъа, саркезмеси); молитвами (табыныу, тобут, тобуланыу, тобалдау или тобулдау, тилек тилеу) с ритуальными движениями (чоккайланыу), жертвоприношениями (кесиу, атау, байчарыу) с распятием (кериу), закланием (къан - чыгъа-рыу) или ийиу, чюйюлтеу) и молитвой (къурман - этиу); с ритуальным свежеванием (союу, санлау, тул кесиумеклик, юлешиу, сылыу, туурау); с трапезой (сыйланыу); с молитвами (чокунаш, токъаш, чокджисси - аш); с угощением богов (гуллучуукъ, атау,

тейрилик) и очеловеченных образцов - идолов (чаллунукълаб сыйланыу) и т. д. Словесная оформленность обрядов ((тобал-дау (молитва), алгъыш (благопожелание), къаргъыш (проклятие), тюкюрюумеш (заговор), тилениумеш или тилбилиумек (заклинание) и т.д.), сопровождаясь ритуалами, ритуальным смехом (кюлюумеклик, кюл - кюллюк) и обрядовым плачем (сарын, сырнау, джылау), подчинялась табу (Тейриге - Джюклениу), законам социально-престижным (чаубуккулукъ, джорукъ и др.), религиозным нормам (къайталыкъ, табалтай - джорукъ, - оюм), этикету (сыйлылыкъ, езденлик; къарачайчылыкъ, къарчлылыкъ, къарча - намыс у князей, черкес-намыс - у простого народа), клятвенным обязательствам (ант, къамталы - сез, билкирли -сез) и т. д.

Тип танцев барыу наиболее архаичен и содержит движения, подражающие предполагаемым движения божеств. С их помощью люди «доводили» до покровительствующего божества свои просьбы и пожелания. Кроме коллективного барыу существовал индивидуальный барыу (джангызгъа барыу - ход к одинокому или в одиночку, который исполнялся почти во всех типах танцев). Другим видом танцев является тепсеу (от тепси 'столик, поднос' и тебиу 'быть в напряжении'), который более «очеловечен», т. е. в нем не существует движения, конкретно обращенного теосу, как и не указывается теоним. Тепсеу иногда (а раньше, видимо, всегда) входил в игрище оюн и игрище с танцем барыу.

К третьему типу танцев можно отнести истемей - «возвеличивание» (от истемейленирге букв. 'быть возвеличенным кем-либо', 'надевать мужские ритуальные штаты'), он исполнялся как мужчинами (чаще), так и женщинами и детьми. Истемей известен в различных вариациях: сам Истемей (напоминает лезгинку с играми - оюнла); Бий - Истемейге - Барыу (Ход к Княжескому Истемею; Чюрче - Истемей (танец с эротическим оттенком - поднятием княжной подолов платьев до колен при смотринах или при вызывании дождя); Ашим - Пуру Истемейге Барыу (Ашим Пуру Истемею движения) - исполняется только в среде князей и хамджау - руководителей обрядов моления; Бай - агуналаны Истемей (Княжеских детей истемей) и др. Четвертым типом (видом) танцев был парный хороводный танец абезек (от тюрк. абиджик, абишик 'рукоположение, посвящение', который происходит от санскр. абхиджека с тем же значением). Известны несколько вариаций абезека, например: Хомачарла -Абезек (феодалов абезек, Тюз абезек (прямой, ровный абезек); Тегерекде абезек (в кругу абезек) и др. [4, с. 141 - 142].

Карачаевский народный танец обладает достаточно сложным лексико-кинетическим фондом, составляющим множество технологически трудных и виртуозных приемов и движений на коленях, пальцах. Это придаёт народным танцам остро темпераментный, эмоциональный характер.

В танцах их исполнитель старается телодвижениями выражать стрельбу из лука в объект охоты, повадки диких животных, раненной дичи, сбор диких плодов и трав, пахоту, посев, прополку, уборку урожая, молотьбу, просеивание зерна, стрижку овец, отработку шерсти, шитье и т. д. Всё это передается в хореографии условно в изобразительно-подражательной форме [5; 4].

Народные танцы всегда служили одним из важных средств эстетического воспитания детей и молодежи. Они сопровождались прекрасной музыкой. Лучшие из них были образцами воспитания чувства ритма, чувства красоты, выработки осанки, красивых движений, манер и походки. Карачаевцы любили и умели танцевать. Вот как это отражено в «Нарты» - сказании «Ерюз-мек, сын Схуртука, и Фук»:

«... После того как Ерюзмек вернулся на землю, жители нар-тской страны собрались, устроили большой той, в честь Ерюзме-ка и посвятили ему (эту) величальную песню» [6, с. 319 - 320].

Танцы карачаевцев всегда отличались своим разнообразием. Вот, что читаем в сказании «Рачикау»:

...После всего этого нарты принялись за танцы. Первый начал Сосурко. Он велел привезти на девяти арбах круглых речных камней, разбросал их по полу и затем танцевал на этих камнях до тех пор, пока не обратил в песок... [6, с. 516].

Народные танцы карачаевцев передают с помощью различных выразительных движений мысли, настроение, образ жизни человека, народа.

В танцах любой член общества мог показать всё то хорошее, чем он обладает - силу, красоту движении, ловкость и находчивость. Вот как это отображено в сказании «Как Ерюзмек побывал на тое Нартов»:

«... Однажды Ерюзмека (нарты) пригласили на бузу. В те времена у Нартов (вот что) было заведено (на пирах): они привозили

тридцать арб колючек и, свалив их в одну кучу, танцевали на ней босыми ногами. Нарты должны были танцевать до тех пор, пока колючки не сотрутся в пыль. Потом они привозили тридцать арб речных камней. Сложив их вместе, они танцевали на этой груде камней, пока все камни не уходили в землю. Эти (танцы-состязания) они устраивали для того, чтобы испытать, кто из юношей настоящий нарт...» [6, с. 351].

Среди карачаевцев во все времена было мало людей, которые не умели петь, танцевать. Общественное мнение считало, что тот человек, который не умел танцевать, слагать экспромтом песни (колыбельные, лирические, трагические), является ущербным (башында джетмегени барды). Поэтому старшие в семье как можно раньше начинали приучать младших пению и народным танцам.

Музыка, музыкальные инструменты всегда были спутниками карачаевцев в важнейших моментах его жизни. В сказании «Агунда и Къарашауай» читаем:

«...Карашауай великолепно играл на свирели. У него была свирель из слоновой кости. В один из дней он оделся как нищий и стал ходить по нартским аулам, играя на свирели. Когда он играл на свирели, люди слушали, не отрывая (от него) глаз, затаив дыхание. Они не догадывались, кто он. Приняв его за нищего, подавали ему милостыню, но он отказывался брать...» [6, с. 475].

Средством эстетического воспитания подрастающего поколения являлся особый пласт эстетической культуры карачаевского народа - музыка (тартыула), песни (джырла) мифологического, обрядового и трудового содержания.

Мифологическую основу имеют песня и наигрыш исполняемые при поиске тела человека, утонувшего в реке. Люди глубоко верили, что наигрыш или сопровождаемая наигрышем песня помогает найти утопленника, ибо они должны иметь божество воды. Покровителями воды в карачаево-балкарской мифологии были Данметтир и Сюлемен. Их называют Суу Анасы, т. е. Матерь воды. Божество Донбыттыру, на наш взгляд, восходит к покровителю воды в мифологии алан Донбыттыру, а Сюлемен - не что иное, как превращение библейского пророка Соломона в мифологического покровителя водной стихии. Согласно народным поверьям, внешне они напоминают женщин с длинными светлыми волосами и живут на дне рек, озер и водоемов [7, с. 34].

Обряды и ритуалы, связанные с появлением и воспитанием детей, носили занимательный характер и сопровождались магическими песнями, в которых просили у богов счастья и благополучия детям.

В народной педагогике карачаевцев считалось, что воспеванием красоты, силы, выносливости, трудолюбия - стремление воздействовать на природу в надежде на щедрое вознаграждение.

В педагогике карачаевского народа устраивались также состязания в исполнении песен; состязания являлись и частью народных праздников. Вот как это подтверждено в сказании «Ерюз-мек и джинны»:

Библиографический список

«...Все там сели, застолье началось, говорят,

(Потом) все песни пели, говорят.

После все в голлу кружились, говорят...» [8, с. 73 - 74].

Огромный пласт эстетической культуры карачаевского народа составляют лирические песни. Это песни о любви (ийнарла).

Тюйюу или тюерге 'битье, избиение, порка, сечение' жёстко осуждалось в народе. Карачаевцы считали, что нельзя бить детей. Ребёнок будет бояться побоев, а это приведёт к скрыто-сти и замкнутости. Народ считал: Сезню ангыламай эссе, таякъ болушмаз (Слово не действует - палка не поможет). Наказание калечат душу ребёнка, навсегда оставляя в ней горестный след, травмируют психику, уродует сознание, становится причиной многих детских заболеваний.

Дети учатся порядку у окружающих. Народная мудрость гласит: Тюйюу къоркъутхан этеди, джукъкъа юретмейди»(Побои заставляют бояться, вздрогнуть, но ничему не учат).

За наказуемого в народной педагогике часто заступают и просят: Тюйме аны. Мен елеим сен аны ургъандан есе (Не бей его. Пусть я умру, чем ты ударишь его); Бизни ючюн аны бирурма да къой (Ради нас оставь его, пощади). Замахнувшемуся на ребёнка делают замечание: Урма гитче сабийни, ол не англайды, ариу сез бла кер (Не бей, малое дитя, что понимает, надо добрым словом попробовать).

Идеалом прекрасного на протяжении всей своей истории карачаевцы считали такое поведение, которое отличалось благородством, порядочностью, добротой, гостеприимством и неразрывной связью личного благополучия с благополучием родных, близких, всего народа.

Анализ содержания устного народного творчества карачаевцев позволил обнаружить следующее: красота поведения всегда призывала делать добро, творить прекрасное и пресекать зло. Красота поведения как составная часть нравственной и общественной деятельности карачаевцев всегда рассматривалась как способ самосовершенствования человека, обогащения его духовного мира, культурных потребностей.

Исследование подтвердило широко известное в науке положение о том, что в народной педагогике карачаевцев нашла отражение мысль о том, что эстетические вкусы, идеалы, представления всегда соответствовали законам красоты, отражали прекрасное в жизни, окружающей действительности и являлись составной частью воспитания эстетической культуры.

В результате проведённого анализа содержания эстетического воспитания в педагогике карачаевского народа было установлено, что под эстетическим воспитанием они понимали формирование эстетического отношения к жизни, труду, окружающим людям, личному поведению, вещам, природе.

Этнографические материалы и произведения устного народного творчества позволяют утверждать, что в названных источниках эстетическое воспитание у карачаевцев рассматривалось как одно из направлений формирования совершенной личности - Асыл адам.

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Москва: Издательский центр Академия, 1999.

2. Хабичева-Боташева З.Б. Озарение души. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставроп. кн. изд., 1985.

3. Федоров А.Я. Историческая этнография Северного Кавказа: учебное пособие. Москва: МГУ, 1983.

4. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовойжизни карачаевцев. Москва: Наука, 1995.

5. Кудаев М.Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. Нальчик. Эльбрус. 1997.

6. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. Москва: Наука, 1994.

7. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1990.

8. Ортабаева РА-К. Багъыр улу и его песенное творчество. Черкесск, 1988.

References

1. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Moskva: Izdatel'skij centr Akademiya, 1999.

2. Habicheva-Botasheva Z.B. Ozarenie dushi. Cherkessk: Karachaevo-Cherkesskoe otdelenie Stavrop. kn. izd., 1985.

3. Fedorov A.Ya. Istoricheskaya 'etnografiya Severnogo Kavkaza: uchebnoe posobie. Moskva: MGU, 1983.

4. Karaketov M.D. Iz tradicionnojobryadovo-kul'tovojzhiznikarachaevcev. Moskva: Nauka, 1995.

5. Kudaev M.Ch. Drevnie tancy balkarcevikarachaevcev. Nal'chik. 'El'brus. 1997.

6. Narty. Geroicheskij 'epos balkarcev ikarachaevcev. Moskva: Nauka, 1994.

7. Malkonduev H.H. Drevnyaya pesennaya kul'tura balkarcevikarachaevcev. Nal'chik: 'El'brus, 1990.

8. Ortabaeva R.A-K. Bag'yr ulu i ego pesennoe tvorchestvo. Cherkessk, 1988.

Статья поступила в редакцию 23.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.