Научная статья на тему 'Искусственный интеллект и цифровые технологии в юридической деятельности в цифровой реальности (на примере Финляндии)'

Искусственный интеллект и цифровые технологии в юридической деятельности в цифровой реальности (на примере Финляндии) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2986
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КРИПТОВАЛЮТА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОКЧЕЙН / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / BLOCKCHAIN / CRYPTOCURRENCY / DIGITALIZATION / DIGITAL REVOLUTION / DIGITAL TECHNOLOGIES / HUMAN POTENTIAL / VIRTUAL SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жилкин Владимир Алексеевич

В статье рассматривается роль финских правоведов и ученых-юристов в цифровизации правовой регламентации новых правовых институтов. Прорывы в области информационных технологий и телекоммуникаций привели в 1995 г. к новой цифровой революции и рождению цифровой инфраструктуры в Финляндии. Цифровая революция потребовала соответствия мировым интеграционным процессам и привела к цифровизации законодательства в соответствии с принципами международного права и права Европейского Союза. Рассматривается роль человеческого потенциала и искусственного интеллекта, использования государством цифровых технологий в интересах граждан. Искусственный интеллект активно развивается, в связи с чем цифровая экономика не только имеет огромные преимущества для развития страны, но и несет риск сокращения рабочих мест. Законотворчество в Финляндии оказалось перед вызовами цифровой реальности. Необходимы концептуальная разработка новых направлений правового регулирования, определение законодательных механизмов гражданско-правового режима криптовалют в Финляндии. Обсуждаемые проблемы цифровой революции в Финляндии актуальны и для Российской Федерации. Новые концепции информационных и коммуникационных технологий «Умные города» требуют совершенствования правового регулирования сферы информационных технологий, в том числе в рамках единого цифрового рынка Европейского Союза и в цифровом пространстве Евразийского экономического союза. Накопленный опыт Финляндии в цифровой технологии «Блокчейн» будет полезен для изучения и реализации российскими органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE LEGAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF DIGITAL REALITY (CASE-STUDY OF FINLAND)

The article considers the role of Finnish lawyers and legal scholars within the framework of digital environment, viewed in terms of digitalization of legal regulation of new institutes of law. Breakthroughs in the field of information technology and telecommunications led in 1995 to a new digital revolution in Finland. The digital revolution caused the need of compliance with the global integration processes and led to digitalization of the legislation in accordance with principles of the international law. The article reviews the role of human potential and artificial intelligence, the use of digital technologies by the state in the citizens’ interests. The artificial intelligence is developing actively therefore the digital economy not only has great advantages for the development of the country, but also incurs certain risks of job cuts. The new “Smart Cities” concepts of information and communication technologies require the improvement of legal regulation in the IT sphere, including within the framework of a single digital market of the EU in the digital space of the Eurasian Economic Union. The legislation in Finland faced the challenges of the digital reality. The conceptual development of new areas of legal regulation is pending, along with the establishment of general legislation covering the international legal mechanisms of the civil-law regime governing crypto-currencies in Finland. The being-discussed problems of the digital revolution in Finland are especially relevant for Russia as well. The experience gained by Finland in the Blockchain digital technology is a due subject for study and realization within the Russian framework, to be pursued by the national authorities.

Текст научной работы на тему «Искусственный интеллект и цифровые технологии в юридической деятельности в цифровой реальности (на примере Финляндии)»

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ФИНЛЯНДИИ)

ЖИЛКИН Владимир Алексеевич, доктор юридических наук, юридическая фирма Кари Корхонен

00210, Финляндия, г. Хельсинки

E-mail: info@lawcenter.fi

В статье рассматривается роль финских правоведов и ученых-юристов в цифровизации правовой регламентации новых правовых институтов. Прорывы в области информационных технологий и телекоммуникаций привели в 1995 г. к новой цифровой революции и рождению цифровой инфраструктуры в Финляндии. Цифровая революция потребовала соответствия мировым интеграционным процессам и привела к цифровизации законодательства в соответствии с принципами международного права и права Европейского Союза. Рассматривается роль человеческого потенциала и искусственного интеллекта, использования государством цифровых технологий в интересах граждан. Искусственный интеллект активно развивается, в связи с чем цифровая экономика не только имеет огромные преимущества для развития страны, но и несет риск сокращения рабочих мест. Законотворчество в Финляндии оказалось перед вызовами цифровой реальности. Необходимы концептуальная разработка новых направлений правового регулирования, определение законодательных механизмов гражданско-правового режима криптовалют в Финляндии. Обсуждаемые проблемы цифровой революции в Финляндии актуальны и для Российской Федерации. Новые концепции информационных и коммуникационных технологий «Умные города» требуют совершенствования правового регулирования сферы информационных технологий, в том числе в рамках единого цифрового рынка Европейского Союза и в цифровом пространстве Евразийского экономического союза. Накопленный опыт Финляндии в цифровой технологии «Блокчейн» будет полезен для изучения и реализации российскими органами власти.

Ключевые слова: виртуальное пространство, искусственный интеллект, криптовалюта, человеческий потенциал, ци-фровизация, цифровая революция, цифровые технологии, блокчейн.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND DIGITAL TECHNOLOGIES

IN THE LEGAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF DIGITAL REALITY

(CASE-STUDY OF FINLAND)

V. A. JILKINE, doctor of legal sciences, law office Kari Korhonen

Italahdenkatu, Helsinki, Finland, 00210

E-mail: info@lawcenter.fi

The article considers the role of Finnish lawyers and legal scholars within the framework of digital environment, viewed in terms of digitalization of legal regulation of new institutes of law. Breakthroughs in the field of information technology and telecommunications led in 1995 to a new digital revolution in Finland. The digital revolution caused the need of compliance with the global integration processes and led to digitalization of the legislation in accordance with principles of the international law. The article reviews the role of human potential and artificial intelligence, the use of digital technologies by the state in the citizens' interests. The artificial intelligence is developing actively therefore the digital economy not only has great advantages for the development of the country, but also incurs certain risks of job cuts. The new "Smart Cities" concepts of information and communication technologies require the improvement of legal regulation in the IT sphere, including within the framework of a single digital market of the EU in the digital space of the Eurasian Economic Union. The legislation in Finland faced the challenges of the digital reality. The conceptual development of new areas of legal regulation is pending, along with the establishment of general legislation covering the international legal mechanisms of the civil-law regime governing crypto-currencies in Finland. The being-discussed problems of the digital revolution in Finland are especially relevant for Russia as well. The experience gained by Finland in the Blockchain digital technology is a due subject for study and realization within the Russian framework, to be pursued by the national authorities.

Keywords: artificial intelligence, blockchain, cryptocurrency, digitalization, digital revolution, digital technologies, human potential, virtual space.

DOI: 10.12737/аг!2018.5.3

Дискуссии о влиянии цифровых технологий и цифровизации права на государственно-экономические и общественные отношения в Финляндии не являются предметом новых обсуждений финских юристов и научного сообщества. Надо при-

знать, что еще в 1960-х гг., когда автоматическая обработка данных стала распространенной, были оценены возможности использования компьютеров в практике финских юристов, такие как поиск и анализ прецедентного права.

Университетская сеть Funet была разработана в Финляндии еще в 1980-е гг., а в 1988 г. присоединена к североамериканскому Интернету. В начале 1990-х гг. в Финляндии было уже более 50 телеоператоров. 1 июля 1991 г. финский оператор представил международную стандартизованную цифровую мобильную телефонную систему. Прорывы в 1995 г. в области информационных технологий и телекоммуникаций привели к новой «цифровой» революции и рождению цифровой инфраструктуры в Финляндии1.

Как итог, в начале XXI в. процессы информатизации и цифровизации в Финляндии уже охватывали все сферы общественной жизни как в публичной, так и в частной сфере. Стремление Финляндии соответствовать мировым интеграционным процессам привело цифровую гармонизацию законодательства и правовых норм в соответствие с принципами между -народного права. Изменились производственные отношения, структура экономики, образования и жизни, возникли новые требования к информационным системам и скорости передачи цифровой информации. Цифровые технологии проникли во многие области производства, сферы обслуживания и системы обучения населения компьютерным навыкам и цифровой грамотности.

Так, после вступления в силу Закона об электронной подписи2 2003 г. заявления в полицию Финляндии одновременно с бумажными документами стали принимать в электронном виде. С 2009 г. стороны процесса представляют документы в суды всех инстанций в электронном виде, переписка между сторонами процесса и решения судов также приходят в электронном виде. В 2009 г. в Министерстве юстиции была введена система электронной отчетности, а с 2016 г. счета за услуги адвокатов в суде представляются только в электронном виде.

Заполненные в электронном виде документы в госструктуры Финляндии сразу оцифровываются и отражаются в единой информационной системе госреестра.

Новые цифровые технологии определяют будущее Финляндии и меняют действие различных социальных регуляторов.

Характеризуя принятые законодательные акты Финляндии, определяющие использование цифровых технологий, отметим, что в их основу были положены требования, разработанные или приведенные в соответствие с законодательством ЕС с целью гармонизации цифрового рынка ЕС и упрощения сотрудничества между странами — членами ЕС и обеспечения высокого уровня доверия и безопасности уровня риска.

1 Digitaalinen Suomi 2017. URL: https://suomidigi.fi/ digitalisaatio/digitaalinen-suomi-2017/ (дата обращения: 07.06.2018).

2 Laki sähköisistä allekirjoituksista 14/2003. URL: www.finlex. fi. (дата обращения: 21.06.2018).

Например, Закон об электронной подписи обязал использовать лишь те устройства и программное обеспечение, которые соответствуют общепризнанным стандартам, опубликованным Европейской комиссией в Официальном журнале Европейских сообществ.

Закон об электронной идентификации и электронных доверительных услугах3 предусмотрел соблюдение положений Регламента (ЕС) N° 910/2014 Европейского парламента и Совета (ЕС) об электронной идентификации и удостоверительных сервисах для электронных трансакций на внутреннем рынке.

Закон об электронных услугах в сфере государственного управления4 вступил в силу в 2003 г. и был дополнен в 2009, 2010 и 2016 гг. Представленный 3 мая 2018 г. в парламент законопроект правительства (HE 60/2018) о внесении поправок в указанный Закон основан на положениях Директивы ЕС о доступности веб-сайтов и мобильных приложений в государственном секторе (ЕС) 2016/2102 и направлен на обеспечение равного доступа к цифровым услугам независимо от нарушений слуха, зрения или задержки моторного развития. Эти предложения способствуют доступности и качеству цифровых услуг в государственном секторе.

В сфере таможенного цифрового законодательства отметим законопроект правительства U 18/2018 о внесении поправки в Положение (ЕС) № 952/2013 с целью продления переходного периода методов цифровой обработки данных, предусмотренных в Таможенном кодексе ЕС.

18 июня 2018 г. правительство Финляндии выделило 100 млн евро на финансирование программы «Цифровая обработка общественных услуг» и повышение уровня цифровых возможностей в таких областях, как суперкомпьютеры, искусственный интеллект, кибер-безопасность и электронное правительство.

В январе 2018 г. Министерство финансов Финляндии сообщило о разработке законодательства в соот -ветствии с Директивой о борьбе с отмыванием денег, согласованной Европейским парламентом, Советом Европы и Комиссией ЕС (декабрь 2017 г.), которая регулирует виртуальные валюты. Поправка к Директиве включает создание реестра банковских и платежных регистров о пользователях виртуальной валюты.

Законопроект (HE 228/2016 vp) был представлен в парламент в 2016 г. с целью осуществлять на национальном уровне так называемую Четвертую директиву о борьбе с отмыванием денег 2015/849 / ЕС и Положение о платежной информации (ЕС) № 2015/847, принимая во внимание меры, изложенные в Financial

3 Laki vahvasta sähköisestä tunnistamisesta ja sähköisistä luottamuspalveluista 7.8.2009/617. URL: www.finlex.fi. (дата обращения: 21.06.2018).

4 Laki sähköisestä asioinnista viranomaistoiminnassa. 24.1.2003/13. URL: www.finlex.fi. (дата обращения: 21.06.2018).

Action Task Force on Money Laundering and Terrorism Financing (FATF).

6 июня 2017 г. Парламент принял законы о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма5 (444/2017) и об отмывании денег (445/2017). Закон 444/2017 устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним и определяет ответственность лица при декларировании электронной валюты. Электронная валюта может быть использована только для покупки товаров или услуг и храниться на электронных носителях в сумме не более 500 евро.

Министерство финансов Финляндии получило в январе 2018 г. от Европейского банковского управления EBA список 70 рисков, связанных с определенными виртуальными валютами, и готовит законопроект на основе вышеуказанной декабрьской 2017 г. Директивы ЕС.

Законопроект, регулирующий покупку, продажу и налогообложение криптовалют, будет представлен в Парламент не позднее октября 2018 г.

Необеспеченность криптовалют активами и отсутствие в законодательстве Финляндии определения правовой природы виртуальной валюты требуют принятия новых законов и правового механизма отслеживания транзакций с криптовалютой в он-лайн-формате.

Международное программирование и цифровая политика Евросоюза влияют и на национальное правовое регулирование в сфере цифрового программирования. Так, Европарламент принял в 2017 г. нормы гражданского права о робототехнике6. В Резолюции отмечается, что способность машин обучаться имеет огромные преимущества для общества с точки зрения экономики и инноваций. А уже с начала 2018 г. в базовом образовании Финляндии используются роботы, оснащенные искусственным интеллектом и владеющие 23 языками. В городах Эспоо и Тампере робот Elias обучает детей английскому языку. В городе Кайаани робот обучает мигрантов не только финско -му языку, но и навыкам взаимодействия.

Особо важно подчеркнуть актуальность для Финляндии цифровизации миграционных дел и исполнения международных обязательств о реадмиссии. Отметим, что 25 мая 2018 г. вступил в силу Регламент ЕС № 2016/679 о защите персональных данных (GDPR), который предоставил резидентам ЕС инструменты полного контроля над персональными данными.

5 Laki rahanpesun ja terrorismin rahoittamisen estamisesta (444/2017). Luku 3 § 9. URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/ 2017/20170444#Pidp451739120 (дата обращения: 20.06.2018).

6 European Parliament resolution of 16 February 2017 with recommendations to the Commission on Civil Law Rules on Robotics (2015/2103(INL). URL: http://www.europarl.europa.

eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P8-TA-2017-0051+0+D0C+XML+V0//EN (дата обращения: 12.06.2018).

В государственном секторе Финляндии есть отдельные индивидуальные пилотные проекты, в которых используется обмен информацией в сети «Интернет» или через интерактивные сервисы для он-лайн-консультирования. Для пользователей Интернета представлен поисковый ресурс finlex.fi «базы знаний» с 1774 г., который позволяет быть в курсе законодательства, законотворчества, правовой и нормативной практики, а также профессиональная юридическая программа Edilex.fi, в которой важно отметить широту представленных разделов, состоящих из единой электронной базы судебных решений ЕСПЧ, Верховного суда и Высшего административного суда Финляндии. В разделе судебной практики представлены решения судов различных инстанций с 1926 г., а также решения ЕСПЧ с 1960 г. и Суда Европейского Союза с 1955 г. В разделе нормативной базы представлено законодательство Европейского Союза и Финляндии на государственных финском и шведском языках.

Законодательство, включая Конституцию и основ -ные законы, представлено также в переводе на английском и русском языках.

Цифровые технологии в условиях комплексного цифрового преобразования действительности все ча -ще применяются в судебной защите прав в судах всех инстанций Финляндии и в пенитенциарной системе.

С одной стороны, представление материалов предварительного следствия на электронных носителях информации в судопроизводстве значительно сократило объемы бумажной документации, сроки подготовки и рассмотрения дел. С другой стороны, цифро -визация судебной системы вызывает снижение роли человеческого фактора в условиях постоянно растущих возможностей цифровой среды и приводит к со -кращению занятости юристов.

Отметим, что вопрос социальной справедливости и роботизации особенно остро стоит в Финляндии. По информации Европейского статистического агентства в Финляндии бедность или социальная изоляция в 2017 г. достигла почти 17%, что составило 896 тыс. человек при населении 5,5 млн человек.

Резкий рост цифровых технологий в Финляндии сделал возможной оплату счетов и денежные транзакции через различные мобильные приложения связи, что сократило не только время оплаты, но и штат банковских сотрудников.

Искусственный интеллект уже способен решать стандартизированные юридические задачи, производить обработку и анализ документов, сокращая рабочие места дипломированных специалистов. И, как следствие, по данным Центра занятости и экономического развития Финляндии на учете безработными в январе 2018 г. состояли 386 юристов, 961 доктор наук и 2682 магистра философии.

Проблема сокращения рабочих мест и роли виртуальной или «цифровой личности» стала предметом

исследований в Финляндии. В результате цифровые технологии бизнес-структур и системы «стартапов» открыли новые возможности на рынке труда и облегчили доступ к информации в поиске предложений рабочей силы и новых профессий. В связи с этим важно отметить совместные инновационные проекты финского TEKES и центра «Сколково» в цифровых информационно-коммуникационных технологиях и робототехнике.

Но роботы не могут учиться сами, поэтому в процессе создания умных машин участвуют юристы и ученые, включенные в обработку языка и разработку искусственного интеллекта. В роботы и разумные машины необходимо заложить программу, их нужно научить. Но машина не должна заменять человека как высшую ценность государства. Роботы являются только рабочим инструментом в правовой профессии и требуют участия человека в анализе программных алгоритмов искусственного интеллекта. Человек должен иметь контроль над работой умных машин и возможность корректировать работу роботов.

Можно ли заложить роботу или умной машине по -нятие справедливости и разумности, научить объективному рассмотрению спорных ситуаций, поручить провести переговоры или возложить ответственность за вынесенные решения? Все эти особенности профессии юриста сочетают не только знания, юридическую интуицию, но и искусство, духовное развитие и многокультурное наследие каждой страны. А искусство и чувства невозможно заменить искусственным интеллектом.

В конце 2016 г. на базе юридического факультета Университета Хельсинки создана лаборатория технологических решений в области юридических услуг "Legal Tech Lab" с целью исследования использования искусственного интеллекта в юридической практике с упором на юридические, этические и практические аспекты. В лаборатории изучают вопросы влияния все более распространяющейся автоматизации на профессию юриста, например в аспекте оправданности алгоритмизации и автономного принятия решений, технологий разрешения споров, использования аналитической обработки данных в законодательстве и организации управления бухгалтерскими технологиями. Деятельность лаборатории "Legal Tech Lab" направлена на объединение научной и практической информации как на национальном, так и на междуна -родном уровнях и создание нового типа модели исследований, обучения и социального взаимодействия. Ученые и практикующие юристы лаборатории призывают к разработке интерактивных ресурсов, основанных на технологиях, которые будут помогать непрофессионалам решать юридические проблемы7.

7 См.: KouluR., Heiskanen J., VainioS. We hacked the law! — oikeusjärjestelmänkäyttäjäkokemusta parantamassa. Edilex, 2018. S. 17.

Информационные технологии вошли в профессиональную деятельность юристов. Например, видео-конференц-связь позволила проводить рассмотрение дел дистанционно, что сократило сроки рассмотрения дел и расходы. В качестве доказательств по уголовным делам в судах Финляндии принимаются материалы предварительного следствия на цифровых носителях, что позволяет проводить международные судебные процессы в режиме видеоконференций. Обеспечение цифровых прав в национальных судах Финляндии включает разрешение споров в режиме реального времени (online dispute resolution (ODR)).

Преимущества цифровой реальности правоотношений, связанных с цифровой технологией юридической практики, имеют первостепенное значение для улучшения правовой защиты в Финляндии.

Необходимо отметить вклад финских ученых в международные проекты по цифровой экономике. Заслуживают внимания исследования в области применения искусственного интеллекта в обществе профессора университета Хельсинки Т. Хонкела8 и доклад на международной конференции в университете Хельсинки 8 июня 2018 г.

В марте 2016 г. С. Стенфорс, исполнительный директор Калифорнийского аналитического центра и член Европейской комиссии "Blockchain Innovation", представила в парламенте Финляндии презентацию цифровой технологии «Блокчейн» и доклад о роли искусственного интеллекта и человеческого потенциала в цифровой экономике. О персональных данных как самом ценном активе человека С. Стенфорс докладывала на конференции "Slush Helsinki" в октябре 2017 г.

Еще одна проблема цифровой реальности — виртуальная валюта. Отметим, что в настоящее время виртуальные валюты не подпадают под определение налогового ведомства Финляндии как официальная валюта и не являются ценными бумагами для расчета подоходного налога. Из-за виртуального характера виртуальной валюты положения Закона о подоходном налоге в случаях торговли с оплатой виртуальной валютой не применяются. Согласно налоговой практике доход от майнинга криптовалюты облагается налогом в тот момент, когда лицо получает виртуальную валюту9. Необходимы концептуальная разработка новых направлений правового регулирования, определение общего законодательства международно-правовых механизмов гражданско-правового режима криптовалют. Не исключена опасность использования биткоинов для отмывания денежных средств, финансирования терроризма, а также в он-лайн-торговле наркотиками и оружием.

8 Honkela T. Rauhankone: Tekoälytutkijan Testamentti.Peace Machine. Helsinki, 2017. P. 250.

9 Tuloverolaki. § 32. URL: https://www.vero.fi/syventavat-vero-

ohjeet/ohjehakusivu/48411/virtuaalivaluuttojen_tuloverotu/vero.fi (дата обращения: 14.06.2018).

Таможня Финляндии в декабре 2017 г. конфисковала партию наркотиков, оплаченных биткойнами по курсу 23 млн евро, но продажа конфискованных биткоинов пока невозможна из-за отсутствия законодательства.

Согласно опубликованному в марте 2018 г. международному исследованию "Global Drug Survey" почти каждый второй респондент сообщил, что в течение года покупал наркотики через виртуальную сеть "TOR" (The Onion Router), позволяющую сохранять анонимность исходящих соединений. Финские покупатели составляли 46% от общего числа пользователей сети. В связи с этим финская полиция обеспокое -на ростом покупателей-школьников и подростков, от -следить покупки которых практически невозможно. Согласно ст. 28:7 УК Финляндии использование интернет-соединения, установленного через незащищенное беспроводное сетевое соединение, не считается несанкционированным.

Благодаря ИТ-программам и анализу цепи событий в системе биткоинов налоговые органы Финляндии получили сведения о тысячах финских налогоплательщиках, которые заработали в 2017 г. на рынке "Bitcoin" около 100 млн евро через систему "Paypal".

Важно отметить, что с января 2019 г. в Финляндии начнет действовать новая база данных Регистра доходов населения, что позволит иметь возможность видеть доходы в режиме реального времени и поможет предотвращать различные финансовые злоупотребления. Необходим правовой механизм, обеспечивающий принудительное изъятие и обращение в собственность государства по решению суда крип-товалюты лица, совершившего преступление в другом государстве.

Цифровые технологии прочно вошли в мир юридических услуг, пользователи имеют доступ к базе пра -вовой информации и умеют ориентироваться в поисковой системе. Новые концепции информационных и коммуникационных технологий «умных городов» и государственного управления требуют совершенствования правового регулирования сферы информационных технологий, в том числе в едином цифровом пространстве ЕАЭС.

В выступлении на экономическом форуме 25 мая 2018 г. Президент РФ подчеркнул, что «в своем развитии мы намерены опираться на наш человеческий, творческий, кадровый потенциал, готовы учиться и адаптировать лучшие мировые практики и, конечно, использовать собственный успешный опыт решения сложнейших структурных задач»10.

Сравнительный анализ динамики развития процессов информатизации и цифровизации в Финлян-

10 Путин В. В. Выступление на пленарном заседании XXII Петербургского международного экономического форума 25 мая 2018 г. URL: www.kremlin.ru/events/president/ news/57556.

дии и России позволил выявить «циклические правовые массивы» в формировании нового подхода в правоприменении для улучшения правового регулирования в Российской Федерации и выработки оптимальных юридических конструкций с учетом выработанных международных стандартов и опыта Финляндии в цифровизации права в целях обеспечения гарантий прав человека в цифровом пространстве и контроля над персональными данными.

Согласно международному индексу сетевой готовности (Networked Readiness Index11) за 2016 г. Финляндия занимала второе место среди 143 стран. Российская Федерация заняла 41-е место по готовности к цифровой экономике. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий Россия заняла 38-е место. Уровень использования сети «Интернет» в России ниже, чем в Европе, и существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения.

В опубликованном 6 июня 2018 г. международном рейтинге развития цифровых технологий "Digibarometri" Финляндия занимает 3-е место. Россия на 9-м месте по наличию специалистов, владеющих знаниями в области Интернета, и только на 15-м месте по использованию Интернета в образовании среди 22 стран12.

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации»13 (далее — Программа) в качестве одного из препятствий развития цифровой экономики определено отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий. Указанное отставание России объясняется пробелами нормативной базы и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами.

Анализ Программы позволяет сделать вывод, что для совершенствования правового регулирования общественных отношений в России предполагается принятие новых нормативных правовых актов, что потребует формирования институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики по каждому из направлений сквозных цифровых технологий.

Для этого необходимо адаптировать в российское законодательство лучшие мировые практики правовых стандартов регулирования отношений в виртуальном цифровом пространстве.

11 Networked Readiness Index. 2016. URL: http://reports. weforum.org/global-information-technology-report-2016/ networked-readiness-index/ (дата обращения: 10.06.2018).

12 Digibarometri 2018. URL: http://www.digibarometri.fi/ digibarometri-2017.html (дата обращения: 07.06.2018).

13 Утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632.

Программа предполагает создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах. Определенным ускорением выполнения Программы стало поручение Президента РФ В. В. Путина Правительству РФ доработать проект в части финансирования до 1 июля 2018 г.

Процессы формирования глобального цифрового пространства являются важной частью международного сотрудничества. Но, и это особенно важно, международные организации должны рассматриваться как площадка для формирования лидерских позиций России в подкрепленных инновационными отечественными разработками секторах глобальной экосистемы цифровой экономики.

В связи с этим изучение и заимствование опыта и достижений в области цифровых юридических технологий в Финляндии и их рациональная адаптация к российским условиям дадут положительный толчок в развитии собственной модели правового обеспечения цифровой экономики России и повышении

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

эффективности научных исследований с учетом национальных особенностей и высокого потенциала правоведов Института законодательства и сравнительного правоведения. «Речь идет о технологиях правового мониторинга, юридического прогнозирования, проектирования юридических норм, экспертизы проектов нормативных правовых актов, оценки регулирующего воздействия и др. Это позволит не только вывести правотворчество на новый качественный уровень, но и снизить нагрузку на аппараты правотворческих и иных органов, задействованных в правотворческом процессе»14.

Сравнительный анализ развития зарубежного и российского права показывает необходимость принятия научной концепции цифровизации интеграционного права в законодательстве России, ориентированной на международные стандарты в области цифровой экономики и поиск гибких правовых регуляторов в сфере цифровизации в едином виртуальном пространстве.

14 Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1.

Honkela T. Rauhankone: Tekoalytutkijan Testamentti.Peace Machine. Helsinki, 2017.

Koulu R., Heiskanen J., Vainio S. We hacked the law! — oikeusjarjestelmankayttajakokemusta parantamassa. Edilex, 2018. Путин В. В. Выступление на пленарном заседании XXII Петербургского международного экономического форума 25 мая 2018 г. URL: www.kremlin.ru/events/president/news/57556.

Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.