Научная статья на тему 'Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект'

Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕНЗИТИВНОСТЬ ПЕРИОДА / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕСПЕРЕВОДНАЯ КОММУНИКАЦИИ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ / ARTIFICIAL LANGUAGE DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT / ACTIVATION OF THE OBJECT ACTIVITY / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / SENSITIVENESS OF THE PERIOD / KINDS OF ACTIVITY / SYSTEM REALIZATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аменд Александр Филиппович, Спиридонова Спиридонова Анна

В статье раскрывается понятие искусственной языковой развивающей среды, цель ее создания, компоненты; описана структурно-функциональная модель и условия ее реализации. Дан анализ результатов опытно-поисковой работы по созданию искусственной языковой развивающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аменд Александр Филиппович, Спиридонова Спиридонова Анна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artificial Language Developmental Environment as the Means of Prekindergarten Children's Object Activity Activation: Theoretical Issue

In the article the author gives definition of the artificial language developmental environment, states the aim of its creation and the components; describes the structural model and the conditions of its realization. The author gives the analysis of the data received as a result of the experimental work devoted to the creation of the artificial language developmental environment.

Текст научной работы на тему «Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 42(07):372 ББК 74.102.12

Аменд Александр Филиппович доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск Спиридонова Анна Владимировна аспирант г. Челябинск Amend Alexandr Filippovich Doctor of Pedagogics Professor Chelyabinsk Spiridonova Anna Vladimirovna Post-graduate Chelyabinsk

Искусственная языковая развивающая среда как средство активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка: теоретический аспект Artificial Language Developmental Environment as the Means of Prekindergarten Children’s Object Activity Activation: Theoretical Issue В статье раскрывается понятие искусственной языковой развивающей среды, цель ее создания, компоненты; описана структурно-функциональная модель и условия ее реализации. Дан анализ результатов опытно-поисковой работы по созданию искусственной языковой развивающей среды.

In the article the author gives definition of the artificial language developmental environment, states the aim of its creation and the components; describes the structural model and the conditions of its realization. The author gives the analysis of the data received as a result of the experimental work devoted to the creation of the artificial language developmental environment.

Ключевые слова: искусственная языковая развивающая среда, активизация предметной деятельности, раннее обучение, сензитивность периода, виды деятельности, беспереводная коммуникации, условия реализации системы.

Key words: artificial language developmental environment, activation of the object activity, early childhood education, sensitiveness of the period, kinds of activity, system realization conditions.

Изучение иностранного языка с раннего возраста в условиях современного

образования становится чрезвычайно актуальным ввиду следующих факторов:

1) Изменение экономических, политических, социальных условий жизни человечества, в которых курс взят на модернизацию экономики, международное сотрудничество, политический диалог;

2) Выделение в рабочей программе Евросоюза «Общее и профессиональное образование 2010» в качестве ключевой компетенции европейца владение двумя иностранными языками, изучение которых необходимо начинать в раннем детстве [9];

3) Распространение идеи билингвального образования, т.к. в мире увеличивается число смешанных браков;

4) Выделение системы раннего развития детей (от 0 до 3 лет) самостоятельным элементом в современной российской модели образования 2020.

Сегодня не существует единых стартовых возрастных рамок для изучения иностранного языка. Современный человек начинает свое образование в семье, а затем - в яслях и младших группах детского сада. Человек получает образование в течение всей жизни.

Исследуя проблему раннего обучения иностранным языкам, мы столкнулись с необходимостью разрешения противоречий, характерных для этого процесса между:

- возрастом, сензитивным к овладению речью (с рождения до трех лет), и официальным возрастом начала изучения второго языка, указанным в государственном стандарте - второй класс начальной школы;

- существованием в мире явления билингвизма и нежеланием признать факт, что раннее изучение иностранного языка благоприятно влияет на общее развитие ребенка и позволяет ему естественным образом овладеть вторым и третьим языками;

- желанием родителей обучать ребенка иностранному языку и недостаточной разработанностью дидактических и методических средств ознакомления с иноязычной культурой в раннем возрасте.

Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в изменении традиционных взглядов на вопрос раннего обучения иностранным языкам, так как приобщение ребенка к иноязычной культуре с раннего возраста способствует его всестороннему развитию, развивает языковую способность, что в дальнейшем поможет ему стать успешным в мировой социальной среде и

расширит его экономическую свободу.

Дети раннего возраста (1-3 года) очень восприимчивы к языкам. Исследования речевой деятельности детей, изучавших два языка в возрасте до трех лет, показывают, что уровень владения иностранным языком у них выше, чем у людей, начавших изучать иностранный язык после десяти лет [8]. Л. С. Выготский о раннем двуязычии писал, что «... ребенок проделывает двойную работу при овладении обоими языками без всякого замедления в речевом развитии и без всякого заметного добавочного труда, идущего на усвоение второй формы речи» [3, с.392]. При грамотно организованном обучении дети смогут добиваться более высоких результатов в освоении иностранных языков. Проанализировав литературные источники, диссертационные исследования мы пришли к выводу, что понятие искусственной языковой развивающей среды требует более глубокой разработки. Изучив работы по созданию искусственной языковой среды таких исследователей как Н. А. Малкина [5], Ш. А. Амонашвили , Н. Ю. Черепова [7], а также по созданию развивающей среды Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. А. Петровского [6], Л. П. Стрелковой, исследование по созданию эмоциональной развивающей среды Л. А. Максимовой [4] и, взяв за основу определение Д.Н. Аса-новой о «языковой среде» [1], мы расширили понятие «искусственной языковой развивающей среды» (ИЯРС), под которым мы понимаем совокупность компонентов: пространственно-предметного, технологического и социального, обеспечивающих активизацию предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка, создающих соответствующий эмоциональный настрой и способствующих овладению навыками беспереводной коммуникации.

Для всестороннего изучения процесса создания искусственной языковой развивающей среды как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста мы обратились к методу моделирования. Работа с моделями позволяет получить новую информацию об объекте, исследовать закономерности, недоступные другим методам познания. Проблемой моделирования занимались такие ученые как Е. И. Видт, В. П. Давыдов, Е. П. Никитин, Ф. И. Пере-

гудов, В. А. Штофф, А. И. Уемов, Л, М. Фридман и др. При моделировании появляется возможность отображать и воспроизводить аналог реально существующих или проектируемых явлений, а также выявлять структуру, элементы, свойства, взаимосвязи, взаимовлияния и отношения между элементами.

На основе системного, деятельностного и интегративного подходов нами разработана структурно-функциональная модель ИЯРС как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка (рис. 1).

Выбор данного вида модели обусловлен предметом исследования. Под моделью ИЯРС как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста мы понимаем спроектированную систему, в которой при определенных условиях реализуется совместная деятельность педагога и ребенка, и в процессе которой активизируется предметная деятельность и развивается языковая способность ребенка, формируются иноязычные устно-речевые навыки. В модели мы выделили следующие компоненты: целевой, содержательный, организационный, результативный. Для успешной реализации модели были выявлены условия, обеспечивающие ее успешную реализацию. Под педагогическими условиями понимается совокупность мер, оптимизирующих активизацию предметной деятельности детей, отвечая сензитивным потребностям возрастного развития в период раннего детства. Мы выделили следующие условия: 1.Язык обучения -английский; 2. максимальное количество детей - 10 человек; 3. частота занятий в неделю - четыре - пять раз; 4. возможность гибкого графика занятий в течение дня; 5. включенность в процесс обучения родителей, нянечек, воспитателей. Для проверки эффективности гипотезы была проведена опытно-поисковая работа. Этапы проведения опытно-поисковой работы по созданию искусственной языковой развивающей среды: I. Исходно-диагностический - 2001 - 2003; II. Формирующий - 2002 - 2008; III. Заключительно-обобщающий - 2008 -2009.

Для проверки эффективности гипотезы была проведена опытно-поисковая работа. Этапы проведения опытно-поисковой работы по созданию искусственной языковой развивающей среды: I. Исходно-диагностический - 2001 - 2003; II. Формирующий - 2002 - 2008; III. Заключительно-обобщающий - 2008 -2009.

Рис. 1. Модель искусственной языковой развивающей среды как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка

В течение первого года обучения нами были проведены два промежуточных среза и один итоговый срез в конце года. Оценка устно-речевых умений и навыков проводилась на основе требований, разработанных И. В. Вронской [2]. Однако учитывая возраст детей (2-3 года), мы скорректировали параметры. Результаты итогового среза первого года обучения представлены на диаграммах, где КППР - количество правильно понятых реплик, АСЗ - активный словарный запас, КВНС - количество выученных наизусть стихов, КК - количество карточек:

Группа № 1.

Группа № 2.

Группа № 3.

НИ

Юлина Саша В. Кирилл Арина З. Катя К. Артем М. I имофеи Лиза II. Дана Р. Настя С. Даша Х

Б. Е. Н.

□ КППР % О АСЗ %

□ КВНС % ОКК %

Анализ результатов показал, что в результате активизации предметной деятельности детей раннего возраста были сформированы следующие устноречевые навыки: в группах № 1 и № 2 дети понимают английскую речь, обра-

16408279

щенную к ним, могут активно употреблять в речи слова и словосочетания, часть предложения-просьбы, могут рассказать наизусть стихи и спеть песни, разучиваемые в течение года, могут сопоставить слово на карточке с картинкой или произнести его самостоятельно. В группе № 3 результаты оказались ниже, и подтвердилось наше предположение о том, что для эффективной реализации системы обучения детей раннего возраста английскому языку необходимо наличие перечисленных выше условий. В группе № 3 эти условия или совсем не были соблюдены или выполнялись частично.

Полученные данные позволили нам сделать вывод, что ИЯРС является приоритетным направлением в раннем обучении иностранным языкам и что система реализации искусственной языковой развивающей среды как средства активизации предметной деятельности детей раннего возраста на занятиях английского языка эффективна, а результаты послужили базой для продолжения работы в данном направлении. В 2003 - 2008 гг. дети продолжили изучать английский язык в условиях ИЯРС и поступили в школы с углубленным изучением английского языка. С 2003 года в группах 1 и 2 дополнительно началось изучение французского языка в условиях ИЯРС, подтвердив эффективность разработанной нами системы.

Библиографический список

1. Асанова, Д. Н. Моделирование образовательной языковой среды для организации

самостоятельной работы студентов. - Казахстан: Карагандинский государственный

университет им. Е.А.Букетова [Электронный ресурс] /

http://www.rusnauka.com/ONG 2006/Ре>!ааоа1са/17746.(1ос.Мт

2. Вронская, И. В. Методика обучения дошкольников английскому языку в различных видах неречевой деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999. - 242 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

http://www.pedlib.rU/Books/1/0175/1 0175-392^Ыт!

4. Максимова, Л. А. Педагогические условия создания эмоционально развивающей среды в группах детей раннего возраста: Дис. ... канд. Пед. Наук. - Екатеринбург, 2007. -162 с.

5. Малкина, Н. А. Иноязычная развивающая среда и ее характеристики // Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. / Печатается по решению кафедры раннего обучения иностранным языкам РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 112с.

6. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский, Л. М. Кларина и др. // Дошкольное образование в России. - М., 1993.- 198 с.

7. Черепова, Н. Ю. Английский язык для дошкольников. Игры, песни, стихи. Методическое пособие по созданию языковой среды в детском саду. М.: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ, 200. - 72с.

8. Age and the Acquisition of English as a Foreign Language / Edited by Maria del Pilar, Garcia Mayo and Maria Luisa Garcia Lecumberri. III. Series. - UK: Multilingual Matters Ltd., 2003. - 209 p.

9. http://www.multika.at/page2/page2.html

Bibliography

1. Age and the Acquisition of English as a Foreign Language / Edited by Maria del Pilar, Garcia Mayo and Maria Luisa Garcia Lecumberri. III. Series. - UK: Multilingual Matters Ltd., 2003. - 209 p.

2. Asanova, D. N. Modelling of the Educational Language Environment for the Students’ Self-instruction. - Kazakhstan: Karagandinsky State University after E. A. Buketov [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.rusnauka.com/ONG 2006/Pedagogica/17746.doc.htm.

3. Cherepova, N. Yu. English for Young Learners. Games, Songs, Poems. Methodological Instruction on the Creation of the Language Environment in the Kindergarten . - М.: «Aquarium Ltd», К.: GIPPV, 2002. - 72 p.

4. Maksimova, L. A. Pedagogical Environmental Complex for Creating Emotionally Developmental Environment in Toddler and Prekindergarten Groups: Ph.D. Thesis. - Ekaterinburg, 2007.

- 162 p.

5. Malkina, N. A. Foreign Language Developmental Environment and Its Characteristic Features // Early Language Teaching: Theory and Practice. Collection of Methodological Articles / Printed by the Decision of the Chair of Ealy Foreign Language Education of RSPU by A. I. Gerzen.

- St.-P.: «Childhood-Press», 2004. - 112 p.

6. Petrovsky, V. A. Creation of the Developmental Environment in the Kindergarten. [Text] / V. A. Petrovsky, L. M. Klarina and others // Kindergarten Education in Russia. - М., 1993. - 198 p.

7. Vronskaya, I. V. English Language Teaching Technique of the Preschool Children by Means of Non-Verbal Activities: Ph.D. thesis. - St.-Petersburg, 1999. - 242 p.

8. Vygotsky, L. S. Collected Works: In 6 Volumes. V.3. Problems of Mind Development / Edited by А. М. Matushkin. - М.: Pedagogica, 1983. - 368 p. - [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.pedlib.ru/Books/1/0175/1 0175-392.shtml

9. http://www.multika.at/page2/page2.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.