Научная статья на тему 'Искушение в православном и в католическом житийном дискурсе середины XV-XVII вв'

Искушение в православном и в католическом житийном дискурсе середины XV-XVII вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ АКТ ИСКУШЕНИЯ / МАНИПУЛЯЦИЯ / УСЛОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / ЖИТИЙНЫЙ ДИСКУРС / SPEECH ACT “TEMPTATION” / MANIPULATION / CONDITIONAL CONSTRUCTIONS / RELIGIOUS DISCOURSE / HAGIOGRAPHIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аверьянова Екатерина Викторовна

Выявляется грамматическая репрезентация речевого акта искушения в православном и в католическом житийном дискурсе середины XV-XVII вв. Многие исследователи сейчас стремятся обнаружить взаимосвязь между манипуляцией и грамматикой. Автор пришел к выводу, что речевой акт искушения представлен в житийном дискурсе на церковнославянском и на латинском языках исключительно условными конструкциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temptation in the Orthodox and Catholic Hagiographic Discourse in the middle of the XV c. till XVII c

In the article grammar representation of the speech act “temptation” has been singled out in the Orthodox and Catholic hagiographic discourse in the middle of the XV c. till the XVII c. Nowadays many researchers study interrelation between manipulation and grammar. The author comes to the conclusion that in hagiographic discourse the speech act “temptation” is represented mostly in the Old Church Slavonic and Latin languages with the help of conditional constructions.

Текст научной работы на тему «Искушение в православном и в католическом житийном дискурсе середины XV-XVII вв»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339). Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 5-8.

ФИЛОЛОГИЯ

Е. В. Аверьянова

ИСКУШЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОМ И КАТОЛИЧЕСКОМ ЖИТИЙНОМ ДИСКУРСЕ СЕРЕДИНЫ ХУ-ХУН ВЕКОВ

Выявляется грамматическая репрезентация речевого акта искушения в православном и в католическом житийном дискурсе середины ХУ-ХУИ вв. Многие исследователи сейчас стремятся обнаружить взаимосвязь между манипуляцией и грамматикой. Автор пришел к выводу, что речевой акт искушения представлен в житийном дискурсе на церковнославянском и на латинском языках исключительно условными конструкциями.

Ключевые слова: речевой акт искушения, манипуляция, условные конструкции, религиозный дискурс, житийный дискурс.

Статья посвящена выявлению средств выражения искушения в православном и католическом житийном дискурсе на материале житий святых середины ХУ-ХУИ вв. (2400 страниц на церковнославянском языке и 2400 страниц на латинском языке). Актуальность темы обусловлена тем, что манипуляция в житийном дискурсе пока не была изучена. Наряду с искушением, мы исследуем в других работах запугивание, обольщение, провокацию, предписание и запрет1.

A.-Ж. Греймас и Ж. Куртес рассматривают искушение как вид манипуляции и понимают как предложение обмена положительными цен-ностями2, например: Приди ко мне, и я исцелю тебя. Представляется, что существует взаимозависимость между таким явлением дискурса, как искушение, и грамматикой. Согласно нашей гипотезе, искушение имеет регулярные языковые средства выражения в православном и католическом житийном дискурсе середины ХУ-ХУП вв.

Искушение реализуется в дискурсе в виде речевого акта искушения. В древнерусских житиях середины ХУ-ХУП вв. нами было выявлено 762 речевых акта искушения. Рассмотрим конкретную реализацию речевого акта искушения: афе с в^рою пршдеши, всяко исц^л^еши3. Данный речевой акт искушения реализуется при помощи условной конструкции, где зависимая часть содержит глагол 2 лица в будущем времени. При этом в главном предложении употребляется глагол 2 лица в будущем времени.

B. С. Храковский с соавторами относит к прототипическим условным конструкциям сложноподчиненные предложения условия и осложненные предложения условия, тогда как

к периферии относятся сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения, сверхфразовые единства и обобщенные условные конструкции4. Все другие необобщенные конструкции принято называть реальными, поскольку они имеют конкретные референты.

Проведенное нами исследование выявило, что речевой акт и макроакт искушения представлены только условными конструкциями. Всего мы обнаружили 762 речевых акта и макроакта искушения. Реальных условных конструкций было выявлено 395, или 51,9 % от общего числа искушений.

Нами было выявлено 113 речевых актов искушения в виде сложноподчиненных предложений условия, или 14,9 % от общего числа искушений. При этом условное придаточное предложение вводится при помощи союза аще (если): афе же исц^л^етъ отрок мой, на едино л^то вставлю его троужатис\ во юкители твоей ст\ей на ст\оую кратУю5.

Как правило (108 случаев из 113), главная часть условной конструкции, выражающая обязательство, следует за зависимой частью, выражающей условие: афе изкавиши м# ^ недуга сег\, то иди в монастырь твой и остриги власы главы свое#, и проча# л^та поживи в покаАши6.

В 56 случаях после зависимой части стоит коррелятивный союз то: Афе ли Бг\ъ ГОиметъ кол^нь сУю, и подастъ мн^ зравУе, то ок^фаюсл инокъ кыти въ Печерскомъ ст\омъ монастыре при кл\аженномъ Полукарп^7.

В 38 случаях между зависимой и главной частями союз отсутствует: афе в^р^ете и кр\титес#, спасени кадете8.

Было обнаружено 248 речевых актов искушения, представленных сложносочиненными и бессоюзными сложными предложениями условия, или 31,5 % от общего числа искушений. Такие предложения относятся к периферийным условным конструкциям.

Как правило, предложение, выражающее условие, содержащее повелительное наклонение, предшествует предложению, выражающему следствие: Ты ж иски'пайсл въ 1ердан^, акте исц^л^еши9.

В 108 случаях из 240 главная часть условной конструкции присоединяется к зависимой при помощи союза и: марта в^р^ им^й къ кл\ женноми к^р1лли к^лом^, и к^деши здрава ^ кол^зни се#10.

Главная часть условной конструкции может быть присоединена к зависимой части при помощи соединительного союза да (76 случаев из 248): молитес\ дриГ за др^га да исц^л^ете11.

В главной части условной конструкции может не быть соединительного союза (61 случай из 248). Тогда речь идет о бессоюзном сложном предложении: скажи ми г\и поуть твои, в онже пойдо12.

Нами были выявлены 34 макроакта искушения, представленных сверхфразовыми единствами (4,5 % от общего числа искушений).

Как правило, зависимая часть сверхфразового единства, выражающая условие, предшествует главной части, выражающей следствие (26 из 34): живоначална# тр\ца исц^лити т# может и здравТе подасть ти вскоре. Токмо ты не ослабевай в д^ло сТе13.

Мы рассмотрели реальные предложения, реализующие речевой акт искушения. Но были также обнаружены обобщенные условные конструкции, относящиеся к периферии. Всего их мы выявили 367, или 48,1 % от общего числа искушений.

При обобщенном искушении самая распространенная группа примеров представлена осложненными предложениями, которые не были зафиксированы в реальных предложениях. Как правило, адресат выражен причастием (147 случаев). Тогда зависимая часть представлена сжато и не содержит глагола, тогда как главная часть содержит глагол. Рассмотрим обобщенное искушение в осложненном предложении: претерп^вый ко, рече, до конца, той спасется14. Как видно, зависимая часть и адресат выражены страдательным причастием прошедшего времени.

Обратимся к католическому житийному дискурсу. Предпринятое нами исследование вы-

явило, что речевой акт искушения реализуется в речевом акте и макроакте искушения и представлен в католическом житийном дискурсе только условными конструкциями. Всего мы обнаружили 148 речевых актов и макроактов искушения на материале объемом в 2400 страниц. В православном житийном дискурсе искушение встречается в 5,1 раза реже, чем в католическом. Это объясняется тем, что в последнем дискурсе прямая речь используется реже, поэтому искушение реализуется также при помощи косвенной речи, которую мы не рассматривали.

Мы выявили 87 реальных условных конструкций, или 58,8 % от всех искушений. Из них 43 предложения, или 29 % от общего числа искушений, являются сложноподчиненными предложениями условия.

Условное придаточное может содержать глагол в Futurum II indicativi. При этом в главной части употребляется глагол в Futurum I indicativi (31 пример из 43, или 72 %): Tibi voveo, S. Joseph, Я даю тебе обет, si infantem meum meri- Св. Иосиф, если ре-tis tuis suscitaveris, ip- бенка моего своими за-sum ad sepulcrum tuum слугами поставишь на praesentabo cum obla- ноги, я сам на твою мо-tionibus15. гилу приду с дарами.

Условное придаточное содержит глагол в Futurum I indicativi. При этом в главной части употребляется глагол в Futurum I indicativi (12 примеров из 43, или 28 %): Ioannes, si meis consi- Иоанн, если в моих Iiis acquiescas, pristi- советах найдешь уте-nae te sanitati restituam шение, верну тебе et ab hostium tuorum прежнее здоровье и от insidiis diuino muni- козней твоих врагов mine liberabo16. божественной огра-

дой избавлю.

Как правило, зависимая часть условной конструкции предшествует главной части (38 из 43), но в 5 случаях в постпозиции оказывается зависимая часть, что является признаком маркированного порядка слов: Haec, inquens, omnia Все это, говорит, дам tibi dabo, si prostratus тебе, если ты, пав ниц, adoraveris me17. поклонишься мне.

В католическом житийном дискурсе мы не зафиксировали осложненных предложений условия среди реальных конструкций.

Что касается сложносочиненных предложений условия, то всего их было зафиксировано 29 (19,6 %). Зависимая часть с императивом предшествует главной части с глаголом в Futurum I indicativi (29 примеров, или 33,3 %):

Искушение в православном и в католическом житийном дискурсе.

7

S. Wilhelme, redde Св. Вильгельм, верни mihi accipetrem meum, мне мою хищную пти-et dabo tibi marcam цу, и я дам тебе меру cerae18. воска.

Главная часть всегда присоединяется к зависимой при помощи соединительного союза et: Surge et vade ad B. Встань и иди к бла-Andream Episcopum женному Андрею sepultum in eccle- Епископу, погре-sia Carmelitarum, et бенному в церкви sanabit te19. Кармелитов, и он ис-

целит тебя.

15 речевых макроактов искушения (10 %) реализуются при помощи сверхфразовых единств:

Serui, subditi estote in Рабы, будьте покорны omni timore dominis. в страхе своим хозя-Sicque res eo proces- евам. И до такой сте-sit, ut fidelis famuli пени это важно, что obsequium fideli ae- послушание верного que domino magnum слуги также является praerogaret beneficium, большим благодея-opibus non solum domi нием господину, вы forisque multiplicatis, приумножаете богат-sed et in caelo, ubi fures ства не только дома и non effodiunt, neque снаружи, но и на небе, tinea demolitur, the- где воры не копают и saurizatis20. червь не разрушает,

вы накопляете.

Было зафиксировано 61 обобщенное искушение, или 41,2 % от общего числа искушений. В центре этой группы находятся осложненные предложения с адресатом, представленным предикатом (29 примеров): Iusti autem in prpe- А праведники живут tuum vivunt, et apud во веки; награда их -Dominum est merces eorum21.

Следует отметить, что в обоих исследованных дискурсах среди обобщенных конструкций доминируют осложненные предложения.

Затем по частотности следуют сложноподчиненные предложения условия. Всего их было выявлено 20 (32,8 %). Но всего 6 примеров содержат условный союз si: Si amas, amaberis: si Если любишь, будешь times, timeberis: si любим: если боишься, servis, servietur tibi: si тебя будут бояться: bene te geris erga alios, если служишь, тебе alii se bene gerent erga будут служить: если

te2

хорошо ведешь себя с другими, другие будут вести себя хорошо по отношению к тебе.

Остальные 14 предложений содержат указание на адресата в зависимой части в виде местоимения qui и не имеют условного союза: Qui vult pacem et tran- Тот, кто хочет жить в quilitatem habere, debet мире и спокойствии, omnem hominem supe- должен всякого че-riorem se reputare23. ловека считать выше

себя.

Сложносочиненные предложения условия наименее распространены: их оказалось 12, или 19,7 % от общего числа, например: Date, et dabitur vos24. Давайте, и воздастся

вам.

Таким образом, мы рассмотрели грамматическую репрезентацию речевого акта искушения в православном и католическом житийном дискурсе середины XV-XVII вв. Было установлено, что в обоих дискурсах речевой акт искушения представлен сложноподчиненными, сложносочиненными условными предложениями, сложными бессоюзными условными предложениями, а также осложненными условными предложениями и сверхфразовыми единствами. Следовательно, можно говорить о взаимозависимости речевого акта искушения и условных конструкций в церковнославянском и латинском языках.

Примечания

1 См.: Аверьянова, Е. В. 1) Архетипическая структура искушения и запугивания в древнерусском языке // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2009. № 1. С. 165-170; 2) Фигура провокации в религиозном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. унта. 2011. № 33 (248). С. 17-19; 3) Предписание и запрет как манипулятивные категории // Вестн. Тюменск. гос. ун-та. 2012. № 1. С. 6063; 4) Манипулятивная фигура обольщения в религиозном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. унта. 2012. № 17 (271). С. 13-17.

2 См.: Greimas, A.-J. Sémiotique. Dictionnaire raisonné de la théorie du langage / A.-J. Greimas, J. Courtés. P., 1993. P. 220.

3 Макарий. Великие Минеи Четии [Электронный ресурс] // Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (1482-1563). СПб., 2009. Святоотеческое наследие. Вып. 1. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Т. 4. С. 34.

4 См.: Храковский, В. С. Теоретический анализ условных конструкций (семантика, исчисление, типология) // Типология условных конструкций / отв. ред. В. С. Храковский. СПб., 1998. С. 7-96.

5 Житие преподобного Антония Сийского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. URL: http:// project.phil.spbu.ru/scat/page.php?page=project. С. 98.

6 Житие преподобного Павла Обнорского (чудеса) [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. URL: http://project.phil.spbu.ru/scat/page. php?page=project. С. 4.

7 Димитрий Ростовский. Жития Святых в четырех книгах [Электронный ресурс]. Киево-Печерская Лавра, 1764 // Святоотеческое наследие. Вып. 2. Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709). СПб., 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Т. IV. С. 795.

8 Там же. Т. III. С. 629.

9 Макарий. Указ. соч. Т. 16. С. фк^.

10 Житие преподобного Кирилла Новоезерского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. URL: http:// project.phil.spbu.ru/scat/page.php?page=project. С. 67.

11 Житие преподобного Дионисия Глушицкого [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. URL: http:// project.phil.spbu.ru/scat/page.php?page=project. С. 40.

12 Житие преподобного Антония Сийского. С. 34.

13 Житие преподобного Антония Сийского. С. 92.

14 Макарий. Указ. соч. Т. 1. С. 1520.

15 Acta Sanctorum aprilis [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. T. I. Societe des Bollandistes. 1675. 910 p. URL: http:// documentacatholicaomnia.eu. P. 712.

16 Acta Sanctorum januarii [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. T. II. Societe des Bollandistes. 1643. 1160 p. URL: http:// documentacatholicaomnia.eu. P. 1074.

17 Acta Sanctorum aprilis. P. 39.

18 Там же. P. 640.

19 Acta Sanctorum januarii. P. 1072.

20 Acta Sanctorum februarii [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. T. I. Societe des Bollandistes. 1658. 1056 p. URL: http:// documentacatholicaomnia.eu. P. 678.

21 Acta Sanctorum februarii [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. T. II. Societe des Bollandistes. 1658. 978 p. URL: http:// documentacatholicaomnia.eu. P. 632.

22 Acta Sanctorum aprilis. T. III. P. 227.

23 Там же. P. 228.

24 Там же. P. 327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.