Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339). Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 5-8.
ФИЛОЛОГИЯ
Е. В. Аверьянова
ИСКУШЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОМ И КАТОЛИЧЕСКОМ ЖИТИЙНОМ ДИСКУРСЕ СЕРЕДИНЫ ХУ-ХУН ВЕКОВ
Выявляется грамматическая репрезентация речевого акта искушения в православном и в католическом житийном дискурсе середины ХУ-ХУИ вв. Многие исследователи сейчас стремятся обнаружить взаимосвязь между манипуляцией и грамматикой. Автор пришел к выводу, что речевой акт искушения представлен в житийном дискурсе на церковнославянском и на латинском языках исключительно условными конструкциями.
Ключевые слова: речевой акт искушения, манипуляция, условные конструкции, религиозный дискурс, житийный дискурс.
Статья посвящена выявлению средств выражения искушения в православном и католическом житийном дискурсе на материале житий святых середины ХУ-ХУИ вв. (2400 страниц на церковнославянском языке и 2400 страниц на латинском языке). Актуальность темы обусловлена тем, что манипуляция в житийном дискурсе пока не была изучена. Наряду с искушением, мы исследуем в других работах запугивание, обольщение, провокацию, предписание и запрет1.
A.-Ж. Греймас и Ж. Куртес рассматривают искушение как вид манипуляции и понимают как предложение обмена положительными цен-ностями2, например: Приди ко мне, и я исцелю тебя. Представляется, что существует взаимозависимость между таким явлением дискурса, как искушение, и грамматикой. Согласно нашей гипотезе, искушение имеет регулярные языковые средства выражения в православном и католическом житийном дискурсе середины ХУ-ХУП вв.
Искушение реализуется в дискурсе в виде речевого акта искушения. В древнерусских житиях середины ХУ-ХУП вв. нами было выявлено 762 речевых акта искушения. Рассмотрим конкретную реализацию речевого акта искушения: афе с в^рою пршдеши, всяко исц^л^еши3. Данный речевой акт искушения реализуется при помощи условной конструкции, где зависимая часть содержит глагол 2 лица в будущем времени. При этом в главном предложении употребляется глагол 2 лица в будущем времени.
B. С. Храковский с соавторами относит к прототипическим условным конструкциям сложноподчиненные предложения условия и осложненные предложения условия, тогда как
к периферии относятся сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения, сверхфразовые единства и обобщенные условные конструкции4. Все другие необобщенные конструкции принято называть реальными, поскольку они имеют конкретные референты.
Проведенное нами исследование выявило, что речевой акт и макроакт искушения представлены только условными конструкциями. Всего мы обнаружили 762 речевых акта и макроакта искушения. Реальных условных конструкций было выявлено 395, или 51,9 % от общего числа искушений.
Нами было выявлено 113 речевых актов искушения в виде сложноподчиненных предложений условия, или 14,9 % от общего числа искушений. При этом условное придаточное предложение вводится при помощи союза аще (если): афе же исц^л^етъ отрок мой, на едино л^то вставлю его троужатис\ во юкители твоей ст\ей на ст\оую кратУю5.
Как правило (108 случаев из 113), главная часть условной конструкции, выражающая обязательство, следует за зависимой частью, выражающей условие: афе изкавиши м# ^ недуга сег\, то иди в монастырь твой и остриги власы главы свое#, и проча# л^та поживи в покаАши6.
В 56 случаях после зависимой части стоит коррелятивный союз то: Афе ли Бг\ъ ГОиметъ кол^нь сУю, и подастъ мн^ зравУе, то ок^фаюсл инокъ кыти въ Печерскомъ ст\омъ монастыре при кл\аженномъ Полукарп^7.
В 38 случаях между зависимой и главной частями союз отсутствует: афе в^р^ете и кр\титес#, спасени кадете8.
Было обнаружено 248 речевых актов искушения, представленных сложносочиненными и бессоюзными сложными предложениями условия, или 31,5 % от общего числа искушений. Такие предложения относятся к периферийным условным конструкциям.
Как правило, предложение, выражающее условие, содержащее повелительное наклонение, предшествует предложению, выражающему следствие: Ты ж иски'пайсл въ 1ердан^, акте исц^л^еши9.
В 108 случаях из 240 главная часть условной конструкции присоединяется к зависимой при помощи союза и: марта в^р^ им^й къ кл\ женноми к^р1лли к^лом^, и к^деши здрава ^ кол^зни се#10.
Главная часть условной конструкции может быть присоединена к зависимой части при помощи соединительного союза да (76 случаев из 248): молитес\ дриГ за др^га да исц^л^ете11.
В главной части условной конструкции может не быть соединительного союза (61 случай из 248). Тогда речь идет о бессоюзном сложном предложении: скажи ми г\и поуть твои, в онже пойдо12.
Нами были выявлены 34 макроакта искушения, представленных сверхфразовыми единствами (4,5 % от общего числа искушений).
Как правило, зависимая часть сверхфразового единства, выражающая условие, предшествует главной части, выражающей следствие (26 из 34): живоначална# тр\ца исц^лити т# может и здравТе подасть ти вскоре. Токмо ты не ослабевай в д^ло сТе13.
Мы рассмотрели реальные предложения, реализующие речевой акт искушения. Но были также обнаружены обобщенные условные конструкции, относящиеся к периферии. Всего их мы выявили 367, или 48,1 % от общего числа искушений.
При обобщенном искушении самая распространенная группа примеров представлена осложненными предложениями, которые не были зафиксированы в реальных предложениях. Как правило, адресат выражен причастием (147 случаев). Тогда зависимая часть представлена сжато и не содержит глагола, тогда как главная часть содержит глагол. Рассмотрим обобщенное искушение в осложненном предложении: претерп^вый ко, рече, до конца, той спасется14. Как видно, зависимая часть и адресат выражены страдательным причастием прошедшего времени.
Обратимся к католическому житийному дискурсу. Предпринятое нами исследование вы-
явило, что речевой акт искушения реализуется в речевом акте и макроакте искушения и представлен в католическом житийном дискурсе только условными конструкциями. Всего мы обнаружили 148 речевых актов и макроактов искушения на материале объемом в 2400 страниц. В православном житийном дискурсе искушение встречается в 5,1 раза реже, чем в католическом. Это объясняется тем, что в последнем дискурсе прямая речь используется реже, поэтому искушение реализуется также при помощи косвенной речи, которую мы не рассматривали.
Мы выявили 87 реальных условных конструкций, или 58,8 % от всех искушений. Из них 43 предложения, или 29 % от общего числа искушений, являются сложноподчиненными предложениями условия.
Условное придаточное может содержать глагол в Futurum II indicativi. При этом в главной части употребляется глагол в Futurum I indicativi (31 пример из 43, или 72 %): Tibi voveo, S. Joseph, Я даю тебе обет, si infantem meum meri- Св. Иосиф, если ре-tis tuis suscitaveris, ip- бенка моего своими за-sum ad sepulcrum tuum слугами поставишь на praesentabo cum obla- ноги, я сам на твою мо-tionibus15. гилу приду с дарами.
Условное придаточное содержит глагол в Futurum I indicativi. При этом в главной части употребляется глагол в Futurum I indicativi (12 примеров из 43, или 28 %): Ioannes, si meis consi- Иоанн, если в моих Iiis acquiescas, pristi- советах найдешь уте-nae te sanitati restituam шение, верну тебе et ab hostium tuorum прежнее здоровье и от insidiis diuino muni- козней твоих врагов mine liberabo16. божественной огра-
дой избавлю.
Как правило, зависимая часть условной конструкции предшествует главной части (38 из 43), но в 5 случаях в постпозиции оказывается зависимая часть, что является признаком маркированного порядка слов: Haec, inquens, omnia Все это, говорит, дам tibi dabo, si prostratus тебе, если ты, пав ниц, adoraveris me17. поклонишься мне.
В католическом житийном дискурсе мы не зафиксировали осложненных предложений условия среди реальных конструкций.
Что касается сложносочиненных предложений условия, то всего их было зафиксировано 29 (19,6 %). Зависимая часть с императивом предшествует главной части с глаголом в Futurum I indicativi (29 примеров, или 33,3 %):
Искушение в православном и в католическом житийном дискурсе.
7
S. Wilhelme, redde Св. Вильгельм, верни mihi accipetrem meum, мне мою хищную пти-et dabo tibi marcam цу, и я дам тебе меру cerae18. воска.
Главная часть всегда присоединяется к зависимой при помощи соединительного союза et: Surge et vade ad B. Встань и иди к бла-Andream Episcopum женному Андрею sepultum in eccle- Епископу, погре-sia Carmelitarum, et бенному в церкви sanabit te19. Кармелитов, и он ис-
целит тебя.
15 речевых макроактов искушения (10 %) реализуются при помощи сверхфразовых единств:
Serui, subditi estote in Рабы, будьте покорны omni timore dominis. в страхе своим хозя-Sicque res eo proces- евам. И до такой сте-sit, ut fidelis famuli пени это важно, что obsequium fideli ae- послушание верного que domino magnum слуги также является praerogaret beneficium, большим благодея-opibus non solum domi нием господину, вы forisque multiplicatis, приумножаете богат-sed et in caelo, ubi fures ства не только дома и non effodiunt, neque снаружи, но и на небе, tinea demolitur, the- где воры не копают и saurizatis20. червь не разрушает,
вы накопляете.
Было зафиксировано 61 обобщенное искушение, или 41,2 % от общего числа искушений. В центре этой группы находятся осложненные предложения с адресатом, представленным предикатом (29 примеров): Iusti autem in prpe- А праведники живут tuum vivunt, et apud во веки; награда их -Dominum est merces eorum21.
Следует отметить, что в обоих исследованных дискурсах среди обобщенных конструкций доминируют осложненные предложения.
Затем по частотности следуют сложноподчиненные предложения условия. Всего их было выявлено 20 (32,8 %). Но всего 6 примеров содержат условный союз si: Si amas, amaberis: si Если любишь, будешь times, timeberis: si любим: если боишься, servis, servietur tibi: si тебя будут бояться: bene te geris erga alios, если служишь, тебе alii se bene gerent erga будут служить: если
te2
хорошо ведешь себя с другими, другие будут вести себя хорошо по отношению к тебе.
Остальные 14 предложений содержат указание на адресата в зависимой части в виде местоимения qui и не имеют условного союза: Qui vult pacem et tran- Тот, кто хочет жить в quilitatem habere, debet мире и спокойствии, omnem hominem supe- должен всякого че-riorem se reputare23. ловека считать выше
себя.
Сложносочиненные предложения условия наименее распространены: их оказалось 12, или 19,7 % от общего числа, например: Date, et dabitur vos24. Давайте, и воздастся
вам.
Таким образом, мы рассмотрели грамматическую репрезентацию речевого акта искушения в православном и католическом житийном дискурсе середины XV-XVII вв. Было установлено, что в обоих дискурсах речевой акт искушения представлен сложноподчиненными, сложносочиненными условными предложениями, сложными бессоюзными условными предложениями, а также осложненными условными предложениями и сверхфразовыми единствами. Следовательно, можно говорить о взаимозависимости речевого акта искушения и условных конструкций в церковнославянском и латинском языках.
Примечания
1 См.: Аверьянова, Е. В. 1) Архетипическая структура искушения и запугивания в древнерусском языке // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2009. № 1. С. 165-170; 2) Фигура провокации в религиозном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. унта. 2011. № 33 (248). С. 17-19; 3) Предписание и запрет как манипулятивные категории // Вестн. Тюменск. гос. ун-та. 2012. № 1. С. 6063; 4) Манипулятивная фигура обольщения в религиозном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. унта. 2012. № 17 (271). С. 13-17.
2 См.: Greimas, A.-J. Sémiotique. Dictionnaire raisonné de la théorie du langage / A.-J. Greimas, J. Courtés. P., 1993. P. 220.
3 Макарий. Великие Минеи Четии [Электронный ресурс] // Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (1482-1563). СПб., 2009. Святоотеческое наследие. Вып. 1. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Т. 4. С. 34.
4 См.: Храковский, В. С. Теоретический анализ условных конструкций (семантика, исчисление, типология) // Типология условных конструкций / отв. ред. В. С. Храковский. СПб., 1998. С. 7-96.
5 Житие преподобного Антония Сийского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. URL: http:// project.phil.spbu.ru/scat/page.php?page=project. С. 98.
6 Житие преподобного Павла Обнорского (чудеса) [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. URL: http://project.phil.spbu.ru/scat/page. php?page=project. С. 4.
7 Димитрий Ростовский. Жития Святых в четырех книгах [Электронный ресурс]. Киево-Печерская Лавра, 1764 // Святоотеческое наследие. Вып. 2. Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709). СПб., 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Т. IV. С. 795.
8 Там же. Т. III. С. 629.
9 Макарий. Указ. соч. Т. 16. С. фк^.
10 Житие преподобного Кирилла Новоезерского [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. URL: http:// project.phil.spbu.ru/scat/page.php?page=project. С. 67.
11 Житие преподобного Дионисия Глушицкого [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский корпус агиографических текстов. URL: http:// project.phil.spbu.ru/scat/page.php?page=project. С. 40.
12 Житие преподобного Антония Сийского. С. 34.
13 Житие преподобного Антония Сийского. С. 92.
14 Макарий. Указ. соч. Т. 1. С. 1520.
15 Acta Sanctorum aprilis [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. T. I. Societe des Bollandistes. 1675. 910 p. URL: http:// documentacatholicaomnia.eu. P. 712.
16 Acta Sanctorum januarii [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. T. II. Societe des Bollandistes. 1643. 1160 p. URL: http:// documentacatholicaomnia.eu. P. 1074.
17 Acta Sanctorum aprilis. P. 39.
18 Там же. P. 640.
19 Acta Sanctorum januarii. P. 1072.
20 Acta Sanctorum februarii [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. T. I. Societe des Bollandistes. 1658. 1056 p. URL: http:// documentacatholicaomnia.eu. P. 678.
21 Acta Sanctorum februarii [Reprod. en fac.-sim.] [Электронный ресурс]. T. II. Societe des Bollandistes. 1658. 978 p. URL: http:// documentacatholicaomnia.eu. P. 632.
22 Acta Sanctorum aprilis. T. III. P. 227.
23 Там же. P. 228.
24 Там же. P. 327.