Н. М. Роговкина
ИСХОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЛОДИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В статье на основании теоретических положений Б.М. Тепловараскрывается взаимосвязь певческих навыков и слуховых представлений в процессе музыкального развития детей младшего дошкольного возраста. Полученные данные применяются в работе по развитию певческих навыков детей младшего дошкольного возраста на основе концентрического метода М.И. Глинки.
Ключевые слова: младший дошкольный возраст, певческие навыки, музыкальные слуховые представления, концентрический метод.
N. Rogovkina
THE ORIGINAL IDEA OF MELODY OF PRESCHOOL CHILDREN AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF SINGING SKILLS
In the article on the basis of work Teplov reveals the relationship of vocal skills and auditory representations in the process of musical development of children ofpreschool age. The data apply in the work to develop singing skills of children of preschool age on the basis of concentric method of Glinka.
Keywords: preschool age, singing skills, musical auditory representation, concentric method.
Младший дошкольный возраст (3-4 года) благоприятен для развития у детей певческих навыков. Важным условием работы являются существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. С. Л. Рубинштейн определяет представление как «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [3, с. 261]. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года), для которых наибольшее значение имеет ситуация непосредственного действия (о б л а д а н и е привлекательной игрушкой, о б щ е н и е со взрослыми и т. д.), ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от этой ситуации.
Определяющим для эмоциональной жизни дошкольника становится уже «... не динамика непосредственно воспринимаемой ситуации, а д и н а м и к а п р е д с т а в л е -н и й » [6, с. 103] (Разрядка наша. — Н. Р.). Это делает возможным возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия [6].
Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. У детей появляются способности к сопереживанию — уже не связанному с реальным участием в ситуации, а «в плане представлений» [6, с. 104]. Переживания младших дошкольников отличаются исключительной яркостью, живостью и непосредственностью.
Эти особенности развития психики, адаптированные методически, могут сыграть большую роль в развитии вокальных способностей детей.
Для пения, то есть воспроизведения мелодии голосом, необходимы музыкаль -ные слуховые представления — представления звуковысотных и ритмиче-
ских соотношений звуков. «Без слуховых представлений не может быть и пения», — указывает Б.М. Теплов [4, с. 260].
Важной отличительной чертой представлений является их обобщенность. С. Л. Рубинштейн отмечает, что «... в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее постоянство н е к о т о р ы е о с н о в н ы е , н а и б о л е е с у щ е -ственные черты, которые характеризуют данный предмет, будучи существенно связаны с его значением; другие как бы стушевываются, отступая на задний план» [3, с. 262] (Разрядка наша. — Н. Р.). Это относится и к музыкальным слуховым представлениям. Опора на основные, наиболее существенные черты формирует «... не просто слуховое представление, а представление в определенном смысле обобщенное» [4, с. 241] Разрядка наша. — Н. Р.). Ребенок физически не может в точности повторить какое-либо конкретное исполнение мелодии — человеком или, тем более, инструментом. И Б.М. Теплов утверждает, что ребенок становится способным к воспроизведению мелодии голосом только после того, как у него возникнет это обобщенное представление «... определенного звуковы-сотного и ритмического движения» [4, с. 241].
В связи с этим способность ребенка воспроизвести голосом одну определенную сторону звучания мелодии, обобщающую все слышанные им конкретные исполнения этой мелодии, Б. М. Теплов считает основой для развития способности запомнить и спеть мелодию целиком. Ученый подчеркивает: «Исходные музыкальные представления, возникающие в первых попытках воспроизведения голосом мелодии, с необходимостью должны быть обобщенными и «отвлеченными» (отвлеченными от тембра) представлениями» [4, с. 241]. Это положение и должно быть исходным в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Музыкальные слуховые представления «возникают и развиваются не сами собой, а лишь в п р о ц е с с е т а к о й д е я т е л ь н о с т и, которая с необходимостью требует этих представлений» [4, с. 258] (Разрядка наша. — Н. Р.). Наиболее простыми формами такой деятельности являются пение и подбирание по слуху.
Возникновение музыкальных слуховых представлений является условием для начала обучения пению и дальнейшей полноценной работы по развитию мелодического слуха. Полученный результат требует закрепления с помощью эффективных методов развития певческих навыков.
Один из наиболее интересных и результативных методов был предложен русским композитором М. И. Глинкой в XIX веке и получил название концентрического. Адресованный взрослым певцам, он, по нашему мнению, может быть, с некоторыми ограничениями, применен и для развития певческих навыков детей младшего дошкольного возраста.
По мнению Глинки, для развития певческого голоса необходимо сначала «усовершенствовать . натуральные тоны» (берущиеся «без всякого усилия»), и затем постепенно присоединять к ним соседние звуки сверху и снизу, расширяя диапазон [2, с. 205]. В концентрическом методе «упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса,. к тонам, окружающим центр голоса» [2, с. 205]. Таким образом, сначала укрепляются при-марные звуки — берущиеся наиболее легко, естественно, без напряжения.
Вокальные упражнения начинаются с поступенного движения голоса в пределах терции. Затем следует подъем и спуск голоса на терцию. Аналогичные упражнения предлагаются на кварту, квинту, сексту, септиму, октаву, секунду. Надо отметить, что подъем и спуск голоса на секунду Глинка считал самым трудным и ставил его на последнее место в
ряду упражнений. Около 44% всех упражнений на интервалы посвящены терции как одному из самых легких, берущихся без напряжения [2].
Диапазон голоса младших дошкольников очень небольшой — от ре до ля первой октавы [1]. Поэтому мелодии не должны выходить за пределы квинты.
Важной задачей при развитии у детей певческих навыков является научить их петь естественным голосом, без напряжения [1]. Концентрический метод способствует естественному звукообразованию.
В практике работы выяснилось, что для детей 3-4 лет не представляет интереса пение на звук «а». Поэтому вокальные упражнения целесообразно адаптировать в по-певки на стихи детских поэтов — И. Токмаковой, Г. Лагздынь, К. Чуковского. Полезно использовать и широко известные попевки («У кота Воркота», «Спите, куклы»), но в той логической последовательности, которую Глинка предлагает для расширения диапазона.
В общепринятых методиках также значительное внимание уделяется упражнению в чистом пропевании интервалов, но не в таком порядке, как в концентрическом методе. Например, одно из первых упражнений для детей 3-4 лет, «В огороде заинька», направлено на формирование умения чисто интонировать большие секунды [5]; у Глинки же упражнение на интонирование секунды ставится на последнее место из-за его трудности.
Практика показывает, что детям наиболее удобно петь терцию, особенно терцовый ход вниз. Этот интервал способствует укреплению певческого голоса. Упражнение на интонирование терции способны выполнить даже слабо поющие дети. С него можно начинать работу по развитию певческих навыков.
В методике Глинки заслуживает внимания отсутствие гармонического сопровождения голосу как мешающего координации голоса и слуха во время пения: аккомпанемент «мешает этой естественной координации» [2, с. 206]. И практика показывает, что дети, особенно в начале обучения, намного лучше воспринимают и поют песню или вокальное упражнение с голоса педагога, без инструментального аккомпанемента.
Изложенное позволяет сделать следующие обобщения:
- в младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. Они проявляются и в развитии музыкальных способностей детей, в частности — певческих. Для пения необходимы музыкальные слуховые представления. Они возникают и развиваются только в процессе деятельности. Пение является одной из наиболее простых форм такой деятельности;
- для развития певческих навыков используются различные приемы. Они могут быть пополнены теми, что предлагает М.И. Глинка в своем концентрическом методе. Метод направлен на укрепление примарных звуков и постепенное расширение диапазона и может быть адаптирован для детей младшего дошкольного возраста. Опыт адаптации был успешно опробован в работе с детьми младших и средних групп ГБДОУ детского сада № 93 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. 270 с.
2. Назаренко И. К. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. М.: Музгиз, 1968. 622 с.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. 332 с.
5. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1986. 143 с.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эль-конин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
REFERENCES
1. Metodika muzykal'nogo vospitanija v detskom sadu / Pod red. N. A. Vetluginoj. M.: Prosveshhenie, 1989. 270 s.
2. Nazarenko I. K. Iskusstvo penija: ocherki i materialy po istorii, teorii i praktike hudozhestvennogo penija: hrestomatija. M.: Muzgiz, 1968. 622 s.
3. Rubinshtejn S. L. Problemy obshhej psihologii. — M.: Pedagogika, 1973. 423 s.
4. Teplov B. M. Psihologija muzykal'nyh sposobnostej. M.; L.: Izd. Akademija Pedagogicheskih Nauk RSFSR, 1947. 332 s.
5. Uchite detej pet': pesni i uprazhnenija dlja razvitija golosa u detej 3-5 let / Sost. T. M. Orlova, S. I. Bekina. — M.: Prosveshhenie, 1986. 143 s.
6. Jel'konin D. B. Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / D. B. Jel'ko-nin; red.-sost. B. D. Jel'konin. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2007. 384 s.
Т. Ю. Сячина
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Постоянное изменение условий функционирования производств, внедрение технологий предполагает непрерывное обучение кадров. Повышение уровня подготовки кадров будет способствовать повышению качества продукции, внедрению новых технологий и развитию предприятия. На сегодняшний день одной из эффективных форм является обучение на рабочем месте.
Ключевые слова: обучение на рабочем месте, качество образования, подготовка рабочих кадров.
T. Syachina
THE TRAINING OF QUALIFIED PERSONNEL IN THE WORKPLACE
The continuously changing conditions of functioning of enterprises and introduction of technology implies continuous training ofpersonnel. Increasing the level of training will contribute to improving product quality, introduction of new technologies and the development of organization. Today one of the most effective forms of training is the training in the workplace.
Keywords: training in the workplace, the quality of education, training of personnel.
В настоящее время в России все активнее развивается реальный сектор экономики, так как его функционирование направлено на удовлетворение материальных потребностей общества. Одним из приоритетных направлений государственной политики для