Научная статья на тему 'Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы'

Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2902
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы»

мируются элементы качественно новой системы обучения специалистов, которую можно охарактеризовать как «обучение в партнерстве с бизнесом», что в конечном счете позволяет повысить не только качество подготовки выпускников, но и конкурентоспособность вуза и предприятия.

В настоящее время российские предприятия еще только находятся на сложном этапе перехода к постиндустриальному производству. Они еще не формализовали свои новые бизнес-процессы, не сертифицировали отдельные операции внутри них и, соответственно, не регламентировали требования к кадровому обеспечению. По этой причине требования работодателей к одной и той же вакансии на разных предприятиях существенно отличаются. Владельцы

В. ПРИХОДЬКО, профессор, ректор З. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильнодорожный институт (ГТУ)

феврале 2007 г. исполняется 15 лет научно-педагогическому журналу Министерства образования и науки РФ «Высшее образование в России».

Журнал начал издаваться в тот тяжелейший для отечественного образования период, когда сложившаяся экономическая ситуация разорвала традиционные связи между вузами, наукой и производством. В условиях фактической ликвидации внутренней мобильности преподавателей и сотрудников научных подразделений вузов деятельность журнала была целенаправленно ориентирована на сохранение и поддержку коммуникативной творческой мыследеятельности научно-педагогических коллективов вузов, рассредоточенных по громадной территории России. С самых первых шагов сво-

компаний предъявляют требования к персоналу, исходя из собственного представления о компетенции и квалификации сотрудника, вне зависимости от стандартных требований к определенной специальнос-ти.Предприятиям необходимо наконец классифицировать свою потребность в кадрах, основываясь на четко зафиксированных требованиях к квалификационным и компетентностным характеристикам работников.

Вузы в этой ситуации должны предложить адекватные вызовам времени и требованиям работодателей образовательные программы. И главным фактором в этих условиях будут как раз вновь созданные внутривузовские проектные структуры, направленные на управление изменениями в учебном процессе подготовки специалистов.

его становления и развития журнал стал центром консолидации творческих сил научно-педагогической общественности страны, концентратором инновационных идей и достижений ученых и педагогов, работающих в системе отечественных вузов.

Высшая школа России выжила и, оставив позади сложные годы преодоления, вошла в XXI век с обоснованным оптимизмом, опираясь на свои славные традиции, значительный интеллектуальный потенциал и новые достижения.

Получив широкое признание, к настоящему времени журнал «Высшее образование в России» стал настольным изданием для широкого круга читателей - руководителей вузов, преподавателей, аспирантов, студентов и многочисленных

Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы

пользователей системы Интернет, всех тех, кого волнуют проблемы высшей школы.

Ученые, работающие в разных направлениях педагогики, и преподаватели-практики считают для себя честью возможность публиковать в любимом ими журнале новейшие результаты научных исследований.

Тысячи преподавателей вузов с нетерпением ждут в начале каждого месяца выхода очередного номера журнала, открывающего широкую панораму научно-педагогических исследований, ориентирующих в пространстве инновационных отечественных и зарубежных достижений и стимулирующих к собственным поискам в теоретической и практической педагогике.

Ректорат и весь научно-педагогический коллектив Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) сердечно поздравляет редакцию, редакционную коллегию, авторов и читателей журнала с его 15-летием и желает всем здоровья и успехов в совместной творческой деятельности на благо развития высшего образования в России!

При комплексном решении теоретических и практических проблем развития высшего образования одну из ведущих позиций занимает профессиональная педагогика как социально-профессионально-педагогическая комплексная наука, имеющая свои законы, закономерности, принципы и специфические особенности.

При переходе общества к постиндустриальной эпохе на пересечении инженерии и педагогики сформировалось и активно развивается в разных странах мира актуальное для этого периода направление профессиональной педагогики - инженерная педагогика. Выделение инженерной педагогики в качестве самостоятельной междисциплинарной науки было вызвано объективной необходимостью решения комплексных глобальных проблем инновацион-

ного развития образования, науки и производства как единой метасистемы, определяющей технологический и экономический прогресс общества. Узкоэмпирический путь решения назревших проблем не обеспечивает развития качества высшего технического образования в соответствии с современными требованиями наукоемкого производства и экономики знаний. Повышение эффективности инженерного образования требует применения научного подхода к исследованию закономерностей, «управляющих» нелинейными процессами взаимовлияния образования, науки и производства.

С общенаучной точки зрения инженерная педагогика представляет собой педагогическую теорию, позволяющую обосновать развитие системы подготовки инженерных кадров и преподавателей высшей технической школы как важнейшей подсистемы в неразрывной триаде «образование

- наука - производство». Методология инженерной педагогики и методика инженерно-педагогических исследований являются стратегией научно-исследовательской деятельности, определяющей перспективы развития этой молодой науки, систематичность, последовательность и целесообразность проведения теоретических и экспериментальных действий на основе их применения в определенной совокупности и взаимозависимости способов, методов и приемов.

Инженерная педагогика решает проблемы гуманизации инженерно-технического образования и профессионально-педагогической подготовки преподавателей технических дисциплин, разрабатывает научно обоснованный базис и педагогические технологии, актуализирующие заложенные в ней мощные возможности для развития духовности и творческого потенциала всех субъектов инженерно-технической деятельности [1].

Важную роль, координирующую развитие национальных школ инженерной педагогики, играет Международное общество

по инженерной педагогике (IGIP), которое образовано в1972 г. в г. Клагенфурт (Австрия). Основателем, а в настоящее время почетным президентом IGIP является профессор Адольф Мелецинек. Международное общество по инженерной педагогике IGIP обладает консультативным статусом при организациях Юнеско и Юнидо. В настоящее время индивидуальными и корпоративными членами IGIP являются представители 72 стран разных континентов.

Цели деятельности IGIP, связанные с вопросами профессионально-педагогической подготовки преподавателей технических университетов и с развитием качества инженерно-технического образования, достигаются при использовании различных форм и методов организации международного сотрудничества:

• в рамках непрерывного обмена идеями и опытом;

• при взаимодействии экспертов в вопросах подготовки инженеров к современной инновационной деятельности;

• в процессе выполнения совместных международных проектов;

• при организации и обсуждении показательных лекций;

• в ходе работы конференций, семинаров и симпозиумов по инженерному образованию.

На ежегодно проводимых симпозиумах IGIP его члены подводят итоги выполненной за прошедший год научной, организационной, научно-просветительской и методической работы, определяют приоритеты деятельности на предстоящий год, обсуждают участие в совместных проектах с другими организациями, занимающимися проблемами развития инженерного образования. Из них IGIP в настоящее время наиболее активно сотрудничает с Европейским обществом по инженерному образованию SEFI, Образовательным обществом инже-неров-электриков и инженеров-электрон-щиков IEEE, Американским обществом инженерного образования ASEE.

Исторически сложилось так, что высшие

учебные заведения России сотрудничают главным образом с Международным обществом по инженерной педагогике. Российский мониторинговый комитет этой организации (РМК Ю1Р) был создан в 1995 г.; его президентом является ректор Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) чл.-корр. РАН В.М. Приходько.

В сентябре 1998 г. Международный симпозиум Ю1Р был проведен в Москве на базе МАДИ. Он стал ярким событием в истории развития инженерной педагогики и, по существу, знаменовал собой переход к новому этапу развития теории и практики этого молодого направления профессиональной педагогики, придав мощный импульс инновационным процессам в инженерном образовании. В настоящее время 236 преподавателей технических университетов России имеют дипломы «Международный преподаватель инженерного вуза» и внесены в Регистр «ING-PAED Ю1Р», а на территории России активно действуют 10 центров инженерной педагогики, получивших международную аккредитацию. Возглавляемый ректором МАДИ РМК Ю1Р вносит большой вклад в развитие отечественной научной школы инженерной педагогики, координируя деятельность российских центров инженерной педагогики и подключая к этой деятельности преподавательские коллективы технических университетов Украины, Прибалтики, Казахстана и других стран ближнего зарубежья. При действенной помощи МАДИ (ГТУ) в некоторых из этих стран созданы национальные центры инженерной педагогики.

В сентябре 2006 г. в столице Эстонии состоялся очередной XXXV Международный симпозиум Ю1Р под девизом: «Инженерное образование - приоритет глобального развития» [2]. В Таллине было принято решение о проведении следующего (совместного с SEFI) симпозиума Ю1Р в июле 2007 г. в г. Мишкольц (Венгрия).

Содержание, характер и интегративные особенности инженерной дея-

тельности. «Энциклопедист», или «знаток», - это тот, кто все знает. «Умелец», или «на все руки мастер», - тот, кто все умеет. Инженер - человек особенный: он и энциклопедист, и умелец, и созидатель -в XXI в. он становится ключевой фигурой современности, а само инженерное дело вновь (как в далекие времена) превращается в гармоничное одухотворенное творчество, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция.

Инженерная профессия уникальна. Используя свою коммуникативную и межпредметную сущность, она объединяет междисциплинарное знание, инновационные представления и образы среды с собственными возможностями синтеза разнородной информации для создания новой предметной реальности. Инженерная деятельность требует целостного представления об объекте проектирования, сформированного «многоэкранного» мышления, знания языка формул, чертежей и схем, сочетания научного и художественного стилей мышления, обоснованной смелости и дара предвидения.

Современные производственные технологии являются «короткоживущими». Они быстро прогрессируют, непрерывно наращивая наукоемкость и интеллектоемкость, требуя от всех инженеров, включенных в технологический процесс, не только соответствующего уровня развития интеллекта, а обязательно опережающего, дающего возможность увидеть и оценить возможные варианты последующих витков технологического, научного и социального развития. Способность прогнозирования процессов технологического и социального развития становится поэтому жизненно необходимой для обеспечения конкурентоспособности инженерно-технических специалистов. Она требует непрерывной профессиональной и психологической самоподготовки к успешной деятельности в условиях новой предметной среды.

К настоящему времени поле професси-

ональной деятельности инженеров приобрело многофункциональный характер и интегрированное научно-техническое и социальное содержание. Инновационная инженерная деятельность ориентируется не на выполнение определенных заданий, а на решение проблем и управление проектами, что, в свою очередь, требует формирования способности мыслить категориями процесса и определять цель «по ходу дела». Современные инженерные проекты наряду с техническими включают экономические, управленческие, социальные, гуманитарные измерения. Комплексность крупных инженерных проектов связана не только и не столько с усложнением задействованных в них технических компонентов - она определяется в первую очередь большим количеством включенных в совместную деятельность людей и запутанностью связей между ними [3]. Особенностью сложных проектов является появление неожиданных свойств у создаваемой «человекомашинной» системы, которые не могли быть предсказаны на основе предварительных знаний обо всех ее подсистемах в отдельности. Современному инженеру необходимо мыслить различными сценариями и действовать с учетом нескольких альтернатив. В том случае, когда инженеру необходимо самостоятельно осуществить выбор технического решения по совокупности нескольких формально несопоставимых критериев (например, по полезности, эффективности, безвредности и т.д.), однозначные варианты решения являются скорее редким исключением, чем правилом. Приоритеты выбора конкретного решения профессиональных проблем, возникающих в непрерывно изменяющихся условиях, оказываются зачастую существенно зависящими от системы ценностей специалиста, от уровня его духовности.

Для нового инженерного мышления характерно видение целостности, взаимосвязанности различных процессов, прогнозирование экологических, социальных и этических последствий своей деятельности.

В условиях рыночной экономики для инженера, наряду с творческим техническим мышлением, становятся необходимыми: стратегическое, экологическое и экономическое мышление; высокий уровень коммуникационной компетентности, понимание общих закономерностей цикличности производственно-экономического развития; умение правильно оценить фазу цикла, на которой находится процесс инновации в конкретном производстве или на предприятии; умение прогнозировать ситуацию на развивающемся рынке спроса.

Предпринимателей интересует компетентность специалиста, которая рассматривается ими как своего рода «коктейль» навыков, свойственных данному индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, модель социального поведения, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску [4].

Компетенции отвечают требованиям «плавающих» профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей. «Учитывая то обстоятельство, что проблемные решения и действия принимаются в комплексных, динамичных системах, таких, как большинство сегодняшних предприятий и организаций, компетенции можно понять в контексте современной теории самоорганизации, синергетики, радикального конструктивизма, теории катастроф, хаоса и сложностей. Способности, готовности и знания оказываются связанными относительно ценностей и реализуемыми посредством волевых импульсов: диспози-ционными предпосылками целенаправленного или целеоткрытого поведения под массированной ненадежностью решений. Сегодня инженер функционирует и развивается в пространстве «пластичных целевых полей», а компетенции выступают важным персональным ресурсом» [5, с. 20]. При этом ни в коей мере не исключаются требования высокого профессионализма в конкретных предметных областях.

В новой ситуации обязательным усло-

вием успешной профессиональной деятельности инженеров стало умение многокритериально мыслить, полифункционально действовать и перестраивать личностную систему профессиональной деятельности с учетом изменяющихся социально значимых целей и ограничений. На смену широкому спектру частных методов, алгоритмов и процедур, дифференцированных по отраслям промышленности, мало связанных между собой, приходят технологии инженерной деятельности, в основе которых лежат общая методология [6], универсальные принципы и закономерности, общенаучные понятия и методы деятельности.

Инженеры, успешно работающие в области наукоемких технологий, эффективно используют закономерности общей методологии и универсальные принципы творческой деятельности.

В современных условиях грань между высокотехнологичными видами практики и передовыми достижениями науки становится все более «проницаемой», а фундаментальные открытия практически сразу сообщают соответствующий импульс производству. Происходящие перемены в области экономических, политических, культурно-духовных и национально-этнических отношений все более настойчиво выдвигают на первый план проблему источника тех сил, которые могли бы обеспечить возрождение и развитие России, а именно проблему активизации созидательного творческого потенциала ученых, инженеров, преподавателей высшей школы и студентов, их индивидуальной и интегральной инновационной способности.

Инновационное развитие инженерного образования. Главной инновацией для отечественного инженерного образования является его ориентация на утверждение личностного начала в каждом участнике образовательного процесса. В сфере современного инженерного образования развиваются его самостоятельная культуросозидающая функция, открытость различным инновациям, связям с динамично меняю-

щимся социумом, с планетарной экологической ситуацией.

В целом инновационная деятельность в образовании является многокомпонентной социальной деятельностью по разработке прогрессивных нововведений в методиках обучения и воспитания, преобразованию реализующего их инструментария, а также по внедрению их в практическую педагогику с получением положительного эффекта. Нелинейная динамика развития инновационной деятельности в сфере образования определяется многими факторами: структурой компонентов этой сложной функциональной системы, связями между ними, закономерными и синергетическими составляющими в их взаимодействии, уровнем инициативной активности субъектов в их личностном и социальном проявлении, характером обмена с окружающей средой.

Несмотря на содержательное многообразие осуществляемых инновационных преобразований, все они имеют общую цель - достижение опережающего уровня качества подготовки инженеров к работе в сфере высоких технологий. Развитие качества профессиональной подготовки к инновационной деятельности в гармоничном соответствии с изменяющимися требованиями наукоемкого производства является центральной проблемой реформируемых систем высшего технического образования. Главная цель инновационного образования, сформулированная с позиций представлений о механизмах развития постиндустриальной цивилизации, состоит в том, чтобы обеспечить опережающее развитие качества человека.

Качество подготовки специалиста к осуществлению инновационной профессиональной деятельности определяется уровнем развития его социально-профессиональных компетенций [7]. Профессиональные требования, которым должен удовлетворять инженер, успешно работающий в сфере наукоемкого производства, непрерывно изменяются в соответствии с изменениями социально-культурной, социаль-

но-экономической и научно-технической ситуации. Учитывая это, конкурентоспособность на динамичном рынке интеллектуального труда можно поддерживать только при условии целенаправленного развития профессиональных компетенций в процессе непрерывной самоподготовки.

Существующее противоречие между требованиями общества к качеству профессиональной подготовки выпускников технических вузов, способных целенаправленно и эффективно осуществлять самообразование и самоподготовку к продуктивной деятельности в непрерывно изменяющихся внешних условиях, и реальной практикой учебно-воспитательного процесса в вузах актуализирует проблему самообразования и самоподготовки субъектов к инновационной профессиональной деятельности. Способность к самообразованию и осуществлению самоподготовки рассматривается сегодня как необходимое профессиональное качество специалиста и условие для развития профессионально ориентированного мышления [8]. Для того чтобы специалист мог поддерживать высокий уровень профессиональной компетентности, он должен быть участником процесса непрерывного образования в течение всей жизни. Формирование готовности выпускников вузов к непрерывному образованию и самообразованию относится к числу приоритетных задач, стоящих перед современной высшей школой. Научно-педагогические коллективы технических университетов работают над созданием таких технологий профессиональной подготовки, применение которых в учебном процессе позволит надежно гарантировать отвечающий требованиям общества уровень качества. Ориентиром на достижение «опережающего время» качества подготовки инженеров к профессиональной деятельности является интеграция образования, науки и производства [9].

Интеграционные процессы в системе «образование — наука — производство» как внутренний механизм технологи-

ческого и экономического развития. Глобализация информации, стремительное развитие науки, современных промышленных технологий и открытое для инновационных коммуникаций образование создают беспрецедентные возможности для развития личности каждого специалиста и его профессионального роста, но одновременно предъявляют высокие требования к диапазону и уровню его компетенций. Преподаватели втузов понимают и стремятся учитывать то, что профессиональная подготовка инженеров к междисциплинарной инновационной деятельности является одной из важных функций целостного организма «образование - наука - производство». Соответственно она должна быть организована на основе взаимодополняющих и взаимообогащающих образовательных, научных и производственных технологий. Ни одна из компонент производственно-научно-образовательного комплекса не может развиваться в изоляции друг от друга. Они не просто «стыкуются» друг с другом, обмениваясь готовыми продуктами, а связаны между собой непрерывными информационными потоками, питают друг друга энергией собственных творческих идей, стимулируют развитие, формулируя общие проблемы и решая их в процессе коммуникаций и совместной мыследеятельности. Система «образование - наука - производство» является и открытой, и нелинейной, и неравновесной. Она построена на многофакторных и нелинейных связях своих составляющих, ее развитие многовариантно и альтернативно. Исследованием подобных систем занимается синергетика. «Это не инструмент, дающий предзаданные результаты, а дверь, открытая в реальность природную или человеческую и ожидающая ответов от самой этой реальности_Синер-

гетика становится способом не просто открывания, но и создания реальности, способом увидеть мир по-другому и активно встроиться в этот мир. Она дает возможность рассмотреть старые проблемы в новом свете, переформулировать вопросы,

переконструировать проблемное поле науки» [10].

Международный опыт доказывает, что поддержка и развитие интеграционных процессов в системе «образование - наука

- производство» обеспечивают одновременно и экономический, и социальный эффекты. В странах с экономикой, ориентированной на знания, повышение производительности труда достигается путем создания и распространения технологических инноваций, причем большинство этих новшеств являются результатом фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых в инновационных интегрированных научно-образовательных центрах, связанных с реальным производством. Наиболее ценными в сфере высоких технологий являются специалисты, способные к порождению «прорывных» идей и готовые к их материальному воплощению.

Формирование готовности инженеров к генерации принципиально новой информации может осуществляться только на базе серьезной фундаментальной подготовки. Образование как область социальной деятельности обязано опережать в своем развитии другие формы активности людей, особенно хозяйственную. Исключение составляет только наука, и прежде всего фундаментальная, которая всегда была и будет главным источником развития образовательного и интеллектуально-созидательного потенциала. Опережающее профессиональное образование ориентировано на создание условий для развития природной предрасположенности человека сначала к получению знаний о сущности наблюдаемых явлений и происходящих процессов, а затем - к переходу от осмысления действительности к решению прикладных задач -социальных, управленческих, организационных, технологических.

Для инженерного образования во всех странах мира актуально решение проблем, связанных с противоречием между фундаментальностью и прикладной направленностью подготовки технических специалис-

тов. К сожалению, существует широко распространенное заблуждение об обучающей функции практики. В действительности из практики нельзя сделать никаких заключений и обобщений, если не производится сравнение практических результатов с некоторыми ожидаемыми идеальными результатами, мысленной моделью. Познавательный потенциал практических работ является значительным, если им предшествовал этап планирования действий и ожидаемых результатов. В этом случае практика имеет характер проверки теоретических конструкций, собственных «умственных» предположений, возможных вариантов решений проблемы, сравнения затрат на их реализацию.

Однако мировой опыт, и в частности опыт американской системы высшего технического образования, показал, что чрезмерная фундаментализация массового инженерного образования, осуществляемая за счет сокращения времени, отводимого на «прикладную» подготовку, приводит к тому, что выпускники инженерных вузов не готовы к выполнению ряда функций, которые традиционно относятся к сфере профессиональных компетенций инженера. Такая ситуация не соответствует требованиям многих отраслей современной промышленности.

Содержание оптимального решения зависит от многих факторов: от сложившихся в университетах традиций, от степени научности педагогической парадигмы, от личностных характеристик участников образовательного процесса и многого другого. Для отечественного инженерно-технического образования в целом характерен приоритет фундаментальной подготовки (глубокая связь с наукой!) при ориентации на достижение сбалансированного соответствия между фундаментальными и прикладными аспектами системы подготовки выпускников втузов [11].

В России сформировалась уникальная научно-инженерная школа, воспитавшая многочисленную плеяду выдающихся изоб-

ретателей и конструкторов. Разработанные в России принципы, идеи и методы подготовки инженеров и сейчас являются одним из важнейших источников развития высших технических школ Англии, Германии, США. Сбалансированность глубоких теоретических, междисциплинарных, фундаментальных, а также специальных технических знаний и высокоразвитых практических навыков является не столько стремлением российской инженерной школы держаться за старые традиции, сколько ясным пониманием того, что нарушение этого баланса грозит разрывом либо между инженерной деятельностью и наукой, либо между подготовкой инженерных кадров и наукоемким производством.

Фундаментализация содержания лучших образцов российского технического образования достигается:

■ расширением и углублением междисциплинарных знаний специалиста, ориентированных на решение проблемных ситуаций в научной, проектировочной и предпринимательской деятельности;

■ повышением уровня сформирован-ности методов познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности;

■ обеспечением синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания и переходом к комплексным критериям продуктивности, эффективности и качества деятельности;

■ способностью расширения научного базиса социально-профессиональной деятельности за счет ее методологизации и различных видов моделирования.

Дисциплины фундаментального цикла имеют глобальное значение для качества инженерной подготовки и для образования в целом, при этом для дисциплин специальности они являются научной и когнитивной основой. Требования усвоения значительного объема междисциплинарной фундаментальной информации могут быть выполнены при учете дидактических аспектов адаптации идей синергетики к содержанию

образования и при условии его адекватного, ориентированного на учебный процесс структурирования и представления в учебном плане.

В течение длительного времени воздействие окружающего мира на систему профессиональной подготовки инженеров происходило с существенным запаздыванием, фактически обрекая инженерное образование на неизбежное отставание от процессов развития науки, производства и непрерывно развивающихся требований общества. Это воздействие осуществлялось главным образом через различные нормативные документы, научные и учебные книги, представляющие ту информацию, которая была получена как минимум несколько лет назад. Эта управляющая и содержательная информация «закладывалась» в самом начале учебного процесса - на стадии его проектирования. В последующем она практически не корректировалась, поскольку в большинстве случаев для этого требовались специальные согласования с контролирующими органами. Фактически развитие педагогического процесса происходило в неизбежном отрыве от реальной динамики окружающей жизни.

В современных быстроизменяющихся внешних условиях обеспечение развития и конкурентоспособности любой педагогической системы требует высокого уровня чувствительности к пульсу реальной жизни и адекватной реакции на его изменения. Сегодня необходимо уметь прогнозировать возможные результаты нелинейной динамики развития внешних условий и быть заранее готовым к их учету для обеспечения надежности и устойчивого собственного развития. Важным механизмом гармонизации процесса развития всего социума и его важнейших подсистем - образовательной, научной и производственной - становится включение последних в подсистему более высокого порядка. Интеграция образования, науки и производства в единую систему проектируется и моделируется на уровне выработки общих концепций развития,

определения глобальных стержневых целей, принципов и технологий взаимодействия, а затем оптимизируется в процессе непрерывного целеполагания, детерминированного динамикой внешних и внутренних условий и потребностей.

В настоящее время процессы интеграции образования, науки и производства охватывают широкий спектр направлений деятельности и выражаются в самых различных формах. Относительно новой для России, но широко распространенной в западных развитых странах формой интеграции образования, науки и производства являются технопарки. Такого рода объединения играют роль структурообразующих элементов общенациональных инновационных систем интеллектуального и технологического развития. Политика интеграции обеспечивает сопричастность технических университетов не только к разработке новых технических идей, но и к их внедрению в производство, способствует созданию в процессе творческого взаимосо-действия основ образовательных, научных и производственных технологий, «опережающих время».

Результатом взаимодействия всех субъектов в рамках систем подобного рода является «многоканальная» интеграция учебной, научно-исследовательской и наукоемкой производственной деятельности, формирование обобщенного интеллектуально-творческого пространства и коммуникативной мыследеятельности как основы синергетического развития жизнедеятельности общества.

Инженерная педагогика: объект и предмет исследования, решенные и нерешенные проблемы, задачи в «зоне ближайшего развитияя». Почти 30 лет назад профессор А. Мелецинек опубликовал книгу «Инженерная педагогика«.С тех пор эта книга, ставшая настольной для многих преподавателей технических дисциплин, много раз переиздавалась, но и сейчас на ее обложке скромно написано: «Практика пе-

редачи технических знаний». По существу, профессор А. Мелецинек сделал в инженерном образовании революционный шаг от технократического подхода к гуманистическому. Этот шаг открыл широкие перспективы не только для повышения качества технических знаний, но прежде всего

- для творческого развития личностей студентов и преподавателей. Инженерная педагогика изучает процессы непрерывного образования и развития человека, включенного в сферу инженерно-педагогической деятельности.

Объект изучения науки «Инженерная педагогика» является комплексным. В него включены следующие составляющие: междисциплинарная многофункциональная инженерная деятельность, инженерно-педагогическая деятельность преподавателей технических вузов в современных «неравновесных» условиях, нелинейный педагогический процесс профессиональной подготовки инженеров как неотъемлемый структурный и функциональный компонент целостной открытой системы «образование - наука - производство».

А. Мелецинек дает следующее определение предмету изучения инженерной педагогики: «Предметом инженерной педагогики является все, что направлено на улучшение обучения техническим дисциплинам, и все виды деятельности преподавателя, касающиеся целей, содержания и форм обучения» [12].

С позиций сегодняшнего дня предмет изучения инженерной педагогики можно уточнить и конкретизировать. Его теоретическая часть - это: 1) выявление и формулировка законов и закономерностей, отражающих сущностные взаимосвязи между образованием, наукой и производством и их влияние на динамику развития как всей системы, так и ее отдельных подсистем; 2) разработка теоретических основ подготовки инженеров к инновационной деятельности, осуществляемой в быстроизменяющих-ся внешних условиях. Практическая часть

- это разработка, реализация и оптимиза-

ция педагогических систем подготовки и самоподготовки преподавателей и студентов инженерно-технических вузов к инновационной профессиональной деятельности с учетом теоретических представлений и практических данных о развитии интеграционных процессов в системе «образование - наука - производство» и их влиянии на эффективность подготовки инженеров к решению многокритериальных проблем.

В течение последнего десятилетия в рамках развития инженерной педагогики удалось добиться значительных успехов при решении актуальных задач, связанных с психолого-педагогической подготовкой преподавателей технических дисциплин, а также с разработкой теоретических основ и соответствующих им инновационных педагогических технологий профессиональной подготовки инженеров к широкопрофильной междисциплинарной деятельности. Освоение зоны ближайшего развития инженерной педагогики связано с изучением и практическим использованием продуктивных возможностей увеличения «размерности» педагогической системы непрерывной профессиональной подготовки всех субъектов инженерно-педагогической деятельности за счет учета и развития сущно-стно важных взаимодействий между инженерно-техническим образованием, наукой и современным интеллектоемким производством.

МАДИ (ГТУ) как центр развития отечественной инженерной педагогики.

Московский автомобильно-дорожный институт является «колыбелью» и локомотивом развития отечественного направления инженерной педагогики. Созданный на базе МАДИ (ГТУ) мониторинговый комитет по инженерной педагогике скоординировал научно-педагогическую, теоретическую и практическую деятельность коллективов преподавателей технических вузов, находящихся в разных регионах России, направив ее в единое русло развития, и обеспе-

чил взаимодействие отечественной и зарубежных научных школ инженерной педагогики. Президент РМК - ректор МАДИ (ГТУ), чл.-корр. РАН В.М. Приходько -является членом правления IGIP, а заведующий кафедрой инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) академик РАО В.М. Жура-ковский - членом международного мониторингового комитета (IMC IGIP).

МАДИ (ГТУ) является участником и координатором международных проектов в области инженерной педагогики, принимает участие в подготовке и издании главного печатного органа IGIP - журнала IGIP Report. В настоящее время планируется издание электронной версии журнала.

В процессе формирования отечественной системы дополнительного профессионального образования важную созидающую роль играет структура отечественных центров инженерной педагогики, созданная в рамках реализации разработанного РМК IGIP проекта развития инженерной педагогики в России. Совместная деятельность центров инженерной педагогики способствует формированию единого пространства инженерно-педагогического творчества.

С целью обмена опытом в сфере решения инновационных задач профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей технических дисциплин и для координации научных исследований в области инженерной педагогики коллектив преподавателей кафедры инженерной педагогики МАДИ, возглавляемый академиком РАО В.М. Жураковским, организовал и уже в течение шести лет проводит межвузовский семинар «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании». Этот семинар стал центром интеграции деятельности педагогов и исследователей, работающих в области инженерной педагогики в столичных и региональных университетах России. В процессе обсуждения, анализа и решения общих проблем развиваются отношения профессионального сотрудничества, результатом

которого является новый уровень профессиональной компетентности участников. Семинар стал востребованным не только среди разработчиков инновационных подходов в образовании, но и среди коллектива преподавателей МАДИ, применяющих образовательные новации в своей практической деятельности. Все активнее в работе семинара принимают участие аспиранты и студенты. По существу, семинар стал неформальным органом, интегрирующим деятельность как преподавателей и студентов МАДИ, так и преподавателей различных технических университетов, работающих в области инженерной педагогики.

Руководство и педагогический коллектив университета рассматривают развитие инженерной педагогики в качестве одной из стратегических задач в процессе модернизации отечественного автомобильного и дорожного образования и основы развития наукоемких технологий в соответствующих отраслях производства и строительства, эксплуатации и сервиса.

В российских ГОС третьего поколения нормативные требования к уровню подготовки выпускников втузов будут сформулированы на языке компетенций [13]. Компетентных специалистов могут сформировать только компетентные преподаватели. Именно они являются главными создателями новой образовательной среды. Личность преподавателя, его психологические знания, общая профессионально-педагогическая культура и нравственные качества играют решающую роль в процессе подготовки современных инженеров - компетентных творческих специалистов и убежденных патриотов [14].

В связи с этим проблема готовности преподавателей технических вузов к целенаправленному формированию и развитию личностных и профессионально-ориентированных компетенций будущих инженеров имеет первостепенную значимость и требует незамедлительного решения. Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих

каждому инженеру в процессе его многофункциональной деятельности возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, требует особых знаний и умений преподавателей.

Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) осуществляет психолого-педагоги-ческую теоретическую и практическую подготовку преподавателей университета [15]. Эта подготовка закладывает фундамент, который:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создает информационный базис, необходимый для интеграции педагогических, психологических и технических знаний с целью повышения качества учебного процесса;

• повышает уровень системности профессионально-педагогического мышления и междисциплинарных знаний, развивает критичность мышления;

• ориентирует на рефлексию собственной деятельности в качестве механизма самопознания и саморазвития;

• мотивирует к проведению педагогических исследований;

• формирует знания об инновационных информационных технологиях в учебном процессе и особенностях Е-1еагп1п§-педагогики и соответствующие умения;

• позволяет увидетьнеиспользован-ные возможности для развития интеллекта и компетенций всех участников учебного процесса;

• дает ориентиры для дальнейшего самообучения, непрерывного самообразования.

Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) активно взаимодействует с кафедрами университета. Преподаватели кафедр автоматизированных систем управления и инженерной педагогики совместно разработали формализованную модель связности учебно-методических материалов, используемых в системе психолого-педагоги-ческой подготовки преподавателей технических дисциплин. Основой разработки яв-

ляется введение понятия входных и выходных дескрипторов по всему комплексу дисциплин образовательной программы. В результате учебный план представляется в виде однородной структуры модулей, связанных через отношения входных и выходных дескрипторов. Разработана сетевая вероятностная модель учебного плана, позволяющая индивидуализировать процессы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей без отрыва от учебного процесса, а также получить информацию об индивидуальных особенностях сотрудников с целью обеспечения условий для дальнейшего профессионально-педагогического развития в соответствии с индивидуальной траекторией роста.

За прошедшие годы активной научнопоисковой работы Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) значительно продвинулся в использовании инновационных подходов в психолого-педагогической и профессиональной подготовке преподавателей технических дисциплин. К настоящему времени выпускники Центра приобретают не только опыт передачи технических знаний, но и навыки интерактивного взаимодействия со студентами, необходимые для формирования у студентов как профессионально-ориентированных знаний, так и компетенций, развивающихся в процессе самостоятельной работы. Однако высокий профессионально-педагогический уровень отдельных преподавателей не позволяет решить проблему формирования и непрерывного «сквозного» развития комплекса необходимых современному инженеру компетенций. Актуальной является задача организации творческих преподавательских коллективов, саморазвивающих-ся в рамках коммуникативных действий всех членов этих коллективов.

Преподаватели кафедры инженерной педагогики в процессе совместной со студентами работы над учебным курсом «Основы инженерного творчества» на основе многолетних наблюдений и анализа эмпи-

рического материала (полученного, в частности, при изучении метода «мозгового штурма») сформулировали следующую гипотезу. «Сквозное» формирование и развитие личностных и профессионально-ориентированных компетенций всех участников учебного процесса будет эффективным при последовательноми целенаправленном применении системомыследеятельност-ного подхода к осуществлению всех этапов полного жизненного цикла любого комплексного проекта, в первую очередь такого, как подготовка студентов к будущей инновационной инженерной деятельности.

Проверка нашей гипотезы об эффективности системомыследеятельностного подхода к решению актуальных проблем осуществлялась в рамках выполнения двух разных по содержанию, но равнозначных по целям проектов.

Первый проект - это исследование преимуществ «командной работы» преподавателей на энергоэкологическом факультете МАДИ [16]. Главная методологическая идея, лежащая в основе выполнения этого проекта, - это ориентация коллективной деятельности всех преподавателей, работающих с будущими инженерами-экологами, на достижение общей цели - формирование и развитие системы знаний и компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности на современном рынке профессионального труда инженеров-эко-логов. Выделение комплекса компетенций, важных для современного инженера, работающего над решением экологических проблем, возникающих в сфере дорожнотранспортного строительства и эксплуатации, происходило в процессе совместной мыследеятельности всех членов преподавательской команды. (В состав этой команды входят как «академические» преподаватели, так и преподаватели, основная деятельность которых связана с НИИ и конкретным производством.)

Между участниками ситуации, складывающейся в процессе обсуждения общих

проблем, в процессе коммуникативного действия достигалось понимание [17]. Оно не было «предзадано» и запрограммировано, а формировалось в процессе коммуникации. Оно не достигалось автоматически, поскольку требовало «запуска». Последующее развитие ситуации, достижение общего понимания и «принятия» общей позиции по отношению к согласованию действий и деятельности каждого участника команды происходило в соответствии с синергетической моделью самоорганизации. Результатом коммуникативного действия стал функциональный план для каждого отдельного участника ситуации и для всех вместе, ориентированный на акты, координирующие совместно выработанное понимание сущности интеграционного междисциплинарного процесса подготовки компетентных инженеров-экологов. На основе полученной стратегии скоординированной деятельности была разработана гибкая технология конструирования и модернизации модульной структуры учебного плана по специальности, а также отбора содержания для всех блоков информации, обеспечивающих высокое качество учебного процесса в соответствии с последними научными достижениями и актуальными требованиями рынка труда. Учебная информация выстроилась в соответствии с логикой освоения профессиональной деятельности и обеспечения «сквозного» процесса формирования и развития профессионально значимых компетенций. Результаты выполнения проекта подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы.

В ходе выполнения совместного междисциплинарного проекта преподавателей кафедр экологии и инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) был использован метод командной работы преподавателей и студентов, базирующийся на коллективной разработке конечной и промежуточных целей обучения, а также на совместной рефлексии результатов каждого пройденного этапа на пути к достижению сформулированных целей. По существу, это системно-

ориентированный компетентностный подход к организации профессионально-ориентированной подготовки современных инженеров, оказывающий определяющее влияние на развитие профессиональной мотивации каждого участника команды.

Второй проект был инициирован преподавателями кафедры инженерной педагогики МАДИ. Он является подпроектом международного проекта «Formula-student» и связан с формированием студенческой команды «Students engineering group - MADI», целью которой является проектирование, конструирование, экономическое обоснование и создание гоночного автомобиля только за счет использования знаний, компетенций и инициативы самих студентов. Изготовленному студентами автомобилю предстояло продемонстрировать свои качества на международных спортивных состязаниях в Германии, а его студентам-создателям - свои профессиональные компетенции в процессе презентации выполненного проекта и его технического, экономического и экологического обоснования. В соответствии с международными требованиями преподаватели могли выступать в качестве консультантов студентов по тем вопросам, которые возникали у них в ходе работы по проекту. Не допускались подсказки преподавателей, связанные с идеями разработки, а также их помощь при сборке автомобиля и в поиске спонсоров.

В состав студенческой команды вошло более 20 студентов, обучающихся на разных курсах и разных факультетах, включая первокурсников. Ребята в течение одного года выполнили проект в полном объеме. Преподаватели кафедры инженерной педагогики наблюдали феномен самоорганизации студенческой команды в процессе совместной мыследеятельности и продуктивной коммуникации, направленной на достижение общей цели. Студенческая команда «Students engineering group -MADI» создала спортивный автомобиль, который был продемонстрирован на выс-

тавке научных достижений МАДИ (ГТУ), затем на международных соревнованиях в Хаккенхайме(Германия)и,наконец, в ноябре 2006 г. - на международной выставке «Образование - 2007». «Students engineering group - MADI» является первой командой из России, которая приняла участие в проекте «Formula-student». Достижения «мадийцев» были высоко оценены строгими международными судьями, наши студенты завоевали приз зрительских симпатий, а на имя ректора МАДИ (ГТУ) В.М. Приходько из Германии пришло письмо, в котором отмечается, что все участники соревнований и организаторы международного проекта были потрясены компетентностью российских студентов.

В ходе выполнения проекта формировались и развивались коммуникативные и профессионально-ориентированные компетенции студентов, а мы, преподаватели, изучали роль и возможности мотивации деятельности, самоорганизации и саморазвития коллектива за счет коммуникативного действия всех его участников, а параллельно проходили практический курс пси-холого-педагогической самоподготовки. Импульс к созданию этого курса был получен несколько лет назад при освоении теоретических основ психолого-педагоги-ческой культуры в Центре инженерной педагогики.

Положительные результаты выполненных экспериментов свидетельствуют в пользу сформулированной выше гипотезы и позволяют прогнозировать, что коммуникативное мышление и коммуникативная деятельность преподавателей, работающих «в команде», будут способствовать непрерывному развитию их профессиональнопедагогических компетенций при решении ответственных задач развития качества инженерно-технического образования.

В настоящее время отечественная сеть разных по форме и статусу подразделений технических университетов осуществляет профессиональную и психолого-педагоги-ческую подготовку преподавателей с уче-

том существующих международных тенденций, национальных традиций и современных достижений. Однако сегодня готовность инженеров к инновационной деятельности должна быть обеспечена таким уровнем компетенций, который опережает современные требования производства и позволяет осуществить прорыв в «зону бли-

шением современных проблем развития автомобильно-дорожного комплекса страны. В междисциплинарные научные коллективы университета наряду с преподавателями входят аспиранты и обучающиеся на разных факультетах студенты. Динамика объемов НИР, выполненных в течение пятилетнего периода, представлена на рис.1.

Динамика объемов НИР

Ф

Ц

Ю

>

а

2001 2002 2003 2004

Рис.1

2005

2006

жайшего развития» науки, технологий и производства. Создать условия, необходимые для профессиональной подготовки специалистов такого уровня, - это задача преподавателей технических университетов, компетентных в таких приоритетных областях знания и деятельности, как ИКТ, современные педагогические технологии, управление качеством и т.п.

Повышение уровня научно-педагогической компетентности преподавателей существенно зависит от меры их активности в сфере научной деятельности.

В течение последних пяти лет в МАДИ (ГТУ) наблюдается непрерывный рост числа преподавателей, успешно занимающихся фундаментальными и прикладными научными исследованиями, связанными с ре-

Ежегодные выставки научных достижений МАДИ (ГТУ) представляют вниманию заинтересованных партнеров университета инновационные разработки преподавателей, предназначенные к внедрению на предприятиях автомобильно-дорожного комплекса, и все в большей степени вызывают интерес у руководства столицы.

МАДИ корректирует свое место в современной научно-образовательной сфере, устанавливает необходимые контакты с теми организациями различной формы собственности, которые заинтересованы в выпускниках университета, стремится соединить свои традиционные возможности с новыми потенциями, формирующимися в условиях рыночной экономики.

Современная подготовка инженера тре-

бует интеграции фундаментальных естественно-научных и технических знаний с умением выполнять конкретные разработки, обеспечивать их быстрое внедрение в реальную жизнь. Важная роль в развитии инновационных подходов к проблеме организации образования инженеров в современных условиях высокой информационной насыщенности учебного процесса принадлежит инженерной педагогике.

Литература

1. Приходько В.М, Сазонова З.С., Чечеткина

Н.В. «Инь» и «Ян» инженерного творчества // Высшее образование в России. -2005. - №11.

2. Сазонова З.С., Соловьев А.Н. Инженер-

ное образование - приоритет глобального развития // Высшее образование в России. - 2006. - №12.

3. Radcliffe D.F. Global Challenges Facing

Engineering Education: Opportunities for Innovation // 35th International IGIP Symposium. Book of Abstracts. - Tallinn, 2006.

4. Байденко В.И. Компетентностный подход

к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М., 2005.

5. Knight, J. Internationalization remodelled:

Responding to new realities and challenges. -L., 2003.

6. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В.

Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (Социальный и философский аспекты). - М., 1998.

7. Зимняя И.А. Социально-профессиональ-

ная компетентность как целостный результат профессионального образования // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2005.

8. Сазонова З.С., МоргаеваН.Ю. Актуализация

саморазвития как фактор повышения каче-

ства инженерной подготовки специалиста // Инженерная педагогика. - Вып. 6. Ч. 2. -М., 2005.

9. Ищенко В.В., Сазонова З.С. Функциональ-

но-сетевые модели компетентностного подхода для описания интеграции образования, науки, производства // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004.

10. Похолков Ю.П. Качество инженерного образования // Труды международного симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности». - Томск, 2005.

11. Жураковский В.М., Приходько В.М., Мануйлов В.Ф., Митин Б.С., Федоров И.В., Вражнова М.Н. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. - М., 1997.

12. Мелецинек А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний. - М., 1998.

13. Государственные образовательные стандарты ВПО: перспективы развития: Монография / Под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадри-кова. - М., 2004.

14. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Подготовка преподавателя высшей школы -стратегическая задача // Высшее образование в России. - 2004. - № 4.

15. Сазонова З.С. Интегративные основы профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей школы: Учеб. пособие. - М., 2005.

16. Жураковский В.М., Сазонова З.С. «Работа в команде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. -2005. - №8.

17. Сазонова З.С. Коммуникативная деятельность как средство развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей технических вузов // Сб. тр. VII Всероссийской конференции по дополнительному образованию. - Казань, 2006.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.