Научная статья на тему 'Инженерная экология как основа выхода из современного экологического кризиса'

Инженерная экология как основа выхода из современного экологического кризиса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
592
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / NATURAL RESOURCES LEGISLATION / ENVIRONMENTAL COMPONENT / RATIONAL LAND USAGE / EXPLOITATION OF WOODS / PROTECTING OF FAUNA OBJECTS / EARTH OF AGRICULTURAL PURPOSE / ENSURING THE PROTECTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агапов Дмитрий Александрович

27 апреля 2013 г. кафедрой земельного и экологического права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» был проведен круглый стол, посвященный Году охраны окружающей среды в Российской Федерации. Со вступительным словом к участникам заседания обратился заведующий кафедрой земельного и экологического права, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор К.Г. Пандаков, который отметил важность и актуальность вопросов, поставленных на обсуждение, и обратил внимание на проблемы и тенденции развития природоресурсного и экологического законодательства в настоящий период. Изменения, которые были внесены в экологическое, земельное, водное, лесное, горное и иное природоресурсное законодательство в последние несколько лет, не только не способствуют улучшению экологической обстановки, а, наоборот, приводят к еще большему антропогенному воздействию на природную среду, отсутствию экономических стимулов к модернизации производств и технологий, что неизбежно ведет к нарастанию напряженности в этой сфере. С основным докладом выступил доктор юридических наук, профессор Л.А. Тимофеев. Им были затронуты вопросы правового обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию. В свете проведения конференции по устойчивому развитию «Рио+20» и принятия ряда программных документов федерального значения в области охраны окружающей среды профессор кафедры Н.И. Махонько в своем докладе уделил внимание основным принципам экологической политики Российской Федерации, которые реализуются с участием всех заинтересованных субъектов. С точки зрения обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов, подвергла анализу нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения в сфере осуществления территориального планирования и градостроительного зонирования, доцент, кандидат юридических наук Е.Ю. Чмыхало, которая сделала вывод о необходимости конкретизации требований экологического законодательства в нормах ГрК РФ, а также активного формирования правового механизма, способствующего их реализации. На заседании круглого стола выступили также: доценты Е.Н. Абанина, Д.А. Агапов, Т.В. Волкова, С.Ю. Королев, О.В. Куликова, Ю.В. Сорокина, Е.А. Сухова, ст. преподаватель Е.А. Тарасова, аспиранты и магистранты кафедры. Круг обсуждаемых вопросов был широк: совершенствование законодательства о рекультивации земель, проблемы предоставлении прав на земельные участки, вопросы охраны животного и растительного мира, развития рыбохозяйственной деятельности, управления лесами, развития атомной энергетики, управления земельными ресурсами и др. По итогам круглого стола был сделан вывод о необходимости дальнейших научных исследований по рассматриваемым проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering Ecology as a Basis for Overcoming the Current Ecological Crisis

April 27, 2013 the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy, a round-table dedicated to the Year of Environment in the Russian Federation. The introductory remarks to the meeting appealed Head of Land and Environmental Law PhD, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor K.G. Pandakov, who noted the importance and relevance of the topic issues raised for discussion and drew attention to the problems and trends of natural resource and environmental legislation in the current period. The changes that were made to the environmental, land, water, forests and other natural resources legislation in the past few years, not only does not contribute to improving the environmental situation, and, on the contrary, lead to even greater human impact on the environment, lack of economic incentives for the modernization of production and technology, which will inevitably lead to an increase in tension in this area. The keynote speaker was Doctor of Law, Professor L.A. Timofeev. They touched on legal support of the fishing industry in Russia to join the World Trade Organization. In light of the Conference on Sustainable Development «Rio +20» and the adoption of a number of policy documents in the federal environmental, Professor N.I. Makhonko in his report paid attention to the basic principles of the environmental policy of the Russian Federation, which are implemented with the participation of all stakeholders. From the point of view of the protection and rational use of natural resources was analyzed rates of the Town Planning Code of the Russian Federation regulating relations in the sphere of land use planning and zoning, Associate Professor, PhD E.Yu. Chmykhalo, resulting concluded that a specification of the requirements of environmental legislation in the rules GrK Russia, as well as the active form of legal mechanism to facilitate their implementation. At the round table were also made associate professors E.N. Abanina, D.A. Agapov, T.V. Volkova, S.J. Korolev, O.V. Kulikova, Y.V. Sorokina, E.A. Suhova, Art. teacher E.A. Tarasova, graduate students and undergraduates of the department. Terms of the issues was broad: improvement of legislation on land reclamation, the problem of providing land rights, protection of wildlife, the development of fisheries management, forest management, nuclear energy development, land management and other issues. The round table was made certain conclusions about the need for further research on the issues discussed.

Текст научной работы на тему «Инженерная экология как основа выхода из современного экологического кризиса»

9 См.: Мнение А. Береговских о новеллах законопроекта // Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации. URL: http://www.gisa.ru/71709.html (дата обращения: 18.02.2013).

10 URL: http://www.lawmix.ru/lawprojects/3948/ (дата обращения: 18.02.2013).

11 См.: Землякова Г.Л. Указ. соч.

12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 52, ч. 1, ст. 5276; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4594.

13 См.: Чередников А.В. Градостроительное зонирование как способ определения правового режима земель // Экологическое право. 2011. № 6. С. 35-39.

14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; 2013. № 9, ст. 873.

15 См.: Боголюбов С.А. Указ. соч. С. 575.

16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации 1999. № 18, ст. 2222; 2012. № 26, ст. 3446.

17 Документ публикован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Д.А. Агапов

ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ВЫХОДА ИЗ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

D.A. Agapov

ENGINEERING ECOLOGY AS A BASIS FOR OVERCOMING THE CURRENT ECOLOGICAL CRISIS

В 1963 г. великий американский политолог Линтон К. Колдуэлл писал: «Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности. Наиболее же важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить»1.

Сегодня у нас есть реальная возможность изменить пагубный для всего живого ход исторического развития цивилизации, сделать так, чтобы на основе грамотного выстроенного управления природопользованием и ресурсосбережением можно было решить одновременно сразу две важнейшие задачи: ресурсную и экологическую. Эти задачи в настоящее время можно реализовать с помощью организационно-правовых, экономических и инженерно-технических методов, которыми в совокупности оперирует инженерная экология — раздел экологии, рассматривающий воздействие инженерных сооружений на природу, а также влияние состояния природной среды на функционирование этих сооружений. Ее можно определить как управление или создание устойчивых экосистем, которые объединяют человеческое общество с окружающей средой в интересах обоих.

Данное направление зародилось около 30 лет назад, и особо активно развивается в последние 10 лет. Цели инженерной экологии включают в себя восстановление экосистем, которые были существенно нарушены деятельностью человека; разработку новых устойчивых экосистем, основанных на приоритете общепринятых экологических ценностей. В настоящее время существует и активно развивается не только научное, но и практическое (прикладное) направление в области инженерной экологии и экологического менеджмента.

© Агапов Дмитрий Александрович, 2013

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия). 223

Принимается целый ряд экологических программ как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Весьма знаменательным и актуальным в настоящее время стал Указ Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»2. В соответствии с данным Указом в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду необходимо:

1) провести в 2013 г. в Российской Федерации Год охраны окружающей среды;

2) Правительству РФ обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года охраны окружающей среды;

3) органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года охраны окружающей среды.

Как мы можем восстановить наше городское пространство для природы? Как сделать так, что бы в будущем города стали зеленее, а воздух и вода чище? Заманчивая идея вернуться к естественным функциям и формам живой природы и при этом идти вперед по пути прогресса. Данные вопросы обсуждались Международным экологическим инженерным обществом в Цюрихском университете прикладных наук (ZHAW) в январе 2012 г.

Безусловно, природные ресурсы становятся все более дефицитными, а человеческие общество осуществляет серьезное давление на естественную среду обитания и экосистему в целом. Эта тенденция будет ускоряться, т. к. все большая а часть населения земного шара стягивается в города. Происходит глобальная ? урбанизация населения. Города постепенно перерастают в городские агломерации й — пространственно и функционально единые группировки поселений городского | типа, составляющие общую социально-экономическую и экологическую систему. I Агломерации превращаются в конурбации и мегаполисы.

| Если окружающая среда наших городов должны стать более пригодной

го

| для жизни человека, то мы, соответственно, должны искать новые способы

| разумного планирования и формирования нашего жизненного пространства

| в соответствии с современными экологическими требованиями; моделировать

§■ новое эко-общество на благо нынешнего и будущих поколений. Экологический

° инжиниринг, или эко-технологии, — это практический подход к возвращению

£ или «вживлению» городов в окружающую природную среду. | Несмотря на разнообразие инженерно-экологических проектов по обновлению

I городской среды обитания, мнения сходятся на трех основных факторах успеха:

1 необходимо вначале создать достойный проект, далее принять его и, наконец,

0

° реализовать с участием широкого круга заинтересованных сторон (как общества, ¿5 так и государства). Тесный диалог всех заинтересованных сторон приводит к

1 целостности подхода и единству усилий в его реализации на всех стадиях про-| цесса. Помимо одобрения общественности, возможности принятия его рынком,

требуется еще и создание благоприятных основ политики, что зачастую имеет решающее значение для успеха.

Устаревшие взгляды регулирующего органа могут быть непреодолимым препятствием для быстрого внедрения новых идей. И, наоборот, надежно созданный организационно-правовой тыл станет гарантом реализации достойного 224 эко-проекта.

При взаимодействии с заинтересованными сторонами этот необходимый триумвират (гражданская инициатива — государственная политика — финансирование) послужит доказательством того, что концепция будет работать на практике, чтобы выйти за критический порог, от замыслов к реальности.

Однако не всегда это доступно: продвигающие эко-проект или эко-концепция должны быть настроены на конструктивный диалог, а проектировщики создать новые устойчивые связи между общественностью, властями и источником финансирования.

Современное состояние мышления слишком много фокусируется на том, что плохо, что, в свою очередь, ставит под сомнение как то позитивное, что уже сделано в данном направлении, так и продолжающиеся усилия в направлении сокращения потребления энергии и уменьшения выбросов в окружающую среду.

Для того чтобы человеческая деятельность была еще эффективнее, требуются дальнейшие серьезные шаги в данном направлении. Например, в настоящее время необходимо переосмыслить сам «жизненный цикл» любого продукта, постараться сделать так, чтобы, выполнив свое предназначение, он не остался грудой хлама, как это обычно у нас бывает, не забивал городские свалки, а возвращался на производство в качестве вторсырья и тем самым свести к минимуму воздействие на окружающую среду, дать возможность природе меньше отдавать, а людям — заниматься полезным делом. Эффективность производства при этом возрастет, а антропогенная нагрузка снизится.

Необходимо дать возможность городу очиститься от производственного и бытового мусора, всевозможных загрязнений и выбросов. И здесь следует реализовать сразу несколько направлений на пути к основной цели, что потребует многоаспектной комбинации подходов.

Города должны перейти от неэффективного «линейного» цикла к ресурсосберегающим «круговым», повсеместно внедряя безотходные производства. Последний отличается тем, что все отходы производства превращаются в сырье для роста производства в будущем.

В настоящее время городские системы утилизации отходов функционируют таким образом, чтобы подорвать и повредить здоровье и благополучие экосистем на местном, региональном и глобальном уровнях. Утилизационные стоки сбрасывают через городские системы, не заботясь о происхождении и назначении отходов.

Концепция безотходного производства основывается на вторичном использовании якобы ненужных утилизированных материалов и запуске их в новый производственный процесс. Сведение к нулю отходов производства способствуют лучшему использованию материалов, максимальному снижению количества загрязнения окружающей среды, запуская замкнутую систему производства и потребления, осуществляя движение в его логическом направлении к цели «обнуления» количества отходов путем осуществления следующих шагов:

1) повышение эффективности повторного использования и переработки продуктов и материалов;

2) реализация стратегий по уменьшению объемов и токсичности вышедших из употребления изделий и материалов;

3) поощрение и поддержка использования вышедших из употребления продуктов и материалов с целью стимулирования и управления экономическими процессами и развития трудовых ресурсов.

Стратегия минимизации отходов производства и потребления на предприятии должна включать два основных направления: сокращение вредных и ненужных компонентов в источнике их образования и переработку отходов (схема)3:

Изменение линейных производственных циклов на круговые означает начало всеобъемлющего политического и социально-экономического переосмысления. Ни одна стратегия не может достичь «нулевых отходов». Тем не менее, первый важный шаг, часто простой акт установления целевых показателей, является решающим, поскольку это будет показатель дальнейшего прогресса.

Одно из главных препятствий на пути реализации эффективной эко-политики в рамках отдельно взятого города или производства — отсутствие вертикальной координации власти в данном направлении, которая будет являться также стержнем для горизонтальной координации усилий вокруг общей цели.

В российском законодательстве существует целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих размещение отходов, это: Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г.4, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»5, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»6, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»7, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ8, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ9, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ10, Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»11, Приказ МПР России от 18 декабря 2002 г. № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право

работы с опасными отходами»12, Приказ МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»13, Приказ МПР России от 2 декабря 2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода»14 и др.

Однако до настоящего времени не принято ни одного нормативно-правового акта федерального уровня, регулирующего вопросы вторичной переработки мусора или «нулевых отходов». Минимизация отходов, а в идеале нулевые отходы — это, прежде всего, ответственная государственная социально-экономическая политика. Например, местные органы власти в Новой Зеландии, столичной территории Канберры в Австралии, графств Дель Норте и Санта Крус в Калифорнии установили цели нулевых отходов. План по твердым отходам г. Сиэтл поддерживает нулевые отходы как свой руководящий принцип, а г. Карборро в Северной Каролине принял резолюцию, поддерживающую создание плана по нулевым отходам.

Нулевые отходы — это также надежная деловая практика. Фирмы Interface Inc., Kimberley Clarke, Hewlett-Packard, Herman Miller Inc., Xerox, Milliken & Company, Du Pont а США, SaskPower и Bell в Канаде вместе с японскими фирмами Toyota, EBARA, Chichibu Onoda Cement и Ogihara взяли обязательства по нулевым выбросам и получают выгоду15.

Нулевые отходы в отличие от принципа минимизации отходов предусматривают полное перепроектирование промышленной системы. Это происходит тогда, когда общество и государство больше не могут смотреть на природу как на бесконечного поставщика материалов. Тогда все — государство в лице своего правительства, субъекты Федерации и предприниматели — должны пересмотреть свои цели с тем, чтобы они больше не имели оснований опустошать земные ресурсы, а могли развиваться дальше по направлению к новому, стабильному будущему.

Нулевые отходы — это не пустые грезы, это, прежде всего, качественная эко-концепция на государственном, общенациональном уровне, квинтэссенция смысла мировой экономики; ключ любой промышленно-развитой страны к конкурентному преимуществу в глобальном рынке. Нулевые отходы — это современное экономическое превосходство: стремиться к качеству, а не к количеству и правовая поддержка государства в этом процессе должна иметь решающее значение.

1 CaldwellLynton K. Environment: A New Focus for Public Policy? // Public Administration Review. 1963. Vol. 23. № 3. P. 137.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 33, ст. 4634.

3 См.: Ферару Г.С. Экологический менеджмент. Ростов н/Д, 2012. С. 246.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 18, ст. 2066.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2012. № 26, ст. 3446.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009; 2012. № 31, ст. 4317.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 14, ст. 1650; 2012. № 26, ст. 3446.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; 2013. № 8, ст. 720.

9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954; 2013. № 9, ст. 875.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; 2013. № 9, ст. 873.

11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 45, ст. 4476.

12 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 См.: Природно-ресурсные ведомости. 2001. № 45.

14 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 8.

15 См.: Йесен М. Отказываясь от идеи отходов. Необходимость политики нулевых отходов в настоящее время / пер. с англ. и доп. А.Г. Юдина. М., 2004. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.