Научная статья на тему 'Инженерная деятельность как содержание практики студентов'

Инженерная деятельность как содержание практики студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практика студентов / инженерная деятельность / подбор кадров
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A system of students of the mechanical faculty practicing at Kharkov Machine-Building Works Svet Shakhtyora is described. The purpose of the system is to put into practice engineering activity, reveal abilities of students, and to promote optimization of the engineering staff of the enterprise in perspective. The system"s effectiveness was confirmed by seven-year experience.

Текст научной работы на тему «Инженерная деятельность как содержание практики студентов»

УДК 378:001.891:658.3.012.2

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

А.З. Ульяновский, доцент, ХНАДУ, нач. отдела, завод “Свет шахтера”

Аннотация. Описывается система практики студентов механического факультета на харьковском машиностроительном заводе «Свет шахтера». Цель системы -придать практике характер инженерной деятельности, выявить способности практикантов, в перспективе - способствовать оптимизации состава инженерных кадров предприятия. Эффективность системы подтверждена 7-летним опытом применения.

Ключевые слова: практика студентов, инженерная деятельность, подбор кадров.

Введение

В рамках филиала кафедры подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования ХНАДУ на Харьковском машиностроительном заводе «Свет шахтера» разработана и внедрена новая система организации и проведения практики студентов механического факультета с 1-го по 5-й курс включительно.

Внедрение системы осуществлялось при содействии руководства механического факультета, кафедры ПТСДМО, филиала кафедры на заводе и кафедры технологии металлов м материаловедения.

Описываемая система практики является комплексной и охватывает все виды практики: учебную после 1-го курса, производственную (на старших курсах), преддипломную.

Концепция и цель системы

Студенты-первокурсники должны получить по возможности более полное представление о современном машиностроительном заводе и его продукции.

Студенты должны приобщиться к инженерной деятельности, получить основные представления о характере инженерного труда. Студентам необходимо вменить в обязанность и дать возможность в ходе практики принять участие в этой работе.

На этом этапе студенты должны получить возможность оценить себя с профессиональной точки зрения, сделать предварительные выводы о

своих способностях, о склонностях (например, быть проектировщиком, расчетчиком, работать в цехе, лаборатории и т.п.).

Наконец, студентам следует дать представление о тех проблемах, с которыми им придётся столкнуться на старших курсах и после окончания вуза. Для этого студенты должны хотя бы в самых общих чертах ознакомиться с инженерными дисциплинами, которые им предстоит изучать. На этом этапе студенты получают возможность оценить предстоящие трудности и перспективы, сделать выводы о правильности выбора профессии. Студенты должны узнать о методах каждодневной работы на производстве, о тактике ведения деловых переговоров, об основах служебной этики и профессиональных взаимоотношений.

На старших курсах и в особенности на преддипломной практике студенты должны участвовать в выполнении анализа конструкции и опыта эксплуатации изделий, в оценке существующих и поиске новых компоновочных решений, по возможности участвовать в реальных процессах разработки и постановки продукции на производство, учиться формулировать цели и задачи деятельности в заданной области, в частности, выбрать тему своего дипломного проекта, оценить ее реальный смысл, актуальность, разработать основные конструкторские и технологические решения проекта и определить их осуществимость.

Реализация концепции

Рассмотрим основные этапы практики студентов 1-го курса.

Разумеется, практика включает ряд формальных процедур: инструктаж по технике безопасности,

заполнение дневника, составление отчета о практике. На протяжении первой трети времени, отведенного на практику, студенты знакомятся с изделиями завода, областью их применения, условиями эксплуатации. В цехах практиканты наблюдают работу оборудования, знакомятся с технологическими процессами изготовления деталей и сборки изделий.

Студенты изучают структуру предприятия, функции и особенности деятельности инженерных и управленческих подразделений, работу социальных и административных структур, а также испытательного центра, лабораторий и др.

Одновременно студентам излагаются (в доступной форме) элементарные сведения по взаимозаменяемости, допускам и посадкам, базированию и базам, разработке и постановке продукции на производство, обеспечению технологичности конструкций, применению системы предпочтительных чисел, маркетингу. Все эти сведения иллюстрируются и подкрепляются реальными и наглядными производственными примерами.

Объем и содержание получаемой студентами информации призваны служить базой для выполнения основной задачи: творческого осмысления и анализа этой информации, выработки рекомендаций и предложений.

Это основная часть работы студента на практике. Она носит строго индивидуальный характер и проводится в два этапа.

На первом этапе студенту выдается чертеж детали или простой сборочной единицы одного из изделий завода (каждому студенту - свой чертеж; чертежи не повторяются). Студент должен изучить и описать изделие (конвейер, дробилку, перегружатель и др.), в котором применяется деталь, изображенная на чертеже; изучить и описать сборочную единицу (привод, гидромуфту, редуктор и т.п.), куда входит деталь; ознакомиться с конструкцией детали, оценить (насколько студенту удастся) обоснованность и целесообразность именно такой конструкции, применяемых материалов, термической обработки и т.д.

Затем студент должен рассмотреть и оценить особенности самого чертежа: наличие и необходимость видов, сечений, разрезов, характер простановки размеров, содержание технических требований; оценить правильность оформления чертежа, наличие необходимых реквизитов, определить, нет ли ошибок. Выявление студентами ошибок в чертеже оказывается весьма полезным в педагогическом отношении: заметно возрастает интерес практикантов к работе с чертежом, усиливается соревновательный характер работы членов группы, повышается самооценка студентов.

Далее студенту необходимо ознакомиться с технологическими процессами изготовления детали.

В заключение студенту предлагается (факультативно, но достаточно настойчиво) рекомендовать мероприятия по усовершенствованию детали -её конструкции, конфигурации, материала, термической обработки и т.д., а также технологии изготовления. Понятно, что это удается не всем практикантам.

На втором этапе студенту предлагается решить некоторую задачу, связанную с теоретическим курсом и заводской тематикой. Эти задачи, общим числом более шестидесяти, сгруппированы по пяти направлениям: конструкторские; технологические; конструкторско-технологические;

методические; маркетинг и дизайн. Например, студенты должны предложить:

- конструкцию (способ, схему) для измерения уровня масла в редукторе конвейера (решение усложняется тем, что конвейер может устанавливаться под разными углами к горизонту);

- несколько способов изготовления деталей типа «шайба» (следует учесть назначение детали, размер партии и сделать выбор между механической обработкой, штамповкой и другими способами);

- структуру и программу деятельности создаваемого на предприятии отдела маркетинга;

- новые виды продукции завода, которые могут быть освоены предприятием и иметь обеспеченный сбыт (последние две задачи, как и аналогичные другие, рассчитаны на студентов, стремящихся к менеджменту и коммерческой деятельности; численность таких студентов заметно возрастает, но не все они понимают, что и эти сферы деятельности требуют знаний и способностей).

Руководитель практики знакомит студентов с содержанием всех задач, после чего каждый студент выбирает задачу по своим склонностям и интересам. Некоторые студенты выбирают для решения 2-3 задачи, что говорит как об их заинтересованности, так и о целесообразности предложенной методики практических занятий.

В отчете о практике фиксируется информация, полученная студентом (описание предприятия, его продукции и условий её эксплуатации, работа с чертежом, решение задачи), собственные соображения, предложения и выводы практиканта. Сдача (защита) отчёта составляет содержание зачета по практике.

Индивидуальный характер заданий исключает возможность широкого заимствования студентами материалов практики друг у друга, обеспечивает известную оригинальность отчётов и позволяет достаточно достоверно и объективно оценить каждого студента - его знания, уровень развития, до некоторой степени его перспективность как специалиста, особенно с учетом ответов студента на вопросы при сдаче зачёта.

Содержание практики студентов старших курсов включает повторение некоторых материалов практики после 1-го курса. Это позволяет студентам вспомнить и более профессионально оценить полученную информацию. Вместо работы с чертежом детали и решения задач студенты более глубоко изучают устройство изделий завода, сравнивают их между собой, анализируют тенденции их развития, выполняют основные расчёты, оценивают компоновочные решения. При этом сохраняется принцип строгой индивидуальности заданий студентам.

Целью практики на 4-м и 5-м курсах является выбор темы проекта бакалавра, дипломного проекта, поиск и нахождение концепции этих проектов - формулирование идеи, проработка компоновочного решения, определение средств реализации задуманной конструкции и технологии изготовления изделия. Фактически в период практики начинается работа над дипломным проектом. В этом смысле период практики определяет глубину и качество проекта.

Возможность использовать при этом заводскую проблематику, заводские разработки, опыт специалистов предприятия оказывается весьма важной для профессионального становления будущих инженеров. Выполнение дипломного проекта (бакалавра, специалиста) или квалификационной работы (магистра) при этом существенно облегчается. Особенно это относится к проектам (работам), выполняемым по заводской тематике и связанным с реальной деятельностью предприятия. Авторы таких проектов, принимаемые на работу на предприятие, как правило, легко адаптируются к производственным условиям, их профессиональный и должностной рост заметно ускоряется.

Выводы

Новые формы практики студентов, разработанные и осуществленные автором настоящей публикации при содействии и поддержке деканата механического факультета, кафедры ПТСДМО и её филиала на заводе «Свет шахтера», кафедры ТКММ, образуют достаточно стройную систему. Эта система является комплексной, так как охватывает весь период обучения и все виды практики, будучи при этом связана с лекционным материалом. В основе системы лежат два принципа:

1) обеспечение возможности и одновременно побуждение студентов к творческой деятельности, их приобщение к инженерному труду в условиях реального производства;

2) строго индивидуальный характер заданий, выдаваемых студентам, и в силу этого - необходимость самостоятельной работы в период практики.

Этим, а также объемом и содержанием предварительно получаемой практикантами информации определяется эффективность системы. В результате система обеспечивает более совершенную подготовку учащихся, чем при традиционных формах практики. Уровень дипломных проектов студентов, проходивших практику по новой системе, оказывается, как правило, выше, чем проектов, выполненных в традиционных рамках.

Следует назвать ещё одно существенное преимущество новой системы практики. Это преимущество уже не для студентов, не для вуза, а для предприятия, на котором проходит практика: предприятие имеет возможность наблюдать за развитием студентов и их становлением как специалистов, получает объективную и достоверную характеристику каждого студента, оценивает его способности и склонности, выделяет перспективный контингент и принимает меры для пополнения своего персонала квалифицированными кадрами. Разумеется, важным условием реализации этого преимущества является стабильность состава группы практикантов, приходящих из года в год на предприятие.

Новые формы практики применяются уже на протяжении более семи лет и получили одобрение деканата механического факультета, сотрудников кафедр, а также студентов.

Выпускники ХНАДУ, проходившие практику по описанной системе и работающие ныне в СКБ и других подразделениях завода (А.В. Абрамов, А.С. Гуленко, Н.О. Лебедько и др.), быстро повышают свою квалификацию, должностные категории и, соответственно, зарплату. Всего на завод «Свет шахтера» принято за последние годы более двадцати выпускников ХНАДУ.

Применение описанной системы практики свидетельствует о её преимуществах и позволяет рекомендовать новые формы практики студентов-механиков (будущих конструкторов, технологов, производственников) для широкого применения.

Рецензент: В.В. Ничке, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 26 января 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.