Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал Российской экономики'

Инвестиционный потенциал Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал Российской экономики»

я я V V V

Инвестиционным потенциал российской экономики

Д.О. Чухланцев

глава инвестиционно-консалтинговой компании «Тонап», руководитель рабочей группы «Регионы России» Американской торговой палаты, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, кандидат экономических наук

В последние годы вследствие позитивных результатов реализации социальноэкономической политики государства укрепляется положительный инвестиционный имидж России в мировом сообществе. Проведение реформ позволило решить значительное число проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны. Политика Правительства Российской Федерации направлена на ликвидацию административных барьеров для предпринимательской деятельности, совершенствуется налоговая политика и налоговое администрирование, проводятся структурные реформы, предпринимаются шаги по развитию антимонопольного законодательства и обеспечению справедливой конкуренции.

Развивающаяся экономика России нуждается в многократном увеличении инвестиционного потока. Для этого должны быть созданы условия, гарантирующие российским и иностранным инвесторам неприкосновенность капитала и минимизацию риска его потери. Общеизвестно, что определяющим фактором при принятии иностранными инвесторами решения об инвестировании в той или иной стране является наличие благоприятного инвестиционного климата, то есть совокупности политических, экономических, правовых, административных и прочих условий инвестиционной деятельности. В связи с этим огромную роль играют гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам, а также наличие правовых механизмов защиты иностранного капитала на территории принимающего государства.

Для решения стратегической задачи -обеспечение высоких темпов роста эконо-

мики России - необходимо дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности и активности, ускорение обновления основного капитала.

В настоящее время размер инвестиций в основной капитал не соответствует потребностям растущей экономики нашей страны. Российская банковская система пока не может предоставить благоприятные кредитные условия, в поисках долгосрочных инвестиционных средств российские компании вынуждены выходить на мировой рынок.

Проанализируем инвестиционную деятельность в экономике России в 2004 году.

По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), за 2004 год объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 2 729,8 миллиарда рублей с увеличением относительно 2003 года на 10,9 процента. Это несколько ниже аналогичного показателя в 2003 году - 12,5 процента.

В 2004 году темпы роста инвестиций в основной капитал сохранились на достаточно высоком уровне, превысив темпы роста основных макроэкономических показателей. В III квартале 2004 года наблюдалось замедление динамики инвестиций, однако в ноябре - декабре темпы роста инвестиций (с исключением сезонного фактора) вновь ускорились (рис. 1).

Сдерживали инвестиционную активность остающиеся высокими риски в экономике, что было обусловлено наличием проблем в сфере собственности (в том числе в связи с приобретением государственной «Роснефтью» компании «Юганскнефтегаз»), не-

январь январь- январь- январь-январь-январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь-февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

□ 2003 год ■ 2004 год

Рис. 1. Темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования нарастающим итогом к соответствующему периоду предыдущего года, %

совершенством институтов финансового посредничества. Инвестиционную активность также сдерживала ситуация, сложившаяся в банковской сфере в середине года.

В то же время на инвестиционную привлекательность экономики оказали положительное влияние такие факторы, как снижение административных барьеров для предпринимательской деятельности (в декабре 2003 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), проведение реформы государственного управления, направленной на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику, сокращение нерыночного сектора экономики (продажа пакета акций компании «ЛУКОЙЛ»). Существенное положительное влияние на инвестиционный климат оказывает активное развитие банками программ кредитования, особенно потребительского, что ведет к росту платежеспособного спроса населения.

Численная характеристика инвестиций в основной капитал, направленных на развитие отраслей экономики (по данным Минэкономразвития России), представлена в таблице 1.

Несмотря на то, что в структуре инвестиций продолжает доминировать топливный сектор, можно отметить признаки диверси-

фикации инвестирования. Так, за январь -сентябрь 2004 года доля инвестиций в топливный сектор по сравнению с тем же периодом прошлого года сократилась на 2,9 процента. При этом инвестиции в нефтедобывающую промышленность сократились в абсолютном выражении с 162,6 миллиарда рублей в январе - сентябре 2003 года до

141,3 миллиарда рублей в январе - сентябре 2004 года. Доля инвестиций в основной капитал в промышленности сократилась до

42.6 процента с 44,4 процента за аналогичный период 2003 года, в строительстве - с

3.1 до 2,8 процента, доля инвестиций в транспортную отрасль увеличилась с 17,7 до 19,1 процента, в отрасль «связь» - с 3,9 до 6,9 процента, в сельское хозяйство - с

2.6 до 3,0 процента.

Проанализируем структуру инвестиций в

основной капитал по источникам финансирования. 2004 год характеризуется следующими изменениями в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. Отмечается тенденция к увеличению доли собственных средств предприятий и организаций в общем объеме инвестиций. За январь - сентябрь 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года доля собственных средств выросла на

1.2 процента (объемы собственных средств за указанный период возросли в сопоставимых ценах на 7,9 процента). В том числе доля амортизации в общем объеме инвестиций увеличилась за этот период на 1 процент и составила 26,2 процента. Снижение доли привлеченных средств произошло в

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие отраслей экономики (без учета субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)

Январь - сентябрь 2004года Январь - сентябрь 2004года, % к январю - сентябрю 2003года

млрд р. % к итогу

Инвестиции в основной капитал 1 321,0 100 105,7

в том числе:

отрасли, производящие товары 640,3 48,5 104,4

отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги 680,7 51,5 107,0

Из общего итога:

промышленность 562,6 42,6 105,2

из нее: электроэнергетика 73,7 5,6 109,1

топливная 250,9 19,0 100,7

нефтедобывающая 141,3 10,7 93,8

нефтеперерабатывающая 22,4 1,7 115,7

газовая 67,4 5,1 97,8

угольная 14,3 1,1 156,5

химическая и нефтехимическая 23,9 1,8 107,2

черная металлургия 47,2 3,6 в 2,0 р.

цветная металлургия 37,7 2,9 91,5

машиностроение и металлообработка 40,9 3,1 101,2

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 20,2 1,5 113,0

производство строительных материалов 9,5 0,7 105,1

стекольная и фарфорофаянсовая 9,2 0,7 в 2,0 р.

легкая 2,2 0,2 115,2

пищевая 41,1 3,1 82,0

мукомольно-крупяная и комбикормовая 1,7 0,1 94,2

медицинская 1,5 0,1 65,7

полиграфическая 1,5 0,1 73,1

строительство 36,9 2,8 82,9

сельское хозяйство 39,1 3,0 116,7

лесное хозяйство 0,3 0,02 87,5

транспорт 252,4 19,1 97,4

связь 90,6 6,9 153,8

торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственнотехнического назначения 34,3 2,6 108,7

жилищно-коммунальное хозяйство 165,3 12,5 108,9

жилищное хозяйство 118,1 8,9 116,2

коммунальное хозяйство 46,5 3,5 92,9

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 31,5 2,4 97,9

образование 20,9 1,6 97,1

культура и искусство 13,9 1,1 105,6

наука и научное обслуживание 9,6 0,7 109,2

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 18,4 1,4 122,3

управление 21,6 1,6 113,7

основном за счет уменьшения доли бюджетных средств (на 1,9 процента). В то же время доля банковских кредитов увеличилась на 2,5 процента.

Численная характеристика структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (по данным Минэкономразвития России) представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без учета субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)

Структура инвестиций Январь - сентябрь 2004 года Январь - сентябрь 2003 года, % к итогу

млрд р. % к итогу

Инвестиции в основной капитал, в том числе по источникам финансирования: 1 321,0 100 100

собственные средства из них: 626,7 47,4 46,2

прибыль, остающаяся в распоряжении организаций 225,0 17,0 17,2

амортизация 346,7 26,2 25,2

привлеченные средства из них: 694,3 52,6 53,8

кредиты банков из них 102,3 7,7 5,2

кредиты иностранных банков 18,9 1,4 0,8

заемные средства других организаций 96,0 7,3 8,6

бюджетные средства в том числе: 223,5 16,9 18,8

из федерального бюджета 64,3 4,9 6,5

из бюджетов субъектов Российской Федерации 148,5 11,2 11,5

средства внебюджетных фондов 10,3 0,8 1,0

Прочие, из них: 262,2 19,9 20,2

средства вышестоящих организаций 155,9 11,8 12,6

средства, полученные на долевое участие в строительстве(организаций и населения) 45,7 3,5 4,2

средства от выпуска корпоративных облигаций 2,8 0,2 0,2

средства от эмиссии акций 3,1 0,2 0,2

Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа 70,7 5,4 5,9

Уточненный общий объем государственных капитальных вложений за 2004 год составил 86,4 миллиарда рублей, в том числе по Федеральной адресной инвестиционной программе - 80,7 миллиарда рублей. По

итогам 2004 года государственные капитальные вложения, в том числе по Федеральной адресной инвестиционной программе, профинансированы на 95,5 процента (рис. 2).

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

миллиардов рублей —в % к 2001 году в сопоставимых ценах

Рис. 2. Динамика государственных капитальных вложений

Большая часть государственных капитальных вложений Федеральной адресной инвестиционной программы, как и в предыдущие годы, была направлена на решение важнейших социальных проблем, не имеющих, как правило, альтернативных источников финансирования (рис. 3). По данным Минэкономразвития России, по итогам исполнения федерального бюджета в 2004 году на социальный комплекс направлены средства в размере 51,7 миллиарда рублей, что составило 64 процента от уточненного объема средств, предусмотренных на реа-

лизацию Федеральной адресной инвестиционной программы. Почти 24,6 процента от общего объема государственных капитальных вложений, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой, или 21,23 миллиарда рублей, направлено на жилищное строительство. Государственные капитальные вложения, выделяемые на жилищное строительство, способствовали активизации привлечения для этих целей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предприятий, организаций и населения.

□ 2003 год ■ 2004 год

Рис. 3. Динамика финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы, млн р.

В связи с ограниченными финансовыми возможностями региональных бюджетов в 2004 году оказывалась государственная адресная поддержка модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. По данным Минэкономразвития России, в 2004 году на финансирование строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства направлено 1,5 миллиарда рублей, на развитие и поддержание производственных комплексов - 12,26 миллиарда рублей, что составляет 15,2 процента от средств, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой на 2004 год. Средства в основном выделялись на реализацию таких федеральных целевых программ, как «Модернизация транспортной системы России», «Энергоэффективная экономика», «Национальная технологическая база», «Экология и природные ресурсы России». Это позволило оказать государственную поддержку строительству следующих важных объектов: Калининградская ТЭЦ-2, Усть-Среднеканская ГЭС в Магаданской области, первая очередь газопровода Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск, многоцелевой железнодорожный паромный комплекс в порту Усть-Луга Ленинградской области, грузопассажирский автопаромный терминал в городе Балтийске Калининградской области, Махачкалинский морской торговый порт, аэропорт «Храброво» в городе Калининграде и других объектов. Кроме этого, в 2004 году введен в эксплуатацию 3-й гидроагрегат Бурейской ГЭС мощностью 300 МВт. В республике Дагестан введены в эксплуатацию 2 автомобильных пункта пропуска пропускной способностью 550 автомобилей в сутки. Проведена комплексная реконструкция инженерной защиты гидротехнических сооружений (дамба) ФГУП ПО «Ульяновский машиностроительный завод». Продолжено финансирование проектов развития автомобильных дорог и внутренних водных путей, создания систем организации воздушного движения, модернизации и технического перевооружения научно-производственной и опытной базы научно-исследовательских институтов в целях развития и использования научного и инновационного потенциала для производства конкурентоспособной продукции.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» профинансирована в объеме 37,2 миллиона рублей государственных капитальных вложений. Это позволило провести работы по созданию инфокомму-никаций в сельской местности в субъектах Российской Федерации: Владимирской, Вологодской, Ленинградской, Новгородской областях, Республике Марий Эл, Чувашской Республике, Республике Тыва, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

Оказана адресная поддержка строительству и реконструкции объектов водного хозяйства, в том числе продолжено строительство защитных сооружений от наводнений в городе Санкт-Петербурге, легкой промышленности, объектов медицинской промышленности, обеспечивающих химическую и бактериологическую безопасность страны, а также проведение лесовосстановительных и лесоохранных мероприятий.

В 2004 году развитие специального комплекса профинансировано в объеме 4,7 миллиарда рублей. Это обеспечило реализацию важнейших проектов и мероприятий оборонно-промышленного комплекса, техническое перевооружение и модернизацию высокотехнологичных и наукоемких производств в рамках федеральных целевых программ «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Федеральная космическая программа России на 2001-2005 годы», «Мировой океан».

По данным Федеральной службы государственной статистики, по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2004 год, предусмотренных в Федеральной адресной инвестиционной программе, государственными заказчиками освоено 30 758,3 миллиона рублей государственных капитальных вложений, или 95 процентов годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. Данные, касающиеся освоения годового лимита государственных капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд в разрезе важнейших комплексов (отраслей) по итогам за 2004 года, представлены на рисунке 4.

ТЭК

Строительный комплекс Транспорт и связь Социальный комплекс АПК

Жилищное хозяйство Коммунальное строительство Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение Культура и искусство Образование Наука и научное обслуживание Специальный комплекс

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 110%

Рис. 4. Освоение годового лимита государственных капитальных вложений по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд

Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, освоен годовой лимит государственных капитальных вложений в строительном (100 %), социальном (99,4 %), транспортном (100%) комплексах, а также по отраслям: культура и искусство, АПК, коммунальное строительство. В то же время существенно ниже среднего уровня освоен годовой лимит государственных капитальных вложений по стройкам и объектам жилищного хозяйства (69 %), специального комплекса (73,3 %), науки и научного обслуживания (76,3 %).

По данным Минэкономразвития России, по состоянию на 1 января 2005 года из

2 747 строек и объектов только 1 827 полностью профинансированы. В то же время уровень финансирования 2,6 процента строек составил менее 50 процентов, а в отношении 25 процентов строек финансирование вообще не осуществлялось. В 2004 году 42,1 процента договоров о вводе в действие мощностей не были выполнены по причине отсутствия бюджетного финансирования. Численная характеристика структуры иностранных инвестиций в январе - сентябре 2004 года представлена в таблице 3.

В 2004 году продолжился рост иностранных инвестиций в российскую экономику. По состоянию на конец сентября 2004 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 73,4 миллиарда долларов США, что на 37,0 процента больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший

удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) -

57,5 процента (на конец сентября 2003 года - 51,7 процента), доля прямых инвестиций составила 40,5 процента (46,2 %), портфельных - 2,0 процента (2,1 %).В январе - сентябре 2004 года в экономику России поступило 29,1 миллиарда долларов США иностранных инвестиций, что на 39,4 процента больше, чем в январе - сентябре

2003 года.

В 2004 году иностранные инвестиции направлялись преимущественно в отрасли промышленности, торговли и общественного питания, доля которых в общем объеме иностранных инвестиций составила 81,8 процента (по данным за январь - сентябрь

2004 года). О повышении инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов свидетельствует повышение рейтинга России до инвестиционного уровня тремя ведущими рейтинговыми агентствами: Fitch, Moody’s и Standard & Poor’s. Численная характеристика отраслевой структуры иностранных инвестиций в январе - сентябре 2004 года (по данным Минэкономразвития России) представлена в таблице 4.

Численная характеристика страновой структуры иностранных инвестиций на конец сентября 2004 года (по данным Минэкономразвития России) представлена в таблице 5.

Таблица 3

Структура иностранных инвестиций в январе - сентябре 2004 года, млн долл. США

Январь - сентябрь 2004 года Январь - сентябрь 2003 года, %

млн долл. США %

к январю -сентябрю 2003 года к итогу к январю -сентябрю 2002 года к итогу

Инвестиции, из них: 29 135 139,4 100 161,9 100

прямые инвестиции, в том числе: 5 590 119,8 19,2 177,3 22,3

взносы в капитал 3 649 в 2,2 р. 12,5 154,7 7,9

лизинг 19 120,0 0,1 69,4 0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 1 192 84,3 4,1 137,7 6,8

прочие прямые инвестиции 730 46,2 2,5 в 3,1р. 7,5

портфельные инвестиции, в том числе: 227 в 2,8 р. 0,8 36,1 0,4

акции и паи 208 в 3,2 р. 0,7 49,5 0,3

долговые ценные бумаги организаций 19 118,4 0,1 17,1 0,1

прочие инвестиции, в том числе: 23 318 144,4 80,0 160,7 77,3

торговые кредиты 2 636 117,2 9,0 151,8 10,8

прочие кредиты из них: 20 357 148,6 69,9 162,0 65,5

на срок до 180 дней 3 393 111,9 11,7 100,5 14,5

на срок свыше 180 дней 16 964 159,0 58,2 196,1 51,0

прочее 325 159,4 1,1 186,2 1,0

Таблица 4

Иностранные инвестиции в экономику России в январе - сентябре 2004 года, млн долл. США

Поступило Погашено (выбыло) Накоплено на конец сентября 2004 года

всего % к итогу

Всего из них: 29 135 17 930 73 429 100

промышленность 14 282 6 208 30 856 42,0

строительство 197 55 791 1,1

сельское хозяйство 48 5 306 0,4

транспорт 486 261 3103 4,2

связь 1 003 2 347 3 852 5,3

торговля и общественное питание 9 557 6 789 20 515 27,9

в том числе внешняя торговля 6 585 4 432 13 821 18,8

оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 245 75 778 1,1

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1 133 1 117 3 700 5,0

жилищно-коммунальное хозяйство 10 5 271 0,4

туризм 5 0,4 21 0,0

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 691 243 3729 5,1

управление 653 557 2363 3,2

Таблица 5

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец сентября 2004 года, млн долл. США

Накоплено В том числе Справочно

всего % к итогу прямые порт- фельные прочие поступило в январе -сентябре 2004 года

Всего инвестиций 73 429 100 29 769 1 475 42 185 29 135

из них по основным странам- инвесторам, в том числе: 62 853 85,6 23 997 1 255 37 601 24 936

Нидерланды 10 678 14,5 7 858 43 2 777 3 587

Люксембург 10 560 14,4 280 1 10 279 6 757

Кипр 9 580 13,0 5 545 562 3 473 2 850

Германия 9 378 12,8 2 410 7 6 961 1 168

Великобритания 7 422 10,1 1 460 143 5 819 4 856

США 6 670 9,1 4 207 412 2 051 1 624

Франция 4 206 5,7 364 0,1 3 842 1 925

Виргинские о-ва (Брит.) 1 611 2,2 873 52 686 553

Швейцария 1 608 2,2 738 15 855 1 048

Австрия 1 140 1,6 262 20 858 568

В январе - сентябре 2004 года основными странами-инвесторами являлись Нидерланды, Люксембург, Кипр, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходилось 79,7 процента от общего объема накопленных иностранных инвестиций и

74,3 процента от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В настоящее время российская финансовая система в значительной мере удовлетворяет потребности экономики в краткосрочных ресурсах, но пока не способна предоставлять достаточные ресурсы долгосрочного характера. Эту проблему можно решить только путем развития банковского сектора, повышения его капитализации, развития рынка долговых ценных бумаг. Необходимо создать благоприятные условия для рынка ипотечных услуг, лизинга, инвестиционных банков и организованных рынков товаров и производных от них финансовых инструментов; для деятельности основных поставщиков долгосрочных инвестиций - институциональных инвесторов: инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Также

необходима разработка комплекса мер, направленных на диверсификацию российской экономики. Это и только это позволит динамично развиваться стране, более высокими темпами развивать социальные отрасли, инфраструктуру, создавать рабочие места и условия для расширенного воспроизводства.

В настоящее время в силу однобокости российской экономики совершенно очевидна зависимость ее экспорта от мировой конъюнктуры цен. Сырьевая направленность экспорта товаров из России делает отечественную экономику уязвимой. Имея огромные возможности в сфере экспорта услуг, начиная от экспорта высокотехнологичных услуг, мы потеряли эту нишу. Россия была «законодателем мод» по многим технологиям в сырьевых отраслях, да и сейчас наша страна является технологическим лидером по целому ряду направлений. Но, к сожалению, на этой базе пока не удалось выстроить такую систему, чтобы прирост экспорта и прирост производства товаров с высокой добавленной стоимостью опережал прирост экспорта сырьевых товаров. Именно эта задача является главной. Однако сразу

возникает вопрос, какие условия должны быть созданы государством для того, чтобы произошел принципиальный сдвиг в российской экономике и в структуре российского экспорта. Справедливо утверждать, что одна из главных задач диверсификации российской экономики - повышение ее открытости.

Проанализируем показатели социальноэкономического развития регионов России в 2004 году. Российские регионы значительно различаются между собой по уровню экономического развития. Такой дифференциации нет ни в одной промышленно развитой стране - там речь идет о десятках процентах, в России - о десятках раз. Это создает разнородную социально-экономическую среду и препятствует формированию единого экономического пространства.

В региональном социально-экономическом развитии Российской Федерации в 2004 году по сравнению с предыдущим годом значительных изменений не произошло. Сохраняется рост основных показателей экономического и социального развития регионов, социально-экономический потенциал страны по-прежнему концентрируется в высокоразвитых регионах, вместе с тем отмечаются довольно значительные межрегиональные различия в уровнях безработицы и доходах населения, объемах инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности регионов.

По данным Минэкономразвития России, по сравнению с 2003 годом в 2004 году в боль-

120

шинстве субъектов и во всех федеральных округах Российской Федерации объем промышленного производства (с учетом оценки объемов производства малых предприятий, промышленных подразделений при непромышленных организациях) увеличился.

Более высокими темпами, чем в 2003 году, растет промышленное производство в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном федеральных округах.

Высокими темпами наращивались объемы промышленного производства в Санкт-Петербурге (114,1 % ), Архангельской (137,9 %), Калининградской (125,8 %), Московской (114,1 %) и Ростовской (117,1 %) областях, республиках Дагестан (116,6 %), Мордовия (113,4 %), Алтай (116,3 %). Однако промышленные предприятия Смоленской, Ульяновской, Астраханской, Камчатской, Магаданской и Читинской областей, республик Ингушетия и Калмыкия, Коми-Пермяцкого, Усть-Ордынского Бурятского и Корякского автономных округов не вышли на уровень 2003 года. Индексы промышленного производства по федеральным округам Российской Федерации приведены на рисунке 5.

Более половины всего объема промышленного производства по-прежнему приходится на 12 субъектов Российской Федерации (рис. 6).

Численная характеристика параметров промышленного производства в субъектах Российской Федерации в 2004 году (по данным Минэкономразвития России) представлена в таблице 6.

110 ■

100 -

Рис. 5. Индексы промышленного производства в федеральных округах Российской Федерации в 2004 году (в % к 2003 году)

Другие регионы 49,8% (50,4)

Ямало-Ненецкий автономный округ 3,0% (2,6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кемеровская область 3,1% (2,7)

Республика Башкортостан 3,7% (2,7)

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

9,4% (8,3)

Красноярский край 3,3% (3,2)

Республика Татарстан 3,7% (3,8)

г. Москва 5,1% (6,2)

Свердловская область 4,2% (4,2)

Московская область 4,1% (4,2) Самарская область 4,0% (4,1)

г. Санкт-Петербург 3,6% (4,0)

Челябинская область 4,0% (3,6)

Рис. 6. Доля субъектов Российской Федерации в объеме промышленного производства в 2004 году (2003 год)

Во всех регионах Центрального федерального округа объемы промышленного производства увеличились, за исключением Смоленской области, где сократился выпуск продукции в отраслях топливной промышленности, электроэнергетики, легкой, химической и нефтехимической, пищевой промышленности. Высокие темпы роста промышленной продукции (более 110 %) отмечаются в Московской, Тульской, Ивановской и Тверской областях в основном за счет наращивания производства в отраслях машиностроительного комплекса и пищевой промышленности.

По сравнению с 2003 годом в Северо-Западном федеральном округе продолжает сохраняться самый высокий среди других федеральных округов рост промышленного производства за счет высоких темпов роста промышленного производства в городе Санкт-Петербурге, Архангельской (включая Ненецкий автономный округ) и Калининградской областях. На машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях этих регионов завершено выполнение ряда крупных заказов, а также отдельных этапов работ по строительству судов военного и гражданского назначения. Предприятия Санкт-Петербурга наращивают выпуск энергооборудования различной мощности для российских и зарубежных заказчиков, высокий уровень производства также достигнут в строительно-дорожном, коммунальном и железнодорожном машиностроении.

Улучшилась ситуация в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Архангельской и Калининградской областях, Республике Карелии, что связано с продолжающейся модернизацией производственной базы, увеличением загрузки производственных мощностей, расширением номенклатуры выпускаемой продукции, проведением эффективной сбытовой политики на предприятиях отрасли.

В регионах Южного федерального округа высокие темпы роста промышленного производства по-прежнему сохраняются в республиках Дагестан и Адыгея, Ростовской области (более 114 %). По сравнению с

2003 годом сократилось промышленное производство в республиках Ингушетия и Калмыкия, в основном за счет сокращения производства в нефтедобывающей, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов, и Астраханской области в результате сокращения производства на машиностроительных предприятиях.

В Приволжском федеральном округе объем промышленного производства увеличился во всех регионах, кроме Ульяновской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Высокие темпы роста промышленного производства (более 110 %) отмечены в республиках Марий Эл и Мордовия, Чувашской Республике и Оренбургской области, где высокими темпами развиваются отрасли машиностроения и металлообработки.

Таблица 6

Промышленное производство в субъектах Российской Федерации в 2004 году (кроме автономных округов, входящих в состав края, области)

Темпы роста Доля в общем объеме промышленного производства России*

промышленного производств а к 2003 году Высокая Средняя Низкая

(более 2,0 %) 1,0—2,0 % 0,5—1,0 % (менее 0,5 %)

Высокие (более 110 %) Московская область Город Санкт-Петербург Ленинградская область Ростовская область Оренбургская область Республика Саха (Якутия) Тульская область Архангельская область Новосибирская область Омская область Тверская область Калининградская область Чувашская Республика Республика Мордовия Ивановская область Республика Марий Эл Республика Дагестан Республика Адыгея Республика Тыва Республика Алтай

Средние (105-110 %) Тюменская область Город Москва Свердловская область Самарская область Республика Татарстан Вологодская область Волгоградская область Белгородская область Саратовская область Владимирская область Приморский край Республика Карелия Томская область Курская область Новгородская область Пензенская область Брянская область Орловская область Курганская область Псковская область КабардиноБалкарская Республика

Ниже средних (100-105 %) Челябинская область Республика Башкортостан Красноярский край Кемеровская область Нижегородская область Пермская область Липецкая область Иркутская область Краснодарский край Удмуртская Республика Мурманская область Республика Коми Воронежская область Алтайский край Ставропольский край Рязанская область Калужская область Кировская область Ярославская область Хабаровский край Сахалинская область Костромская область Республика Бурятия Республика Хакасия Тамбовская область Амурская область Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия - Алания Еврейская автономная область

Менее 100 % Смоленская область Ульяновская область Астраханская область Камчатская область Магаданская область Читинская область Республика Калмыкия Республика Ингушетия

Итого 58,4 % 19,6 % 15,4 % 6,6 %

* Доля дана от суммы промышленного производства по регионам.

В промышленном производстве Уральского федерального округа определяющая роль принадлежит топливной промышленности (нефтяной и газовой), которая сосредоточена в Ханты-Мансийском - Югра и Ямало-Ненецком автономных округах (по итогам 2004 года темп роста составил 110,8 и 103,2 процента соответственно), черной металлургии, которая доминирует в Челябинской и Свердловской областях (темп роста составил 105,7 и 104,5 процента соответственно). Существенное влияние на экономическое развитие округа оказывает машиностроительный комплекс (важнейшая отрасль в Курганской области, ее доля значительна в Свердловской и Челябинской областях). Темпы роста промышленного производства в регионах Уральского федерального округа составляют 104,6-110,5 процента к уровню 2003 года.

По итогам 2004 года в Читинской области Сибирского федерального округа отмечен спад в производстве промышленной продукции на 1,7 процента в связи со снижением выпуска продукции, прежде всего в угольной промышленности и электроэнергетике. В отраслевой структуре промышленности Сибирского федерального округа по-прежнему ведущее положение (более четверти всего объема производства в стоимостном выражении) занимает цветная металлургия, более 80 процентов продукции которой выпускается предприятиями Красноярского края и Иркутской области (по итогам

2004 года темпы роста составили 100,9 и 105,9 процента соответственно).

Более 12 процентов промышленного производства приходится на долю электроэнергетики, более 50 процентов ее производства обеспечивают предприятия Кемеровской области, Красноярского края и Иркутской области. Свыше 14 процентов занимает топливная промышленность, в которой доминирует угольная отрасль и, соответственно, Кемеровская область. Также динамично развивается нефтедобывающая промышленность в Томской области.

В Камчатской области Дальневосточного федерального округа объемы промышленного производства сократились на 5,1 процента, в основном за счет снижения выпус-

ка продукции в рыбной промышленности, промышленности строительных материалов и цветной металлургии. Не вышли на уровень 2003 года и предприятия Магаданской области (96,8 %) из-за сокращения производства продукции цветной металлургии. В структуре промышленного производства Дальневосточного федерального округа определяющая роль принадлежит цветной металлургии (почти третья часть всей промышленности округа), основную часть которой производят предприятия Республики Саха (Якутия), электроэнергетике (Приморский и Хабаровский края, Республика Саха (Якутия) и пищевой промышленности, которая представлена предприятиями Приморского и Хабаровского краев, а также Камчатской и Сахалинской областей.

В 2004 году в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации объем продукции сельского хозяйства сохранился на уровне 2003 года. По сравнению с другими федеральными округами более высокими темпами растет сельскохозяйственное производство в Южном федеральном округе (115 %).

По сравнению с 2003 годом в 2004 году оборот розничной торговли увеличился в большинстве субъектов Российской Федерации. Максимальное его увеличение (более чем на 20 процентов в сопоставимых ценах) отмечено в Калужской, Московской, Тверской и Оренбургской областях, Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике. Высокий рост (115,0-120,0 %) также отмечен в Ставропольском и Приморском краях, республиках Адыгея и Башкортостан, Белгородской, Костромской, Курской, Тульской, Калининградской, Псковской, Волгоградской, Курганской, Кемеровской, Новосибирской, Челябинской, Свердловской, Тюменской, Читинской, Амурской и Сахалинской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Агинском Бурятском и Еврейской автономных областях. Снизился оборот розничной торговли в Чукотском и Корякском автономных округах.

В 2004 году прирост оборота розничной торговли был выше, чем в 2003 году, во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного (рис. 7).

ГО

Центральный Северо- Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Западный

2003 год □ январь-июнь 2004 года ■ 2004 год

Рис. 7. Индексы физического объема оборота розничной торговли в федеральных округах Российской Федерации в 2004 году (в % к 2003 году)

По сравнению с 2003 годом в 2004 году объем платных услуг населению увеличился практически во всех регионах, причем наиболее значительно в Архангельской (на

21,6 %), Мурманской (на 19,4 %), Сахалинской (на 16,8 %) областях, республиках Дагестан (на 45,9 %) и Калмыкия (на 25 %), Карачаево-Черкесской Республике (на 15,4 %), Санкт-Петербурге (на 14,3 %).

Повышается уровень жизни населения, о чем свидетельствует рост денежных доходов на душу населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, снижение темпов инфляции. Однако в регионах показатели уровня жизни населения существенно различаются.

По оценкам экономических органов субъектов Российской Федерации, по сравнению с 2003 годом в 2004 году реальные денежные доходы населения возросли практически во всех субъектах Российской Федерации в результате роста оплаты труда в отраслях экономики, в том числе в бюджетной сфере, своевременных текущих выплат детских пособий из федерального бюджета, снижения задолженности по выплате социальных пособий из бюджетов субъектов Российской Федерации и умеренного роста потребительских цен.

По данным Минэкономразвития России, в январе - ноябре 2004 года в целом по России среднемесячная начисленная заработная плата одного работника составила 6 655 рублей. Среди субъектов Российской Федерации самый высокий уровень зара-

ботной платы был отмечен в Ямало-Ненецком (23 692 р.), Ханты-Мансийском (19 040 р.) и Чукотском (18 163 р.) автономных округах; городе Москве (10 256 р.), самый низкий - в республиках Дагестан, Северная Осетия-Алания, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, а также в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чувашской республиках (3 020-4 001 р.). Такая разница в уровне заработной платы объясняется различной отраслевой структурой экономики. Более высокий уровень заработной платы имеют работники газовой, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии, электроэнергетики, а также органов финансирования, кредитования и страхования.

В 2004 году по сравнению с 2003 годом среднедушевые денежные доходы увеличились почти во всех субъектах Российской Федерации. В 8 субъектах Российской Федерации они выросли более чем на 30 процентов. В декабре 2004 года среди субъектов Российской Федерации среднедушевые денежные доходы различались в 10 раз (минимальные - в Республике Ингушетии -

3 339,2 рубля, максимальные - в городе Москве - 32 905,8 рубля), в декабре 2003 года - в 12 раз (в Республике Ингушетии -2 323,4 рубля и городе Москве - 26 953,8 рубля).

Однако, несмотря на общий рост денежных доходов населения в регионах страны, в Республике Ингушетии, Коми-Пермяцком, Корякском и Усть-Ордынском Бурятском

автономных округах они по-прежнему ниже величины прожиточного минимума. Они составляют группу регионов, среднедушевые денежные доходы которых позволяют приобрести менее 2-х минимальных наборов продуктов питания.

В течение 2003 - 2004 годов доходы консолидированных бюджетов стабильно росли во всех субъектах Российской Федерации. Состав группы регионов, в основном

формирующих налоговые доходы консолидированного бюджета, остается неизменным - города Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская и Свердловская области, республики Башкортостан и Татарстан, Красноярский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В январе - ноябре 2004 года в этих регионах собрано 58,8 процента от всех налогов и сборов (рис. 8).

Другие субъекты Российской Федерации 41,2%

Красноярский край 2,3 %

Свердловская область 2,2 %

Самарская область 2,1 %

Республика

Татарстан

2,7 %

Республика

Башкортостан

2,2 %

город Москва 19,4 %

Ханты-Мансийский автономный округ

15,6 %

Ямало-Ненецкий автономный округ 5,5 %

Московская область 3,5 %

город

Санкт-Петербург 3,3 %

Рис. 8. Доля субъектов Российской Федерации в общей сумме собранных налогов и сборов в январе - ноябре 2004 года

Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации в январе - ноябре

2004 года исполнен с профицитом в размере 151,3 миллиарда рублей, или 7,06 процента от доходов. Свои расходные обязательства регионы на 88,17 процента профинансировали за счет собственных средств.

Увеличилась обеспеченность субъектов Российской Федерации собственными доходами и, соответственно, уменьшилась зависимость регионов от федеральной помощи. По данным Минэкономразвития России, по состоянию на 1 декабря 2004 года в 40 субъектах Российской Федерации бюджетная обеспеченность (доля собственных доходов в общих расходах бюджета субъекта) превысила 80 процентов. Низкая бюджетная обеспеченность (доля собственных доходов в общих расходах бюджета субъек-

та - менее 40 процентов) отмечена в 11-ти субъектах Российской Федерации (по итогам 2003 года - в 12; 2002 года - в 20 субъектах Российской Федерации). Численная характеристика параметров максимальной и минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 1 декабря 2004 года (по данным Минэкономразвития России) представлена в таблице 7.

Среди субъектов Российской Федерации самые высокие бюджетные доходы на душу населения (более 96 тыс. р.) отмечены в Эвенкийском, Чукотском, Ханты-Мансийском, Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах, самые низкие (6,5-7,4 тыс. р.) - в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае, Тамбовской и Ульяновской областях.

Таблица 7

Максимальная и минимальная бюджетная обеспеченность субъектов Российской Федерации на 1 декабря 2004 года, %

Максимальное значение Минимальное значение

Тюменская область 152,40 Чеченская Республика 8,03

Ненецкий автономный округ 125,69 Республика Ингушетия 13,31

Ханты-Мансийский автономный округ 123,59 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 15,86

Липецкая область 123,04 Республика Тыва 18,56

Республика Мордовия 121,56 Коми-Пермяцкий автономный округ 20,71

Вологодская область 113,54 Республика Дагестан 21,77

Чукотский автономный округ 112,12 Республика Алтай 28,48

Ямало-Ненецкий автономный округ 111,40 Корякский автономный округ 30,80

Самарская область 110,42 Кабардино-Балкарская Республика 32,12

Челябинская область 108,87 Карачаево-Черкесская Республика 34,86

Пермская область 105,90 Еврейская автономная область 37,60

Получение регионами финансовой помощи из федерального бюджета в значительной степени определяется межрегиональными различиями в объемах собственных доходов. По данным Минэкономразвития России, по состоянию на 1 декабря 2004 года максимальная федеральная помощь на душу населения была выделена Корякскому, Чукотскому, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам (31,6-44,5 тыс. р.), минимальная - Липецкой (402,7 р.) и Самарской (534,5 р.) областям.

По оценке экономических органов Российской Федерации, по сравнению с 2003 годом значительно увеличились объемы

140 130 120 110 100 90 80

инвестиций в Кировской, Ленинградской, Липецкой, Челябинской, Кемеровской, Курской, Костромской, Вологодской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области, Коми-Пермяцком автономном округе (в 1,1-2 раза).

Меньше, чем в 2003 году, привлечено инвестиций в Смоленской, Тульской, Томской, Читинской, Камчатской областях, Республике Ингушетия (на 5- 40 %). Численная характеристика темпов роста инвестиций в основной капитал по федеральным округам Российской Федерации (по данным Минэкономразвития России) показана на диаграмме (рис. 9).

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневос-

точный

■ 2003 год ЕЗ январь - сентябрь 2004 года ■ январь - декабрь 2004 года (оценка)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Темпы роста инвестиций в основной капитал в федеральных округах Российской Федерации (в % к аналогичному периоду 2003 года)

В 2004 году на территориях 58 субъектов Российской Федерации объемы построенного жилья превысили уровень 2003 года. Высокие темпы жилищного строительства сохраняются в Омской, Новгородской, Липецкой, Московской, Сахалинской, Волгоградской областях. По сравне-

нию с другими федеральными округами более высокими темпами ведется строительство жилья в Центральном и СевероЗападном федеральных округах. Меньше чем в 2003 году введено жилья в регионах Дальневосточного федерального округа (рис. 10).

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

□ январь-июнь Пянварь-сентябрь Вянварь-декабрь

Рис. 10. Темпы строительства жилых домов в федеральных округах Российской Федерации в 2004 году (в % к соответствующему периоду 2003 года)

В 2004 году населением за свой счет и с помощью кредитов было построено 16 144,6 тысяч квадратных метров общей площади жилых домов, что составило

39,4 процента от общего объема жилья, введенного в этот период.

В Южном федеральном округе индивидуальными застройщиками введено почти 73 процента от всего объема жилья, в Приволжском - 61,3, в Сибирском - 46,7, в Дальневосточном - 45,3, в Уральском -

43,6 процента, в Центральном и СевероЗападном федеральных округах - 35,1 и

25,2 процента соответственно. В Республике Адыгея, Удмуртской Республике, Магаданской области, Коми-Пермяцком и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах все жилье построено индивидуальными застройщиками.

Численность населения из-за естественной убыли продолжает сокращаться в большинстве субъектов Российской Федерации. По данным Минэкономразвития России, естественный прирост населения в январе -ноябре 2004 года, как и в 2003 году, зафиксирован лишь в 17 субъектах Российской Федерации, в том числе в Чеченской Рес-

публике - 20 054 человек, республиках Дагестан - 23 257, Ингушетия - 4 672, Калмыкия - 713, Алтай - 449, Тыва - 1 837, Саха (Якутия) - 4 541, Кабардино-Балкарской Республике - 643, Ямало-Ненецком автономном округе - 3 749 и Ханты-Мансийском автономном округе - 9 646 человек.

Ситуация на рынке труда в значительной части субъектов Российской Федерации остается стабильной. В конце декабря 2004 года в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,9 миллиона человек, в том числе 359,7 тысячи человек в Чеченской Республике.

По сравнению с началом года существенно увеличилось число официально зарегистрированных безработных в Южном и Сибирском федеральных округах.

Примечание: показатели по Южному федеральному округу приведены без учета показателей Чеченской Республики.

Проблема занятости населения по-прежнему остра для регионов Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где нагрузка на одну заявленную предприятиями вакансию среди не занятого

350 1 300 ■ 250 ■ 200 150 100

50

00"

Очі ю

а> <£ ^

ю

ю

__ (Р

о

г- £!

Центральный Северо-Западный

□декабрь 2002 года

Южный Приволжский Уральский

■декабрь 2003 года

Сибирский Дальневосточный

■декабрь 2004 года

Рис. 11. Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, в федеральных округах Российской Федерации

(на конец месяца, тысячи человек)

трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости, значительно превышает среднероссийское значение (в целом по стране - 2,7 человека) (рис 11). По состоянию на конец декабря 2004 года наибольшая нагрузка на одну заявленную предприятиями вакансию зарегистрирована в Южном (7,8 человека), Сибирском (4,4 человека) и Дальневосточном (4,2 человека) федеральных округах, наименьшая - в Центральном федеральном округе (1,0 человека).

Таким образом, можно утверждать, что причиной различия в уровнях социальноэкономического развития регионов России являются региональные барьеры, препятствующие обороту товаров, услуг и капитала.

Одновременно с проведением анализа инвестиционной деятельности и социально-экономического развития российских регионов справедливо совершить исторический экскурс, касающийся прохождения инвестиционных процессов в России. История показывает, что иностранные инвестиции не всегда приходилось «заманивать» в Россию какими-либо специальными мероприятиями. В конце XIX века Россия была любимицей иностранного капитала. Тогда западные экономисты рассуждали о том,

что лет через сто Россия станет первой страной мира по уровню промышленного развития. Эти рассуждения сами по себе стимулировали приток иностранного капитала на российский рынок. Именно в России использовались самые передовые мировые технологии.

Прошло примерно сто лет с того времени, как западные прогнозисты предрекли превращение России в мирового промышленного лидера. Действительно, за последние десять лет в нашей стране многое изменилось, и многое достигнуто: это и значительный прогресс в проведении банковской реформы, и принятие нового Налогового кодекса, Таможенного кодекса, Кодекса корпоративного поведения, это и осуществление мероприятий по переходу на Международные стандарты финансовой отчетности. Все эти меры создали в России платформу для дальнейшего привлечения прямых зарубежных инвестиций. Инвесторы хотят и ищут возможности работать в России. Чтобы помочь им в этом и сделать инвестиционный климат еще более привлекательным, необходимо продолжить процесс положительных перемен для укрепления финансовой инфраструктуры.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается существенный прирост прямых иностранных инвестиций - как по

объему, так и по количеству проектов. Однако, говоря об инвестиционном климате, необходимо отметить, что его привлекательность и идеальные условия не всегда равнозначны. Среди основных препятствий для инвестиционной деятельности, как и прежде, остаются высокие административные барьеры, недостаточная защита прав инвесторов и предпринимателей, малая мощность банковской системы и низкая развитость механизмов трансформации сбережений в инвестиции. Многие эксперты и организации, занимающиеся как исследованиями, так и практической работой в этой сфере, говорят о существовании значительных препятствий для инвестиций в Россию как на федеральном, так и региональном уровнях. России нужны масштабные инвестиции в 20-30 миллиардов долларов США в год. Иностранные инвесторы могут прийти только в том случае, если они почувствуют готовность государства действительно поддерживать конкурентоспособный инвестиционный климат.

В заключение подчеркнем, что в настоящее время в рамках решения стратегической задачи обеспечения высоких темпов роста экономики России необходимо дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности и активности, а для этого, на наш взгляд, необходимо решение одной из наиболее актуальных проблем российской экономики - инновационное развитие предприятий реального сектора и создание инновационной инфраструктуры. Согласно «Индикаторам инновационной деятельности», публикуемым Федеральной службой государственной статистики, в российской промышленности доля инновационно-активных предприятий не превышает 10 процентов. Показатель просто несопоставим с аналогичным показателем в странах Европейского союза (50 %) и тем более в США (70 %).

Учитывая тот факт, что внутренняя конъюнктура российского рынка практически отвечает интересам потенциальных инвесторов, но они зачастую имеют необъективную информацию или вообще таковой не имеют,

необходимо более широкое представление инвестиционных проектов предприятий.

В рамках решения этой задачи Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации и инвестиционно-консалтинговой компанией «Тонап» разработано справочное издание «Инвестиционный потенциал регионов России», в котором содержатся ответы на многие вопросы, возникающие перед потенциальными инвесторами. Однако основная ценность издания заключается в том, что в нем подробно рассмотрено социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом, представлен прогноз на краткосрочную и среднесрочную перспективы, проанализировано социально-экономическое развитие в каждом из 89 регионов России (с учетом географического положения, природно-климатических ресурсов, экологической обстановки, развития инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства, внешнеторговой деятельности и т. д.), описана проводимая в них инвестиционная политика, приведен исчерпывающий перечень регионального законодательства в области инвестиций и раскрыта информация о планируемых и реализуемых в регионах инвестиционных проектах. В информационных материалах этого справочного издания публикуются проработанные инновационные решения предприятий реального сектора, которые могут быть сразу восприняты рынком. Справочник представляет своего рода информационный коридор, который обеспечивает передачу технологий инновационного развития промышленных предприятий рынку, так как именно финансовые ресурсы послужат рывком, позволяющим направить российскую экономику на инновационный путь развития. Справочное издание «Инвестиционный потенциал регионов России», раскрывая инвестиционные возможности всех 89 субъектов Российской Федерации, позволяет потенциальным инвесторам найти привлекательный объект вложения средств, а предприятиям - инициаторам инвестиционных проектов - найти источник финансирования для таких проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.