Научная статья на тему 'Инвестиционный климат страны и региона: оценка и перспективы'

Инвестиционный климат страны и региона: оценка и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / INVESTMENTS / INVESTMENT RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернигина Елена Аркадьевна

В статье рассматриваются особенности инвестиционного климата Российской Федерации и Воронежской области, дается характеристика проводимым административным мероприятиям по привлечению инвестиций в различные сектора экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment climate of the country and region: estimation and prospects

In the article the features of an investment climate of the Russian Federation and the Voronezh region are considered, the characteristic to the spent administrative actions for attraction of investments into various sectors of a national economy is given

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат страны и региона: оценка и перспективы»

УДК 330.322(:338.436.33)

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ СТРАНЫ И РЕГИОНА:

ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Е.А. Чернигина

В статье рассматриваются особенности инвестиционного климата Российской Федерации и Воронежской области, дается характеристика проводимым административным мероприятиям по привлечению инвестиций в различные сектора экономики страны.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные риски.

Общая экономическая ситуация, сложившаяся за последние годы на территории Российской Федерации, большинством инвесторов рассматривалась как благоприятная. Даже в условиях разразившегося мирового финансового кризиса инвестиционный климат страны можно расценивать таковым потенциально. Основная масса отечественных и зарубежных инвесторов едина в своем понимании важности инвестиций для дальнейшего развития экономики России. Однако существующая схожесть взглядов касается не только позитивных факторов. Особого внимания заслуживают сомнения и чаяния иностранных инвесторов в отношении реалий инвестиционного климата и их оценка предпринимаемых Правительством Российской Федерации шагов по улучшению инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала в экономику страны.

Аналитики отмечают преобладание двоякого отношения инвесторов в вопросе вложения средств в экономику России. С одной стороны, налицо огромные размеры российского рынка, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов при их невысокой стоимости, прогресс законодательной и фискальной реформы. Противовес этому -ужесточение государственного контроля над политическими процессами в стране и рост вмешательства государства в экономику, сопровождаемые высоким уровнем бюрократизации и коррупции. Свою долю неопреде -ленности вносит неясная ситуация с демократическими преобразованиями, в особенности с выборами власти федерального и регионального уровней. Тем не менее влияние многих из этих факторов может быть переоценено, о чем свидетельствовали данные о

стабильном росте инвестиций в экономику страны на протяжении последних лет.

Большинство инвесторов заявляет о своем положительном опыте работы на российском рынке согласно достигнутого уровня продаж, прибыли и реализации намеченных бизнес-планов. Этому способствуют прояснение системы налогообложения и снижение налогового бремени, упрощение процесса оформления документов для регистрации компании. В течение последних лет налоговая система страны стала одной из наиболее привлекательных черт, характеризующих инвестиционную среду в стране. В Налоговом кодексе закреплены сравнительно низкие ставки налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость, уровни которых являются одними из самых низких в Европе.

Также были достигнуты значительные успехи в улучшении деловой среды в стране за счет снижения количества бюрократических процедур, необходимых для открытия нового бизнеса, были значительно упрощены процессы легализации и лицензирования. По данному показателю Россия значительно обходит основных конкурентов в борьбе за инвестиции - Китай, Индию, Бразилию. Другим действенным инструментом экономической политики стало учреждение особых экономических зон, промышленных и инновационных, которые характеризуются существенными налоговыми послаблениями бизнесу, действующему в них. Положительный вклад также внесло образование Инвестиционного фонда в рамках федерального бюджета (ежегодного и запланированного на три года при условии сохранения высоких цен на нефть). Необходимо упомянуть и улучшение законодательной среды внутри страны, что в

данном аспекте подразумевает формирование и единое трактование законов для отечественных и зарубежных инвесторов.

Основными факторами, ограничивающими приток иностранных инвестиций, являются недостаточное воплощение на практике модернизированных правил ведения бизнеса в стране и остающееся в достаточной степени политизированным трактование принятых законов. Деятельность иностранных инвесторов внутри страны по-прежнему достаточно ограничена.

Для преодоления негативных факторов, препятствующих улучшению инвестиционного климата, Правительством Российской Федерации регулярно предпринимаются определенные шаги по привлечению инвесторов и снижению оттока капитала из страны. Наибольший положительный эффект имели поправки к Закону об акционерных обществах, либерализация Закона о денежном обращении, поправки к Налоговому кодексу, Закону о рекламе и о конкуренции. Данные меры по развитию законодательной базы заметно повысили степень доверия как к российскому рублю, так и к экономике в целом.

Государственное регулирование экономики и возросшая доля государственной собственности в крупнейших компаниях, преимущественно «стратегических» отраслей (аэрокосмос, природный газ, страхование, электроэнергия, оборона, природные ресурсы, ликероводочное производство и крупные строительные проекты), оказывают противоречивое воздействие. Очевидные тенденции нескольких последних лет показывают, что государство будет продолжать консолидировать свои позиции как главного собственника стратегических секторов экономики, постепенно освобождаясь от своих владений в других секторах. Присутствие государства в малом и среднем бизнесе планомерно модернизируется.

Несмотря на проводимую Правительством политику поощрения интереса инвесторов к отрасли сельского хозяйства и производства товаров народного потребления, на сегодняшний день эти отрасли не достигли стабильных положительных результатов в привлечении инвесторов.

Государственная поддержка будет обеспечена тем проектам, внедрение которых нацелено на развитие инфраструктуры нацио-

нального значения, создание и развитие элементов национальной системы инноваций и гарантирующих институциональную трансформацию. Эти три области признаны жизненно важными для стабильного развития экономики России, в котором участие капиталов инвесторов, в т. ч. иностранных, является одним из основных.

На региональном уровне в условиях рыночной экономики приток инвестиций играет определяющую роль в стратегическом развитии территориальных образований.

Инвестиции являются одним из факторов обеспечения устойчивого инновационного развития региона, институциональных преобразований, необходимых для технологической и финансовой реструктуризации предприятий, внедрения новых технологий.

Воронежская область является одним из крупнейших центров промышленного и аграрного производства ЦФО. Выгодное географическое положение региона, близость федерального центра, наличие крупных производственных мощностей и плодородных почв являются залогом формирования благоприятного инвестиционного потенциала.

Государственное регулирование инвестиционных процессов в Воронежской области осуществляется согласно федеральному и региональному законодательствам. Основным нормативным правовым актом Воронежской области является Закон Воронежской области от 27 апреля 2002 г. № 27-03 «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области». Закон определяет правовые, экономические и организационные условия привлечения в экономику Воронежской области капитала российских и иностранных юридических и физических лиц, предоставляет льготы по уплате налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций, земельного налога в части, зачисляемой в областной бюджет.

Несмотря на непрекращающуюся работу администрации области по привлечению в регион крупных инвесторов, потенциал Воронежской области на протяжении последних лет оценивался на уровне ниже среднего по сравнению с общим потенциалом Российской Федерации при достаточно высоком уровне инвестиционного риска (табл. 1).

Таблица 1

Инвестиционные риски Воронежского региона

Год Рейтинг Динамика Ранг риска Ранг потенциала Средневзвешенный индекс риска (Россия=1) Изменение индекса риска к предыдущему году: увеличение (+), снижение (-)

1995/1996 1A н/д н/д н/д н/д- н/д

1996/1997 1A подтвержден н/д н/д н/д н/д

1997/1998 2B понижен н/д 27 н/д- н/д

1998/1999 2B подтвержден 20 24 1,15 0,060

1999/2000 3B1 понижен 27 27 0,953 0,088

2000/2001 3B1 подтвержден 33 26 0,98 0,020

2001/2002 3B1 подтвержден 36 26 1,07 0,010

2002/2003 3B1 подтвержден 33 26 0,98 -0,010

2003/2004 3B1 подтвержден 25 28 1,03 0,050

2004/2005 3B1 подтвержден 42 25 1,025 0,000

2005/2006 3B1 подтвержден 40 29 1,091 0,006

2006/2007 3С1 понижен 68 29 1,240 0,148

2007/2008 3В1 подтвержден н/д н/д н/д н/д

Примечание. 1А - высокий потенциал-минимальный риск; 2В - средний потенциал, умеренный риск; 3В1 - пониженный потенциал, умеренный риск; 3С1 - пониженный потенциал, высокий риск. Источник: РА Эксперт

Воронежская область, по ежегодному рейтингу журнала «Эксперт», достаточно стабильно на протяжении последних лет, согласно наличию инвестиционных рисков, держится в третьем дивизионе, что говорит не только о невысоком инвестиционном потенциале региона, но и о стабильном присутствии риска для инвесторов. С одной стороны, это можно объяснить неравномерностью экономического развития территории области, наличием большого числа оборонных предприятий и медленными темпами перехода отраслей сельского хозяйства на рыночные рельсы, что обостряет межотраслевую конкуренцию внутри региона. С другой стороны, активная законодательная деятельность региональных властей отстает от реальных потребностей инвесторов, особенно в сравнении с соседними областями Центрального федерального округа. Инвесторов сдерживают отсутствие актуальной сложившейся ситуации региональной инвестиционной политики, системы гарантий в отношении ин-

весторов, отсутствие достоверной информации об инвестиционном потенциале области в территориальном и отраслевом разрезе.

К числу мер, предпринимаемых региональными властями по улучшению инвестиционного климата, относится поощрение создания в регионе вертикально интегрированных структур, в области сформирован информационный банк инвестиционных проектов, а в июне 2008 г. в регионе был проведен Первый Воронежский инвестиционный форум.

Поступила в редакцию 10.03.2009 г.

Chemigina E.A. Investment climate of the country and region: estimation and prospects. In the article the features of an investment climate of the Russian Federation and the Voronezh region are considered, the characteristic to the spent administrative actions for attraction of investments into various sectors of a national economy is given.

Key words: investments, investment risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.