Научная статья на тему 'Инвестиционный климат региона (на примере республики Саха (Якутия))'

Инвестиционный климат региона (на примере республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
950
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сомова Н.М.

Статья посвящена созданию благоприятного инвестиционного климата и перспективам развития Республики Саха (Якутия). Анализ состояния инвестиционного климата позволил автору определить приоритетные направления реализации новой инвестиционной стратегии, создающие предпосылки качественного экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат региона (на примере республики Саха (Якутия))»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Н. М. СОМОВА, научный сотрудник Институт региональной экономики Севера

Статья посвящена созданию благоприятного инвестиционного климата и перспективам развития РС (Якутия). Анализ состояния инвестиционного климата позволил автору определить приоритетные направления реализации новой инвестиционной стратегии, создающие предпосылки качественного экономического роста.

Ключевые слова: инвестиционный климат, бюджет, инвестиционная программа, привлечение инвестиций.

История оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата, стран мира насчитывает более 30 лет. Инвестиционный климат региона рассматривается как комплексная характеристика, состоящая из трех ключевых подсистем: инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и законодательных условий. Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений» [1].

В условиях экономического кризиса данная тематика исследования становится актуальной. Создание благоприятного и стабильного инвестиционного климата в регионе — одна из задач Правительства Республики Саха (Якутия) — РС (Я). Благодаря проводимой в регионе инвестиционной политике, объемы инвестиций в экономику РС (Я), в том числе и иностранных, постоянно увеличиваются. Не будучи регионом с благоприятными климатическими условиями, Якутия уверенно развивает отрасли производства, требующие больших инвестиций и затрат на первых этапах развития предприятий. Алмазная, угольная отрасли требуют значительных инвестиций, и не в каждом уголке земного шара инвесторы согласятся вкладывать деньги в такие производства. Нужна стабильность, понимание значимости экономических проектов

местными властями. Сегодня Якутия находится на новом витке истории и вновь выступает в роли форпоста, но уже экономического развития и катализатора интеграционных процессов на Дальнем Востоке. Главным направлением экономических реформ является реализация такой инвестиционной политики, которая нацелена на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение в целом эффективности экономики.

Инвестиционная привлекательность республики определяется совокупностью следующих ключевых факторов: наличием значительных запасов сырьевых и энергетических ресурсов, устойчивым экономическим ростом, стабильной положительной динамикой основных макроэкономических показателей, политической стабильностью, выгодным географическим положением и уникальным туристским потенциалом. Якутия — один из лидеров среди российских субъектов, активно участвующих в международном межрегиональном сотрудничестве, что немало способствует созданию привлекательного имиджа региона, благоприятных внешних условий для продвижения ее инвестиционного и экспортного потенциалов. В нынешних условиях, когда Якутия начинает реали-зовывать грандиозные финансовоемкие проекты, это крайне важно.

Якутский инвестиционный прорыв произошел на фоне формирования новой региональной политики РФ в отношении Восточной Сибири и Дальнего Востока. По поручению Президента Российской Федерации от 06. 01. 2006 № Пр-154 Правительством республики совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации была разработана «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.», которая была одобрена Правительством Российской Федерации 08. 02. 2007.

Схема предусматривает реализацию 83 инвестиционных проектов на общую сумму 2,5 трлн руб. [5]. Проект «Комплексное развитие Южной Якутии» будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства, получив поддержку из инвестиционного фонда РФ. До 2020 г. в регионе предполагается построить железную дорогу до г. Якутска с мостом и выходом до границы с Магаданской областью, создать круглогодичную сеть федеральных и республиканских автомобильных дорог с крупнейшим логистическим узлом в г. Якутск, модернизировать речной флот, построить экономичные электростанции. В результате намеченных планов в инфраструктурных областях к 2020 г. средневзвешенная стоимость завоза одной тонны условного груза в районы республики снизится в 2 раза, а тарифы на электроэнергию сравняются со среднероссийским уровнем.

В настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатывается Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона (Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край) до 2025 г. Внесены предложения Республики Саха (Якутия) о включении 122 инвестиционных проектов в проект перечня инвестиционных проектов Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.

Общая стоимость инвестиционных проектов, предлагаемых РС (Я) для включения в Стратегию, составляет 3,9 трлн руб., из них:

• в топливно-энергетический комплекс — 2 130

млрд руб.;

• горнодобывающий комплекс — 687 млрд

руб.;

• транспортный комплекс — 925 млрд руб.

По существу Якутия первой в Дальневосточном федеральном округе смогла не просто взглянуть на свое будущее через призму экономически выверенных прогнозов, но и убедить федеральный центр в обоснованности своих планов, привлечь в союзники правительство, обеспечить поддержку Инвестиционного фонда РФ. Республика точно обозначила точки роста и внятно продекларировала российскому и иностранному бизнесу инвестиционные проекты, которым будет обеспечена поддержка на всех уровнях власти. Заявленные инфраструктурные проекты, перспективы разработки нефтегазовых, золоторудных, угольных и других месторождений привлекательны уже сами по себе. Но объективные преимущества республики вряд ли могут быть раскрыты без правильно

выстроенной региональной инвестиционной политики, административной поддержки и «раскрутки» территории, в этом убеждены в Министерстве экономического развития республики [3]. Что касается инвестиционной программы республики, то приоритетными направлениями будут: социально-экономическое развитие села, газификация населенных пунктов, ведение геологоразведочных работ на территории Якутии, охрана здоровья населения и образование. Данные по объему инвестиций приведены в табл. 1 и 2.

По объему поступления иностранных инвестиций Якутия занимает второе место среди дальневосточных регионов. Общая сумма инвестиций по наиболее крупным проектам оценивается в 2,5 трлн руб., основная часть которых должна быть привлечена за счет средств частных инвесторов — 1,9 трлн руб. (76 %), расходы бюджета Республики Саха (Якутия) — 55 млрд руб., федерального бюджета с учетом Инвестиционного фонда РФ — 548 млрд руб. Предприятия с иностранным участием в Республике Саха (Якутия) действуют преимущественно в алмазогранильной промышленности (ООО «Саха-Дойч диамант», ЗАО Саха-бельгийская АК «Сабе», ООО «Чорон Даймонд», ОАО «СахаДаймонд») и угледобывающей отрасли (ООО СП «Эрчим Тхан», ООО СП «Эрэл»).

За 2003—2008 гг. значительно возросла заинтересованность к участию в развитии важнейших отраслей экономики крупнейших российских компаний, таких как ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», ОАО «Атомредметзолото», ОАО «Газпром», ЗАО «РУСАЛ Глобал Менеджмент» и др. Оценивая успехи региона в бюджетной сфере, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 04.12.2007 повысило долгосрочные рейтинги Республики Саха (Якутия) в иностранной и национальной валюте с уровня «B+» до «BB- «(BB минус). Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне «B». Fitch также повысило национальный долгосрочный рейтинг Республики Саха с уровня «A (rus)» до «A+ (rus)». По долгосрочным рейтингам по международной шкале в иностранной и национальной валюте и национальному долгосрочному рейтингу сохранен прогноз «Стабильный», что отражает меры, принимаемые республикой для улучшения структуры задолженности, а также стабильный операционный баланс бюджета и высокие темпы роста ключевых добывающих секторов промышленности.

Объем инвестиций в основной капитал по республике за 2002—2007 гг. составил 320,8 млрд

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, млн руб. *

Инвестиции Всего за 2007-2011 гг. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Инвестиции в основной капитал за счет 829 449,3 109 924,0 161 047,2 138544,4 187 799,2 232 134,5

всех источников финансирования в дейс-

твующих ценах

в сопоставимых ценах, в процентах к пре- - 175,9 135,2 80,5 127,3 116,1

дыдущему году

1. Средства, выделяемые из Федерального 152 851,3 5 174,6 22 705,0 23 917,7 40 595,9 60 458,1

бюджета в действующих ценах

в сопоставимых ценах, в процентах к пре- - 174,2 404,8 98,5 159,4 139,8

дыдущему году

2. Средства государственных социальных вне- 3 307,4 570,9 618,8 661,8 705,0 750,9

бюджетных фондов в действующих ценах

в сопоставимых ценах, в процентах к пре- - 73,2 100,0 100,0 100,0 100,0

дыдущему году

3. Инвестиционная программа Республики 26 993,2 2 544,1 3 000,0 7 046,9 6404,3 7 997,9

Саха (Якутия) в действующих ценах

в сопоставимых ценах, в процентах к пре- - 52,9 108,8 219,7 85,3 117,3

дыдущему году

4. Средства предприятий и организаций в 392 096,6 75 290,6 85 667,6 59 044,0 79 372,0 92 722,4

действующих ценах

в сопоставимых ценах, в процентах к пре- - 277,8 105,0 64,5 126,2 109,7

дыдущему году

5. Кредиты банков и заемные средства других 38 730,3 5 584,0 7 056,0 7 998,0 8 600,0 9 492,3

организаций в действующих ценах

в сопоставимых ценах, в процентах к пре- - 162,5 116,6 106,0 101,0 103,6

дыдущему году

6. Прочие источники в действующих ценах 216926,1 20 759,8 41 999,8 39 876,0 52 122,0 62 168,6

в сопоставимых ценах, в процентах к пре- - 88,7 186,6 88,8 122,7 112,0

дыдущему году

* По данным Министерства экономического развития РС (Я).

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по крупным инвестиционным проектам в разрезе мегарайонов и оценка их эффективности на 2007—2011 гг. *

Объем инвестиций в основной капитал Оценка прироста в 2011 г. по сравнению с 2006 г., %

Мегарайон 2007-2011 гг. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. Выпуск промышленной продукции Объем строительства Добавленная стоимость (ВРП)

Якутия 693,7 100,8 155,8 115,8 148,1 173,3 77,4 79,2 72,1

Западный 321,8 81,8 94,9 48,3 50,8 46,0 48,4 21,0 40,0

район

Южный 268,3 12,6 40,4 47,4 70,0 97,9 22,8 44,7 25,1

район

Северо-Вос- 57,0 2,5 8,3 8,9 17,9 19,5 2,8 8,9 4,3

точный район

Централь- 46,6 3,9 12,2 11,2 9,5 9,9 3,4 4,5 2,7

ный район

* По данным Министерства экономического развития РС (Я).

руб. Инвестиции в основной капитал на душу населения возросли с 22,9 тыс. руб. в 2001 г. до 131 тыс. руб. в 2007 г. Инвестиции в основной капитал за 4 мес. 2009 г. составили 60 млрд руб. (143,7 % к уровню прошлого года). По данному

показателю республика занимает 3-е место среди регионов Дальневосточного федерального округа. В целях презентации экономического потенциала, инвестиционной привлекательности и перспектив социально-экономического развития республики

ежегодно проводится конференция «Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)».

Правовые основы инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Якутии, определяются федеральными и республиканскими законами в области инвестиционной деятельности [2]. Основными мероприятиями по совершенствованию нормативной и правовой базы инвестиционной деятельности и по созданию благоприятного инвестиционного климата являются:

• совершенствование налоговой политики с целью уменьшения налогового бремени на предприятия республики и снижение административных барьеров;

• снижение административного вмешательства государства в производственные процессы предприятий;

• приватизация предприятий, находящихся в государственной собственности;

• разработка и совершенствование республиканских нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность;

• совершенствование страховой политики с целью уменьшения имущественных, инвестиционных рисков государства и инвесторов. Необходимы новые подходы в региональной

инвестиционной политике РС (Я). На данном этапе развития в качестве основных способов привлечения инвестиций в экономику региона возможно использование облигационных займов, привлечение стратегических финансовых инвесторов, внедрение института концессионных соглашений, создание благоприятного законодательного климата с пре-

доставлением государственных гарантий, повышение информационной открытости предприятий республики, содействие малому бизнесу и т. п. При определении дальнейших перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) одной из главных задач является реализация активной инвестиционной политики, нацеленной на обеспечение высоких и качественных темпов экономического роста за счет активизации инновационных процессов. В заключение важно отметить, что создание благоприятного инвестиционного климата в России и РС (Я) является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаглоев П., Белогур С. Инвестиционные просторы России // Российский инвестиционный вестник. 2007. № 3. С. 7.

2. Закон Республики Саха (Якутия) от 11.12.2002 З № 475-11 «О внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) «Об иностранных инвестициях в РС (Я)» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 11.12.2002 З N 476-11).

3. Минэкономразвития РС (Я): «Путеводитель по инвестициям».

4. Проект Концепции инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 г.

5. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.

X

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.