Научная статья на тему 'Инвестиционные возможности региона в организации финансирования образовательных услуг'

Инвестиционные возможности региона в организации финансирования образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афоничкин А. И., Егорова Г. В., Куприянова Е. Г.

Работа посвящена теоретической проработке и формированию модели инвестиционного развития образовательного учреждения в сфере высшего образования на базе интеграции методов государственного и частного инвестирования в образовательные услуги. Создание инвестиционных механизмов финансирования образовательных услуг позволит расширить сектор рынка образовательных услуг при обеспечении качества необходимого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is focused on theoretical research and modeling of investment development process of institutions of higher education. The research is based on the integration methods of state and private investment in educational services. Provided the quality meets the requirements, the creation of investment mechanisms for financing educational services will stimulate the growth of the educational market share.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные возможности региона в организации финансирования образовательных услуг»

СТОШШШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

А.И. Афоничкин, проректор Волжского университета им. В.Н. Татищева,

Г.В. Егорова, ст. преподаватель кафедры экономики Толъяттинского государственного института сервиса,

Е.Г. Куприянова, аспирант Волжского университета им. В.Н. Татищева

Работа посвящена теоретической проработке и формированию модели инвестиционного развития образовательного учреждения в сфере высшего образования на базе интеграции методов государственного и частного инвестирования в образовательные услуги. Создание инвестиционных механизмов финансирования образовательных услуг позволит расширить сектор рынка образовательных услуг при обеспечении качества необходимого уровня.

The paper is focused on theoretical research and modeling of investment development process of institutions of higher education. The research is based on the integration methods of state and private investment in educational services. Provided the quality meets the requirements, the creation of investment mechanisms for financing educational services will stimulate the growth of the educational market share.

Стремительное развитие научно-технического прогресса, интеграция России в мировое сообщество, в частности в ВТО, показывают все возрастающую роль образования в развитии общественного производства и становлении современного мирового информационного сообщества. В современных развитых странах более половины экономически активного населения занимается умственным трудом, требующим соответствующего образовательного уровня, что свидетельствует об интеллектуализации экономики стран и особом статусе таких отраслей социальной сферы, как образование и наука. Все это, в свою очередь, способствует формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного и духовного потенциала общества. Особая роль сферы образования объясняется ее спецификой в системе общественного разделения труда: она одновременно удовлетворяет запросы населения на образовательные услуги и воспроизводит главную производительную силу общества — квалифицированных работников для всех отраслей хозяйства.

Различным аспектам теории и практики управления образовательной деятельностью и экономики образования уделяется значительное внимание и в отечественной, и в зарубежной литературе. В связи с ростом потребности в высшем образовании и возникновением

в нашей стране рынка образовательных услуг как особой инфраструктуры, механизмы инвестирования в образование начинают разрабатываться, однако опыт в теории и практике организации подобных механизмов пока недостаточен и требуется проведение тщательных исследований для анализа и синтеза такого рода систем.

Анализ деятельности Министерства образования России дает основания предполагать его активное стремление к реформированию отечественной образовательной системы. При этом наблюдаются разные подходы к методам формирования как организационного механизма, так и содержательной структуры образовательной деятельности. Отсутствие единого подхода к выработке стратегии управления образовательной деятельностью на складывающемся рынке образовательных услуг ведет к ухудшению не только системы финансирования, но и состояния образовательных услуг. Продекларированные в основном законе, регулирующем образовательную деятельность в Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», системообразующие принципы, на базе которых должна строиться стратегия образовательной деятельности в стране, определяют приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством финансирования за счет

© А.И. Афоничкин, Г.В. Егорова, Е.Г. Куприянова, 2003

111!111Й1И1!Ш № 4,

средств федерального бюджета. Его размер должен быть установлен не менее чем 3 % федерального бюджета, что предполагает финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях примерно 170 студентов на каждые 10 тыс. чел., проживающих в Российской Федерации.

Поворот России к демократии, правовому государству, рыночной экономике, связанные с ним коренные преобразования в ведущих сферах общественной жизни обусловили необходимость кардинальной образовательной реформы. За истекшие годы ликвидирована монополия государства на образование, появились негосударственные образовательные учреждения. Негосударственный сектор высшей школы насчитывает свыше 500 образовательных учреждений с контингентом студентов около 7 % от их общего числа. Это немного в условиях РФ, однако такого рода образовательные учреждения уже заняли свое место на рынке образовательных услуг. Возросли возможности граждан в свободном выборе учебных заведений, образовательных и профессионально-образовательных программ.

Образовательная реформа связана с кардинальными изменениями в жизни страны, смещением роли и функции образования с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. По мере раскрепощения личной и общественной инициативы, расширения сферы свободного выбора образовательных услуг семья, общественность, работодатели и сами учащиеся обязаны брать на себя растущую долю обязанностей и ответственности в деле образования. Этот тезис обосновывается не только наличием негосударственного сектора, но и политикой в области финансирования отрасли.

Как показывает мировой опыт, решение данной проблемы возможно за счет привлечения в образовательную сферу части средств, аккумулированных у тех категорий населения и заинтересованных юридических лиц, которые готовы уже

сегодня делать финансовые вложения в образовательные услуги будущих периодов при условии их высокой надежности, качества и ликвидности.

Существующие в настоящее время зарубежные механизмы инвестирования образования затрагивают в основном частные инвестиции в виде различных займов, ваучеров и кредитов. Однако реализуемость таких механизмов в России весьма незначительна. Поэтому с учетом традиций и возможностей частных инвестиций в качестве жизнеспособного финансового механизма для продолжения образования может быть использовано накопительное инвестирование.

К данному моменту в стране имеется определенный опыт реализации таких программ государственного инвестирования, как образовательные кредиты, образовательные рейтинги с выдачей индивидуального образовательного сертификата и др. Однако объемы государственных средств на образование хотя и имеют тенденцию роста, все же недостаточны для полноценного образовательного процесса, регламентированного нормативными актами. В этой связи разработка механизмов и использование системы частного инвестирования в образование в сфере высшего образования являются, несомненно, актуальной проблемой.

Для анализа процессов управления и финансирования в системе общего и высшего образования обычно используется ряд индикаторов, на базе которых и проводится оценка уровня системы образования. Такими индикаторами выступают показатели (индексы), характеризующие конкурентоспособность системы высшего образования страны по мировым критериям. К ним относятся:

— профориентация, отбор и зачисление в вузы;

— структура и содержание программ подготовки;

— профессорско-преподавательский состав;

— производственная инфраструктура и материально-техническое обеспечение;

— структура и организация процесса подготовки;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— финансовое обеспечение;

— трудоустройство выпускников вуза.

Данные показатели определяют потенциал высшего образования и его конкурентоспособность на мировом рынке в целом, стратегию управления развитием высшего образования.

Формирование указанной стратегии зависит от уровня экономического и научно-технического состояния страны. Существует несколько методов определения ее состояния (статуса) развития. Один из них базируется на анализе макроэкономических показателей, характеризующих различные сферы (экономика, социальная, научно-техническая сфера и др.), ВВП на душу населения, уровень доходов или производительность труда, уровень образования, продолжительность жизни, число продаваемых за рубеж лицензий и патентов и т.д.

Второй метод основан на формировании интегрального критерия, которым является индекс «общественное развитие» и который позволяет приписать каждой стране индекс, или рейтинг, уровня качества жизни населения. В качестве базы формирования интегрального критерия берется целый спектр показателей, например, таких, как уровень образования, покупательная способность и др.

Интегральный индекс позволяет оценить использование в стране национальных богатств для обеспечения жизненного уровня населения. Именно такой подход приняла за основу ООН, исследования которой позволили составить рейтинг стран по индексу «общественное развитие». Фрагмент рейтинга приведен в табл. 1.

Наиболее весомыми в структуре интегрального индекса являются показатели ВВП и дохода на душу населения. Начиная с 1993 г. ООН рекомендует использовать новый метод подсчета ВВП и дохода, базирующийся на оценке покупательной способности валюты страны на внутреннем рынке. Ранее оценка стоимости велась по международному курсу (объему производства). Это изменение дает новое разбиение стран на группы (табл. 2).

Таблица 1

Рейтинг стран по индексу «общественное развитие»

N6641 а Е&ё-оеі а ї і їайайо-ааі і і -і 0 ба$ае- Кї ее^айо-аї ї^-аа Е&е-оеі а її ААї --чи 'Щ $

Япония 1 0,983 3 10,7

Канада 2 0,982 11 12,1

Норвегия 3 0,978 6 11,6

Швейцария 4 0,978 1 11,1

Швеция 5 0,977 5 11,1

США 6 0,076 10 12,3

Австралия 7 0,972 20 11,5

Франция 8 0,971 13 11,6

Нидерланды 9 0,970 17 10,6

Англия 10 0,964 21 11,5

Исландия 11 0,960 9 8,9

Германия 12 0,957 8 11,1

Республики бывшего СССР: Литва

Эстония

Россия Беларусь

Узбекистан

29

34

37

38

80

Рейтинг стран по индексу «доходы на душу населения»

Таблица 2

N6641 а ї ї еої а-оаёш ау йї йї а-і ї йои ааё^ ои, аї ё. Е&еоеі а І аиаі ї бї е$аї а йоаа, аї ё

США 22 204 1 22 204

Япония 19 107 2 27 132

Китай 2 040 (1 450) 3 370

Германия 19 500 4 24 585

Франция 18 227 5 21 022

Индия 1 150 6 330

Италия 16 896 7 19 911

Англия 15 720 8 17 596

Бразилия 5 240 9 2 940

Мексика 7 170 10 3 030

Канада 19 178 11 21 537

Испания 12 719 12 13 508

Индонезия 2 730 13 610

№ 4,2003

Третий метод определения уровня состояния страны связан с оценкой конкурентоспособности последней на мировом рынке. Для ее проведения используются 326 критериев, характеризующих различные аспекты конкурентоспособности страны: динамику экономики, социально-политическую стабильность, отраслевую эффективность и др. Применение данного метода дает следующее распределение стран: Япония, Швейцария, Германия, Финляндия, Швеция, США, Франция и т.д.

Статус России в мировом сообществе определяется не только существующим соотношением его показателей с аналогами зарубежных стран, но и перспективами их развития в будущем. В последнее время мировая экономика развивается слабыми темпами. Совокупный ВВП 177 стран мира возрастает всего на 2,2 % в год. Такое положение вызвано двумя основными факторами: депрессивными последствиями антиинфляционных мер и затянувшейся корректировкой внутренних нормативных актов. Страны СНГ и Восточной Европы вносят свой вклад в продолжающийся спад производства и повышение темпов инфляции. На этом фоне разрыв между экономическим потенциалом России и развитых стран увеличивается со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для системы высшего образования данные последствия, по прогнозу, выразятся в сокращении объемов финансирования, снижении конкурентоспособности на мировом рынке образования и в результате этого уменьшении притока зарубежных студентов, сокращении национального рынка спроса на специалистов.

Стремительный рост, характеризующий высшую школу всех западноевропейских стран после Второй мировой войны, а также реформы, осуществляемые в этих странах как в социально-экономической сфере, так и в области образования, вызывают необходимость проведения межнациональных сравнительных исследований, в частности по такому интегрированному критерию, каким являются объемы финансирования высшего образования.

Наиболее полно характеризуют национальную политику стран в области развития и финансирования сферы высшего образования следующие показатели:

— общая сумма государственных расходов на высшее образование в процентном отношении к общим расходам;

— общая сумма государственных расходов на высшее образование в процентном отношении к национальному бюджету расходов на образование в целом;

— общая сумма государственных расходов на высшее образование в процентном отношении к ВНП;

— государственные расходы на одного студента.

При сравнении данных по странам — членам ЕЭС, например, по первому показателю получим, что общие государственные расходы на высшее образование в процентном отношении к доле расходов на образование в государственном бюджете максимальны в Нидерландах и Германии, исключительно низкими они остаются в Люксембурге и недостаточно высокими во Франции.

Изменение четвертого показателя, т.е. динамика государственных расходов на одного студента, коррелируется с приведенными выше данными: в странах с высоким уровнем расходов на образование (и во Франции) расходы на каждого студента имеют тенденцию к падению, а в странах с низким уровнем этих расходов — к повышению.

Рассмотренные данные показывают, что подробный сравнительный анализ структуры систем профессионального образования стран мира, и в частности анализ объемов и структуры их финансирования, представляется весьма актуальным для прогнозирования развития системы высшего образования Российской Федерации и особенно для оценки необходимых инвестиций в части финансирования востребованного высшего профессионального образования.

Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы и практики управления образованием. Это — важная цель

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и одновременно средство осуществления образовательной реформы.

За последние годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере. В этой связи основной целью органов управления высшим образованием является дальнейшее реформирование системы управления образованием, обеспечивающей динамичное развитие и высокое качество образования.

Разделение полномочий и ответственности органов управления образованием в целях проведения единой государственной образовательной политики и разделения инвестиционных потоков для образовательных целей регионов связано с решением следующих основных задач на различных уровнях управления образованием: федеральном, региональном, местном.

На федеральном уровне реализация образовательной стратегии, финансовоэкономического обеспечения и развития единого образовательного пространства РФ требует определения приоритетов реализации этой стратегии. Для создания федеральных программ, инновационных проектов, государственно-общественной системы оценки и контроля качества образования необходимы в первую очередь их научная и педагогическая проработка и координация деятельности органов управления образованием. При этом следует обеспечить равенство возможностей граждан в сфере образования, преимущественное внимание к потребностям тех слоев и групп населения, которые нуждаются в поддержке, разработать комплекс соответствующих показателей и индикаторов для мониторинга развития образования.

Региональный уровень совместно с органами федерального управления образованием обеспечивает переход российской образовательной системы в новое качество. Регионализация и интеграция образования, повышение уровня самостоятельности, комплексности образо-

вательного развития регионов и закрепление единства, целостности образовательного пространства России должны быть закреплены в нормативных документах по формированию региональной образовательной политики и региональных программ развития образования.

В регионе должно обеспечиваться научно-методическое и информационное обеспечение учреждений профессионального образования, в той части издания учебной литературы, которая касается прежде всего регионального компонента. Поддержка инновационной деятельности в образовании, развитие инновационных образовательных учреждений, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации по специальностям региона являются также важными проблемами развития образования, превращения региональной системы образования в действенный фактор экономического развития региона.

На уровне местного самоуправления должно осуществляться вовлечение широкой общественности в решение вопросов деятельности образовательных учреждений с целью удовлетворения образовательных потребностей местного населения и запросов местного рынка труда. Обеспечение образовательных учреждений финансовыми, материально-техническими и другими необходимыми для образовательной деятельности ресурсами требует создания нормативно-правовой базы местного самоуправления.

Регулирующая система управления образованием должна строиться, во-первых, с учетом академической и финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) образовательных учреждений и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между различными его уровнями. Это возможно только при условии отказа от принципов административно-распорядительного управления образованием и перехода к управлению, регулирующему деятельность образовательных систем.

Для обеспечения конституционных прав граждан в области образования на различных уровнях управления нужны

№ 4,2003

адекватные финансовые механизмы, отвечающие требованиям рыночных отношений в сфере образования, условиям рыночной экономики в регионах, способные стабилизировать и укрепить финансовое положение учебных заведений, повысить эффективность использования бюджетных средств, активизировать привлечение на нужды образовательных учреждений внебюджетных источников финансирования, создать равные экономико-правовые возможности для участия в образовательной деятельности всех образовательных учреждений независимо от форм собственности, а также потребителей образовательных услуг. Это должно стимулировать формирование рынка образовательных услуг, повышение платежеспособного спроса на них. Число обучающихся за счет государства студентов будет сокращаться при повышении качественных характеристик обучения (техническое и информационное оснащение, изменение соотношения числа преподавателей, особенно высшей квалификации, и студентов, увеличение объема индивидуальной работы со студентами, возможность формирования непосредственно перед выпуском учебных групп для подготовки специалистов с конкретной профоориентацией в соответствии с потребностями рынка труда и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при исследовании системы образования в области высшего образования выявляются тенденции к спаду в количественном и качественном составе людей, желающих получить его. Существующие размеры финансирования системы высшего образования не позволяют говорить об исключительном финансировании за счет государственного бюджета. Опыт развитых стран показывает необходимость привлечения дополнительного частного финансирования в сферу образования. Тенденции перераспределения частного и государственного финансирования усиливаются в области увеличения первого и сокращения второго.

Анализ организационно-экономического управления системой высшего образования предполагает структурное разделение механизмов финансирования и пересмотр целей и задач управления высшим образованием. В качестве альтернативных источников финансирования может быть предложена система мер частного инвестирования на продолжение образования. Концепция такого пакета услуг по финансированию продолжения образования должна включать ряд требований как к организационному механизму, так и к методам реализации и защиты инвестиций.

Поступила 24.10.03.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Е.Г. Пипко, зав. кафедрой экономики, организации и коммерческой деятельности Толъяттинского государственного института сервиса

Статья посвящена определению концептуальных основ конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. По мысли автора, высшие учебные заведения должны занять активную конкурентную позицию на рынке и определять стратегию конкуренции исходя из своей миссии и ситуации на рынке образовательных услуг.

The article is devoted to the concept of a competition in the market of educational services. The higher educational institutions should define strategy of a competition proceeding from mission and situation in the market educational services.

На рынке образовательных услуг шие учебные заведения. Однако разви-

Российской Федерации долгое время тие рыночных отношений в области об-

господствовали государственные выс- разования привело к расширению пред-

© Е.Г. Пипко, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.