Научная статья на тему 'Инвестиционные факторы стимулирования предпринимательской активности на региональном уровне: новые точки роста в России'

Инвестиционные факторы стимулирования предпринимательской активности на региональном уровне: новые точки роста в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганесян Владислав Геннадьевич, Баева Елизавета Олеговна

В статье рассматриваются инвестиционные факторы стимулирования предпринимательской активности. Анализируется зарубежная, а также российская практика организации инвестиционного процесса, их результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные факторы стимулирования предпринимательской активности на региональном уровне: новые точки роста в России»

w

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: НОВЫЕ ТОЧКИ РОСТА В РОССИИ

Оганесян Владислав Геннадьевич, Баева Елизавета Олеговна, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир

E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru

Аннотация. В статье рассматриваются инвестиционные факторы • стимулирования предпринимательской активности. Анализируется зарубежная, а Т также российская практика организации инвестиционного процесса, их результаты.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат,

предпринимательство, предпринимательская активность.

Как показывают международный опыт и российская практика создания инвестиционного климата, значительная часть этих вопросов находится на региональном уровне, а эффективность усилий регионального уровня власти и персонально руководства региональной администрации могут иметь решающее значение при выборе инвесторами места размещения своих производств и реализации иных прямых инвестиций. Особенно возрастает роль региональных администраций в условиях макроэкономической стабильности.

Анализ международного опыта показывает, что высокого уровня развития и высоких темпов экономического роста достигли страны, активно развивающие промышленность, в которых региональные власти проявляют значительную экономическую активность и сконцентрированы на непрерывном улучшении инвестиционного климата постоянном диалоге с инвесторами. Среди развитых стран наглядными являются примеры США, Канады, Германии, Японии, Франции, Италии, где роль регионов в экономическом развитии является очень значительно [1].

Они имеют широкие полномочия и проявляют большую активность в части бюджетно-налоговой, кредитной и промышленной политики, непрерывно

145

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

концентрируются на создании и освоении новых технологий. Еще более показательными являются примеры таких стран. Китай, Бразилия, Южная Корея, Тайвань, Сингапур проводят долгосрочную целенаправленную политику по опережающему развитию промышленно-технологического потенциала. В первых трех из названных стран провинциям предоставлена полная самостоятельность в части инвестиционной активности.

Такие широкие полномочия там сочетаются с высокой ответственностью и требовательностью к результатам. Более того, в Китае четыре лидирующих провинции с 80-х гг. получили даже право формировать собственные обменные курсы, нормативы заработной платы, тарифы и налоговый климат, а успешность работы руководства провинции по улучшению инвестиционного климата определяет его статус и продвижение по социально-политической иерархии. Наиболее инвестиционно успешные штаты и провинции имеют собственные зарубежные представительства и деловые центры.

Последнее время большинство аналитиков отмечает резкое ухудшение инвестиционного климата в России, связанное в том числе с санкциями ^ западных стран и пересмотром международных рейтингов. В таком положении о российской экономике остаётся рассчитывать только на собственные силы, а для этого необходимо провести целый ряд реформ, чтобы упростить регистрацию новых предприятий и привлечение инвестиций в ключевые отрасли. Этот процесс начался ещё несколько лет назад, однако теперь его придётся ускорить [2].

Одним из ключевых показателей инвестиционного климата в стране считается рейтинг DoingBusiness, который составляется каждый год Всемирным банком. В 2014 г. Россия вошла в тройку государств, активнее других следующих по пути реформ. В частности, наша страна поднялась сразу на 20 позиций и заняла 92-е место в новом международном рейтинге DoingBusiness - 2014. Более того, Россия впервые вошла в первую сотню рейтинга, оценивающего условия ведения бизнеса, опередив все три страны БРИК - Китай (96-е место), Бразилию (116-е) и Индию (134-е).

Более того, Всемирный банк назвал Россию одним из трёх государств, наиболее активно продвинувшихся за истёкший год по пути реформ, направленных на улучшение предпринимательского климата. Однако если посмотреть на позиции других бывших республик СССР в этом рейтинге, то выяснится, что позиции России в нём как минимум не самые лучшие.

Второе важное преобразование - сокращение количества разрешений, необходимых для реализации строительных проектов, и времени, необходимого для регистрации нового здания. На получение разрешения на строительство теперь нужно потратить 297 дней, а не 344 дня, как годом ранее, и пройти при

146

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

этом предстоит 36 процедур, а не 42. Также Россия облегчила процедуру доступа к электроэнергии для предприятий, сделала получение электроэнергии более простым и менее затратным. Количество процедур сократилось вдвое - до пяти, а количество дней на их прохождение - с 281 до 162. Также в России упростилось ведение международной торговли. Это стало результатом внедрения электронной системы подачи документов по экспорту и импорту и сокращения числа физических проверок. По уплате налогов Россия поднялась с 64-го на 56-е место.

Несмотря на рост показателей в рейтинге DoingBusiness, в целом, по словам аналитиков, инвестиционный климат в России в последнее время значительно ухудшился, причём причины носят как экономический, так и политический характер, считает большинство экспертов. Во-первых, более 50 млрд долл. составил отток капитала за I квартал из России. Во-вторых, произошло ослабление рубля, что уже сказывается и на инфляции. В целом рост инфляции вышел за пределы целевых 5 %, которые были ориентиром для Центрального банка. Годовые темпы инфляции в данный момент превышают 7 %. На ^ поддержку курса национальной валюты регулятор потратил значительные о средства международных резервов: с начала года их объём изменился с 509,6 млрд долл. до 486 млрд долл. на 1 апреля. Более того, фондовый рынок России с начала года просел практически на 15 %, во многом как раз благодаря санкциям и геополитическому конфликту вокруг Украины [3].

В результате, по данным последнего исследования Bloomberg Markets Global Investor Poll, в котором участвовали трейдеры, банкиры и менеджеры по денежным операциям, Россия была названа наименее привлекательной для инвестиций экономикой из числа восьми крупнейших экономик мира. Около 56 % опрошенных считают, что здесь самые худшие инвестиционные возможности среди восьми крупнейших мировых экономик. А более 7 из 10 респондентов говорят о том, что российская экономика слабеет, и 45 % рекомендуют продавать российские активы в свете конфликта на Украине, вызвавшего санкции со стороны ЕС и США.

По нашим оценкам, стоимость кредитов для российских игроков вырастет ещё больше. В апреле 2014 г. агентство Standard&Poors понизило кредитные рейтинги России, отметив, что напряжённая геополитическая ситуация оказывает негативное влияние на расшатанный инвестиционный климат России. Краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте понижен до A3 с A2, долгосрочный рейтинг в национальной валюте - до BBB с BBB+. Прогноз по долгосрочным рейтингам - «негативный». «Понижение рейтинга отражает риски, связанные с ожиданиями дальнейшего существенного оттока капитала из РФ, отмечавшегося в I квартале 2014 г. [4]

147

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

По нашему мнению, геополитическая напряжённость в отношениях между Россией и Украиной может привести к дальнейшему существенному оттоку как иностранного, так и внутреннего капитала», - указано в сообщении агентства. Кроме того, международное рейтинговое агентство Moody's поставило на пересмотр суверенный кредитный рейтинг России Baal. Причиной для такого шага также стал конфликт вокруг Украины, ухудшающий инвестиционный климат в России и делающий трудно предсказуемой геополитическую ситуацию в случае эскалации конфликта. По прогнозу Moody's, возросшая экономическая неопределённость, вызванная конфликтом с Украиной, будет способствовать сокращению ВВП России. В 2014 г., не исключают в агентстве, ВВП составит около -1 % вместо докризисных ожиданий роста в 2 %. Опасения Moody's связаны также с тем, что Россия сползёт в рецессию. Ранее эксперты S&P ухудшили прогнозы по Газпромбанку, ВТБ, Банку Москвы, ВЭБ, РЖД, «Роснефти», «РусГидро», ФСК и «Газпрому». Понижение кредитного рейтинга России рейтинговым агентством Standard&Poor's спровоцировало падение на российском фондовом рынке.

В настоящий момент улучшение инвестиционного климата происходит о несколькими способами. Во-первых, это создание территорий опережающего развития или особых экономических зон. Создание особых экономических зон и территорий опережающего развития действительно может стать эффективным инструментом привлечения инвестиций в Россию. Безусловно, нужно постоянно проводить мероприятия по повышению общего инвестиционного климата России путём внедрения мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса и повышению эффективности работы судебно-правовой системы. Однако точечная работа правительства по созданию ОЭЗ и территорий опережающего развития позволит протестировать и выработать ряд эффективных механизмов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны, которые позднее можно будет использовать в масштабе всей России [2].

В результате санкций в России могут активизироваться мероприятия по поддержанию производства отечественной продукции в ряде отраслей, таких, например, как радиоэлектроника.

Такой территорией опережающего развития в ближайшее время должен быть Крым. С начала мая 2014 г. Государственный совет Крыма установил новые ставки налога на добавленную стоимость: 4 % для обычных товаров и 2 % для социально значимых, включая продукты питания, детские вещи и медикаменты. Для сравнения: на всей территории России НДС равен 18 %. Кроме того, местные власти «простили» налогоплательщикам все долги. Снижение НДС до 2 -4 % является беспрецедентным для России, такие низкие налоги действуют

148

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

только в офшорных зонах. К примеру, сходная ставка НДС - в 3 % - установлена на острове Джерси, который расположен в проливе Ла-Манш и является владением Британской короны, однако не входит в состав Великобритании. Такое решение выглядит довольно логичным: оно необходимо для привлечения дополнительных инвестиций в регион.

Инициатива повышения инвестиционной активности включает в себя 22 проекта, направленных на совершенствование системы защиты прав инвесторов, таможенного и налогового администрирования, оптимизацию процедур регистрации собственности и предприятий, повышение доступности инфраструктуры и финансовых ресурсов, расширение спроса на продукцию компаний, обеспечение предпринимателей квалифицированными кадрами и т.д.

К примеру, одна из «дорожных карт» называется «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса». Как объясняют в НПИ, меры, предусмотренные «дорожной картой», позволят упростить взаимодействие государства и предпринимателей в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности, что позволит повысить прозрачность и комфортность ведения ^ бизнеса. Планом предусмотрено внедрение принципа "единого окна", что на о практике должно исключить необходимость подготовки дублирующих документов и сведений участниками ВЭД за счёт возможности их однократного представления через единый пропускной канал. Кроме того, будет создана возможность использования заинтересованными лицами одной электронной подписи во взаимодействии со всеми государственными контролирующими органами [4].

Всё это поможет решить главную российскую проблему с точки зрения инвестиционного климата - сократить транзакционные издержки. По данным МЭР, они составляют до 35 % от общей величины совокупных издержек ведения бизнеса, это относится и к административным барьерам, и к избыточным регуляторным требованиям. С точки зрения научной дисциплины региональной экономики системное развитие условий для повсеместного роста экономики в стране намного эффективнее анклавов. Другое дело, что российские регионы развиты слишком неравномерно, поэтому просто необходимо опережающе подтягивать некоторые из них, Но это достаточно регулировать на региональном уровне, плюс принять некоторые федеральные пакеты мер. Необходимо заниматься улучшением климата в целом в России: осуществлять структурные реформы в налоговой, судебной отрасли, работать над повышением прозрачности бизнеса и снижением барьеров для предпринимателей на всех бюрократических уровнях.

149

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Литература:

1. Радченко С.М. Формирование благоприятного предпринимательского климата в условиях крупного промышленного центра: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2012.

2. Кузнецов А.С. Оценка инвестиционного климата региона. СПб.: Ин-т проблем регион. экономики РАН, 2014.

3. Transition: экон. вестн. Всемирного банка о вопросах переходной экономики. Сер.: Налоговая реформа. М., 2014. № 4. С. 25.

4. Doingbusiness: measuring business regulations [Электронный ресурс]: Интернетсайт исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса. Оценка бизнесрегулирования». URL: http://www.doingbusiness.org

о

о

150

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.