Научная статья на тему 'Инвестиционное развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края'

Инвестиционное развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края»

Винникова Е. В., соискатель кафедры «Финансово-экономический инжиниринг» РГЭУ «РИНХ» ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Инвесторы, работающие в Краснодарском крае, оценивая этот регион, отмечают не только его уникальное географическое положение (с выходом к Черному и Азовскому морям), развитую транспортную инфраструктуру и благоприятные природно-климатические условия, но и активную работу администрации с бизнесом.

На территории края действуют Законы «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае», «Об инвестиционном налоговом кредите», «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса в Краснодарском крае», «О туристской деятельности в Краснодарском крае», которые способствуют созданию благоприятных условий для инвесторов. В 1999 г. в Краснодаре создан инвестиционный банк [1].

Основное достоинство экономики края - ее диверсифицированность: практически все отрасли являются привлекательными для инвестиций, но среди них доминируют транспорт, санаторно-курортный комплекс и сельское хозяйство.

В крае работает более 800 предприятий с участием иностранного капитала. По объему инвестированного иностранного капитала наиболее активны инвесторы из Люксембурга (25,8%), Казахстана (20%), Великобритании (14,4%), Нидерландов (10,7%), Франции (8,8%), Германии (5,3%), Кипра (4,5%) и США (3%) [2].

За последние три года в экономику региона иностранными партнерами инвестировано более 730 млн долл. США, в т. ч. в 2005 г. - 260 млн долл. США. По этим показателям край входит в десятку ведущих регионов России и занимает первое место в Южном федеральном округе.

Об интересе инвесторов к краю также свидетельствует создание российским подразделением Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) координационного комитета по Краснодарскому краю. Таким образом, члены ассоциации (иностранные и российские компании), работающие в крае или собирающиеся выйти на его рынок, получили возможность обмениваться опытом и решать вопросы взаимодействия с региональными властями.

Краснодарский край - это 1300 здравниц и более 400 туристских предприятий, в совокупности составляющих 25% всего курортного комплекса России. В 2005 г. Краснодарский край принял 10 млн туристов, что выше уровня 2004 г. на 3 млн человек (7,1млн). В 2003 г. численность отдыхающих составила 6 млн человек. По предварительной оценке экспертов численность отдыхающих в 2006 г. составит около 12 млн человек.

Такой высокий рост обеспечила работа по реализации краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края» [3], которая действует на Кубани третий год. В 2006 г. из краевого бюджета на ее реализацию выделено 210 млн руб. [4]. (В 2005 г. -132710 тыс рублей, 2004 г. -122692 тыс рублей [5,6]). Для сравнения можно сказать, что в предыдущие годы на развитие курортной сферы из кубанской казны выделалось не более 20 млн рублей. Кроме того, более 20 млн рублей было выделено санаторно-курортным предприятиям на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, полученным на развитие здравниц.

По итогам 2004года санаторно-курортная отрасль принесла 2 млрд 138 млн рублей, что на 6% больше, чем за предыдущий сезон. В 2005 г. ее доход составил 2 млрд 220 млн рублей.

Резервы роста отрасли следующие:

- расширение временных границ сезона за счет использование уникальных условий для зимнего отдыха, бальнеолечения;

- привлечение инвестиций и создание инвестиционного привлекательного климата;

- работа по исполнению федеральных законов в социальной сфере, которые предполагают санаторно-курортное лечение льготных категорий российских граждан, что требует необходимости круглогодичного функционирования санаторнокурортных учреждений (93 здравницы края выиграли тендер по приему льготной категории граждан, и уже в 2005 г. число принятых льготников составило более 160 тыс.).

На долю Краснодарского края в ФЦП «Юг России» приходится 58 проектов (из них 21 проект относится к инфраструктуре курортов) и 30% ее стоимости. В числе приоритетов программы проекты края по расширению пропускной способности

морских портов в городах Новороссийск, Туапсе и Темрюк, разведка запасов нефти и газа на шельфе Азовского моря и, что особенно важно, развитие курортнотуристического комплекса. Строительство объектов водоснабжения, водоотведения, очистных сооружений и глубоководных выпусков, берегоукрепительных сооружений и восстановление пляжей осуществляется с государственной поддержкой. Уникальным в составе программы является проект создания туристско-спортивного горноклиматического комплекса «Красная Поляна».

Участие в международных выставках курортной недвижимости во Франции, Германии, ОАЭ вносит существенный вклад в формирование образа Краснодарского края как региона с высоким инвестиционным потенциалом.

В 2005 г. на международном экономическом форуме «Кубань -2005» в Сочи было подписано 80 соглашений с иностранными компаниями на сумму в 1,6 млрд долл., и 77 соглашений на сумму 716 евро - на Форуме «Дни Краснодарского края в Германии». Значительная доля этих средств будет вложена в проекты, связанные с развитием курортов Краснодарского края.

В 2006 г. Краснодарский край получил статус партнёра организаторов 17-й Международной выставки коммерческой недвижимости М1Р1М-2006 в Каннах и представил инвесторам более сотни проектов в сфере недвижимости и туризма на общую сумму 4,7 млрд евро. Особое внимание уделялось трем крупным проектам: горно-морскому курортному комплексу «Красная поляна», Благовещенской косе под г. Анапа (проекты «Королевские дюны» и «Зелёный Геленджик») [7].

По сравнению 2003 г. объём услуг курортно-туристического комплекса увеличился почти в два раза, первые места соответственно занимают Сочи, Анапа, Геленджик. (табл. 1).

Таблица 1. Объём услуг курортно-туристического комплекса

(млн руб.)

Муниципальные Образования 2003 г. отчёт 2004 г. отчёт 2005 г. оценка Темп роста, % к 2004 г. 2006 г. прогноз Темп роста, % к 2005 г.

Город-курорт Анапа 3075,3 3621,4 5004,4 110,2 6005,1 107,1

Город-курорт Геленджик 1729,3 2877,8 3502,0 109,8 4165,4 109,4

Город Новороссийск 139,4 422,6 525,5 106,3 634,0 104,9

Город-курорт Сочи 6695,3 9609,1 12145,0 108,4 16868,2 113,4

Город Туапсе 14,1 42,1 53,5 106,8 62,3 100,3

Город Горячий Ключ 147,3 184,0 186,7 94,0 215,7 103,0

Источник [8,9].

На курортах края туристическая отрасль является градообразующей, она способна дать больший экономический эффект, чем сельское хозяйство или транспорт, обеспечивающий быстрый возврат вложенных средств. Кроме того, туризм несёт огромную социальную функцию, увеличивая доступность отдыха и санаторного лечения, обеспечивая занятость населения в регионе.

В июле 2006 г. Сочи включился в борьбу за право проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. В горной части курорта реализуются проекты четырёх туристско-спортивных комплексов. Экономический эффект от возможного проведения в Сочи зимней Олимпиады составит 162,6 млрд рубл.

В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы финансирование на конкретные цели получают санатории «Авангард», «Юность», «Сочи», «Русь», санаторий имени Орджоникидзе, оздоровительный комплекс «Дагомыс», Сочинский государственный университет туризма и курортного дела.

На строительство пионерских лагерей «Олимпийская деревня» и «Комсомолец» Всероссийскому детскому центру «Орленок» выделяется 281 млн рублей, 40 млн рублей получит город-курорт Анапа на хирургический комплекс горбольницы, 43 млн рублей выделяется для водоснабжения городу-герою Новороссийск.

А всего в курортных городах края финансируется строительство или реконструкция 30 объектов санаторно-курортного комплекса или городской инфраструктуры на общую сумму 4 млрд 402 млн рублей. В программу инвестиций включены также строительство автомобильной дороги Джубга-Сочи до границы с Грузией стоимостью 983 млн рублей строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Г еленджика стоимостью 2 млрд 470 млн рублей. С учетом ввода в 2007 г. нового аэропорта в Геленджике рынок делового туризма в регионе будет неуклонно расти, что потребует дополнительных инвестиций.

Однако главными препятствиями для привлечения инвестиций по-прежнему остаются:

- отсутствие готовых инвестиционных площадок;

- слабо развитая инфраструктура;

- административные барьеры и невыгодные условия аренды.

Но уже в 2005 г. на своих территориях муниципальными администрациями были сформированы более 750 свободных земельных участков для реализации инвестиционных проектов. Около 200 из них (наиболее инвестиционнопривлекательные) в ближайшее время будут подготовлены и предложены инвесторам с торгов.

Инвестиционный проект, одобренный администрацией, может получить финансовую поддержку из краевого бюджета в следующих формах:

- налоговые льготы (полное освобождение от уплаты налога на имущество);

- субсидирование части затрат по выплате процентов по кредитам;

- государственные гарантии Краснодарского края или размещение средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

- льготы по арендной плате за земельные участки, находящиеся в краевой собственности.

Постановлением главы администрации края «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края» предусмотрен понижающий коэффициент к арендной плате за землю: на период проектирования и строительства - 0,5.

9 июля 2006 г. вступил в силу принятый Государственной Думой Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», что дало возможность создавать свободные экономические зоны (СЭЗ) в санаторно-курортном и туристическом комплексе. Свободная экономическая зона даст возможность активно привлекать капиталовложения и другие ресурсы для развития туризма и санаторно-курортного комплекса данных территорий. Кубань участвует в конкурсе заявок на создание особых экономических зон (ОЭЗ), проводимом федеральным центром. Это прежде всего ОЭЗ рекреационного типа. Претендентами на создание СЭВ в Краснодарском крае являются: Апшеронский, Туапсинский, Темрюкский районы, Всероссийский детский курорт Анапа.

Российская туристическая отрасль развивается в условиях жесткой конкуренции с зарубежными курортами. При этом выживут лишь те участники рынка, которые предоставят максимально дешевый и наряду с этим качественный турпродукт.

Таким образом, для привлечения инвестиций в санаторно-курортный комплекс Краснодарского края необходимо:

- создание туристско-рекреационной Особой Экономической Зоны, первой в России, дающей существенные налоговые и иные льготы;

- упрощение процедуры получения разрешений на строительство объектов (принцип «единого окна»);

- формирование единой региональной инвестиционно-проводящей сети;

- государственная поддержка «точек роста», создающих мультипликативный эффект в смежных отраслях;

- привлечение инвестиций в строительство гостиничных комплексов;

- совершенствование региональной законодательной и нормативной базы;

- развитие внешнеэкономических и международных связей в сфере туризма, гостиничного бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Терская И.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика /И.А.Терская, А.В., Терский, Д.А Терский.- Краснодар, 2004. - С. 145.

2. Клёнова И. Инвестиционный климат Краснодарского края //Финансовый директор-2006.-№3 .-С.84.

3. Краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003-2010 гг.»: Утв. Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 19.11.2003 г. №411 // ИБЗСКК.- 2003.- №12.- Ч.2.-С.72-138.

4. О краевом бюджете на 2006 год: Закон Краснодарского края от 26.12.2005г. №965 // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. - 2006.- №37.- С.156-338 (229).

5. О краевом бюджете на 2005 год: Закон Краснодарского края от 28.12.2004 г. №817 // ИБЗСКК.- 2004.- №24.- Ч.2.- С.165

6. О краевом бюджете на 2004 год: Закон Краснодарского края от 29.12.2003г. №817 // ИБЗСКК.- 2003.- С.55

7. Джулаев Г. От инвестиций к стратегии // Кубанские новости.-2006.-№42.-25 марта.-

С.10-11.

8. Об индикативном плане социально-экономического развития Краснодарского края на 2006 год: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.11.2005 г. №1847 // ИБЗСКК.-2006.-№36.-С.286-364.

9. Об индикативном плане социально-экономического развития Краснодарского края на 2005 год: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 8.12.2004г. №1148-П // ИБЗСКК.-2004.-№24.-С. 175-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.