Научная статья на тему 'Инвестиционное программирование как механизм реализации инвестиционной политики государства'

Инвестиционное программирование как механизм реализации инвестиционной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT ACTIVITIES / INVESTMENT PLANNING / INVESTMENT PROGRAM / INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дунская Д. Б.

В статье рассмотрена семантика и взаимосвязь понятий «инвестиционная деятельность» «инвестиционная программа» «инвестиционный проект».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the meaning and correlation of the concepts investment activities investment plan investment project.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное программирование как механизм реализации инвестиционной политики государства»

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

УПРАВЛЕНИЕ И ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО

Д. Б. Дунская,

аспирант, СПГУВК

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

INVESTMENT PROGRAMMING AS MECHANISM FOR ACHIEVEMENT OF INVESTMENT POLICY OF THE STATE

В статье рассмотрена семантика и взаимосвязь понятий «инвестиционная деятельность» — «инвестиционная программа» — «инвестиционный проект».

The article examines the meaning and correlation of the concepts "investment activities" — "investment plan" — "investment project".

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционное планирование, инвестиционная программа, инвестиционный проект.

Key words: investment activities, investment planning, investment program, investment project.

ИАЗВИТИЕ отраслей экономики, экономической инфраструктуры и социальной сферы в современных условиях России невозможно без эффективной инвестиционной политики государства. Инвестиционная политика представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем [1]. Инвестиционная политика государства задает вектор развития инвестиционной сферы и способствует активизации инвестиционной деятельности на региональном, отраслевом и микроуровне.

Инвестиционная деятельность выступает одним из важнейших факторов эконо-* мического роста государства. Федеральным

I законом РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об

Л

и инвестиционной деятельности в Российской

Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционная деятельность определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность предполагает рациональную организацию процесса инвестиционного планирования, что по своему экономическому смыслу заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов. Планирование инвестиционной деятельности является стратегической и одной из наиболее сложных задач управления государством, при котором необходимо учитывать все аспекты экономической деятельности страны, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития экономики, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта. Планирование инвестиционной деятельности как на уровне государства, региона или отрасли, так и на микроуровне выражается в форме инвестиционных проектов либо в форме инвестиционных программ.

Под инвестиционным проектом понимают обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций [6].

Инвестиционные программы заключаются в создании комплекса производственных, социально -экономических, организационно -правовых и других мероприятий, которые согласованы по ресурсам, исполнителям, органам управления и срокам осуществления и направлены на достижение конкретных целей [4]. Инвестиционные программы определяют направления дальнейшего экономического развития и возможности устойчивого функционирования и роста хозяйствующих субъектов.

Инвестиционные программы представляют собой сбалансированную систему, элементами которой являются инвестиционные проекты, характеризующуюся следующими признаками [2]:

— нормативно-правовая общность;

— общность системы управления;

— общность ресурсного обеспечения;

— общность подходов к оценке эффективности реализации;

— общность инфраструктуры разработки и реализации инвестиционных программ.

Принципиальные отличия инвестиционных программ от совокупности включенных в нее планов и проектов заключаются в следующем [3]:

— при правильном формировании программы ее эффект обычно больше, чем сумма эффектов включенных в нее проектов;

— все проекты программы, как правило, имеют единый общий организационно-экономический механизм реализации;

— все проекты программы имеют некоторую общую цель, а следовательно, отбор проектов в программу производится по единым критериям.

Основное внимание при формировании инвестиционных программ должно быть уделено механизмам и критериям отбора и ранжирования проектов и планов. В качестве ограничений при отборе и ранжировании проектов могут выступать следующие ограничения [4]:

— физические ограничения, связанные с тем, что некоторые факторы производства могут присутствовать в экономике неэластичным предложением;

— правовые ограничения предполагают, что все действия органов управления в

// университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

инвестиционной сфере должны регламентироваться существующий правовой базой;

— социально-экономические ограничения, которые призваны сузить допустимые масштабы неравенства в распределении результатов инвестиционных предложений;

— бюджетные ограничения, определяющие объемы финансирования программы;

— экологические ограничения.

Разработка и реализация программы

инвестиционной деятельности — сложный и трудоемкий процесс, осуществляемый поэтапно:

— определение целей и задач программы;

— анализ исходного состояния проблемы и предпосылок формирования программы;

— генерация альтернатив;

— выбор критериев и показателей эффективности;

— выявление влияющих факторов и системы ограничений;

— определение ресурсной обеспеченности;

— формирование инвестиционной программы;

— определение методов реализации программы;

— определение сроков реализации;

— расчет ожидаемых результатов и экономической эффективности программы;

— уточнение и корректировка исходных позиций;

— реализация программы;

— оценка результатов программы.

Важно отметить, что конечная цель программы не может быть представлена отдельной точкой во времени или пространстве. Инвестиционная программа имеет разветвленный пространственно-временной характер.

Механизм создания инвестиционной ™

программы должен основываться на принци- Ц

пе оптимальности, то есть наилучшего соот- *

ношения ряда характеристик, таких как лик-^^103 видность, доходность, время реализации, эффективность, совместимость, рискованность.

Созданиеинвестиционныхпрограмм — важнейшее направление совершенствования методов управления инвестиционной деятель-

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

ностью. По признаку «определение субъекта составления и исполнения инвестиционных программ» их можно классифицировать на общефедеральные, региональные, отраслевые и производственные (рис. 1) [2].

Такая классификация инвестиционных программ предопределена конкретными целями инвестиционной политики государства на всех уровнях. С точки зрения нормативно-правовой базы любая государственная инвестиционная программа, в отличие от закона, постановления, распоряжения или указа, не имеет конкретной юридической силы. Макроэкономические, отраслевые и региональные инвестиционные программы выступают в качестве целевых ориентиров, рекомендаций инвестиционного развития.

Программы инвестиционного развития, как на уровне государства, так и в масштабах одного региона, должны учитывать тенденции развития смежных сегментов экономики. Реализация инвестиционных программ будет эффективной лишь в том случае, если указанные программы будут тесным образом взаимосвязаны с тенденциями развития рынков труда и товаров по основным количественным и качественным характеристикам [2].

Особое место в инвестиционных программах занимает группа отраслевых инвестиционных программ, которая довольно обширна по спектру решаемых проблем. Так, в России ежегодно принимаются программы регулирования деятельности и управления инвестициями в рамках отраслей экономики.

Водный транспорт, как и транспорт в целом, безусловно, является ограничителем развития экономики России, поскольку наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.

В настоящее время на транспорте инвестиционная деятельность государства реализуется в основном через механизм Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», целями которой являются: повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, обеспечение конкурентоспособности, комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, реализация транзитного потенциала страны. Программа представляет собой совокупность подпрограмм,

Федеральные

Стратегии инвестиционного развития

ш

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Региональные

Взаимодействия центра и регионов

Распределения государстве иных инвестиций

Стимулирования частных инвестиций

Развития крупных производств

Отраслевые

Развития отраслей экономики

Межотраслевой интеграции

Роста ^ инновационных отраслей

Производственные

■> Долгосрочные

Стратегические

Рис. 1. Основные виды инвестиционных программ

определяющих приоритеты развития транспортного комплекса, в том числе морского и внутреннего водного транспорта, на отдаленную перспективу. Эффективность программы будет обусловлена рядом показателей, но сегодня можно говорить, что структура программы и ее подпрограмм отвечает необходимым критериям.

Для достижения целей подпрограммы «Морской транспорт» необходимо решение ряда задач: обеспечение роста перевозок грузов и пассажиров, увеличение пропускной способности российских морских портов и провозной способности морского транспортного флота, обеспечение надежности и безопасности функционирования морского транспорта. Для решения задач подпрограммы должны быть осуществлены мероприятия по увеличению производственной мощности российских морских портов, строительству транспортных, аварийно-спасательных, гидрографических, ледокольных и патрульных судов, строительству и реконструкции объектов берегового базирования бассейновых аварийно-спасательных управлений, мероприятия по укреплению материально-технической базы морских учебных заведений, а также по научно-техническому обеспечению. Общее первоначально запланированное финансирование подпрограммы составляет 630,7 млрд руб., из которых в виде капитальных вложений — 629,7 млрд руб.

Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» предусматривает решение таких задач, как устранение участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Рос-

// университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

сийской Федерации, повышение конку ренто-способности внутреннего водного транспорта на основе обновления транспортного флота, развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, обеспечение надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. Реализация подпрограммы позволит сократить долю внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность европейской части России, и ликвидировать к 2015 г. аварийное состояние и опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях. Общее первоначально запланированное финансирование подпрограммы составляет 206,3 млрд руб., капитальные вложения из которых — 205,3 млрд руб.

В соответствии с вышеизложенным содержанием и этапностью разработки инвестиционных программ при изменении макроэкономического окружения или других условий выполняется уточнение и корректировка исходных позиций программы и промежуточная оценка ее результатов. В настоящее время такая необходимость возникла в связи с мировым экономическим кризисом. Минэкономразвития России считает, что в среднесрочной перспективе необходимо сократить расходы на дорожное строительство, на строительство, реконструкцию и модернизацию портовой и аэропортовой инфраструктуры, на развитие объектов железнодорожного транспорта и перенести ряд проектов на более поздний срок. Однако любое изменение программных индикаторов требует серьезного научного обоснования.

Список литературы

со

1. Сеялова Г. С. Инвестиционная политика предприятий: метод. указания. — Оренбург, Ц 2005. *

2. Быковская Е. В. Управление инвестиционными программами субъекта Российской Феде-^^05 рации (на примере Тамбовской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Тамбов, 2004.

3. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2008.

4. Крыжановский О. А. Совершенствование механизма формирования региональных инвестиционно-строительных программ: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Тюмень, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.